Контрольный эксперимент по выявлению сформированности представлений о длине и единицах ее измерения
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Цели: · проверить сформированность умений по данной теме; · выяснить устранены ли пробелы в знаниях детей. В ходе проведения контрольного эксперимента учащимся была предложена самостоятельная работа, состоящая из двух заданий. Задание №1. Перевод единиц измерения длины одного наименования в единицы измерения длины двух наименований и наоборот. Задание №2. Измерение отрезков с помощью линейки. Результаты контрольного эксперимента показали улучшения умений учащихся.
Таблица 2.
Учащиеся практически не допускали ошибок. Это говорит о том, что постановка проблемных заданий, упражнения развивающего характера и практическая деятельность учащихся значительно увеличивает качество знаний, помогает детям более осознанно подходить к изучаемому вопросу. Количество учеников, у которых сформировано умение переводить единицы измерения длины одного наименования в единицы измерения длины двух наименований и наоборот увеличилось в 5 раз. Количество учеников, у которых сформировано умение измерять отрезки с помощью линейки, увеличилось в 3 раза. Выводы: Для более успешного изучения длины на уроках математики в начальных классах, целесообразно использовать развивающие упражнения. Постановка проблемных заданий и использование развивающих упражнений увеличивает качество знаний у учащихся.
Заключение
Подводя итог всему сказанному, еще раз замечу, что задача формирования знаний о величинах младших школьников не только важна, но и необходима в практической жизни. Необходимо учитывать требования времени к школе, процессу обучения, когда важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником, а в психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
· от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; · от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; · от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; · от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. Содержание, формы и методы работы на уроках математики рассматриваются с позиций личностно-ориентированной и культурно-ориентированной педагогики. Все это не означает пренебрежительного отношения к математической подготовке по данной программе, демонстрируют, как правило, креативный уровень усвоения математического содержания. Особенно, если знания детей, полученные на уроках закрепляются и на внеклассных мероприятиях. Наше небольшое экспериментальное исследование подтверждает вышесказанное. В процессе написания работы была проанализирована психолого - педагогическая и методическая литература по теме «Величины» и их измерения. Изучая основы развивающего обучения, было установлено, что: в ходе обучения используются различные упражнения, задачи, вопросы, задания, развивающее обучение имеет свою структуру, а так же способы её организации, подготовка урока при развивающем обучении тоже имеет свою структуру. Так как обучение это дидактическая система, то только знания теоретических основ обучения сможет помочь учителю в его организации. Анализ методической литературы по вопросу использования проблемных ситуаций на уроках математики показал что: на уроках математики возможно применение развивающего обучения, были разработаны развивающие упражнения, используемые на уроках математики, по теме «Длина и её измерение», при обучении возможны индивидуальная, коллективная и групповая формы работы учащихся.
Учебная деятельность по изучению тем: «Длина отрезка» и «Единицы измерения длины» организованная с помощью развивающего обучения, обеспечивает высокое качество знаний и умений учащихся. Для подтверждения данной гипотезы было организовано экспериментальное обучение младших школьников. Была подобрана и составлена система упражнений развивающего характера. Для контроля за ходом исследования была проведена проверочная работа. Содержание работы было подобрано в соответствии с программными требованиями по данному вопросу курса математики. Результат проверочной работы показал, что важнейшие умения по теме: «Длина и её измерение» сформированы у большинства учащихся экспериментального класса. Причина этого в использовании упражнений на уроках математики. Кроме того, наблюдая за деятельностью детей, было обнаружено, что дети лучше стали выполнять задания, связанные с анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Следовательно, можно сделать вывод, что использование развивающих упражнений и заданий при изучении темы: «Длина и её измерение» повышают качество знаний учащихся, способствуют развитию умственных действий школьников. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, в основном подтвердилась. Результаты показали перспективность выполнения работы и использовании на практике. Список используемой литературы 1. Анипченко З.А. Задачи, связанные с величинами и их применение в курсе математики в начальных классах. М.: 1997 г. стр. 2-5 2. Бантова М.А., Бельтюкова Г В., Полевщикова А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. - М. Просвещение, 1984. - 336 с. 3. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика 1. - М.: Баллса, Ф.-Инфо, 1996. 4. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. - 1999. - №7. - С. 31-34.
. Жикалкина Т.К. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1994. . Зимняя И.А. «Педагогическая психология»: Учебное пособие. Ростов: изд. «Феникс», 1997 г. . Истомина Н.Б. и др. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: МГЗПИ, 1996. . Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Линка-пресс, 1997. - 288 с. . Истомина Н.Б. Проблемы современного урока математики в начальных классах // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 65. . Менкес М.В. Кроссворды и ребусы // Начальная школа. - 2001. - №5. . Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Л. Дрозд, А.Т. Касатонова, Л.А. Латотин и др.; Под общ. Ред. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. - Мн.: Выш. шк., 1988. - 254 с. 12. Планы - конспекты уроков по математике. 1 класс: пособие для учителя / О.А. Иванова. - 3 - е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. - 71, [1] с. - (Серия «Из опыта работы»). . Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. - М., 1993. 14. Рудницкая В.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе. - М.: Изд. дом «Дрофа», 1996. - 221 с. . Тихоненко А.В. Изучение понятия величины по системе развивающего обучения В.В. Давыдова // Начальная школа. - 1999. - №4. - С. 86-94. . Уткина Н.Г., Улиткина Н.В., Юрачева Т.В. Сборник упражнений и работ по математике для начальной школы: 1-2 класс. - М.: АРКТН; ЛАРГОС, 1997. - 111 с. . Чилингирова Л.К., Спиридонова Б.С. Играя, учимся математике. - М.: Просвещение, 1993. - 189 с. . Шмырева Г.Г., Нестерович С.М. Обобщающие уроки по теме «Величины» // Начальная школа. - 2000. - №3. - С. 33. . Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. - М.: АО «Столетие», 1995. - 269 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|