Методические указания
По написанию рефератов и курсовых работ
По всем направлениям бакалавриата,
Реализуемым на факультете Экономики и управления
Нижний Новгород
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Утверждаю
Директор НФ МГЭИ
_______________А.Н. Штефан
26.06. 2014
Методические указания
по написанию рефератов и курсовых работ
по всем направлениям бакалавриата,
реализуемым на факультете Экономики и управления
Нижний Новгород
ББК: 65.5
Методические указания по написанию рефератов и курсовых работ. Для студентов очного и заочного отделения НФ МГЭИ, обучающихся по всем направлениям бакалавриата, реализуемым на факультете Экономики и управления / НФ МГЭИ. Нижний Новгород. 2014. - 19 с.
Одобрено Советом факультета Экономики и управления. Протокол заседания Совета факультета №9 от 30 апреля 2014 года.
© НФ МГЭИ, 2014
Учебными планами направлений обучения бакалавриата предусмотрены различные виды самостоятельной работы студентов, среди которых написание рефератов, а также подготовка и защита курсовых работ. Их общее количество определяется требованиями ФГОС, содержанием учебного плана, а предлагаемая тематика соответствует программам учебных дисциплин. Грамотное выполнение реферата и курсовой работы служит допуском студента к экзаменам. Для своевременной проверки преподавателем реферата или курсовой работы, они представляются студентом в деканат факультета за 7 – 10 дней до начала сессии.
Выполнение реферата направлено на совершенствование знаний студентов по определенной проблематике, всестороннее и детальное знакомство с конкретной темой, соответствующей программному содержанию учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом – углубленное изучение отдельной проблемы, получение по ней более полной научной информации. Кроме того, подготовка реферата позволяет студенту:
|
|
- определить область своих научных интересов в рамках изучаемой дисциплины;
- приобрести навыки работы с литературой, в частности: умения подбирать, анализировать, сравнивать и обобщать содержание первоисточников;
- освоить научный язык дисциплины, стиль и логику научного изложения материала, который будет служить раскрытию темы.
Темы рефератов предлагаются преподавателем, но могут быть сформулированы и самим студентом (при условии обоснования их целесообразности и согласия преподавателя руководить их выполнением).
Логика работы над рефератом следующая:
1) самостоятельный поиск студентом литературы по выбранной теме и ее изучение;
2) отбор существенной научной информации, необходимой для полного освещения проблемы;
3) продумывание содержания работы, логики изложения материала;
4) написание чернового варианта реферата, исправление и дополнение его отдельных частей;
5) итоговое оформление работы.
При необходимости студент может обратиться за консультацией к преподавателю.
Правила оформления реферата предполагают обязательное наличие титульного листа (Приложение 1), плана (содержания работы), раскрывающего заявленную проблему.
Содержание реферата включает в себя следующие разделы: введение, основная часть, заключение, список литературы (не менее 10 источников), приложение (если есть).
При оформлении это должно выглядеть так:
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………………………
1. (название)……………………………………………………………………
|
|
2. (название)……………………………………………………………………
3. (название)……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………..………………………………..
Литература…………………………………………………………..…………………
Приложение…………………………………………………………..………………..
Во введении должны найти отражение: обоснование выбора темы, актуальность излагаемой проблемы, формулировка цели работы.
В основной части раскрывается содержание темы (2-3 параграфа, каждый из которых завершается кратким выводом). Здесь приводятся научные данные (со ссылками на исследования), анализируются, сравниваются различные точки зрения на изучаемую проблему, делаются выводы и обобщения. Важно, чтобы в тексте присутствовало не только описание фактов, а звучала их оценка, чтобы автор реферата высказывал свое мнение, формулировал собственное видение проблемы с опорой на научные взгляды. Текст работы должен быть грамотно построен, что предполагает логичное и последовательное раскрытие темы.
В заключении необходимо представить общие выводы по реферату, характеристику степени решения поставленной автором цели.
Завершает работу список литературы, которая приводится в алфавитном порядке, либо в порядке следования на нее ссылок по тексту реферата (Порядок его оформления см. в разделе Курсовая работа).
Общий объем реферата - 1 печатный лист (16 листов машинописного текста, набранного 14 шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала, или 40000 печатных знаков с пробелами). Нумерация страниц осуществляется последовательно, начиная с 3-ей страницы, т.е. после титульного листа и содержания работы.
