Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника обучения методу аутогенной тренировки




Во время обучения сеансы аутогенной тренировки надо проводить в относительно тихом и полутемном помещении (свет не должен падать на лицо). Положение тела — лежа или сидя. Каждое из них имеет свои преимущества. Поло­жение лежа освобождает сразу 22% энергии основного об­мена, которую организм тратит на поддержание вертикаль­ного положения тела и снимает статическое возбуждение в центрах больших групп мышц, которые должны были бы поддерживать тело в сидячем положении. Овладев релакса­цией в положении сидя, можно будет проводить сеанс где угодно.

До начала сеанса надо освободить тело от стесняющей одежды.

Во время обучения аутогенной тренировке все команды для релаксации, все формулы самовнушения, все команды для выхода надо повторять 15 раз. В лаборатории И.П. Пав­лова было установлено, что примерно такое количество пов­торений позволяет быстро вырабатывать условные рефлек­сы. Большее число раз повторений помогает быстрее овла­деть обучением аутогенной тренировке.

Вначале, повторяя команды, отмечайте их легким шеве­лением пальцев рук, вы быстро усвоите ритм повторения ко­манды (15 раз) и тогда перестанете контролировать число своих повторений — это уже не будет иметь существенного значения.

Вообще с самого начала можно быть уверенным в успехе лечения. Вы обо всем осведомлены, небольшие колебания в точности проведения сеанса с каждым последующим сеан­сом будут отрабатываться по мере накопления личного опы­та. Мастерство приходит постепенно, поэтому нужно быть требовательным к себе.

Каждый сеанс начинается всегда двумя командами для внимания: «Я успокаиваюсь», «Я спокоен, сосредоточен».

За время повторения этих команд с каждым сеансом ваше внимание будет все быстрее и полнее сосредоточиваться. (При легком отвлечении внимания проводите тренировку, как это было рекомендовано выше.)

Начинать тренировку надо с расслабления мышц ведущей руки (правшам — с правой, левшам — с левой руки), так как человек на протяжении всей жизни дает команды своей воле чаще всего мышцам ведущей руки. Поэтому из всех произ­вольных мышц тела — мышцы ведущей руки наиболее уп­равляемые. И действительно, разве может правша приказать своей левой руке делать такое же движение, как это сделает правая рука? Нет, не может. Но не может без тренировки. Если же человек захочет и поставит перед собой цель научить­ся владеть левой рукой так же, как и правой, то после опреде­ленного времени левая рука станет послушной. Надо иметь в виду, что все артикуляторные и дыхательные мышцы — про­извольные, и достаточно подумать, что они подобны мышцам левой руки, чтобы почувствовать свою власть над ними.

Расслабление мышц достигается двумя командами: первая как бы предлагает мышцам абсолютно расслабиться: «Мыш­цы моей руки абсолютно расслабляются»; вторая команда как бы констатирует результаты этого расслабления и тяжесть: «Мышцы моей правой руки расслабленные, тяжелые, теп­лые». Через каждые 2—8 дня можно добавлять команды для тренировки расслабления следующей группе мышц. Ясное ощущение расслабления, тяжести и тепла будет приходить постепенно — от появления легкого ощущения тяжести и теп­ла в начале обучения до ясного и приятного чувства тепла во всем теле, когда период обучения останется далеко позади.

После трех недель занятий в тренировку расслабления будут включены уже все группы мышц. Постепенно насту­пает ощущение релаксации во время сеанса, и, что особенно важно, когда вы отдыхаете, сидите в транспорте, то чувству­ете лишнее напряжение рук, плеч, ног, лица; когда лежите, то чувствуете ненужное напряжение шеи, ног, рук или все­го тела. Работаете и чувствуете, как у вас напрягаются мыш­цы, без напряжения которых эту работу можно продолжать (напрягаются лоб, губы, когда вы режете хлеб). Во время речи заикающиеся начинают чувствовать излишнее напря­жение в артикуляторной и дыхательной мускулатуре и ненужное напряжение в мышцах, не связанных с речью. Сре­ди людей различных специальностей встречаются профес­сиональные заболевания, связанные с перенапряжением мышц. Эти заболевания не только снижают работоспособ­ность, но могут приводить к профессиональной непригодно­сти, и человек вынужден менять профессию.

