Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санкция, реабилитация, прощение




Ответственные за проведение коллоквиума "Правосудие или к месть"[96] доверили мне задачу открыть заседание секции, названной тремя словами: "Санкция, реабилитация, прощение". Здесь, как и в аналогичных ситуациях, вклад философа, по-моему, может быть вкладом аналитика, озабоченного тем, чтобы прояснить понятия, помочь распознать ставки и провести различия между целями. В первом приближении наше рассмотрение пройдет по следующему пути: путь начинается с санкции (т. е. некто является осужденным); продолжается - при известных обстоятельствах и в известных границах, которые следует уточнить, - проектом восстановления (т. е. некто восстанавливается в правах, в утраченной гражданской или юридической правоспособности); наконец, в еще более конкретных обстоятельствах - некто получает прощение, которого ему никто не должен давать: его отказываются наказывать, восстанавливают его публичное уважение и самоуважение.

И все это в первом приближении.

Но тут нас непременно охватывает сомнение: идет ли речь о непрерывном пути? Одни и те же ли инстанции уполномочены санкционировать, реабилитировать и прощать? Сюда же добавляется смежное сомнение: идет ли речь об одном и том же, всегда пассивном субъекте, о котором мы говорим, что он подвергается санкции, реабилитации или прощению? Именно для того, чтобы ответить на эти сомнения, мы вынуждены возвратиться к истокам. Первым термом прерывистой и алеаторной триады, состоящей из санкции, реабилитации и прощения, в реальности судебного опыта является последняя тема более непротиворечивой последовательности, на всем протяжении которой принимается решение по поводу того, что принимает очертания в качестве предмета нашего рассмотрения: речь идет о различии между местью и правосудием.


В момент осуществления санкции нечто существенное уже произошло; приговор вынесен; субъект, формально считавшийся невиновным, объявлен фактически виновным, а значит, наказуем, а следовательно - подвергнут наказанию. Из-за того, что предложенный нами путь начинается слишком поздно, на нем остается занимающий нас здесь разрыв - между справедливостью и местью.

Причина этого явления - в том, что упомянутый разрыв осуществляется до санкции, в судебном процессе. Сама же санкция наделяется характером карательной меры лишь постольку, поскольку она завершает процесс и разрубает Гордиев узел. Стало быть, принцип разрыва между местью и справедливостью надо искать в структуре процесса - в том виде, как последний должен был бы развертываться в правовом государстве. Порою говорят, что мстить самостоятельно означает осуществлять правосудие для самого себя. Нет - слово "правосудие" не должно фигурировать ни в одном из определений мести; оговорку надо сделать лишь относительно архаического и сакрального смысла насквозь мстительного и карающего правосудия, по поводу которого необходимо будет объясниться в последнюю очередь. А пока что нам придется иметь дело лишь с элементарной, эмоциональной и необузданной местью - с той местью, которая стремится вписать наказание прямо в след, оставленный преступлением. И тогда встает вопрос: какими средствами, какими ресурсами, от имени какой инстанции судебный процесс совершает разрыв с такой вот местью?

Перед тем как разложить процесс на структурные элементы, его можно в целом охарактеризовать в следующих терминах: он состоит в том, чтобы установить справедливую дистанцию между проступком, вызвавшим частный и публичный гнев, и наказанием, налагаемым судебным институтом. Если месть осуществляет короткое замыкание между двумя страданиями, страданием, претерпеваемым жертвой, и страданием, налагаемым мстителем, то судебный процесс вставляется между этими страданиями, устанавливая справедливую дистанцию, о которой мы только что говорили.


I

Тогда вопрос в том, чтобы кратко перечислить средства, с помощью которых осуществление уголовного права устанавливает разрыв между насилием и словом правосудия[97]. Четыре условия как будто бы образуют структурные условия всяких дебатов.

