Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тело и скорость его движения




Существуя в пространстве, тело также существует и во времени. Движение может совершаться с разной продолжительностью, быстро или медленно.

Элементы времени — Быстро/Медленно (Ускорение/Замедление)

Использование времени может варьироваться от крайне медленного до самого быстрого. С точки зрения времени, движение может быть свободным и непрерывным, либо определяться каким-то паттерном или ритмом. Покой или пауза могут быть увидены как внутреннее движение между двумя внешними движениями.

Напряжение

Напряжение «мобилизует все системы восприятия, настраивая на все, что происходит вокруг, создает связь внутреннего с внешним», говорил Лабан. Это похоже на резкий звук струны в музыке.

Напряжение можно рассматривать как результат борьбы с давлением гравитации, либо как мобилизацию внутренних и внешних сил. Сущность экспрессии — в силе напряжения: интеллектуальной, эмоциональной и физической. Напряжение нужно для доступа к энергии и силе во всех этих областях.

Напряжение необходимо, но его степень должна соответствовать задаче или событию. Нам необходимо избегать лишней жесткости с одной стороны и слабосилия с другой, находя золотую середину.

Человеческое усилие

В современных исследованиях движения активные упражнения на развитие силы или способностей, физических или ментальных, называются усилием. Активная энергия не обязательно должна быть чрезмерной или слишком утомительной... Усилие может быть спокойным... особенно когда делается легко и с удовольствием.

Р.Лабан выделил различные внутренние позиции, которые сказываются на разных качествах усилия:

1) борьба или сражение;

2) игра;

3) уступка или потакание чему-то (что не обязательно требует меньше силы).

 

Эти позиции не исключают друг друга. В некоторых усилиях мы можем увидеть одновременно борьбу и потакание. Но усилие есть во всех действиях, будь то физические и/или ментальные. «Лишь некоторые люди осознают, что их удовольствие в работе и их счастье в жизни... обусловлено развитием и соответствующим использованием индивидуальных усилий».

Коллективное действие, говорил Лабан, построено из ментальных и физических усилий индивидов. Всякое наше ментальное или физическое усилие он видел как комбинацию и отношение направления (пространства), темпа (времени) и динамики (веса) в их взаимодействии и взаимовлиянии в различных формах.

 

Экономия в Человеческом Усилии

Для любой задачи тело нужно использовать наилучшим способом. Каждое действие следует исполнять экономно. Большинству людей нужно учится двигаться без лишней траты энергии — что означает нахождение наилучшей начальной позиции, затем применение подходящего количества силы, наилучшее использование пространства и движение с адекватной скоростью. Разные люди выполняют одну и ту же задачу различными способаоми, теми, которые наиболее прочих для них подходящимт. Эффективное управление усилием зависит не только от самого усилия, но и от индивидуальных качеств человека.

 

Классификация Усилий Человека

Изучение взаимодействия основных элементов в движении сподвигло Лабана выделить восемь базовых действий, которые были названы базовыми усилиями.

Как и другие движения, усилия могут быть внешними и внутренними. Взяв по два полюса каждого двигательного параметра — пространство, время, динамика (вес), Лабан выделил шесть характеристик:

· - движение может происходить в пространстве направленно (1) или ненаправленно (2);

· - движение может быть продолженным (3) или внезапным (4);

· - динамика или вес движения могут в той или иной степени включать легкость (5) или тяжесть (6).

Эти характеристики комбинируются восьмью разными способами, и Лабан обозначил соответствующие соответствующее усилие для каждого способа, определяющее общий характер движения. Все сознательно исполняемые движения могут быть классифицировано классифицированы таким образом:

o1) легкое, ненаправленное, продолженное — как в покачивании;

o2) легкое, направленное, продолженное — как в скольжении;

o3) ненаправленное, продолженное, сильное — как при сжатии;

o4) продолженное, сильное направленное — как при надавливании;

o5) легкое, направленное, быстрое — как при касании;

o6) ненаправленное, легкое, быстрое — как при взмахе;

o7) быстрое, сильное, направленное — как при ударе;

o8) сильное, ненаправленное, быстрое — как при хлестком ударе.

Поскольку поток движения человека непрерывен, базовые усилия, конечно, изменяются и каждый элемент регулируется. Р.Лабан разработал диаграммы отношений усилий, сгруппировав усилия по общим элементам, по противоположным элементам, и по отсутствию общих элементов.

Такой анализ проясняет понимание элементов, включенных в движение, и дает понимание возможного развития движения.

Усилие и восстановление

«Для человека связь усилия и восстановления является одним из наиболее важных аспектов великого множества ритмических чередований, наблюдаемых в Природе». Релаксация — это умение уменьшать напряжение. Кроме общего расслабления, релаксация может быть способом уменьшить жесткость, либо — восстановлением после напряжения. Она может быть отпусканием одного усилия и восстановительным этапом перед следующим усилием.