Ясное субъективное ощущение излишнего напряжения в работающих мышцах и ненужного напряжения мышц, не вы­полняющих данную работу, осознание болезненных двигатель­ных реакций во время отдыха, речи и во время выполнения любой работы — это первый шаг овладения своим телом.

Как только наступит ясность ощущения лишних напря­жений в какой-то группе мышц, можно в аутогенной трени­ровке постепенно сокращать число повторений команд на расслабление в этой группе мышц до 10, 5, 3 раз, сохраняя повторение команд для тех групп мышц, которые больной еще плохо чувствует.

Для упражнений на внимание уменьшение повторения команд такое же: как только мысли перестанут отвлекать­ся, можно начать сокращать число команд на концентра­цию внимания. С 10-го дня занятий аутогенной трениров­кой (а для некоторых больных может быть больше), если расслабление мышц наступает быстро, можно первую ко­манду для расслабления мышц опустить и сразу начинать со второй команды: «Мышцы (руки) расслабленные, тяже­лые, теплые».

Наконец, после тренировки (на это требуется 3—4 не­дели), достаточно будет 2—3 повторений одной общей ко­манды на внимание и расслабление. В это время текст ко­манды для релаксации может иметь телеграфный стиль: спокоен, все мышцы расслабленные, тяжелые, теплые (или: спокойствие, тяжесть, тепло), и будет наступать ре­лаксация.

Формулы самовнушений также повторяются по 15 раз до того дня, как внушение начнет «действовать». После этого целесообразно закрепить достигнутый результат повторени­ем этого внушения, в продолжение трех сеансов аутогенной тренировки, в следующих сеансах повторяете эту формулу по 2—3 раза и затем это внушение снимаете, чтобы начать работать над другим.

Сеанс аутогенной тренировки может иметь 5—7 формул са­мовнушения. Их надо твердо запомнить и точно произносить. Все команды и формулы надо повторять очень вдумчиво, со­средоточив на них все свое внимание. Фразы произносятся мысленно, членораздельно, в приятном для себя темпе: пер­вый сеанс занимает несколько минут, десятый-двенадцатый — 30—40 минут. В этих сеансах все команды и формулы еще повторяются по 15 раз. Затем, по мере индивидуальных успе­хов в релаксации, уменьшается количество повторений тех или других команд и сеансы укорачиваются.

Как видно из описания, техника проведения сеанса ауто­генной тренировки во время обучения методу очень отлича­ется от техники проведения сеансов в дальнейшем. По мере овладения методом аутогенной тренировки техника становит­ся предельно простой, а сеанс — коротким. Для человека, хорошо владеющего методом, сеанс может быть проведен практически в любой обстановке за 5—10 минут: лежа или сидя, дома или в транспорте, в перерыве между работой или в походе, за кулисами сцены перед выступлением и даже во время бурного разговора. Люди, овладевшие релаксацией, могут провести сеанс аутогенной тренировки с целью отды­ха. Сеанс аутогенной тренировки для отдыха надо закончить обязательно активным выходом.

I этап аутогенной тренировки (релаксацию) можно исполь­зовать для нормализации сна. Для этой цели сеанс надо огра­ничить только релаксацией (самовнушение, выход проводить не надо). Мысли, сосредоточенные только на командах для расслабления, приводят человека к естественному засыпа­нию, глубокому сну и бодрому приятному пробуждению.

Описание курса аутогенной тренировки. Первый сеанс аутогенной тренировки (1—3-й день). Утром вы проснулись. Останьтесь в постели, свет из окон не должен падать на лицо, ложитесь на спину, руки про­тяните вдоль туловища, слегка согнув их в локтях, руками туловища не касайтесь. Ноги свободно вытяните и слегка раз­ведите их так, чтобы они друг друга не касались. Глаза за­кройте, к случайным шумам вы должны быть безразличны.

Поработайте мышцами-антагонистами своей ведущей руки так, чтобы напомнить себе ощущение крайнего напря­жения и расслабления мышц.

Команды первого сеанса аутогенной тре­нировки:

1. «Я успокаиваюсь» (15 раз).

2. «Я спокоен, сосредоточен» (15 раз)

3. «Моя правая (левая) рука абсолютно расслабляется»(15 раз; <...>).

