Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Танцевально-двигательные методы (история и современное состояние)




Интегративная танцевально-двигательная терапия

Издание 2-е, расширенное и дополненное

 

В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005 —.

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России,

Новиков Виктор Васильевич

доктор психологических наук, профессор Клюева Надежда Владимировна

доктор психологических наук, профессор Мазилов Владимир Александрович

кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

Совместная монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова, известного психолога, лидера одного из основоположникаов танцевально-двигательной терапии Александра Ефимовича Гиршона и кандидата психологических наук Натальи Ивановны Веремеенко является своего рода пионерской и уникальной работой в исследовании нового направления прикладной психологии и психотерапии — интегративной танцевально-двигательной терапии. Методологической и теоретической базой направления является школа интрегративная психология, принципы школаы психологии, организованнаойя которой были разработаны профессором В.В.Козловым в начале 1990-х ггодов.

Работа Ппредставляет интерес для психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, медиков, а также для других специалистов, реализующих различные методы в психосоциальной работе с населением и интересующихся танцевально-двигательной терапией.

 

Ó Текст, В.В.Козлов, А.Е.Гиршон, Н.И.Веремеенко, 2005


ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
(ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

1.1. Танец как культурно-психологический феномен Òàíåö êàê êóëüòóðíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé ôåíîìåí

1.1.1. Что такое танец?

1.1.2. Происхождение танца

1.1.3. Танец и ритуал

1.2. История танцаÈñòîðèÿ òàíöà

1.2.1.Первобытные танцы

1.2.2. Танцы Древнего Египта

1.2.3. Танцы античности

1.2.4. Танец в Средние века

1.2.5. Танец в эпоху Возрождения

1.2.6. Танцы XVI–XVIII в.

 

1.2.7. Танцы ХХ в.

1.2.7.1. Социальные танцы

1.2.7.2. Возрождение тела

1.2.7.3. Эпоха танца модерн

1.2.7.4. Танец постмодерн

1.2.8. Неевропейские тенденции развития танца

1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапииÏîÿâëåíèå è ðàçâèòèå òàíöåâàëüíî-äâèãàòåëüíîé òåðàïèè

1.3.1. ТДТ в США и Европе

ТДТ в России

1.3.3. Место танцевально-двигательной терапии в психотерапии

 

Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)

2.1. Теоретические основы ИТДТ Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ÈÒÄÒ

2.1.1. Интегративная психология

2.1.2. Танец как интегративная базовая метафора

2.1.3. Системный анализ движения

2.1.4. Танец как ресурсное (потоковое) состояние

2.1.5. ИТДТ и телесно-ориентированная терапия

2.1.6. Обоснование термина интегративная танцевально-двигательная терапия

2.2. Цели и принципы ИТДТ

Öåëè è ïðèíöèïû ÈÒÄÒ

2.3. Формы и области работы ИТДТÔîðìû è îáëàñòè ðàáîòû ÈÒÄÒ

2.4. Основные понятия ИТДТ

2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ

Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè è ïðåèìóùåñòâà ÈÒÄÒ

2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы

Ìåòîäîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïðèìåíåíèÿ ìåòîäîâ ÈÒÄÒ â ãðóïïîâîé ôîðìå ðàáîòû

2.6.1 Интегративная методология

2.6.2 Как мы понимаем интеграцию

2.6.3 Разработка тренингов

2.6.4 Вербальная составляющая ИТДТ

Использование музыки

2.6.6 Способы интеграции опыта

Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)

3.1. Упражнения — разминки

3.1.1. Body Jazz Габриэлы Рот (Gabrielle Roth)

3.1.2. Body Jazz в парах

3.1.3. Body Jazz — походки

3.1.4. Вибрация, переходящая в танец

3.1.5. Тряска-растяжка

3.1.6. Называние качеств движения, различных частей тела

3.1.7. Работа с центром

3.1.7. Работа с позвоночником

3.1.9. Все мышцы-все кости

3.1.10. Огонь-лед

3.1.11. Ртуть

3.1.12. Зажимы по кругу

3.1.13. Росток

3.1.14. Потянулись — сломались

3.1.15. Насос и надувная кукла

3.1.16. Упражнение: «Стряхни капли»

