Для того чтобы освоить стилистику научной речи, необходимо при чтении научных источников и представленных в них исследований обязательно обращать внимание на язык, который в них используется.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Итак, основой для написания рефератов и курсовых работ должны служить публикации научного, учебного и методического характера, среди которых монографии; статьи из журналов по экономическим проблемам; научно-методические сборники; материалы конференций; тексты диссертационных исследований и их авторефераты; научные труды, которые рекомендованы в качестве учебных пособий. Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная литература в процессе подготовки рефератов и курсовых работ используются только в качестве вспомогательных источников для раскрытия темы. Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. В них также можно найти ссылки на других авторов, книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволяет студенту расширить сферу библиографического поиска, выяснить наиболее авторитетных специалистов в области собственного исследования. Если при работе над темой студент обнаруживает, что по конкретной проблеме литературы недостаточно, ему необходимо основательно проанализировать публикации по общей и смежным проблемам. Это позволит повысить уровень профессиональной компетентности в изучении собственной темы, найти подходы к эмпирическому исследованию. При этом студент должен последовательно переходить от изложения общих проблем к рассмотрению более частных, связанных с конкретной темой. Количество используемых источников характеризует объем проделанной студентом работы, поэтому служит важным критерием ее оценки.Однако недопустимо помещать в список литературы, тем самым формально расширяя его, источники, ссылки на которые отсутствуют в тексте работы.
При внимательном аналитическом чтении литературы важно делать записи, которые будут полезны при дальнейшем написании работы. Такие записи могут иметь форму выписок, тезисов или конспекта. Иногда студент предпринимает попытку написать работу «с ходу», разложив на столе перед собой несколько книг и переписывая из них отрывки текста, стараясь хаотично сгруппировать их. Однако подобное выполнение работы недопустимо. До окончательного оформления текста нужно осуществить тщательную предварительную работу. Прежде чем делать выписки или конспектировать источник, необходимо зафиксировать его точное библиографическое описание. Это потребуется при оформлении списка литературы. Кроме того, до работы над выписками или конспектом студенту нужно понять содержание фрагмента или части текста, который записывается. Нецелесообразно выписывать или конспектировать что-либо без понимания содержания, в надежде на последующее прочитывание и осмысление материала. Важно руководствовать принципом: «сначала понять, а потом записывать». Это значительно облегчает работу. В то же время изучение и конспектирование литературы не следует превращать в самоцель, оно должно быть нацелено на поиск только той информации, которая имеет значение в плане раскрытия темы. Иногда записи предполагают оформление прямых и косвенных цитат, которые впоследствии используются в тексте работы. Прямые цитаты – это дословное воспроизведение отдельных фрагментов литературного источника, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные. Прямое цитирование целесообразно использовать тогда, когда студент хочет подчеркнуть точную формулировку мысли автора. Если прямая цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы и заканчивается точкой. При этом текст заключается в кавычки с обязательным указанием в ссылке страниц, где находится цитируемый отрывок. Если же цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек или перед закрывающимися кавычками ставится многоточие. В работе ссылки необходимо делать сразу после описания фактов, мысли, определенной точки зрения или при указании на соответствующее исследование в тексте. Ссылки выполняют две важные функции. Во-первых, это проявление уважения к авторскому праву, поскольку они дают понять, кому принадлежит та или иная позиция, определение, классификация, приведенные результаты исследований и т.п. Во-вторых, они доказывают факт тщательной работы студента с литературой и позволяют читателю сориентироваться, у каких авторов и в каких источниках может быть найдена информация по излагаемой проблеме.
Элементом курсовой может стать эмпирическое исследование, направленное на сбор и анализ данных по проблеме, которое может носить пилотажный, т.е. пробный характер.Осуществляя подобное исследование, студент несет ответственность за его планирование, адекватность общей цели работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и обоснованность выводов. На основе изучения литературы по заявленной в теме проблеме студент разрабатывает программу своего эмпирического исследования: ставит цель, формулирует объект, предмет, гипотезу(ы), задачи исследования, характеризует методы. При этом выполняемое исследование должно содержать определенную новизну и быть значимым. Поставив цель, студент выдвигает гипотезу(ы) (предположение(я)), представляющую(ие) собой ожидаемые результаты планируемого исследования. Гипотеза должна быть проверяемой (доказываемой или опровергаемой), поэтому она формулируется четко и конкретно. Задачи эмпирического исследования конкретизируют его цель, выполняя роль последовательных этапов в ее достижении. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.
