Общая характеристика методики изучения величин младшими школьниками
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение школьник измерение начальный длина В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата. Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она обеспечивает изучение других дисциплин. Требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников. Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Важнейшее место в этой работе отводится формированию умений и навыков, связанных с измерением ряда величин, практическому ознакомлению детей с соответствующими измерительными приборами и их шкалами, ознакомлению с системой единиц измерения и с переходом от одной единицы измерения к другим (таблица мер). В основе методики изучения величин лежит практическая деятельность учащихся, связанная с овладением навыками измерения таких величин, как длина отрезка, площадь фигуры, масса тела, времени.
Большое значение при ознакомлении с величиной имеет использование знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в связи с изучением фигур и операций над фигурами (деление фигур на части, составление фигур из других). И наоборот, использование представлений о величине, ее свойствах и измерении в процессе формирования понятия «фигура». Так, например, на основе представлений о длине дети знакомятся с понятием о длине, единицах ее измерения, учатся измерять длины и расстояния, переводить из одной единицы измерения в другую, выполнять арифметические действия над величинами. Цель исследования: состоит в характеристике особенностей работы по изучению длины в курсе математики начальной школы Задачи исследования данной темы: 1. Изучение литературы (психолого-дидактический, методический и др.) с целью выяснения содержания математических понятий по данной теме. . проанализировать учебники математики и программы начальной школы с целью изучения вопроса о месте величины длины в их содержании; . провести экспериментальное исследование для выявления путей и способов формирования знаний о длине. . Провести самостоятельную или практическую в опытном классе, позволяющую определить уровень сформированности представлений о длине; . выявить влияние использования системы упражнений на качество знаний и умений учащихся. Объект исследования: изучение величин в курсе математики начальной школы. Предмет исследования: особенности формирования знаний о величинах младших школьников. Гипотеза исследования: процесс формирования знаний о длине младших школьников может быть более эффективным, если:
· теоретически обосновать значение и необходимость изучения длины; · использовать возможности как классно-урочной, так и внеклассной работы для формирования знаний о длине. Методы исследования: - изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме; практическая работа, включающая в себя проведение проверочных работ по выявлению уровня сформированности понятия о длине; анализ практической деятельности учащихся. База исследования: ГУО «Средняя школа №2, г. Чаусы», 1 «А» класс. Перейдем к рассмотрению данной темы более подробно.
Методические особенности изучения длины и единиц ее измерения на уроках математики в начальной школе Общая характеристика методики изучения величин младшими школьниками
Величина, так же как и число, является основным понятием курса математики начальных классов, в задачу которого входит формирование у детей представления о величине как о некотором свойстве предметов и явлений, которое прежде всего связано с измерением. В 1-3 классах учащиеся получают представление о таких величинах, как длина, масса, емкость, время, площадь, и о единицах ее измерения. В процессе решения задач они знакомятся с ценой, количеством, стоимостью, скоростью, расстоянием, производительностью и т.д.[2]. По программе курса математики начальных классов предусматривается знакомство с такими величинам и единицами их измерения, как количество, длина, масса, емкость, время, площадь, скорость, стоимость. При изучении каждой величины имеются свои методические особенности, связанные со спецификой данной величины, но общий подход к величине как к свойству предметов и явлений позволяет говорить об общей методике изучения величин. Знание же единого методического подхода позволит учителю осознанно и целенаправленно организовать деятельность учащихся. Общеметодический подход к ознакомлению с величинами учащихся начальных классов является естественным продолжением методики ознакомления с величинами детей в дошкольных учреждениях. Однако, учитывая то, что некоторые дети не посещали дошкольные учреждения, необходимо обращать внимание на те моменты, которых они могут не знать.
Традиционно, в методике преподавания математики в начальных классах выделяются общие для процесса введения понятия величины следующие этапы[7]. . Задается некоторое множество А, которое является областью определения величины. . Из данного рода величин выбирается некоторая величина (е), которую называют единицей измерения. . Осуществляется процесс измерения - сравнения данной величины с выбранной единицей измерения, результатом которого является некоторое значение величины. Изучение величин в курсе математики начальной школы имеет прикладной характер. Учащиеся знакомятся с непосредственным измерением длин отрезков, определяют вместимость сосудов, массу тел, температуру воздуха, учатся определять время по часам, даты по календарю, площадь фигуры с помощью палетки. В процессе изучения темы важно добиться, чтобы учащиеся научились четко дифференцировать такие тесно связанные между собой, но разные по своей сути понятия, как «величина» и «число». Хотя формирование представлений о той или иной конкретной величине и о способах ее измерения имеет свои особенности, тем не менее, целесообразно выделить общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин[8]: 1. Выяснение и уточнение имеющихся у детей представлений о данной величине (обращение к опыту ребенка). 2. Сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путем использования различных мерок). . Знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором. . Формирование измерительных умений и навыков. . Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования. . Знакомство с новыми единицами величины, перевод однородных величин, выраженных в единицах одних наименований, в другие, перевод величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот. . Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.
. Умножение и деление величины на число. Ученики, оканчивающие начальную школу, должны знать, что на множестве изученных величин (длина, площадь, вместимость, масса, время) определены отношения равенства и неравенства. Эти отношения можно устанавливать как практически (непосредственно), так и косвенно. Все величины можно измерять, причем для каждой из них есть свой способ измерения, сущность которого заключается в сравнении данного объекта с единицей его измерения. Величины одного и того же рода можно складывать и вычитать; умножать и делить на отвлеченные числа; находить часть величины. Между величинами одного и того же рода существует определенная зависимость, знание которой необходимо для выполнения преобразований величин: выражения одной и той же величины в различных единицах измерения[2]. Обучение измерению разных величин строится по одной и той же схеме. . Производится сравнение величин «на глаз», с помощью мускульных усилий. . Вводятся единицы измерения величины и устанавливаются отношения между ними и ранее рассмотренными. . Величины преобразуются: крупные заменяются мелкими, а мелкие - крупными. . Величины сравниваются путем измерения. . Производятся операции над величинами. Итак, выделяются следующие основные этапы в работе над величинами[13]: ПЕРВЫЙ ЭТАП. Формирование общего представления о данной величине, в основе которого лежит обращение к опыту ребенка и уточнение имеющихся у него представлений. Введение понятия (на интуитивном уровне) данной величины и соответствующей терминологии. ВТОРОЙ ЭТАП. Сравнение однородных величин: а) визуально (на «глаз»); б) с помощью ощущений (ощупывание, «взвешивание» на руках); в) наложением, приложением; г) с помощью различных мерок. ТРЕТИЙ ЭТАП. Знакомство с единицей измерения величины и с измерительным прибором. Формирование измерительных умений и навыков. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах одного наименования. ПЯТЫЙ ЭТАП. Знакомство с новыми единицами измерения величин в тесной связи с изучением нумерации по концентрам. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в одинаковых единицах. ШЕСТОЙ ЭТАП. Перевод величин, выраженных в единицах одних наименований, в однородные величины, выраженные в единицах других наименований СЕДЬМОЙ ЭТАП. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах различных наименований. ВОСЬМОЙ ЭТАП. Умножение и деление величины на число. Деление однородных величин. С целью формирования представлений о разного рода величинах проводятся практические работы, используются упражнения, применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства, при этом варьируются коллективные, индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Значение с величинами единицами их измерения имеет не только практическое значение: оно предоставляет большие возможности для формирования умения видеть проблему и находить пути ее решения, тем самым способствуя развитию познавательных способностей учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|