Даже восстановление требует некоторого усилия. Усилие и восстановление не являются взаимоисключающими противоположностями. Восстановление может означать восстановление внутреннего баланса или, другими словами,. восстановление происходит в тех случаях, когда усилие направлено скорее на внутреннее исцеление, чем по направлению к внешнему миру. Поток жизненной энергии может быть проанализирован как чередование усилий.

Ритм

Р.Лабан определяет ритм как «чередование противоположностей, происходящее во времени» — последовательное напряжение и сброс напряжения — каждое с собственным усилием. Распознавание и порождение естественных ритмов — фундаментальная часть движения. Он выделил три типа ритма: естественный, персональный и профессиональный.

Существует фундаментальное чередование между работой и сном — хотя следует заметить, что работа это не только усилие и сон это не только восстановление. Существует единый природный ритм — все следует естественному порядку в движении на Земле, включая сСолнце и лЛуну. У каждого человека есть свой ритм или ритмический паттерн, и с ним соотносятся питание, репродукция, отдых, образование, и другие виды активности. Разнообразие ритмов в человеке варируется от очень простых до весьма сложных.

То же самое чередование присутствует во всех аспектах жизни: в биологическом функционировании тела (еда, деторождение, смерть), в ментальной, творческой и эмоциональной деятельности (преработка, фильтрация, сортировка и усвоение впечатлений и опыта и их воспроизведение во сне либо выражение во время бодрствования).

Баланс

Баланс — это одновременно внутреннее и внешнее переживание. Баланс достигается, когда завершается противостояние двух противоположностей и достигается возникает равновесие. Соразмерное чередование ритмических составляющих (сила и легкость, борьба и следование) восстанавливают баланс. Та же базовая схема присутствует во всем живом,. таким Таким образом, движение можно увидеть как связь человека со вселенной.

Гармония

Понятие гармонии появляется в педагогических и письменных работах Р.Лабана с и имеет разными разные оттенками оттенки смысла: «идеальная координация», «равновесие между силами, действующими в различных направлениях», «согласованность сил внутренних и внешних», «совмещение напряжения и расслабления таким образом, чтобы достичь идеального баланса», «объединение или восстановление связи с бесконечным», «совмещение внутренннего с внешним и внешнего с бесконечным».

Лабан интересовался открытиями Пифагора в математике, особенно «математикой, лежащей в основе музыкальных гамм», и разделял убеждение, что те же законы существуют как в музыке, так и «на небесах». Если число является ключом к музыкальной гармонии, оно так же может быть ключом к гармонии во вселенной. Другими словами, возможно, существует структурное подобие между Человеком, его движением и космосом.

Общая гармония определяются определяется как структурой тела, так и физиологическим и психологическим состоянием.

В Choreutics Лабан написал, что «интенсивное изучение связей между архитектурой человеческого тела и его траекторий в пространстве помогает поиску гармоничных паттернов». Однако, «оттенки и нюансы гармонии ускользают в вербальном описании». Движение связано не только с поверхностью, материальными вещами, тем, как «добраться из пункта А в пункт Б», приготовить салат, постелить постель, но также связано с удовольствием, экспрессией, коммуникацией, с балансом и координацией — гармонией всего человеческого существования.

Анализ движения по Лабану в полной своей форме — очень точная и очень… громоздкая система, требующая длительного формирования специальных навыков наблюдения.

К каким параметрам LMA можно (имеет смысл) аппелировать?

Два базовых понятия LMA: кинесфера и система форм-усилий.

Основа системы Лабана — кинесфера — это сферическое пространство вокруг тела человека, которое охватывает тело со спокойно открытыми в стороны конечностями. И человек, «"перемещающийся из кинесферы туда, где "покой пространства" есть ложь, должен транспортировать свое сферическое пространство в новое место». Согласно технике Лабана, кинесфера остается в фиксированных отношениях к корпусу человека, поскольку сферическое пространство всегда путешествует с корпусом.

a) Кинесфера рассматривается в трех аспектах.

1I. Чтобы представлять кинесферу, Лабан предлагает представить ее в виде куба, который окружает корпус человека к фронту и назад, вправо и влево, вверх и вниз. Эта модель дает возможность осознать стабильность единственной, центральной точки в корпусе человека, от которой исходят все движения, исходят и через которую проходят все оси проходят. Модель дает возможность создать бесконечное число возможных плоскостей и осей, которые проходят сквозь тело через центральную точку. Для Лабана «"возможность множественно описать движения, которые возникают от углов куба, схожа со сложностью и текучестью действительности пространства"».

Эта модель работает, в основном, с направленностью движения, с его волевым аспектом.