1. Прежде всего предполагается некая третья сторона, не являющаяся тяжущейся и правомочная открывать пространство дискуссии. Под этим обобщенным понятием "третья сторона" мы можем иметь в виду три отчетливо различающиеся инстанции: прежде всего институт государства, не совпадающего с гражданским обществом, и - на этом основании - имеющего право на законное насилие (многочисленные исторические разновидности способны выражать эти отношения между государственной мощью и гражданским обществом согласно природе консенсуса, устанавливающегося между группами, образующими гражданское общество); во-вторых, в качестве третьей стороны следует рассматривать судебный институт как отличный от остальных государственных властей (здесь отношения также варьируют и зависят от модели разделения властей или авторитетов); в качестве третьей составляющей третьей стороны непременно необходимо добавить конкретный способ задействования судебного персонала; третья сторона воплощается здесь в человеческой фигуре судьи. Его важно разместить на сцене с самого начала - в той мере, в какой судьи являются людьми, подобными нам, но возвышающимися над нами с тем, чтобы разрешать конфликты - по окончании квалифицирующих испытаний, состязающихся между собой по поводу приемлемости приговора, которому придадут большое значение впоследствии.

2. Сама по себе третья сторона оказывается расположенной в требуемой беспристрастной позиции не иначе, как опираясь на некую юридическую систему, квалифицирующую государственную третью сторону как правовое государство. Эта юридическая система, по существу, состоит из писаных законов; их написание и сохранение представляют собой значительное культурное достижение, благодаря которому происходит смежное


устройство государственной власти и власти юридической. Обязанность законов - с одной стороны, определять преступления, с другой же, устанавливать пропорциональное отношение между преступлениями и наказаниями. Первая операция состоит в дистанцировании от насилия; она делает возможной квалификацию преступлений как правонарушений, определенных и охарактеризованных по возможности наиболее однозначно. Кроме того, установление двойной шкалы преступлений и наказаний согласно некоему правилу пропорциональности, присовокупляясь к квалификации преступлений, позволяет расположить всякий инкриминируемый проступок с наибольшей возможной точностью - не только на карте, но и на шкале преступлений.

3. В-третьих, имеет место существенная составляющая, которая дает название структуре в целом; имеются в виду дебаты. Их функция состоит в том, чтобы привести к состоянию определенности дело, "зависшее" в состоянии неопределенности. Ради этого необходимо, чтобы при дебатах на сцену было выведено множество протагонистов, которые все вместе - судья, общественный обвинитель, советники сторон - способствуют установлению того, что называют справедливой дистанцией, на сей раз - между истцом и обвиняемым. Этот учет множества участников дебатов вносит важное исправление в простую идею судящей третьей стороны. Дистанция, устанавливаемая с помощью этой " ячейки для дебатов ", превращает жертву из плоти и крови, так же, как и предполагаемого виновного, в "тяжущиеся стороны", в истца и ответчика. Но существенное здесь еще не сказано: важно, чтобы дебаты были устными и полными противоречий и чтобы они утверждались в этом состоянии посредством процедуры, известной всем участникам дебатов и обязывающей их всех. В таком случае дебаты предстают как борьба речей: одни аргументы выдвигаются против других, оружие у одной и другой стороны одно и то же и обладающее одинаковой силой. Наконец, необходимо подчеркнуть, что пассивный субъект при рассмотрении в первом приближении - тот, кого судят, - выдвигается благодаря дебатам в действующее лицо судебного процесса. Впоследствии мы измерим важность


этого изменения, когда пройдем по предлагаемому пути от санкции к реабилитации и прощению.

4. Наконец, четвертая структурная составляющая процесса обозначается словом приговор. Благодаря приговору виновность устанавливается законом. Тем самым обвиняемый меняет юридический статус: предположительно невиновный объявляется виновным. Это изменение происходит благодаря одному лишь перформативному свойству речи, в которой право высказывается при определенных обстоятельствах. По окончании этой первой части доклада я хотел бы настоятельно подчеркнуть выражение: высказывать право. Перед тем как впоследствии продемонстрировать свое терапевтическое свойство на пути реабилитации, речь, где высказывается право, приводит к многочисленным последствиям: она кладет предел неопределенности; она назначает участникам процесса места, которыми определяется справедливая дистанция между местью и правосудием; наконец - и, возможно, прежде всего - она признает в качестве действующих лиц именно тех, кто совершил преступление и подвергнется наказанию. В самом этом последствии и заключается наиболее значительный ответ правосудия насилию. В этом ответе находит выражение откладывание мести.