Исходя из цели, задач и гипотез(ы), осуществляется выбор методов и методик исследования, который обязательно обосновывается. В работе необходимо представить характеристику как самих методов и методик, так и способов обработки полученных данных. Обычно вся представленная выше программа исследования излагается в одном параграфе. Последующий текст работы содержит описание, анализ и интерпретацию полученных результатов. При изложении результатов проведенного исследования необходимо придерживаться ранее установленной последовательности задач, при этом лучше начинать с общих аспектов, переходя к аспектам более частным. Важной особенностью этой части работы должна быть доказательность представляемых фактов. Типичная логика изложения результатов эмпирического исследования предполагает констатацию фактов (представление результатов), их анализ и формулировку выводов по каждой из задач. При констатации фактов приводятся конкретные показатели, которые могут быть наглядно зафиксированы в таблицах, на диаграммах, графиках или описаны словесно (в случае, если показатели носят не количественный, а качественный характер). Однако наличие в работе наглядного материала при отсутствии его словесного описания считается ошибкой. Стилистическое оформление текста с результатами эмпирического исследования может быть примерно следующим: «Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики…, которые нашли свое отражение в таблице №…» «Как видно из представленной таблицы…» (фиксируются особенности, характеристики исследуемых явлений, данные сравнительного анализа результатов, все сходства и различия, их оценки по величине, отмечаются наибольшие и наименьшие значения и т.п.) «Таким образом, можно сделать вывод, что…» Кроме того, целесообразно привести в тексте типичные примеры, убедительно иллюстрирующие те или иные утверждения автора работы. В ходе изложения результатов эмпирического исследования важно также осуществить их интерпретацию, т.е. дать им объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов и собственного понимания изучаемых явлений. Подобная интерпретация всегда в той или иной мере является предположительной и носит субъективный характер, поэтому стиль ее изложения включает выражения, типа: «по нашему мнению, это можно объяснить…», «с нашей точки зрения, данный факт свидетельствует о…», «скорее всего это объясняется тем, что…» и т.п.
После завершения интерпретации следуют выводы, которые должны быть четко и ясно сформулированы. Их наличие в тексте – необходимая часть курсовой работы, завершающая описание каждого фрагмента исследования. Особое внимание при написании реферата и курсовой работы нужно уделить оформлению списка используемой литературы. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников. Эти правила, а также порядок оформления списка литературы для реферата и курсовой работы, приведены на следующем примере: 1. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Март», 2010. 2. Бабаев Ю. А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2009. 3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА, 2011. 4. Кондраков Н, П., Кондраков И. Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – 3-е изд. – М.: ПБОЮЛ, Грачев С. М.,2008. 5. Сборник задач по бухгалтерскому учету: Учебное пособие / Под ред. А. Д. Ларионова. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2008. 6. Бухгалтерский баланс на 1 января 20_ г. (форма № 1). 7. Отчет о прибылях и убытках за 20_ г. (форма № 2) ЗАО 8. Первичные учетные документы по учету основных средств 9. Патров В. В. Эволюция бухгалтерского учета в торговле /'/ 10. Бухгалтерский учет во Франции / Под ред. Ж. Ф. Де Роберг // Экономика и жизнь. – 2007. - № 1. – С. 15. 11. О мерах по оздоровлению государственных финансов: Указ Список литературы нумеруется и выстраивается по алфавиту согласно представленным правилам. Готовая курсовая работа изучается научным руководителем. На нее оформляется отзыв, где указываются сильные и слабые стороны работы, и делается заключение о ее допуске или не допуске к защите. Студент знакомится с содержанием отзыва и в соответствии с ним выстраивает свое выступление на защите курсовой работы, в котором ему предстоит ответить на отмеченные руководителем замечания и пожелания.
Курсовая работа не допускается к защите, если: - в представленном содержании не раскрыта заявленная в теме проблема; - текст работы не соответствует обозначенным выше правилам ее оформления; - возникают сомнения относительно самостоятельности выполненного студентом аналитического обзора литературы и/или эмпирического исследования. Не допущенная к защите курсовая работа исправляется и дорабатывается студентом с учетом указанных в отзыве недостатков и сдается повторно. Завершающим этапом курсовой работы является ее защита. Она предполагает: - краткое (8-10 минут) сообщение по теме, в котором излагаются актуальность заявленной проблемы, цель, задачи, основные результаты проделанной работы (итоги анализа литературы, содержание программы и данные эмпирического исследования, если оно предусмотрено), а также сформулированные выводы; - ответы на вопросы научного руководителя и присутствующих на защите специалистов по теме выполненной работы. Курсовая работа оценивается по 4-бальной системе – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При получении неудовлетворительной отметки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю. Критерии оценки курсовой работы: · четкость, аргументированность обоснования выбора темы, актуальности заявленной проблемы; · полнота и глубина раскрытия основного содержания; · грамотность и самостоятельность проведенного анализа литературы; · критическое осмысление проблемы, присутствие в тексте собственного мнения автора; · логичность, убедительность и доказательность изложения материала; · наличие обоснованных выводов; · соответствие текста нормам литературного и профессионального языка, научный стиль изложения; · правильное оформление работы (наличие в ней всех структурных элементов); · количество изученных источников; · знание содержания своей работы, свободное владение материалом; · умение отвечать на вопросы по теме работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|