4. «Моя правая рука расслабленная, тяжелая, теплая» (15 раз).

Выход из аутотренинга.

В первый день вы должны обратить особое внимание на окончание сеанса аутогенной тренировки. Все команды и движения выхода проведите очень тщательно.

Во 2-й и 3-й дни обучения первый сеанс аутотренинга повторяется. Ваша задача в эти дни приучить себя выходить из аутотренинга, не задерживать дыхание, каждое упраж­нение делать красиво, очень тщательно, оставаться спокой­ным к случайным внешним помехам во время сеанса. На­учиться не реагировать на тревожные мысли или освободить­ся от них. К своим неудачам старайтесь относиться без раз­дражения. Нужно спокойно разобраться, почему возникли ошибки при выполнении упражнения, исправить их и сно­ва приступить к занятиям.

Команды второго сеанса аутогенной тре­нировки (4—5-й день).

1. «Я успокаиваюсь».

2. «Я спокоен, сосредоточен».

3. «Мои руки абсолютно расслабляются».

4. «Мои руки расслабленные, тяжелые, теплые».

5. «Мои плечи абсолютно расслабляются».

6. «Мои плечи расслабленные, тяжелые, теплые»,

(Вы чувствуете, как ваш плечевой пояс опускается и даже давит на грудную клетку, особенно это ощущается, когда сеанс аутогенной тренировки проводят сидя.)

Если во время заикания у больного плечи высоко поднима­ются (когда больной начинает говорить на высоте глубокого вдоха, в это время вместо звукообразования происходит обыч­ный выдох, так называемая утечка воздуха, и больной судо­рожно втягивает много воздуха и поднимает плечевой пояс; так повторяется несколько раз) или низко опускаются (когда боль ной пытается говорить в конце выдоха), то при этом необхо­димо овладеть работой мышц плечевого пояса. План трени­ровок по овладению работой любой группы мышц всегда оди­наковый: до сеансов аутогенной тренировки осознать и уви­деть в зеркале ненужные движения плечевого пояса, затем сознательно проделать эти движения, оказывая им сильное сопротивление сокращением мышц-антагонистов. Например, больной во время речи поднимает плечи. Для устранения ему нужно проделать следующее упражнение: попросить товари­ща положить руки на плечи и, когда плечи будут поднимать­ся, сильно надавить на них, оказывая таким образом сопро­тивление побочному движению. Больному надо преодолеть это сопротивление, задержав плечевой пояс в положении мак­симального подъема, и с облегчением уронить его, чтобы на­ступило естественное расслабление мышц. Это ощущение надо запомнить. Если больной опускает плечи во время речи, нуж­но опускать плечевой пояс, оказывая сопротивление этому движению.

Те больные, у которых плечевой пояс при заикании сво­боден, не нуждаются в таких детальных упражнениях. Если во время заикания мышцы плечевого пояса участвуют в су­дорогах, то до сеанса аутогенной тренировки в этих мыш­цах надо сознательно вызвать максимальное напряжение и утомление с последующим естественным расслаблением. Во время сеанса аутогенной тренировки надо представлять точную цель каждого расслабления, точно знать, от каких судорог вы хотите освободиться (иными словами, работой каких мышц вы стараетесь сознательно овладеть).

Для мышц, свободных во время речи, такой детальной тренировки проводить не надо.

Во время каждой тренировки надо следить, чтобы дыха­ние, лицо, шея, руки, спина, грудь оставались свободными. Когда ненужное движение будет осознано, то его появле­ние во время речи больной будет сразу замечать. Надо на­учиться тормозить это движение, тогда спустя некоторое время выработается автоматическое торможение ненужно­го движения.

Выход из аутогенной тренировки.

Третий сеанс аутогенной тренировки (6—7-й день).

К командам второго сеанса добавляются команды для рас­слабления лица.

1. «Мое лицо (брови, веки, губы) абсолютно расслабля­
ется».

2. «Мое лицо (брови, веки, губы) расслабленное, тяжелое,

теплое».