II

Теперь стало возможным вернуться к последовательности, предложенной нашему рассмотрению: санкция-реабилитация-прощение.

Санкция

Мы еще не сказали ничего существенного относительно санкции, квалифицируя заключительный акт процесса как приговор. Наказание, несомненно, приобретает уголовно-правовой характер по окончании речевой церемонии, где свершается разрыв с местью, а насилие "опрокидывается" в речь. Итак, "кара" отодвинута на должное расстояние от "преступления". Но мы ничего не сказали о том, от имени санкция выносится и кто адресаты санкции. А ведь ответ на этот вопрос наделяет смыслом приговор как санкцию уголовного права.


Если мы вновь быстро рассмотрим структурные компоненты процесса, то надо будет сказать, что санкция выносится в первую очередь от имени закона; и, разумеется, не столько скорее для закона, чем для жертвы, сколько для жертвы, потому что для закона. Кант и Гегель согласны между собой в том вопросе, что санкция восстанавливает право. Для обоих в законе выражается совокупность моральных конвенций, обеспечивающих минимальный консенсус в политической сфере; консенсус, подытоживаемый в идее порядка. По отношению к этому порядку всякое правонарушение представляет собой посягательство на закон, нарушение порядка. Эту идею можно признать в религиозном варианте, если привязать закон к неизменному порядку, гарантируемому божественными инстанциями; но идея оскорбления богов постепенно вытесняется профанным, секуляризованным вариантом нарушения порядка, идеей угрозы гражданскому миру. В обоих вариантах трансгрессии первой функцией наказания является усмирение публичной смуты, я словом, восстановление порядка. Гегель наделил этот процесс диалектической формой отрицания отрицания: беспорядку, отрицающему порядок, соответствует отрицание беспорядка, порядок восстанавливающее[98].

Сказав это, мы не можем избежать вопроса: в каком смысле я можно сказать, что санкция выносится для жертвы? Ответ вроде бы напрашивается сам собой: возмещение для личности из плоти и крови осуществляется в большей степени, нежели ради какого-то абстрактного закона. Разумеется, так. И все-таки остается определить, в чем это возмещение еще отличается от мести. Разве не надо здесь пройти через точку сомнения, подсказываемого чрезмерным использованием замечания мудреца, размышлявшего о сомнительной полезности наказаний: разве в космическом балансе благ и зол наказания не добавляют страдание к страданию? Разве "наказывать" не означает - в основном и так или иначе - "подвергать страданию"? А что говорить о наказаниях, каковые никоим образом не являются возмещением в смысле восстановления предшествовавшего состояния - как явно происходит в случаях с убийствами и наиболее тяжелыми проступками? Может быть, наказание и восстанавливает


порядок, но жизнь оно не возвращает. Эти банальные замечания приглашают нас сделать основной акцент на моральном значении санкции; здесь необходимо вернуться к тому, что было сказано выше о речи, высказывающей право. Как было отмечено мимоходом, жертва публично признается существом оскорбленным и униженным, т. е. исключенным из режима взаимности в силу того, что превращает преступление в установление несправедливой дистанции. Но этого публичного признания недостаточно: общество объявляет истца жертвой, объявляя обвиняемого виновным. Но у такого признания может быть более глубинный путь, касающийся самоуважения. Здесь можно сказать, что нечто восстанавливается под столь различными названиями, как честь, добрая репутация и - я люблю подчеркивать этот термин - самоуважение, т. е. достоинство, сопрягаемое с моральными качествами человеческой личности. Возможно, тут позволено сделать еще шаг и предположить, что это глубинное признание самоуважения может способствовать работе скорби, благодаря чему обиженная душа примиряется с собой, интериоризируя фигуру утраченного любимого предмета. Таково немного неожиданное применение знаменитых слов Апостола: "Истина освободит вас". Нет нужды повтоять, что в грандиозных судебных процессах, если таковые еще не существуют, коим дали повод бедствия века, эта работа скорби Н| предлагается не только жертвам, но и их потомкам, родственникам и союзникам, чье горе достойно почитания. В этой работе скорби, продлевающей общественное признание потерпевшего, можно признать моральный, а уже не просто эстетический вариант катарсиса, вызываемого, по Аристотелю, трагическим зрелищем.

