Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицина в период развития капитализма в России (вторая половина XIX - начало XX вв.). Развитие теоретических и клинических дисциплин (физиологии, патологии, терапии)

 

1. Социально-экономические сдвиги, происшедшие в России во второй половине 19в.

 

Под влиянием поражения в Крымской войне (1854-1856) и револю­ционно-освободительного движения крестьянства, в 1861 г. в России ре­формой "сверху" было отменено крепостное право. Обманутое и ограб­ленное крестьянство ответило на буржуазную реформу волной массово­го движения. Это был новый период революционного движения в России - буржуазно-демократический, или разночинный, продолжавшийся до 1895 г. После спада крестьянского движения царизм усилил репрессии против революционно-демократической интеллигенции, либерально на­строенная часть которой стала переходить в лагерь верноподданных царя.

С подъемом революционного движения связано развитие народничества и появление первых политических рабочих организаций. После казни народовольцами Александра II (1881) проведенные реформы были пересмотрены и осуществлены реакционные "контрреформы".

В восьмидесятых годах руководящая роль в революционном движении переходит к пролетариату, о чем свидетельствует Морозовская стачка 1885 г. В результате рабочего движения стали возникать марксистские кружки, которые подготовили почву для следующего этапа революционного движения (с 1895 г.), во главе которого стала революционная социал-демократия. Революция 1905 г. явилась репетицией для всенародного восстания и перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

После крестьянской реформы 1861 г. начался промышленный переворот, который сопровождался механизацией транспорта, развитием топливной и металлургической промышленности, возникновением новых промышленных районов. За период с 1860 по 1900 гг. промышленная продукция в России увеличилась более, чем в 7 раз. За это время в Англии она выросла в 2 раза.

Стремление интеллигенции служить на благо жестоко эксплуатируемого народа, сдвиг в промышленности, запросы армии и совершенствование средств борьбы стимулировали развитие научной мысли в России, которая встречала препятствия со стороны реакционных сил. В 1977 г. закрывается Московский и 5 других университетов. В знак протеста из Московского университета ушло большое число ведущих профессоров, что обусловило выдвижение на профессорские должности лиц, не coответствовавших уровню знаний. Это привело к снижению качества и появлению фрагментарности в науке. Несмотря на это, ученым удалось за короткий срок развернуть плодотворную научную работу, чему способст­вовало развитие передовой философской мысли в России (А.И. Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев и др.).

Русская передовая наука отличалась последовательно материалисти­ческой направленностью, на основе которой развивалась и русская меди­цинская теоретическая мысль.

 

2. И.М.Сеченов и влияние его научных трудов на развитие физиологии и медицины.

 

Исследования и сочинения И. М. Сеченова были посвяще­ны в основном трем проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности. Своими работами он положил начало отечествен­ной физиологии и создал материалистическую школу русских физиологов, которая сыграла важную роль в развитии физио­логии, психологии и медицины не только в России, но и во всем мире.

Большое значение для естественнонаучного обоснования материалистической теории познания имело открытие И. М. Сеченовым отражательной, рефлекторной природы выс­шей нервной (психической) деятельности животных и челове­ка. Он впервые в истории физиологической науки стал рас­сматривать деятельность головного мозга как рефлекторную, в то время как до него рефлекторным считали только те виды жизнедеятельности организма, которые связаны со спинным мозгом.

И. М. Сеченов установил, что в головном мозгу животных и человека существуют особые нервные механизмы, которые оказывают тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы он называл «задерживающими центрами». От­крытый им физиологический центр, находящийся в средних частях головного мозга, получил название «сеченовского цент­ра». Самое явление, установленное в этих опытах, получило в физиологии название «сеченовского торможения».

И. М. Сеченов изучал организм в единстве с условиями его существования. Он утверждал: «Всегда и везде жизнь слагает­ся из кооперации двух факторов — определенной, но изменя­ющейся организации и воздействия извне». «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невоз­можен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно».

И. М. Сеченов показал, что психическую деятельность мож­но и должно изучать такими же научными, строго объектив­ными способами, какими изучается телесная деятельность жи­вотных и человека, без всяких ссылок на нематериальные, сверхъестественные причи­ны.