3.1.17. Улыбающееся солнышко

3.1.18. Джангл

Óïðàæíåíèÿ — ðàçìèíêè

 

3.2. Базовые психотехники

3.2.1. Работа с телом

3.2.1.1. Позы

3.2. Áàçîâûå ïñèõîòåõíèêè

3.2.1. Êà÷åñòâà äâèæåíèÿ

3.2.1.1.1. Скульптуры

3.2.1.1.2. Пигмалион и Галатея

3.2.1.1.3. Стоп-движение

3.2.1.1.4. Три скульптуры: история

3.2.1.1.5. Диалог скульптур

3.2.1.1.6. Групповая скульптура

3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура

3.2.1.1.8. Оправдание позы

3.2.1.1.9. Предмет по кругу

3.2.1.2.1. Импульсы

3.2.1.2.2. Электрошокер

3.2.1.2.3. Марионетки

3.2.1.2.4. Актер/Режиссер

3.2.1.2.4.1. Действие

3.2.1.2.4.2. Образ

3.2.1.2.4.3. Сдвиг

3.2.2. Качества движения

3.2.2.1. 5 ритмов (Волна) Габриэлы Рот

3.2.2.2. Три яруса кинесферы

3.2.2.2.1. 3 яруса.

3.2.2.2. 2. Земля-Небо-Человек

3.2.2.3. Полярности

3.2.2.3.1. Танец противоположностей

3.2.2.3.2. Любовь и ярость

3.2.2.3.3. Страсть и нежность

3.2.2.4. Границы

3.2.3. Работа со взаимоотношениями

3.2.3.1. Зеркало

3.2.3.2. Человек и его тень

3.2.3.3. Встречи и расставания

3.2.3.4. Музыкант и музыкальный инструмент

3.2.3.5. Разговор по душам

3.2.3.6. Танец с платком

3.2.3.7. Танец по рисунку

3.2.4. Техники контактной импровизации

3.2.4. 1. «Маленький танец»

3.2.4. 2. Точка контакта

3.2.4. 3. Перекаты на полу

3.2.4. 3. 1. Перекаты за центром

3.2.4. 3. 2. Диагональный переворот

3.2.4. 4. Падения

3.2.4. 5. «Путь падений»

3.2.4. 6. «Подстрели друга»

3.2.4. 7. Опора и поддержка

3.2.4. 8. Баланс и контрбаланс

3.2.4.9. «Сиамские близнецы»

3.3. Полифункциональные психотехнологии

3.3.1. Body Jazz — ведение за центры

3.3.2. Аутентичное Движение

3.3.2.1. Работа в диаде (Движущийся — Свидетель)

3.3.2.2. Смена движущихся и свидетелей без деления на диады

3.3.2. 3. С одним свидетелем (ведущим)

3.3.2. 4. Большой круг (Long Circle)

3.3.2.5. Аутентичное Движение на природе

3.3.2.6. Аутентичное Движение с предметом

3.3.2.7. Настройки и разминки

3.3.2. 8. Мужское/Женское

3.3.2.9. Одиночество/Контакт

3.3.2.10. «Заклинатель дождя»

3.3.2.11. Интеграция

3.3.3. Трансовые танцы

3.3.4. Видеоанализ сольного танца

3.3.4.1. Работа с сольным танцем

3.3.4. 2. Видеоанализ в группе

3.44. Контекстуальные тренинги

3.4.1. Танец имени

3.4.2. Танец Птицы

3.4.3. Континуум

3.4.4. Танец дервиша

3.4.5. Танец четырех стихий

3.4.6 Эволюционные паттерны движения

3.4.6.1. Упражнение: клеточное дыхание

3.4.6.2. Упражнение: Центральная симметрия

3.4.6.3.Упражнение: Оральный паттерн

3.4.6.4. Упражнение: Допозвоночные движения

3.4.6.5. Упражнения: движения позвоночника

3.4.6.6.Упражнения: Гомологичные движения
3.4.6.7. Упражнения: Гомолатеральные движения