Ставится и еще один вопрос: нет ли в санкции чего-либо, - зависящего от общественного мнения! Ответ должен быть: “есть". Общественное мнение служит сначала средством переноса, затем усилителем и, наконец, рупором желания мести. Стало быть, нет необходимости чрезмерно подчеркивать эффект публичности - в смысле доведения до публики - который СМИ придают церемонии судебного процесса и обнародованию наказаний. Такая публичность должна состоять в воспитании


публики в духе справедливости, в дисциплинировании порочного желания мести. Первый порог такого воспитания состоит в негодовании; этого слова мы пока еще не произнесли, но негодование, слабо отличаясь от жажды мести, уже начинает отдаляться от последней, как только обращается к измерению несправедливости свершившегося зла. В этом смысле негодование уже измеряется смыслом закона и усиливается публичной смутой вызываемой правонарушением. Кроме того, свойством негодования является связь между эмоцией, вызванной зрелищем попранного закона, и эмоцией, вызванной зрелищем униженияЯ личности. И как раз на всех этих основаниях негодование образует основополагающее чувство, исходя из которого воспитание публики в духе справедливости имеет шансы на успех. Словом, в санкции есть нечто, обязанное еще и общественному мнению, что увенчивается неким катарсисом мести.

Остается последний вопрос: в чем и до какой степени санкция причитается виновному, осужденному? Ответ на этот вопрос обусловливает все движение предложенной последовательности: санкция-реабилитация-прощение. В начале нашего маршрута субъект уголовного права имплицитно считался пассивным: быть наказуемым, быть реабилитируемым, быть прощаемым; считается, что подсудимый должен пройти все эти состояния. Но ведь мы сказали, что судебный процесс уже превратил его в действующее лицо, в протагониста дебатов; так как же, кроме прочего, сделать его протагонистом, действующим лицом санкции? Не следует ли сказать - по крайней мере в идеальном смысле - что санкция достигла бы цели, исполнила бы свою задачу, если бы наказание было если не принято, то по меньшей мере понято тем, кто ему подвергается? Эта пограничная идея, которую, может быть, следовало бы назвать регулятивной идеей, подразумевается идеей признания: признания истца в качестве жертвы, признания обвиняемого в качестве виновного. Но ведь если признание проходит свой путь в душе оскорбленной личности в форме восстановления самоуважения, то разве признание себя виновным не является симметричным элементом, ожидаемым от такого признания самостью жертвы? Я утверждаю, что именно здесь содержится регулятивная


идея осуждения. Если санкции на самом деле предстоит какое-то будущее в формах реабилитации и прощения, о которых мы еще поговорим, - то не требуется ли, чтобы после получения санкции обвиняемый по крайней мере признал бы себя в качестве личности разумной и ответственной, т. е. автора своих поступков? Уже цитированный Гегель довел этот парадокс до утверждения о том, что смертная казнь, которой может быть подвергнуто только человеческое существо, служит способом оказать честь виновному как существу разумному". Разумеется, у нас есть гораздо более веские основания отвергать смертную казнь - пусть даже им будет мысль о том, что мы сами образуем государство, которое, умеряя собственный порыв к мести, запрещает себе вести себя так же, как преступник, воплощенный в фигуре палача. А из аргумента Гегеля мы по меньшей мере можем сохранить то, что наказуемым может быть лишь разумное существо. Пока сама санкция не признана обвиняемым в качестве разумной, она не достигла этого последнего как разумного существа. И как раз этот крах санкции в достижении своей цели в рамках судебного процесса открывает ту последовательность, по пути которой мы сейчас пойдем.

