Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

обиходно-разговорный разговорно-профессиональный эпистолярный




 

История

В современной научной литературе по-разному определяется время становления разговорного стиля как особой подсистемы русского литературного языка. Некоторые авторы считают, что ".о сложении разговорной речи как особого компонента в составе русского литературного языка можно говорить с середины XIX века, так как к этому времени появилась социальная база для развития такого типа речи (разночинцы).четко выяснилась функционально-стилевая дифференциация в составе литературного языка, сложились нормы устной литературной речи). Другие утверждают, что разговорный стиль "складывается в основном" к 60-м годам XIX века

 

именно в пушкинскую эпоху сформировалась новая стилистическая система, "которая характеризовалась прежде всего тем, что наряду с книжными стилями в составе литературного языка стал выступать противопоставленный и вместе с тем постоянно взаимодействующий с ним стиль разговорный. Басни Крылова, комедия "Горе от ума" Грибоедова, наконец, сочинения самого А.С.Пушкина сыграли основополагающую роль в становлении разговорного стиля русского литературного языка, в отграничении разговорных средств, то есть литературных, от просторечных, то есть нелитературных" (161, с.153).

А.С.Пушкина называют "реформатором", родоначальником, создателем, основоположником современного русского литературного языка. От Пушкина идет новая стилистическая система языка (52; 53; 88), при Пушкине сформировался новый стиль литературного языка - разговорный. "Когда говорят, что создателем такого-то литературного языка является известный писатель или деятель культуры, то имеют в виду не создание письменности для этого языка, не исторический процесс формирования литературного языка, а совокупность языковых явлений, связываемых с именем писателя и рассматриваемых как нормативные, общепринятые, общепризнанные в качестве образцовых. Любой современный литературный язык -продукт исторического развития. Главным создателем литературного языка является народ" (94, с.25). Так мы говорим об А.С.Пушкине: он не был "единоличным" создателем современного русского литературного языка (88), но именно он сыграл ведающуюся роль в формировании единой литературной системы, в его произведениях впервые отразились нормы языка, характерные и для пушкинского времени, и для настоящих дней; "поняв и почувствовав новые требования общества к языку, опираясь на народную речь и речь литераторов - своих предшественников и современников, великий поэт пересмотрел и изменил приемы и способы использования языка в литературных произведениях - и язык заблистал новыми, неожиданными, строгими и ясными красками. Речь Пушкина стала образцовой и благодаря литературному и общественному авторитету поэта была признана нормой, примером для подражания" (76, с.21).

Общеизвестно, что в течение второй половины ХУЛ века и в последующее столетие (даже позднее - вплоть до пушкинской эпохи) шли процессы формирования основ общенациональной нормы литературного выражения. Русская разговорная литературная речь складывалась постепенно. Если в ХУШвеке разговорная речь не рассматривалась с точки зрения нормативности (литературности), что нашло отражение в ''Словаре Академии Российской", то в первые три - четыре десятилетия XIX века раздвигаются границы литературности в сторону "простонародного" языка по причине новой оценки литературного значения общенародного языка, в частности, народно-разговорной лексики, фразеологии, синтаксиса. А.С.Пушкин писал: "Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг, славу богу, не выражающего, как мы,своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком" (173, с.122).

В.В.Виноградов, создавший фундаментальные исследования языка и стиля А.С.Пушкина, отмечал: "Все эти ссылки на "мужичков", "простолюдинов", "просвирен" как обладателей "чистого народного языка" показывают, что Пушкин отстаивает литературные права "простонародного". языка и тех стилистических пластов просторечия, которые были близки к нему" (60, с.400). Вместе с тем, как указывал В.В.Виноградов, ". в пушкинское повествование вовлекались лишь те формы просторечия и простонародного языка, которые или были, или по своему языковому составу могли стать формами общенационального языка" (60,с.444). "Так,из безбрежной стихии устнбЗытовых национальных стилей Пушкин отбирал только то, что могло приблизить литературу к коренным основам национального языка и могло претендовать на общенациональное значение, что не носило отпечатка провинци ^ ализма и не принадлежало к "языку дурных обществ" (60,с.453). Об А.С.Пушкине, его творчестве написано немало. Перечисление названий исследований языка и стиля Пушкина заняло бы многие страницы. Мы не ставим перед собой задачу описать пушкинский период развития русского литературного языка, "реформаторскую" деятельность А.С.Пушкина. Мы вслед за Г.О. Винокуром, В.В.Виноградовым и другими отмечаем, что новое в языке великого поэта заключается не только в отборе словесных форм, но и в принципах употребления языкового материала в художественном произведении.