II2. Кинесфера — пространство вокруг тела, которое является как бы продолжением тела, т. е.то есть личным пространством, переходным пространством. Это невидимый цилиндр, в радиусе которого человек совершает движения руками, ногами, туловищем, головой. Чаще всего, при вторжении в это пространство извне, человек будет испытывать дискомфорт и фрустрацию. В ТДТ выделяется три основных размера кинесфер: маленькая (окружность вокруг тела диаметром с локоть), средняя (окружность вокруг тела диаметром с вытянутую руку), большая (окружность вокруг тела диаметром с вытянутую ногу). Разные люди имеют разный предпочитаемый диаметр, размер телесного пространства может меняться в зависимости от ситуации. Цель ТДТ помочь определить предпочитаемую кинесферу, освоить все типы кинесфер в равной степени, а также научиться использовать разные диаметры, адекватно жизненным ситуациям.

Эта модель работает, в основном, с социальным, коммуникативным аспектом движения.

III3. Кинесфера — это пространство вокруг тела, в котором тело может двигаться. Граница кинесферы определяется максимальной амплитудой движения. Практический опыт ТДТ и обучения движению показал эффективность следующей классификации зон кинесферы:

1. Три горизонтальных яруса:

а1) нижний — от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;

2b) средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч.;

3с) верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «"полеты"» и т. д.

Эта модель обращает внимание на эволюционно-архетипический аспекты движения.

b)Существуют также три оси симметрии: горизонатальная, вертикальная, саггитальная;

o1) горизонтальная — это деление на верх и низ.;

o2) вертикальная — правое/левое (см. символику правого/левого во многочисленных психологических, эзотерических и мифологических источниках);

o3) саггитальная — спереди/сзади.

Разделение на зоны саггитальной симметрии связано с оппозицией известного/неизвестного, явного/тайного, определенного/неопределенного, или, в метафорах С. Всехсвятского — «“ребенка/пространства”». Анатомически передняя зона вертикальной симметрии более доступна для движений, а задняя зона — менее доступна; на уровне функциональности задняя зона также редко используется.

В языке и культурах часто отражается значение запрета, закрытия, отказа и конца, связанные с этой зоной. Например, идиома «“повернуться к чему-либо (кому-либо) спиной (или з....)». Или борхесовское «“Бытие земное. Все в будущем, лежащем за спиною”»(перевод Б.Дубинина). Или кастанедовская «“смерть за левым плечом”».

Практическая ценность многомерности этой оппозиции заключается в использовании взаимодействия зон вертикальной симметрии для переориентации сознания (движение задом наперед, повороты, вращения и т. д.). В моей практике опосредованный доступ к значениям этих областей кинесферы идет через различные вариации техник «“зеркала”» и «“тени”».

c) сСистема «"Усилий — Форм»".

Х отя перевод английского слово «"усилие"» подразумевает некоторую напряженность, в системе анализе анализа Р.Лабана это не так. Усилие по Лабану соотносится с «"внутренним отношением"» к движению, качеству или энергии, помещенной в движение. Например, можно взмахнуть рукой слева направо. Один человек может перемещать руку свободно и легко, другой медленно и усиленно. Рука следует за той же самой формой движения, но качество движения различно. «"Усилие"» означает динамические свойства движения и внутреннее соотношение четырех физических характеристик энергии: поток (свободное или скованное протекание), сила напора (мощный или легкий поток), время протекания (краткое, прерывистое или непрерывное) и направленность в пространстве (определенная или неопределенная). И хотя при любом движении играют роль все четыре параметра энергии, у каждого из нас есть свои особенности. Осознанно или неосознанно мы делаем свой выбор в соответствии с этими особенностями. Например, если человек склонен к контролю, это отражается на текучести потока, а его самоуверенность делает поток скачкообразным, изменяя его силу. Поток может быть ограниченным или свободным. Движение в свободном потоке — то, которое не может быть остановлено в середине течения. Связанное (или ограниченное) движение управляется полностью и может быть остановлено или изменено в любое время. Ежедневные движения, такие как дыхание и ходьба, составлены из ритмических комбинаций свободного и связанного потока.

Система анализа движения может помочь вам осознать эти склонности или предпочтения. Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базовых усилий, предпринимаемых при совершении действий. Престон (V. Preston-Dunlop, 1980) составила целый каталог способов, какими ведущий может способствовать приобретению членами группы опыта всевозможных усилий (как их понимает Лабан) и обогащению «"словаря танцевальных движений участников"». Движения совершенствуются проработкой всех четырех параметров каждого усилия. Позднее усилия рассматриваются с учетом чувств и отношений стоящих за ними.