Реабилитация

Для чего, на самом деле, желать продолжить санкцию чем-то еще? Нельзя ли довольствоваться одной санкцией, если жертва и общественное мнение будут удовлетворены? Провал санкции по отношению к не признающему ее осужденному приводит нас к понятию справедливой дистанции, введенной в самом начале нашего рассуждения. Разве осужденный, как правило, получает санкцию не в качестве избытка дистанции? Избытка, выраженного физически и географически в виде задержания, когда тюремное заключение знаменует собой исключение из города? И разве этот избыток символически не характеризуется дополнительными наказаниями: утратой общественного и личного уважения, а также различных правоспособностей как в юридической, так и в гражданской сфере? Отсюда идея того, что санкцию необходимо продолжить постепенным уменьшением этого избытка дистанции и восстановлением


дистанции справедливой.

Говоря о реабилитации, авторы программы нашего коллоквиума, возможно, специально не задумывались над узко юридическим ее смыслом. Даже если они правильно ставили акцент на смысле, придаваемом этому термину обычно, т. е. на совокупности мер, сопровождающих исполнение наказания и имеющих целью восстановить способность осужденного вновь стать полноправным гражданином по окончании отбывания наказания, то будет небесполезным - даже в отсутствие какой Я бы то ни было юридической компетенции - на мгновение остановиться на чисто юридических формах реабилитации, и притом в той мере, в какой идея, главенствующая в рассматриваемых операциях, состоит в восстановлении личности в тех правах, в той правоспособности и в том юридическом статусе, какие она утратила.

Здесь следует рассмотреть две основные ситуации. Прежде всего автоматическую и полноправную реабилитацию, которую получает всякий осужденный по отбывании наказания и по истечении срока, пропорционального уровню правонарушения и уровню инстанции, налагающей санкцию. Новый Уголовный кодекс (113/16) говорит о полноправной реабилитации, что она - ликвидирует все виды неправоспособности и поражения в правах". Здесь необходимо подчеркнуть глагол ликвидироват ь, ключевой для последовательности, завершающейся прощением. Эта "ликвидация" принимает характер возражения в судебном процессе, когда речь идет о торжественном прерывании санкции и объявлении ее неправомочной. Здесь можно подумать об обширных реабилитациях жертв чисток, которые были характерны для преступлений, совершенных тоталитарными государствами; менее тоталитарные или более демократические режимы стремятся исправить последствия и устранить следы таких преступлений ради восстановления чести или полноправия жертв. Здесь можно подумать и об исправлении предположительных судебных ошибок.

Ввиду редкости таких ситуаций речь идет о весьма сложных судебных процедурах, подлежащих ведению Уголовно-процессуального кодекса и определяющих статус истца, бенефициара


и следственной инстанции. Я не буду вдаваться в эти процедурные вопросы, ничего не добавляющие к цели, которую преследует полноправная реабилитация и которая, как мы видели, присутствует в таких выражениях, как "ликвидировать все виды неправоспособности", "восстанавливать в правах", т. е., в конечном итоге, восстанавливать основную человеческую правоспособность гражданина, обладающего гражданскими и юридическими правами[99].

Совершенно очевидно, что мы ссылаемся на эти идеи ликвидации, восстановления и реституции, когда пытаемся ввести в исполнение наказания проект реабилитации. Речь идет именно о том, чтобы вернуть осужденному возможность по истечении наказания вновь стать полноправным гражданином, а значит, положить конец физическому и символическому его исключению, высшая степень которого воплощена в тюремном заключении.

Я не буду здесь вдаваться в рассмотрение проектов перевоспитания, направленных на ресоциализацию осужденных. Эти проекты относятся к сфере того, что можно назвать педагогикой наказания. Ограничусь несколькими предложениями, способными понятийно прояснить термин "реабилитация" в общем русле моего изложения. Прежде всего я предлагаю поразмыслить над одним из предложений Антуана Гарапона: ввести понятие непрерывности публичного пространства, дабы вписать место тюремного пространства внутрь, а не вовне города; упомяну лишь одно, особенно поразительное применение этого понятия, которое - по крайней мере насколько мне известно - пока является весьма новым. Разве правонарушения, совершенные в тюремном пространстве, не должны рассматриваться такими же судами, что и все преступления, совершенные в пространстве юрисдикции государства? А вот еще одна составляющая перевоспитания ради возвращения к жизни в обществе: под одной и той же фигурной скобкой следует расположить все не относящиеся к безопасности аспекты исполнения наказания - независимо от того, идет ли речь о здоровье, о труде, об образовании, о досуге, о праве на посещения и даже на нормальное отправление сексуальности и т. д.. Направляющей