Во время повторения этих команд чувствуется, как на лице разглаживаются все морщины. Усиливается приток крови к мышцам и коже лица. Если больной во время заи­кания делает неправильные движения губами, они вытяги­ваются вперед трубочкой или, наоборот, прижимаются к зубам, попадают под зубы (иногда больной их прикусыва­ет), опускается и выворачивается нижняя губа или подни­мается верхняя губа и при этом обнажаются зубы и десна. Если губы сильно растягиваются или рот и губы широко рас­крываются, то необходимо сознательно овладеть движения­ми губ. Проследить за неправильным движением: потрогать губы руками во время заикания, ясно почувствовать непра­вильное движение и лишнее напряжение в губах — созна­тельно начать тормозить неправильное движение и снимать лишнее напряжение, помнить и следить за свободой дыха­ния во время тренировок и свободой окружающих мышц.

После каждого сеанса, во время которого расслабляется мускулатура лица, лицо становится особенно спокойным и посвежевшим.

Выход из аутогенной тренировки.

Четвертый сеанс аутогенной тренировки (8—9-й день). Команды

1. «Я успокаиваюсь».

2. «Я спокоен, сосредоточен».

3. «Мои руки абсолютно расслабляются».

4. «Мои руки расслабленные, тяжелые, теплые».

5. «Мои плечи абсолютно расслабляются».

6. «Мои плечи расслабленные, тяжелые, теплые».

7. «Мое лицо (брови, веки, губы) абсолютно расслабляется».

8. «Мое лицо (брови, веки, губы) расслабленное, тяжелое,

теплое».

9. «Моя челюсть абсолютно расслабляется».

10. «Моя челюсть расслабленная, тяжелая, теплая».

При хорошем расслаблении височной и жевательной мышц (они при сокращении поднимают нижнюю челюсть) нижняя челюсть чуть-чуть опускается и нижние зубы отхо­дят от верхних зубов (при этом нижняя челюсть как бы уто­пает в мышцах подчелюстной области и подбородка, а ниж­ние зубы утопают за нижней губой).

Нельзя переоценить пользу этого упражнения для людей, у которых при заикании нарушены движения нижней че­люсти и после длительной речи устают виски и скулы. Вы­ход из аутогенной тренировки.

Пятый сеанс аутогенной тренировки

(10—12-й день).

К командам релаксации четвертого сеанса добавляются команды для расслабления языка.

1. «Мой язык абсолютно расслабляется».

2. «Мой язык расслабленный, тяжелый, теплый».

Б]сли при заикании возникает напряжение в мышцах язы­ка и он сковывается и застывает в каком-то положении или язык выталкивается вперед под зубы, иногда прикусывается или с силой выталкивается изо рта, то необходимо уделить особое внимание сознательной тренировке мускулатуры язы­ка. Например, у больного при заикании возникает напряже­ние в языке. Надо мысленно произнести слог с буквой, на ко­торой это напряжение возникает, задержать язык в этом положении с еще большим напряжением, ясно осознать это лишнее напряжение или неправильное положение языка и расслабить язык частично, чтобы снять лишнее напряжение, или полностью расслабить язык, если он занял неправильное положение. Постепенно вслед за сознательным торможени­ем ненужного напряжения выработается постоянный реф­лекс. Надо постараться зафиксировать в своем сознании пра­вильное положение языка, его едва ощутимое нужное напряжение для произнесения слога, с тем чтобы все лишнее напряжение сразу оказывалось в центре вашего внимания.

Только целенаправленная тренировка постепенно приве­дет к закреплению правильных условных рефлексов и после­дующему автоматизму правильных речевых движений. Уп­ражнение для тренировки мышц языка при выталкивающей судороге будет следующее: вытолкнуть язык изо рта с силой, как при запинке, и сразу затормозить сокращение мышц, которые его вытолкнули. Для этого необходимо расслабить все мышцы языка, тогда язык окажется лежащим на дне по­лости рта. Затем с силой оттянуть язык назад и вниз (как во время зевка), корень языка опустится вниз и вперед. Для кон­троля за сокращением мышц корня языка положите руку между нижней челюстью и шеей. Вы должны почувствовать напряжение мышц корня языка в виде ощущения толчка. Выход из аутогенной тренировки.

Шестой сеанс аутогенной тренировки

(13—15-й день)

К командам пятого сеанса добавляются команды для рас­слабления мышц гортани.