Курсовая работа призвана повысить компетентность студентов в определенной сфере их профессионального образования. Выполнение курсовой работы предполагает детальное изучение научной литературы по отдельной проблематике в рамках программного содержания учебной дисциплины с целью ее более глубокого осмысления. В процессе ее написания студент овладевает первичными навыками планирования и реализации научно-исследовательской деятельности, умением вдумчиво читать, грамотно выражать собственное критическое отношение к изученному материалу, делать самостоятельные выводы.
|
|
Курсовая работа направлена на поиск общих закономерностей, анализ накопленного научного опыта. Кроме того, она может также включать в себя эмпирическое исследование в соответствии с выбранной темой.
В задачи курсовой работы входит совершенствование навыков работы с научной литературой. При этом студенты должны освоить не только способы отбора, анализа и обобщения информации, но, прежде всего, научиться находить нерешенные проблемы изучаемой темы, спорные вопросы, определять степень достоверности информации, содержащейся в первоисточниках, ее доказательность. Вместе с тем задачей курсовой работы может быть приобретение студентами умений проведения эмпирического исследования, что предполагает постановку цели, формулировку гипотез(ы), выбор и обоснование методов и методик исследования, сбор эмпирических данных, их обработку и анализ, описание и интерпретацию полученных результатов, формулировку выводов. При этом первая часть такой работы должна также содержать литературный обзор, анализ исследований, позволяющий дать оценку состоянию изучаемой проблемы.
Примерная тематика курсовых работ разрабатывается на кафедрах, обсуждается и утверждается на их заседаниях. Она определяется, исходя из требований учебного плана и программ учебной дисциплины.
Тема курсовой работы и ее примерное содержание обязательно обсуждается с преподавателем (научным руководителем). В случае возникновения у студента в ходе подготовки работы каких-либо затруднений, он может обратиться к преподавателю за дополнительной консультацией.
Выполнение курсовой работы включает в себя несколько этапов:
1) выбор темы (она должна быть актуальной, перспективной для дальнейшей разработки, а также интересной для студента), первичная постановка проблемы и определение примерного содержания;
2) самостоятельный поиск студентами литературы по изучаемой проблеме;
3) работа с первоисточниками, анализ научных исследований;
4) обобщение информации по результатам литературного обзора;
|
|
5) продумывание логики изложения материала;
6) написание чернового варианта работы, исправление и дополнение ее отдельных частей;
7) итоговое оформление работы;
если содержание курсовой работы предполагает проведение эмпирического исследования, в ней обязательно присутствует ряд дополнительных этапов:
8) постановка цели, задач исследования, формулировка гипотез(ы), выбор и обоснование методов и методик;
9) сбор эмпирических данных;
- обработка и анализ собранных данных;
- описание и интерпретация полученных результатов;
10) формулировка выводов по исследованию, констатация факта подтверждения / опровержения гипотез(ы).
Завершающим этапом курсовой работы является ее защита.
Оформление курсовой работы начинается с титульного листа (Приложение 2) и написания плана (содержания), раскрывающего заявленную тему.
Содержание курсовой работы включает в себя введение, основную часть (главы работы), заключение, список литературы (не менее 20-30 научных источников), приложение (если есть).
При оформлении это должно выглядеть так:
Содержание
Стр.
Введение………………………………………..…………………………………
Глава 1. (название)………………………………………………………………
1.1 (название)…………………………………………………………………….
1.2 (название)…………………………………………………………………….
1.3 (название)…………………………………………………………………….
1.4 (название)…………………………………………………………………….
Глава 2. (название)…………………………………………….………………………
2.1 (название)…………………………………………………..……………………….
2.2 (название)…………………………………………………..……………………….
2.3 (название)…………………………………………………..……………………….
и т.д.
Заключение……………………………………………...………………………………
Литература……………………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………………
В названии глав следует избегать формулировок, типа: «Основная часть», «Практическая часть» и т.п. Грамотнее использовать примерно следующие названия: «Анализ исследований по проблеме оценки уровня организации производства», «Проблема учета капитала и резервов в акционерном обществе, в работах отечественных и зарубежных авторов», «Сравнительное исследование финансовых результатов и рентабельности различных организаций» и т.п.