идеей, которая объединяет многочисленные меры, имеющие ввиду разнообразное вмешательство, является идея ликвидации неправоспособности и восстановления правоспособности. Именно с этой точки зрения следовало бы возобновить дискуссию о продолжительности сроков наказаний. Если рассматривать их не только с точки зрения безопасности, т. е. легитимной защиты общества, то здесь следовало бы принять в рассмотрение время наказания, пережитое узником; из нескольких доступных мне трудов по психологии узников следует, что время Щ наказания переживается согласно различным модальностям, в зависимости от того, рассматриваем ли мы ближайший временной сегмент судебного процесса, когда время переживается под знаком воспоминаний об этом испытании; затем - рассматриваем ли мы средний срок наказания, когда общение с тюремной средой поглощает все заботы узника; наконец - заключительная часть наказания, когда перспективы освобождения занимают все умственное пространство узника. В результате получается, что череда этих последовательных фигур переживания времени наказания полностью изменяется в зависимости от длительности наказания. Можно предположить, что если исполнение наказания перейдет некий временной порог, то оно станет равнозначным процессу ускоренной десоциализации. Исключение из общества постепенно порождает дикого зверя, а не свободную личность, а также идет в ущерб всем проектам ресоциализации. Эта тревожная перспектива не остается без влияния даже на относящиеся к безопасности аспекты исполнения наказаний. Да позволено мне будет сказать в этом отношении, что понятие "реальной вечности" представляет собой вопиющее отвержение всякой идеи реабилитации, и поэтому абсолютный отказ от какого бы то ни было восстановления - в самом исполнении наказания - справедливой дистанции между заключенным и остальным обществом.

Амнистия и помилование

От идеи реабилитации нельзя непосредственно перейти к идее прощения, не остановившись вкратце на двух диспозициях,


которые можно считать промежуточными: на амнистии и помиловании. С этим последним можно разобраться достаточно быстро, так как оно представляет собой "королевскую прерогативу" с теми же последствиями, касающимися ликвидации основных и второстепенных наказаний, что и у реабилитации. Более подробно следует поговорить об амнистии: ведь эта разновидность реабилитации исходит не из юридической, но из политической инстанции, т. е. в принципе из парламента, даже если фактически руководство операцией присваивается исполнительной властью. Если же я все-таки останавливаюсь на вопросе об амнистии, то лишь в той мере, в какой - вопреки видимости - амнистия нисколько не способствует правильному пониманию идеи прощения. Во многих отношениях она образует антитезу прощению. Амнистия, каковой в широчайшем объеме пользовался французский республиканский режим после амнистии коммунаров, фактически состоит в ликвидации вины, выходящей далеко за пределы исполнения наказаний. К запрету всякого правосудного действия, а значит, к запрету всякого преследования преступников, добавляется запрет на упоминание самих фактов, квалифицируемых в качестве преступлений. Стало быть, речь идет о подлинной институциональной амнезии, приглашающей поступать так, как если бы событие не имело места[100]. Многие авторы с какой-то тревогой замечали, что в затее по стиранию даже следов травматических событий есть нечто магическое и даже безнадежное; как если бы можно было вообще стереть пятна крови на руках леди Макбет! Какова цель всего этого? Несомненно, национальное примирение. В этом отношении совершенно легитимным является желание залатать забвением дыры социального тела. Но можно побеспокоиться и о цене, которую придется заплатить за это утверждение (названное мною магическим и безнадежным) неделимого характера суверенного политического тела. И как раз в якобинской концепции государство отождествляет свою предполагаемую рациональность с универсальным, а именно с необходимостью периодически стирать следы злодеяний, совершенных одними людьми по отношению к другим; воспоминания о таких злодеяниях образуют живое отвержение притязаний государства


на рациональность. За это приходится платить непомерную цену. В такой неосуществимой претензии стереть все следы публичных разногласий присутствуют все злодеяния забвения. В этом то смысле амнистия и является противоположностью прощения, которое, как мы настаиваем, требует памяти. И тогда историку (чья задача становится неимоверно трудной из-за этого утверждения институционального забвения) выпадает на долю выработать дискурс, противодействующий псевдоюридическим попыткам ликвидации фактов. В этом случае задача историка принимает подрывной оборот - в той мере, в какой в ней выражается Немезида следов.