3.4.6.8. Упражнения: Контралатеральные движения

3.4.6.9. Паттерны движения младенца

3.5. Ритуалы начала и завершения

3.5.1. Перевертыши

3.5.2. Бокумара

3.5.3. Танец одной рукой

3.5.4. Медитативные ритуалы завершения

Заключение

3.2.2. Ðàáîòà ñî âçàèìîîòíîøåíèÿìè

3.2.3. Полифункциональные психотехнологии

3.3. Êîíòåêñòóàëüíûå ïñèõîòåõíîëîãèè

3.4. Ðèòóàëû íà÷àëà è çàâåðøåíèÿ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

Наше время характеризуется появлениемвозникновением и бурным развитием социального феноменавзрывом, который можно назвать массовой танцевальностиью и который проявляется в, повышением повышении роли бытовых танцев в структуре массовой культуры. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он — досуг и спорт, он — зрелищность и релаксация. Танец является представляет собой эффективнымое средством инкультуризации человека, является универсальнымм языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека.

Применение танцевально-двигательных методов в психологической работе обусловлено повышенным интересом людей к различным видам танца (спортивные, модерн, фламенко, танго, танец живота и др.),. Зза последние годы значительно увеличилось выросло число психологов, использующих в своей практике различные виды танца, танцевально-двигательные методы и их составляющие.

Все чаще употребляется и сочетание слов — танцевально-двигательная терапия,. причем в Употребляется в разных вариантах: танцтерапия, танцевальная терапия, данс-терапия, ТДТ и т. д. Но при этом, зачастую, те, кто употребляют эти слова, далеко не всегда понимают, что за явление за ними стоит за этими словами?

Существует несколько разных «пониманий» того, что такое ТДТ;

· медицинское — танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики или шейпинга. Туда же профессионалы танца относят такие техники, как Пилатес, техники Александера и Фельденкрайса или малоизвестное у нас пока направление – BMC (body-mind centering);.

· нью-эйджевское — экстатический танец, танец-медитация и т. д.;

· психологическое — танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития, групповой и индивидуальной терапии.

В строгом смысле этого слова танцевально-двигательная терапия — это «" вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека "» (официальное определение Американской Ассоциации ТДТ).

Анализ современной литературы по психотерапевтической и психокоррекционной работе тематики позволяет говорить о недостаточной разработанности теории танцевально-двигательных методов как методов психологического воздействия. По определению Б. Д. Карвасарского методы психологического воздействия на личность и группу посредством танца и движений рассматриваются как особая форма поведения человека, определяющаяся взаимоотношениями с окружающей средой.

Танец и движенияе использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний сознания и личностной трансформации в культурах различных народов. Было замечено, что танец способствует раскрепощению аутичных пациентов, что значительно повышалето эффективность психиатрического лечения (Чейз М. по: Payne, 1992), ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности (Дункан А., 1992).

Известно, что танец отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире;. Танец высвечивает а также структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе (Абрамова З. А., Блок Л. Д., Волошин М. А., Королева Э. А., Козлов В. В., Круткин В. Л., Куракина С. Н., Лабунская В. А., Луговая Е. К., Шкурко Т. А. и др.). Изучение социально-психологических характеристик влияния метода танцевально-двигательных двигательной терапии методов на личностные особенности и межличностные коммуникации позволяет грамотно использовать данные методытанец в социальной, социально-психологической и коррекционной работах работе специалистами разного уровня и профиля.