Определив основные принципы построения художественного текста (искусный писатель пользуется разговорным и книжным языком; в меру и уместно должны быть употреблены все общенародные средства языка), сам Пушкин не мог руководствоваться этими принципами до конца. Пушкинская эпоха - это время, когда создавалась новая стилистическая система, когда формировался разговорный стиль языка, ясли бы все (и "буралацкие") слова были использованы Пушкиным, то не понятно было бы: литературное это слово или нелитературное: "здесь следует иметь в виду, что все или п очти все употребленное.• Пушкиным в дальнейшем осознавалось как литературное, нормативное". А.С.Пушкин тщательно отбирал слова, выражения, обороты речи, отбирал то, что "было общепринято и могло получить общенациональное признание", учил внимательному отношению к народной речи и умению пользоваться книжным и разговорным языком.

Пушкинские принципы отбора и использования общенародных средств языка восприняли писатели 40-х годов XIX века - М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, И.А.Гончаров и другие.

Итак, к 40-м годам XIX века русский язык, благодаря преобразовательной деятельности А.С.Пушкина (а также И.А.Крылова, А.С.Грибоедова), сложился как литературный язык с разветвленной системой стилей, одной из составных частей этой системы был разговорный стиль. 0 том, что разговорный стиль литературного языка достаточно твердо заявлял о своем существовании, о том, что никто в 40-е годы XIX века не сомневался в существовании такой сферы литературного языка, говорят многие факты: письма 40-х годов (интересны, например, в этом отношении письма известного слависта О.М.Бодянского, датированные I837-I84I гг.(170), материалы журналов и газет (особенно показательны разделы "Отечественных записок" и "Современника"), наконец, отражение разговорного стиля в произведениях художественной литературы 40-х годов XIX века. Однако сформирсвавшийся в 30-е годы разговорный стиль на первых порах был еще недостаточно окрепшим и развитым. В 40-е годы разговорный стиль, являющийся предметом настоящего исследования, набирает силу, крепнет, вытесняет французский язык из всех сфер общения.

40-е годы XIX века по праву называют "полосой перелома в русском литературном языке" (50, с.305), "узловым моментом", "важным поворотным пунктом" (197, с.23), когда "нормы литературного выражения изменились, законодателем лингвистического вкуса становится иной общественный слой, иная социальная группа с более яркой демократической окраской" (50, с.305).

Исследование развития разговорного стиля русского литературного языка 40-х годов XIX века, изучение проблемы влияния передовой журнальной критики, творческих принципов ведущих писателей этого времени на процесс развития стиля, как уже говорилось, представляют научный интерес. Здесь необходимо, однако, остановиться на понимании термина "развитие" разговорного стиля применительно к 40-м годам XIX века.

Когда мы говорим о развитии функционального стиля, ого имеем в виду прежде всего его становление, а затем его дальнейшую историю. Если учесть, что разговорный стиль русского литературного языка сформировался в пушкинскую эпоху и еще не полностью занимал все позиции, которые он должен был занимать (французский язык обслуживал эпистолярные жанры, например), то применительно к 40-м годам XIX века сам термин "развитие" разговорного стиля включает в себя во многом не столько собственно развитие, сколько элементы его утверждения, вытеснения французского языка из всех сфер общения. 40-е годы закрепили права "гражданства" разговорного стиля в литературном языке

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...