Прощение

Идею прощения нелегко правильно расположить на линии, вычерчиваемой тремя терминами - санкцией, реабилитацией и прощением. О прощении можно сказать две противоположные, но, может быть, в равной степени необходимые, и даже взаимодополняющие вещи, касающиеся связей между прощением и всевозможными юридическими формами, охватывающими санкцию, реабилитацию, прощение и амнистию. С одной стороны, прощение фактически не принадлежит к юридическому порядку; оно не относится даже к плоскости права. О прощении следует говорить так, как Паскаль говорит о милосердии в знаменитом фрагменте о "трех порядках": о порядке тел, порядке духов и порядке милосердия. Прощение на самом деле ускользает от права - как по логике, так и по целенаправленности. С одной точки зрения, которую можно назвать эпистемологической, прощение относится к сфере экономики дара - ввиду артикулирующей его логики изобилия, которую следует противопоставить руководящей правосудием логике эквивалентности; в этом отношении прощение является не только сверхъюридической, но и сверхэтической ценностью. Но по целенаправленности прощение все-таки не ускользает от права. Чтобы понять прощение, для начала необходимо установить, кто может осуществлять его. Если говорить в абсолютных терминах, то это может быть только жертва. В этом отношении прощение никогда не может вытекать из обязанности.


Прощения можно лишь просить, но и на эту просьбу можно ответить законным отказом. Поэтому прощение должно сначала столкнуться с непростительным, т. е. с бесконечным долгом, с неискупимым проступком. На этом основании, хотя прощение и не связано с обязанностью, его все-таки можно назвать целенаправленным. И эта целенаправленность соотносится с памятью. "Проект" прощения не в том, чтобы ликвидировать память; но это и не забвение; совсем наоборот, проект прощения, состоящий в оставлении долга, несовместим с проектом устранения забвения [101]. Прощение есть своего рода исцеление памяти, завершение работы ее скорби; будучи избавленной от груза долга, память освобождается ради значительных замыслов. Прощение наделяет память неким будущим.

Если основываться на этом, то не будет запретным задаться вопросом о том, оказывает ли прощение какое-либо вторичное воздействие на сам юридический порядок - в той мере, в какой, ускользая от него, прощение над ним возвышается. По этому поводу я скажу две вещи. С одной стороны, будучи горизонтом последовательности "санкция-реабилитация-прощение", прощение служит постоянным напоминанием о том, что правосудие бывает лишь человеческим и что оно не может вырасти до окончательного суждения. Кроме того, разве нельзя считать "возвышением" прощения над правосудием всевозможные проявления сострадания и благожелательности в рамках самого отправления правосудия - ведь правосудие, движимое милосердием, в пределах собственной сферы нацелено на ту крайность, которую, начиная с Аристотеля, мы называем справедливостью? Наконец, в качестве итоговой я хотел бы предложить следующую идею: не полагается ли прощению сопровождатъ правосудие в его усилиях, направленных на то, чтобы в символическом плане исключить сакральный компонент мести, на который мы намекнули в самом начале? Ведь правосудие фактически стремится отмежеваться не только от необузданной мести, но и от мести сакральной, которая требует крови за кровь и сама притязает считаться правосудием. В наиболее глубинном символическом плане здесь происходит отделение Дике, человеческого правосудия, человеческой справедливости, от Фемиды,


последнего и мрачного прибежища приравнивания Мести (с большой буквы) к Правосудию (тоже с большой буквы). Не дело ли прощения - насылать на эту недоброжелательную сакральность катарсис, который превратит ее в сакрольность благожелательную? Греческая трагедия, в первую очередь "Орестея", научила нас тому, что Эриннии (мстительницы) и Эвмениды (благожелательные) суть одно и то же. С блистательной лаконичностью Гегель в "Основах философии права"[102] замечает:

Спят Эвмениды, но преступленье их будит.