1. «Моя гортань абсолютно расслабляется».

2. «Моя гортань расслабленная, тяжелая, теплая».

Движения гортани вверх и вниз обеспечиваются мышца­ми. Тренировка расслабления мышц, поднимающих и опус­кающих гортань, поможет овладеть работой гортани. За перемещениями гортани можно вначале следить, слегка при­ложив палец к кадыку. При обычном дыхании гортань сво­бодно-подвижная, она слегка поднимается на выдохе и слег­ка опускается на вдохе. Эти же движения одновременно делает и диафрагма: диафрагма напрягается и опускается вниз на вдохе, а на выдохе расслабляется и поднимается вверх. После выдоха следует пауза.

Во время обычного дыхания голосовые связки расслабле­ны, они не могут колебаться. В такой установке «на дыха­ние» они не могут издавать звуки голоса — голосовая щель

зияет.

Во время выдоха гортань постепенно поднимается вверх, во время сильного (форсированного) выдоха гортань поднимает­ся максимально вверх, кадык из-под пальца ускользает вверх, в это время мышцы — подниматели гортани сильно сокраще­ны, и гортань как бы неподвижно фиксируется ими в этом мак­симально высоком положении. Одновременно постепенно рас­слабляется диафрагма, мышцы живота сокращаются, и орга­ны брюшной полости поднимают диафрагму вверх.

Во время речи гортань высоко поднимается на звуке и, но никогда гортань во время речи не поднимается так высоко, как во время максимального выдоха. В отличие от максималь­ного подъема во время сильного выдоха она в момент произ несения звука и остается всегда свободно-подвижной, голо­совые связки свободно вибрируют, а не зияют, как при выдо­хе. Речевой выдох более длительный, чем обычный. После ре­чевого выдоха немедленно следует короткий вдох.

При обычном дыхании гортань во время вдоха постепенно опускается вниз, во время сильного форсированного выдоха гортань опускается максимально вниз (кадык ускользает из-под пальца вниз). При этом мышцы, опускающие гортань, сильно сокращены, и гортань как бы неподвижно фиксиру­ется ими в этом максимально низком положении. Во время речи на звуке а гортань низко опускается (одновременно с ней опускается и диафрагма), но в отличие от максимально низ­кого положения во время сильного вдоха она в момент произ­ношения звука а остается свободно-подвижной, голосовые связки свободно вибрируют, а не зияют, как при вдохе.

Обычное дыхание называется внешним дыханием. Внеш­нее дыхание отличается от речевого следующим.

Выдох

Обычный   Речевой
Начинается после вдоха Начинается после паузы.  
В начале выдоха гортань и диафрагма внизу. Гортань и диафрагма в зависи­мости от произносимого звука ме­няют свое положение от фазы ре­чевого выдоха. Например, в нача­ле выдоха, если надо произнести звук и, диафрагма и гортань ока­жутся вверху, а если в конце вы­доха надо произнести звук а, диаф­рагма и гортань окажутся внизу
Гортань и диафрагма посте­пенно поднимаются.    
В конце выхода гортань и ди­афрагма вверху.    
Уровень положения диафрагмы при максимальном выдохе наибо­лее высок.    
При максимальном вдохе наибо­лее низок.   на звуке и несколько менее высок; на звуке а несколько менее ни­зок.  
Голосовые связки расслаблены.   Голосовые связки напряжены и вибри­руют.
Голосовая щель зияет.   Голосовая щель меняет свой просвет на разных звуках.  
Давление выдыхаемого воздуха в начале выдоха не­сколько выше атмосферного, к концу выдоха становится равным атмосферному давле­нию.   Во время речи давление выдыхаемого воздуха постоянно меняется в зависимос­ти от того звука, который в этот момент произносится: так, на звуке и подсвязоч-ное давление выдыхаемого воздуха в 1,5 раза больше, чем на звуке а.  
После выдоха наступает пауза.   После выдоха наступает вдох.  

 

Положение диафрагмы «внизу» во время речевого выдо­ха при произнесении звука а носит название «парадоксаль­ного дыхания», так как диафрагма во время обычного выдо­ха только поднимается, а во время речевого выдоха она, по­вторяя движения гортани, то поднимается на одних звуках, то опускается на других.