И. М. Сеченов поставил перед собой задачу разрабо­тать и объяснить законы внешних проявлений психи­ческой деятельности. Он по­казал, что все акты и явле­ния сознательной и бессозна­тельной психической жизни человека управляются опре­деленными физиологически­ми механизмами и по спосо­бу происхождения суть реф­лексы, которые начинаются возбуждением органов чувств предметами внешнего мира, продолжаются определенным психическим актом и конча­ются мышечным движением.

В последние годы жизни И. М. Сеченов изучал закономер­ности физиологических процессов, связанных с трудовой дея­тельностью человека. В тяжелых исторических условиях цар­ского режима И. М. Сеченов данными физиологии обосновал требования рабочих в их борьбе за восьмичасовой рабочий день.

И. М. Сеченов разоблачал научную несостоятельность челове­коненавистнических расистских теорий о якобы естественном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы. Много стра­ниц в «Рефлексах головного мозга» И. М. Сеченов посвятил воспитанию, развитию навыков у детей и решал эти вопросы в соответствии с основной своей установкой, что среда являет­ся определяющим фактором в развитии человека. Этот раздел он закончил резкой отповедью расистам, которая звучит и се­годня: «В неизмеримом большинстве случаев характер психи­ческого содержания на 999/1000 дается воспитанием в обшир­ном смысле слова, и только на 1/1000 зависит от индивидуаль­ности. Этим я не хочу, конечно, сказать, что из дурака можно сделать умного: это было бы все равно, что дать человеку, рожденному без слухового нерва, слух. Моя мысль следую­щая: умного негра, лапландца, башкира европейское воспита­ние в европейском обществе делает человеком, чрезвычайно мало отличающимся со стороны психического содержания от образованного европейца».

Идеи И. М. Сеченова во многом определили материалисти­ческое направление отечественной медицины второй половины XIX века. Они привлекли внимание передовых русских врачей к изучению роли внешней среды для организма и роли нерв­ной системы в появлении и развитии патологических процес­сов в организме. Учение о рефлексе как основном анатомо-физиологическом механизме всех деятельностей животного организма явилось научным обоснованием неврогенного пато­генеза болезней. И. М. Сеченов имел учеников и последовате­лей в различных направлениях научной деятельности: в обла­сти изучения нервной системы, ее строения и функции, физио­логии периферической нервной системы (Н. Е. Введенский), вопросах обмена (В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников), изуче­нии физиологии головного мозга (И. П. Павлов). Влияние И. М. Сеченова не ограничилось только областью физиологии: его идеи сказались на деятельности морфологов при изучении строения нервной системы и клиницистов в приложении теории о рефлексах к анализу патологических явлений.

  1. И.П.Павлов – великий русский ученый – физиолог.

Великий русский физиолог Й. П. Павлов (1849—1936) разработал новые принципы физио­логического исследования, обеспечивающего познание организ­ма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой, и создал материа­листическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека.

В течение первого периода научной деятельности (с 1874 по 1882, г.) И. П. Павлов занимался преимущественно изуче­нием физиологии сердечно-сосудистой системы. В диссертации «Центробежные нервы сердца» в 1883 г. он впервые показал на сердце теплокровного животного существование нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. И. П. Павлов предположил, что открытый им усиливающие нерв оказывает влияние на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. Развивая эти представления, он в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы. В этот же период И. П. Павлов исследовал нервные механизмы регуляции кровяного давления. И. П. Павлов отказался от традиционных острых опытов и отметил недостатки острого виви­секционного физиологического опыта.

Физиологи в XIX веке не знали методов изучения целост­ного организма в его неразрывном взаимодействии со средой. И. П. Павлов разработал метод изучения частных физиологи­ческих отправлений на целостном организме в естественных условиях взаимодействия со средой, благодаря чему методика физиологического эксперимента перешла на новую, более вы­сокую ступень. В связи с установкой о необходимости учета состояния целого организма И. П. Павлов разработал новые методики, позволяющие проводить эксперимент на здоровом, совершенно оправившемся от оперативного вмешательства животном.

И. П. Павлов создал новые методы, новые приемы «физио­логического мышления», разработал специальные операции на органах пищеварительного тракта и ввел в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном.

В 1897 г. И. П. Павлов подвел итоги работ по физиологии пищеварения и опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», за который в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...