Совесть и закон

Философские ставки

Настоящее исследование является продуктом моего изначального отказа замыкаться в рамках, казалось бы, обязательной дилеммы, в которой строго противопоставляются закон, считаюшийся неизменным, универсальным, принуждающим и объективным, и совесть, считающаяся изменчивой, обусловленной обстоятельствами, спонтанной и в высшей степени субъективной.

Эта дилемма становится как бы застывшей, когда, кроме всего прочего, мы располагаем ее под неблагожелательным надзором взаимно клевещущих друг на друга категорий - таких, как догматизм и ситуационизм.

Проблема не только в том, чтобы отвергнуть эту мнимую дилемму, но и в том, чтобы построить правдоподобную модель корреляции между этими термами парализующей альтернативы. Чтобы избавиться от упомянутой мнимой дилеммы, я предлагаю различать несколько уровней, где закон и совесть - каждый раз по-разному - будут сочетаться между собой в постепенном складывании морального выражения.

I

На первом уровне, который можно назвать основополагающим, я расположу рядом с полюсом закона наиболее элементарное различение между добром и злом, а рядом с полюсом совести - возникновение личности, складывающейся благодаря своему отношению к этому изначальному различению. На этом основополагающем уровне, может быть, неуместно говорить о законе в сильном смысле морального обязательства, как - и о совести в смысле повиновения долгу. В смысле, более близком к Аристотелю, нежели к Канту, я вслед за моим другом Чарльзом Тейлором, сделавшим это в "Истоках самости"[103], применил выражение "сильные оценки", имея в виду тем самым


наиболее устойчивые оценки здравого смысла, которые - по своей бинарной структуре - каждая на свой лад выражает то, что мы только что назвали различением между добром и злом; в этом отношении повседневный моральный опыт располагает чрезвычайно богатым словарем, где содержится значительной количество вариантов пары "добро и зло". Подумайте только о парах терминов, таких, как: почетный и постыдный, достойный и недостойный, восхитительный и презренный, возвышенный и низкий, отрадный и прискорбный, благородный и подлый, приятный и гадкий - не говоря уже о паре "уважаемый -неоправданный" по Жану Наберу. Из этой-то богатой палитры и следует исходить, чтобы развертывать импликации предложенного выражения "сильная оценка".

Термин "оценка" выражает тот факт, что человеческая жизнь не является морально нейтральной, но - коль скоро она, согласно наставлению Сократа, должна подвергаться рассмотрению - она подлежит основополагающему различению между тем, что одобряется как лучшее, и тем, что осуждается как худшее. Если для этого элементарного уровня и не подходит термин "закон", по крайней мере в строгом смысле, о котором мы только что говорили, то сильные оценки представляют собой ряд знаков, выводящих нас на путь нормативного смысла, сопрягаемого с идеей закона. Кроме рефлективной работы по различению, выражаемому разнообразными вышеперечисленными предикатами, необходимо учесть все, что Тейлор размещает под рубрикой артикуляция, а именно - попытку упорядочения сильных оценок, которым качественная гетерогенность благ, рассматриваемых при их посредстве, навязывает определенное рассеяние; к этой работе по координации добавляются попытки иерархизации, позволяющи е - вместе с Чарльзом Тейлором - говорить о благах высшего уровня, о гиперблагах [hypergoods]; этим-то попыткам мы и обязаны различными типологиями добродетелей и пороков, занимавших известное нам место в моральных трактатах у авторов древности, средневековья, и даже у моралистов классической эпохи. Эти классификации могли бы служить для того, чтобы обозначить срединный уровень моральной рефлексии - на полпути между сильными оценками,


взятыми в их спонтанном рассеянии, и объединяющей их целью благой жизни, т. е. стремлением к удавшейся жизни, которая образует как бы ускользающую линию на горизонте сильных оценок.

Итак, именно это я принимаю за отправную точку со стороны полюса закона. А что я приму за отправную точку со стороны <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...