Человек может произвольно управлять дыханием, и он должен взять дыхание под контроль. Надо так натрениро­вать себя, чтобы начало речи совпало с началом речевого выдоха, а не с концом максимального обычного выдоха, т. е. все внимание нужно уделять согласованности начала речи с речевым выдохом, и не допускать «утечки» воздуха. Обыч­ный выдох ничего общего с речевым не имеет. Во время обыч­ного вдоха гортань и диафрагма опускаются, и при форсиро­ванном, очень сильном вдохе (певцы это называют «перебо­ром» дыхания) гортань занимает крайне низкое положение, и человеку приходится даже поднять плечи, чтобы гортань могла опуститься как можно ниже.

Некоторые заикающиеся делают слишком большой вдох (он поднимает плечи) и пытаются начать говорить в момент мак­симального вдоха. Но в это время гортань притянута вниз и удерживается в этом положении мышцами, опускающими гор­тань; голосовые связки расслаблены, голосовая щель зияет (ус­тановка гортани на обычное дыхание). Когда гортань находит­ся в таком положении, человек не сможет начать говорить. Для него необходимо вначале овладеть дыханием. Тренировать ре­чевое дыхание — значит тренировать умеренный вдох, паузу после вдоха и начало речи после паузы тренировать упорно, не обращая внимания на запинки. На звуках а, о, э, у, и диафраг­ма и гортань будут подниматься вверх постепенно, поэтому тренируйте звуки, слоги, слова, вразнобой.

Брюшная стенка на звуковом ряде а, о, э, у, и будет посте­пенно опускаться, а на обратном звуковом ряде постепенно подниматься, так как звук и произносится, когда диафраг­ма и гортань находятся высоко, а звук и — когда низко.

Положите одну руку на кадык, а другую на живот: звук и — кадык перекатывается вверх, диафрагма поднимается, брюшная стенка чуть втягивается; звук а — кадык перека­тывается вниз, диафрагма, сокращается и опускается, жи­вот выпячивается.

Выход из аутогенной тренировки.

Седьмой сеанс аутогенной тренировки (16—18-й день).

К командам шестого сеанса добавляются следующие.

1. «Моя шея, грудь, спина, живот абсолютно расслабля­ются».

2. «Моя шея, грудь, спина, живот расслабленные, тяже­лые, теплые».

Овладеть работой мускулатуры шеи необходимо тем заи­кающимся, у которых во время заикания голова закидыва­ется назад, опускается вниз или поворачивается в сторону. Все эти движения необходимо постепенно затормаживать до тех пор, пока не произойдет подсознательное их торможе­ние и мускулатура шеи во время речи станет свободной. Этим движениям нужно оказывать максимальное сопротивление, напрягая одновременно мышцы-антагонисты. Во время тре­нировки мышц шеи необходимо свободно дышать и следить, чтобы все окружающие мышцы (лица, плечевого пояса и рук) оставались в свободном состоянии.

Выход из аутотренинга.

Восьмой сеанс аутогенной тренировки (19—21-й день).

К командам седьмого сеанса добавляются следующие.

1. «Мои ноги абсолютно расслабляются».

2. «Мои ноги расслабленные, тяжелые, теплые».
Выход из аутогенной тренировки.

Девятый сеанс аутогенной тренировки (22—24-й день).

К командам восьмого сеанса добавляются следующие:

1. «Мое дыхание всегда умеренное, спокойное».

2. «Мое сердце всегда[19] работает ровно, спокойно».
Итак, вы активно тренировали умение концентрировать

свое внимание, умение расслаблять мышцы. Вы овладели ре­лаксацией.

Уже только первый этап аутотренинга — релаксация — дает вам большие возможности. Вы можете хорошо отдох­нуть и после выхода чувствуете себя свежим и энер­гичным.

Овладев аутогенной тренировкой, вы не сразу, не во всех группах мышц будете ощущать чувство расслабления, тя­жести и тепла. В каких-то группах мышц это ощущение будет отчетливым и будет наступать быстро после несколь­ких повторений соответствующей команды, в других груп­пах мышц этих ощущений еще не будет, они появятся позже.

Лечебные самовнушения

Формулы самовнушения надо говорить вдумчиво, четко, ясно, уверенно.

