Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 24. Социальная мобильность




В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими группы и общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.

Мобильность является самостоятельным показателем прогресса общества. Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Кроме вертикальной мобильности, связанной с переходом из одного социального слоя в другой, он выделял, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя в другой, при этом статус и престиж не меняются.

Наряду с уже выделенными нами типами социальной мобильности, социологи рассматривают также подвиды и подтипы данного явления. В первую очередь, к ним можно отнести: индивидуальную мобильность, связанную с переходом индивидов из одной общности в другую (вверх, вниз или по горизонтали) и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно (к примеру, старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Среди других подтипов можно выделить межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Под первой понимается изменение социального статуса детей по отношению к родителям. Под второй – многократные изменения социальной позиции индивида в течение жизни.

В качестве основных факторов и каналов мобильности можно выделить:

· армию, которая играет важную роль в восходящей мобильности в военное время;

· церковь, имеющую значительные возможности продвижения снизу вверх в период становления новых религий;

· образование, которое в современном обществе играет роль «социального лифта» - движения от самых нижних этажей общества к высшим;

· политические и профессиональные организации, играющие роль социального «эскалатора». Имеется шанс, ступив один раз на ступеньку такой «лестницы», в дальнейшем продвигаться по службе;

· семью, способствующую продвижению наверх различными способами: от браков до поддержки в деловой сфере. Однако исследования показывают, что значительное продвижение вверх ослабляет семейные связи.

Таким образом, проделанный анализ показывает, как мощные бастионы социальной и стратификационной систем изменяются под воздействием социального неравенства и мобильности.

 

РАЗДЕЛ VII.

Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений

Лекция 25. Концепции и факторы социальных изменений

Становление классического подхода к социальным изменениям совпало по времени с возникновением социологии как науки. Уже Огюст Конт и Герберт Спенсер рассматривали общество, с одной стороны, во временной статической перспективе, а, с другой стороны, - как динамическую систему, основанную на социальных изменениях. В самом деле, любое общество не может существовать в неизменном состоянии, вне различной скорости, интенсивности, ритма и темпа.

Что же такое социальное изменение? Наиболее простое и точное определение данному понятию дает Ю.М. Плотинский «под социальным изменением понимается любое изменение характеристики наблюдаемого объекта».

В социологической науке существуют различные типологии социальных измерений.

Остановимся на двух наиболее распространенных.

Автором первой типологии социальных изменений является С. Ваго. Она приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Размах Малые изменения Маргинальные изменения Всеобъемлющие изменения Революционные изменения
Направление изменений Упадок Прогресс
Временной горизонт Краткосрочные изменения менее года Среднесрочные изменения 1-5 лет Долгосрочные изменения более 5 лет
Уровень изменений Индивид, группа, организация, институт, общество.

 

В основе второй типологии социальных изменений лежат модели социального времени: линейная и циклическая.

Согласно модели линейного времени, время течет необратимо и непрерывно от прошлого, через настоящее к будущему. Так, например, О. Конт в основу этой модели положил идеалистическую концепцию эволюции, которая выступает движущей силой исторических изменений. Суть ее состоит в том, что человеческий род в своей истории проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии люди заклинают сверхъестественные существа и силы, словно те ответственны за земные события. На второй стадии люди заменяют богов абстрактными причинами и сущностями, воспринимаемыми разумом. На третьей, позитивной стадии люди обращаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении и эксперименте.

Герберт Спенсер рассматривал эволюцию как универсальный принцип всей реальности – природы и общества. Человеческая история, считал он, проходит ряд последовательных стадий.

1. Простые, изолированные друг от друга общества, в которых все члены заняты примерно одной и той же деятельностью и поэтому в них отсутствует политическая организация.

2. Сложные общества, в которых появляется разделение труда среди индивидов и разделение различных частей общества, центральное значение здесь приобретает иерархическая политическая организация.

3. Общества удвоенной сложности существуют на постоянной территории и имеют действующую конституцию и систему законов.

4. Цивилизации – наиболее сложные общества, которые выражаются в таких формах, как национальные государства, федерации государств или большие империи.

Таким образом, в век науки и промышленности, резервуар человеческих знаний постоянно пополняются.

Модель циклического времени получила широкое распространение в последние годы. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой круговорот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.

В обществе наблюдаются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, экономический рост чередуется с экономическим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т.д.

Многие социальные институты, общности и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис. Сложность циклических социальных измерений состоит в том, что разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности – от сезонных до многовековых. Поэтому в каждый данный момент наблюдается одновременное сосуществование социальных структур, явлений и процессов, находящихся на разных фазах своего цикла. Этим в значительной степени определяется непростой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. В качестве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов. Рассмотрение волновых движений предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития социальной системы, тенденцию к ее усложнению, а с другой – наличие сменяющихся друг друга волн изменений, которые соответствуют разным уровням организации социальной системы. Например, волновым процессом может быть цикл технологических инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических социальных измерений. Он предполагает изменения по формуле: «повторение старого на качественно новом уровне». Спиралевидные процессы характеризуют социальную преемственность различных поколений. Каждое новое поколение тесно связано с предыдущими, но в то же время не похоже на них и привносит в социальную жизнь что-то свое, новое, способствуя тем самым общественному развитию.

Кроме циклических изменений, происходящих в рамках одной социальной системы, социологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Этот подход нашел отражение в теориях культурно-историчеких типов, одним из создателей которых был российский социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885). В западной социологии подобные концепции получили развитие в трудах О. Шпенглера (1880-1936), П. Сорокина (1889-1968) и А. Тойнби (1889-1975).

В теориях культурно-исторических типов акцент делался на многолинейности развития «естественных» социокультурных систем как особых цивилизаций. Они возникли как антиподы линейной теории общественного развития. Несостоятельность «линейной теории» особенно подчеркивают современные социологи, которые считают, что общество может изменяться самым неожиданным образом. Этот процесс происходит тогда, когда социальная система не может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится выйти за рамки всех институциональных ограничений. В результате возникает ситуация, когда перед обществом встает проблема выбора из множества вариантов социального развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией, которая означает непредсказуемость логики общественного развития.

Социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...