Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И.И.Мечников – основоположник учения о фагоцитозе.

 

Илья Ильич Мечников (1845—1916) сыграл огромную роль в развитии микробиологии и эпидемиологии, в создании иммунологии. Его исследования в этих областях явились про­должением и развитием его капитальных работ в области па­тологии, имевших широкую общебиологическую основу. И. И. Мечников был выдающимся ученым в ряде областей знания—зоологии, эмбриологии, патологии и иммунологии, одним из создателей современной микробиологии, основателем сравнительной эволюционной патологии.

Деятельность И. И. Мечникова распадается на два периода. В первый период (1862—1882) И. И. Мечников, зоолог и по преимуществу эмбриолог, разрешил ряд сложных проблем эм­бриологии. Он показал существование зародышевых листков — общие для всех животных законы развития животного орга­низма. Он установил генетическую связь между развитием беспозвоночных и полостных животных. Данные эмбриологии, установленные И. И. Мечниковым, послужили одной из суще­ственных опор эволюционного учения.

Исследования по вопросу о происхождении многоклеточных животных привели И. И. Мечникова к открытию внутрикле­точного пищеварения. Он показал, что в организме животного, снабженного пищеварительными органами, существуют клет­ки, способные переваривать пищу, но не принимающие прямо­го участия в пищеварении. Работами о внутриклеточном пище­варении завершился первый период научной деятельности И. И. Мечникова.

Идея о внутриклеточном пищеварении, поставленная в свя­зи с учением Дарвина об эволюции, была ведущей в работах И. И. Мечникова по проблемам патологии во второй период его деятельности. Начало этим работам И. И. Мечников поло­жил в 1883 г. в речи «О целебных силах организма», где вы­двинул положение об активной роли организма в инфекцион­ном процессе, о взаимоотношении макро- и микроорганизма в противовес одностороннему этиологическому принципу Коха. В дальнейшем И. И. Мечников разносторонне развил учение о фагоцитозе и подтвердил его многочисленными исследова­ниями на разнообразном материале. В 1892 г. в «Лекциях о сравнительной патологии воспаления» И. И. Мечников писал «Настоящая сравнительная патология должна обнимать весь животный мир в его целом и изучать его с самой общей биологической точки зрения». Развивая учение о фагоцитозе и вы­ступая на его основе с критикой господствовавших в то время теорий воспаления Конгейма и Вирхова, И. И. Мечников соз­дал новую теорию воспаления как активной защитной реакции организма против внедряющегося в него болезненного начала, выработанной представителями животного мира в процессе их исторического развития. И. И. Мечников писал: «Воспаление

в своем целом должно быть рассматриваемо как фагоцитарная реакция организма против раздражающих деятелей; эта реак­ция выполняется то одними подвижными фагоцитами, то с действием сосудистых фагоцитов или нервной системы».

В 1900 г. в книге «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» И. И. Мечников разработал учение об иммунитете и явился основоположником новой науки — иммунологии. И. И. Мечников показал, что механизм возникновения и раз­вития инфекционного заболевания зависит не только от мик­роорганизма, но наряду с микроорганизмом на всех этапах инфекционного процесса — при его возникновении, развитии, течении и исходе — важную роль играет макроорганизм, кото­рый не остается безучастным. Инфекционное заболевание — сложный процесс взаимодействия патогенного микроба и мак­роорганизма. На возникновение и развитие процесса большое влияние оказывает внешняя среда. И. И. Мечников указывал на участие нервной системы в защитных функциях высших организмов.

И. И. Мечников провел много исследований по частным вопросам медицины. Он изучал экспериментальный сифилис, холеру, возвратный и брюшной тифы, туберкулез, детские кишечные инфекции. Ему принадлежат идеи о наличии анта­гонизма и борьбы между различными видами микробов и об изменчивости микробов. И. И. Мечников предвидел возможно­сти использования микробного антагонизма в целях борьбы против болезнетворных микробов, что получило осуществление и дальнейшее развитие в учении об антибиотиках.

Мировоззрение его было стихийно-диалектическим. Для него были характерны сравнительно биологический метод, стремление рассматривать явления органической природы в их связи и взаимообусловленности и в противоречивом развитии. И. И. Мечников не был последователен в своих воззрениях: будучи материалистом в понимании явлений природы, он оста­вался идеалистом в объяснении явлений общественной жизни. Он стремился к изменению реакционного политического строя в России, но отрицательно относился к революционной борьбе.