Во введении должны найти отражение: обоснование выбора темы, постановка проблемы, ее актуальность с точки зрения теоретической и практической значимости, формулировка цели и задач работы (цель отражает основную идею работы в соответствии с заявленной проблемой, задачи конкретизируют цель, это те конкретные шаги, этапы, которые направлены на ее достижение).
|
|
В основной части раскрывается само содержание темы. Эта часть работы включает как минимум две главы, каждая из которых делится на 2-4 параграфа, завершающихся краткими выводами. В случае наличия эмпирического исследования в работе может быть 2-3 главы, также состоящих из 2-4 параграфов, при этом одна из глав предполагает изложение проведенного эмпирического исследования, первый параграф которой раскрывает программу исследования: цель, объект, предмет, гипотезу(ы), задачи, методы исследования, а последующие параграфы – полученные результаты их анализ и интерпретацию.
При написании главы, посвященной аналитическому обзору литературы, важно помнить, что анализ источников должен быть нацелен не только на описание полученных фактов, но и на выявление нерешенных и дискуссионных вопросов, критическое осмысление заявленной темы. Необходимо рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с ней, представить разные подходы, сравнить существующие мнения и взгляды, дать им оценку. Значимым аспектом курсовой работы является аргументированное изложение студентом собственной точки зрения с опорой на научные публикации. При этом тщательное изучение накопленного в литературе исследовательского опыта может помочь студенту в выявлении актуальных научных и практических проблем для собственного эмпирического исследования.
Важно, чтобы содержание работы не было безличным, поэтому в тексте должны присутствовать пояснения, на каких авторов и на какие исследования студент опирается в процессе изложения материала. Это может выглядеть следующим образом: «П.Я. Гальперин считает, что…», «проблема идентичности рассматривалась в трудах многих зарубежных авторов, среди которых Э. Эриксон, Г. Тэджфел, Дж. Тэрнер и другие…», «как показано в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева…», «исследования В.С. Юркевич убедительно доказали, что…» и т.п.
После анализа теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент излагает собственное мнение и взгляды по проблеме. Для этого используются выражения, типа: «на наш взгляд,..», «по нашему мнению,..», «мы полагаем, что…», «согласно нашей точке зрения,..» и т.п. (Будучи разновидностью научного исследования, курсовая работа пишется от первого лица множественного числа.)
Заканчиваются параграфы формулировкой выводов по существу рассматриваемых вопросов, которые целесообразно помещать в последние абзацы. Выводы обычно начинаются оборотами, типа: «Таким образом,..», «На основе изложенного можно сказать, что…», «Итак, как показывает анализ литературы по проблеме…» и т.п.
При наличии в работе эмпирического исследования ему посвящается последняя глава. В ней раскрывается программа исследования (его цель, объект, предмет, гипотеза(ы), конкретные задачи, методы и методики), дается описание, анализ и интерпретация полученных результатов, формулируются выводы по каждому фрагменту выполненного исследования, констатируется факт подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.
В заключении в сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги литературного обзора и эмпирического исследования (если оно предусмотрено), приводятся обобщающие выводы по всей работе и на этой основе дается характеристика степени решения поставленных автором цели и задач. При этом нумерация выводов придает им большую четкость и структурированность. Следует помнить, что именно заключение позволяет увидеть главные достижения проделанной студентом работы, поэтому его написанию должно уделяться особое внимание.
Завершает работу список литературы, которая приводится в алфавитном порядке, либо в порядке следования на нее ссылок по тексту курсовой работы.
Общий объем курсовой работы 2-2,5 печатных листа (30-40 листов машинописного текста, набранного 14 шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала, или 80000-100000 печатных знаков с пробелами). Нумерация страниц осуществляется последовательно, начиная с 3-ей страницы, т.е. после титульного листа и содержания работы.
Если возникает необходимость в приведении дополнительных материалов, которые загромождают текст работы и затрудняют его восприятие, используется еще один раздел – приложение. В него могут быть вынесены схемы, рисунки, полное описание методик исследования, результаты первичной обработки полученных данных, таблицы и диаграммы, иллюстрирующие некоторые дополнительные результаты выполненного студентом эмпирического исследования. При наличии нескольких приложений, они нумеруются арабскими цифрами без знака «№» (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.), и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте. Приложения не входят в общий объем работы, поэтому их размеры никак не регламентируются.
Окончательный вариант текста курсовой работы должен быть грамотно написан и построен, что предполагает:
1) его соответствие нормам литературного и профессионального языка;
2) сохранение научного стиля изложения;
3) логичное и последовательное раскрытие проблемы.
|
|