Зарубежными исследователями теории танца и танцевально-двигательных методов отмечается, что через движения и танец что происходит раскрытие содержания образа «Я» проходит через движения и танец (M. Berger, R. Laban, F. Lefco, J. MacDonald, V. Melatic, A. Noak, G. Silk, A. Stark, S. Stocley, P. Tosey и др.). Самоидентичность, как внутренняя непрерывность и тождественность психической сущности, вызревает в процессе инициаций индивидуума, связанных с характером его отношений с внутренней и внешней средой, с его позицией по отношению к социальной доминанте (Т. С. Баранова, Л. Г. Ионин, Ю. Л. Качанов, Г. У. Солдатова, В. А. Ядов и др.). Отношения «Я»-концептуального и «Я»-телесного рассматривается рассматриваются в рамках психотерапевтических и социально-психологических концепций. В литературных источниках социально-психологическая природа образа телесного «Я» рассматривается анализируется с точки зрения изучения эмоционально-чувственного и психосемантического содержания невербальных коммуникаций. Исследование когнитивных компонентовтелесного сознания, влияния субкультур на формирование образа телесного «Я» находит свое отражение исключительно в рамках теорий общения и социального познания, оставляя вне поля зрения изучение взаимосвязи психических и социально-психологических характеристик личности (Козлов, 2001).

Первичным условием структуризации целостного образа «Я» выступает необходимость «присвоения» человеком своего тела, его внутреннего и внешнего (социального и культурного) содержания. Осознание образа «Я» невозможно без формирования у личности системы осознанного восприятия социально-психологической составляющей структуры образа телесного «Я» (Козлов, 2001). Само же восприятие немыслимо без «вовлечения» в него движения, ощущения, чувствования и мышления, разворачивающихся в границах социокультурных доминант.

Целительский потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известно известны с доисторических времен. Практически во всех мировых культурах танец наряду с особыми техниками дыхания, пением и применением психоделиков был вплетен в ритуалы и повседневную жизнь. Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между «“хаосом и космосом”», был воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой,. Эта идея что нашлоа наиболее законченное выражение в индийской мифологии существования мира как в Божественного Божественном танца танце Шивы.

МВ танцтерапии можно выделить три группы подходов в танцтерапии:

1. кКлиническая танцевальная терапия — в данном случае, танцтерапия –я чаще используется как вспомогательная терапия, наряду совместно с лекарственной., Она особенно эффективна для пациентов, имеющих с нарушениями речи и проблемы в сфере межличностных коммуникацийдругими трудностями в коммуникации. Такая терапия Ппроводится в на базе клиникаих и, может длиться несколько лет. В таком виде она танцтерапия существует с 1940-х гг. нашего прошлого века.

2. Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) — один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов., чЧаще всего здесь использующий используются психодинамическую психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга. Работа Мможет проходить как в групповой, так и в индивидуальной формеах. Также И в этом случае требуется довольно много времени достаточно длительного срока для достижения устойчивого результата.

3. Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях для личностного развития роста и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, способом с его помощью становится возможным вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, возможностью расширить представление о самом и себе, найти новые пути самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Это Такое деление на группы, как и все классификации, достаточно условнао, но оно отражает разные различные требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения тех или иных техник.

Разумеется,Не подлежит сомнению тот факт, что почти любые занятия танцем несут терапевтический эффект.т, нНо замечательный американский психотерапевт Карл Витакер говорит о разнице между терапевтическим действием и терапией. «Терапевтическое действие оказывает все, что влечет за собой рост и цельность… Любой опыт может оказаться терапевтическим». Высвобождение чувств,чувство присоединения к группе, коллективу, измененное состояние сознания, возникшее самопроизвольно или специально кем-то индуцированное, перенос, когда некая ситуация воскрешает детские отношения с родителями или братьями и сестрами, присутствие значимого другого — все это может быть терапевтичным. «Терапевтическое влияние оказывает не сама ситуация, а ее значение для человека» (Витакер, 2004).

Естественно, что «работает» все — и то, что человек занимается своим телом, и включенность в сообщество партнеров по танцу, и влияние преподавателя преподавателя, и сам танец., нНо при обычных танцевальных занятиях потенциально терапевтический процесс случаен и ненаправлен, он может произойти или не произойти. Вероятность терапевтического воздействия танца велика, но оно терапия не является целью. Уникальность профессиональной танцевально-двигательной психотерапии состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный.