Основная ошибка его состояла в том, что он не учитывал значения социально-экономических факторов и условий жизни человека в современном обществе. Эти стороны мировоззрения И. И. Мечникова с особой яркостью сказались в его учении о преждевременном старении и борьбе с ним. Проблема прод­ления жизни не только биологическая, как думал И. И. Меч­ников, но главным образом социальная.

И. И. Мечников создал обширную школу микробиологов и эпидемиологов как в России, так и за границей. Его учениками были Г. Н. Габричевский, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Д. К. Заболотный, А. М. Безредка, первая женщина — профес­сор микробиологии П. В. Циклинская и многие другие.

 

5. С.П.Боткин – выдающийся клиницист и общественный деятель.

И. М. Сеченов и С. П. Боткин выдвинули учение о ведущем значении среды в происхождении приобретаемых и наследуе­мых свойств организма, о первенствующей роли среды в про­исхождении болезней и материалистически решали вопросы общей теории медицины, исходя из достижений классической русской философии и передового естествознания своего вре­мени. В актовой речи «Общие основы клинической медицины» в 1886 г. С. П. Боткин дал определение медицины: «Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить и облегчать — составля­ет ту отрасль человеческих знаний, которая известна под име­нем медицины». С. П. Боткин стремился превратить клиническую медицину в точную науку и считал, что «неизбежный для этого путь есть научный... Если практическая медицина должна быть постав­лена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, упот­ребляемые в практике для исследования, наблюдения и лече­ния больного, должны быть приемами естествоиспытателя».

С. П. Боткин отличался большой наблюдательностью, уме­нием индивидуализировать больного, правильно оценивать значение отдельных проявлений болезни, что и делало его тонким диагностом. С. П. Боткин дал глубокий анализ поражений нервной системы, системы кровообращения, кроветворения. Он пришел к широким обобщениям в области патологии. С. П. Боткин и его ученики разрабатывали вопросы физиологии, экспериментальной патологии как научной основы терапии. Исходя из идей И. М. Сеченова о роли центров голов­ного мозга в рефлекторном механизме физиологических про­цессов, С. П. Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов.

В «Клинических лекциях» С. П. Боткин дал анализ многих клинических явлений, симптомов и симптомокомплексов с точки зрения рефлекторной теории. Так, им было рассмотрено неврогенное происхождение некоторых форм лихорадки, сократительности селезенки, потоотделения на одной стороне те­ла, хлороза. Им введено представление о патологическом реф­лексе. Отсюда интерес Боткина ко второму звену рефлекса — центрам, в которых преобразуются импульсы. Наличие ряда центров, еще неизвестных к тому времени физиологам, было предсказано Боткиным, и его гипотезы получили подтвержде­ние в открытиях этих центров физиологами. Неврогенной теорией С. П. Боткин положил начало принципиально новому этапу развития клинической медицины.

С. П. Боткин проявлял активный интерес и к вопросам ор­ганизации медицинского дела. Он способствовал улучшению медицинской помощи населению Петербурга. По его предло­жению была улучшена постановка лечебного дела в городских больницах. В них были устроены лаборатории, проводились патологоанатомические вскрытия, врачебные конференции, было улучшено питание больных. Во главе многих больниц стали доктора медицины — ученики Боткина. Большой его за­слугой явилось введение в Петербурге по его инициативе «думских врачей» для оказания помощи на дому беднейшему населению города.

В 1886 г. он руководил работой комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России. Соб­ранные этой комиссией обширные материалы о состоянии здо­ровья населения России, об ужасающей детской смертности, недостаточности медицинской помощи убедительно говорили о том, что условия царского строя вели не только к значитель­ному ухудшению здоровья населения, но и к вырождению. Комиссия показала низкое санитарное состояние страны и ее здравоохранения. В условиях царского режима работа комис­сии осталась бесплодной и не смогла приостановить процесса вырождения и вымирания населения страны, а С. П. Боткин даже не смог довести предложения комиссии до серьезного рассмотрения в какой-либо государственной инстанции. Только после Великой Октябрьской социалистической революции в условиях советского строя представились условия для прове­дения в жизнь широких оздоровительных мероприятий.

С. П. Боткин был выдающимся преподавателем высшей ме­дицинской школы и создал обширную школу своих последо­вателей. Влияние С. П. Боткина не ограничилось клиникой внутренних болезней, его ученики занимали кафедры по дру­гим дисциплинам: детским болезням, дерматологии, ларинголо­гии, фармакологии; физиологии, общей патологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...