Второй компонент — пространство — описывает пространственные перемещения тела во время движения. Третий компонент — форма — сфокусирован на изменениях положений тела. Последний компонент — тело — связан с тем, как тело инициирует движение, откуда, из какой части тела оно начинается, как мобилизовать это самое тело, как включить его в окружающее пространство, как подготовить его для действий в широком диапазоне движений и возможных поз, форм.

Мы используем чаще всего упрощенный адаптированный набор качеств:

Для ИТДТ танец, различные категории движения — пространство, время, вес, течение — являются метафорами основных жизненных тем личности.

Пространство — как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую «"свое"» пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие — нет?

Время — какой ритм более органичен для меня? При каком ритме — быстром или медленном — я чувствую себя более уверенным, более осознаннымосознающим, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? и т. д.

Вес (Сила) — насколько я чувствую свой вес? А — следовательно — опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с гравитацией другим людям?

Течение — насколько направлены мои движения? Насколько я могу «"держать"» цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела «"выпадают"» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле?

Этот выбор обусловлен, в том числе, и тем, что указанные 4 четыре параметра являются многозначным метафорами, что позволяет легко, безгранично, быстро и мягко расширять смысловой контекст.

Естественно, важным параметром является распределение качеств движения в теле. Здесь я опираюсь на концепцию центров движения, выделяемых на основе body jazz Габриэллы Рот (голова-плечи-локти-кисти-бедра-колени-ступни), что которая получает дальнейшее развитие в техниках импровизации У.Форсайта и танца буто («"любая точка в теле и пространстве может стать центром движения"»).

Таким образом, определившись со стратегическим уровнем анализа (поток-структура-присутствие) дальше мы можем дифференцировать анализ многими путями. и вВыбор способа дифференциации во многом интуитивен и исходит из запроса и актуального состояния клиента или группы. Для тренинга анализа движения критическое значение имеют техники работы с вниманием, различение и использование произвольного, непроизвольного и постнепроизвольного внимания (оно начинается как непризвольное, периферийное, скользящее, и отмечает «"нечто"», куда затем притягивается произвольное, управляемое внимание). Именно постнероизвольное внимание на фоне сонастройки, кинестетического эмпатирования позволяет выделять те аспекты движения у клиента, с которыми можно работать.

Для терапевтических целей имеет смысл «"замечать"» 3 три вещи:

а1) повторяющиеся качества, соотношения параметров. Например, что движение практически всегда инициируется кистями и чаще всего оно быстрое;

б2) неиспользуемые зоны, качества и соотношения. Например, что движение практически никогда не проходит между плечами.

в3) «"особенные"», выпадающие из обычного, среднестатического контекста движения, центры, соотношения параметров.

Выделив этот материал, мы можем затем работать с ним через развитие «"истории движения"» или через ассоциации и т. д., а также проводить дальнейшую дифференциацию анализа движения. Процесс такой работы всегда творческий и нелинейный, неалгоритмизируемый, в нем танцтерапевт использует кинестетическую эмпатию, «"отзеркаливание"» для усиления сигналов, обращается к своей фантазии и чувствительности для в поиска поиске смысла и оформления оформлении этой «"истории"», и смысл движения в этом творческом поиске в равной степени «"находится и создается"», и может стать важным инсайтом для клиента, непереводимым полностью на язык слов. Также следует учитывать, что «"работать"» можно, пока в материале есть энергия, нет вымученности и излишней хаотичности.

Для целей обучения (которые могут использоваться ставиться и на терапевтических группах) можно выбрать стратегию развития всех параметров. Мы осваиваем работаем с каждый каждым из них постепенно, осваивая по одному, а потом соединяем их в различных комбинациях. Например, таблица пространственно-временной матрицы, используемая на Школе Импровизации А. Гиршона:

Время/Пространство Большое Среднее Малое
Быстрое      
Среднее      
Медленное      

В этом случае, проходя комбинируя различным способом по различным сочетаниям параметров параметры мы можем обнаружить неиспользуемые и, соответственно, ресурсные, потенциально способные развивающие развиться сочетания параметров. Например, медленное движение с маленькой амплитудой и т. д. Дальше В последующем вводятся дополнительные параметры (например, вес и т. д.).

 

Таким образом, элементы системы анализа движения Р. Лабана, оказавшей огромное влияние на развитие ТДТ, используется используются нами как часть Системного анализа движения, в которой она система анализа Р.Лабана дополнена стратегическим анализом (контекст+поток-структура-присутствие) и эволюционным анализом (паттерны развития движения). Некоторые понятия LMA нами переопределенияы нами для обращения к базовым метафорам танца и движения. Замечательные идеи и открытия Р.Лабана и его последователей являются неисчерпаемым источником разнообразных танцевальных техник и дают возможность посмотреть на движущееся «я», воплощающее и создающее себя в танце жизни меняющихсяс самых разных, многомерных точек зрения на движущееся "я", воплощающее и создающее себя в танце жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...