В нашей работе нами сделан теоретический анализ различных подходов танцевально-двигательной терапии применительно к практической психологии, выделены социально-психологические и психологические характеристики движения, танцевально-двигательных методов и их составляющих. Мы постарались показать универсальность танцевально-двигательных методов, позволяющую использовать танец и движение в групповой работе различной направленности.

Эта книга посвящена новому направлению в танцевально-двигательной терапии — интегративной ТДТ (ИТДТ). Новизна этого подхода обусловлена, с одной стороны, тем, что он исходит из новой парадигмы в развитии психологии — интегративной. В самом широком смысле предметом интегративной психологии является процесс самораскрытия, самодвижения, саморазвития, самораспаковывания индивидуального свободного сознания в континууме времени-пространства.

Интегративный подход позволяет ухватить сознание в целостности, как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Этот подход позволяет объединить телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в некое единство, называемое системы системой «Человек», и показать, при каких условиях эта система может достичь возможно достижение ею подлинной целостности и аутентичности.

Одним из важных аспектов работы с танцем и движением является понимание особая особой рольи измененных состояний сознания в процессе исцеления и оичного развития личности. Этот Эта сторона тема в теории танца до сих пор не получала достаточного освещения в литературе по танцевальным техникам. Между тем на протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования побед, оплакивания мертвых или празднования смерти, лечения больных. Простейшую форму танца, который позволял отогнать или умилостивить демонов, представляет демонстрирует австралийский танец вокруг деревянного идола. Давид совершал религиозную пляску перед Ковчегом завета. Необходимым элементом греческих вакханалий были танцы. В древней Мексике во время больших жертвоприношений в честь бога солнца плясали вокруг жертвенного огня. Древние германцы танцевали вокруг весенней фиалки (запах которой имеет наркотическое действие). Трансовые танцы были в ходу у древних славян. Дервиши, буддийские монахи, шаманы предаются пляске. Гаитяне впадают в транс во время танцев, когда участники которых оказываются одержимыми своими богами. Бушмены Калахари также используют трансовые танцы. В современном мире танцевальные технологии являются не только осознанным методом вхождения в ИСС и трансформационным и самоисследовательским способом в интегративной танцевально-двигательной терапии., Танцевальные технологииОни но и бессознательно, но очень эффективно используется используются во всех культурах как мощная техника эмоционального и физического катарсиса.

С другой стороны, культура конца ХХ века, культура постмодерна дала определила новые подходы в науке о человеке и новые явления в танце. ТДТ появилась возникла с развитием танца модерн и во многом связана с теми представлениями о мире и человеке, которые сформулированы эпохой modernity. Постмодернистские представления о социально, культурно и исторически конструируемых картинах мира и образах себя, на наш взгляд, еще не полностью «освоены» танцевальными терапевтами, хотя в практике ими используются открытия и техники танца постмодерн. Интегральный подход находит парадигму для соединения ценностей и практик трех этапов развития европейской цивилизации — до-модернистской, модернистской и пост-модернистской (Уилбер, 2002).

С третьей стороныИ, хотя для многих из нас начальным толчком к работе в этом области танцевальной терапиинаправлении явилось явилось «падение железного занавеса» и как следствие –, поток новановойя информация информации о ТДТ, контакты с американскими и европейскими коллегами, пришедшие завязавшиеся после перестройки, все же при написании этой книги мы, в первую очередь, опираемся на практический 15-летний опыт работы именно в этой нашей стране, в нашихэтих экономических, культурных и социальных условиях.

Все это позволяет обозначить Интегративную танцевально-двигательную терапию как новое направление, соединяющее замечательный опыт развития ТДТ в Европе и США с психологической практикой в современных российских условиях и методологией и теорией интегративной психологии.

 


Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...