Первая группа формул самовнушения относится к устра­нению болезненных реакций на все причины, которые в про­шлом привели к развитию невроза. Вторая — на все причи­ны, которые поддерживают невроз в настоящее время.

Целью первой группы формул самовнушений является нормализация вегетативных реакций организма до начала речи и во время речи. Все функциональные нарушения ве­гетативной нервной системы хорошо поддаются регулиру­ющим воздействиям со стороны высшей нервной деятель­ности.

Покраснение лица, шеи — признак волнения или смуще­ния. Эти реакции во время речи надо затормозить внушени­ем: «Я говорю — мое лицо, шея всегда спокойны».

У некоторых больных во время речи пересыхает во рту. Сухость во рту — это правильная вегетативная реакция во время жажды, но не во время речи. Внушение должно быть таким: «Я говорю — слюноотделение нормальное».

Некоторые заикающиеся во время речи забывают прогла­тывать слюну. В этом случае надо выработать у себя рефлекс на своевременное проглатывание слюны: «Я чувствую слю­ну и глотаю ее».

После речи у некоторых больных бывает общая усталость. Это результат недостатка кислорода в связи с нарушением дыхания во время речи. Чтобы овладеть дыханием во вре­мя речи, надо помимо аутогенной тренировки активно тре­нировать внешнее и речевое дыхание. Внушения помогут проводить эти тренировки: «Мне хочется всегда дышать полной грудью», «Для речи — вдох умеренный», после паузы.

Аутогенную тренировку надо рассматривать как один из лечебных методов, как школу самообладания, как неодоли­мое препятствие для любых причин, которые в прошлом приводили к рецидивам заикания, как метод совершенство­вания своего профессионального и спортивного мастерства. Человек хорошо себя чувствует, когда он уверен, что черпать силы он будет прежде всего в себе самом.

Примерные формулы самовнушения

1. Преодоление болезненных реакций на переживания прошлого

«Я взрослая и я не боюсь темноты».

«Я вижу (слышу) собаку, чувствую себя спокойно».

«Я вырос, и прошлые обиды забылись».

«Прошлые обиды перестали мне мешать».

«Я спокойно вспоминаю детство».

«Из детства помню только хорошее».

«Я сделаю детство моих детей спокойным, счастливым, интересным».

«К слову "заика" я равнодушен».

2. Преодоление переживаний настоящего
«В семье чувствую себя спокойно».

«Я уверен в себе, спокоен». «Грубость людей я презираю». «Грубость мне безразлична». «Я нетерпим к грубости». «Я слышу грубость — внутренне спокоен». «Плохих людей я глубоко презираю». «Я пресеку грубость (пьянство) отца». «Я могу спокойно остановить грубость в разговоре». «Я чувствую, как мне легко отвечать выученный урок». «Я равнодушен к мелким обидам». «Я легко забыванию неприятные мелочи». «Любую неприятность быстро забываю». «Я уверен в своих действиях».

«Я всегда внимательно выключаю газ и чувствую, как это делаю».

«Я буду полезен на любой работе».

3. Нормализация речи.

Нормализация общей моторики во время речи

«Я жду речи — мои руки спокойны (если они дрожат)».

«Все мое тело (руки, ноги, шея) абсолютно свободно».

«Я смотрю в глаза собеседнику».

«Я говорю — моя осанка свободная, спокойная (при со­путствующих движениях)».

«Когда я говорю, я свободен от лишних движений».

Ответы больных показали, что контролем удается быстро добиться прекращения напряжения во всех мышцах, кото­рые не заняты в речи.

4. Нормализация речевой моторики
«Я жду речи — моя челюсть свободна».
«Я жду речи — моя голова свободна».

«Я всегда берегу свой язык, губу (если вы их прикусы­вали)».

«Я говорю — чувствую себя бодро (при вялости)». «Я говорю легко, свободно». «Я всегда говорю спокойно, выразительно». «Когда я говорю, мой язык свободен». «Когда я говорю, моя гортань свободна». «Когда я говорю, моя шея свободна». «Когда я говорю, мой плечевой пояс свободен (мои плечи свободны)».

«Когда я говорю, моя грудь свободна».

«Когда я говорю, мой живот свободен».

«Когда я говорю, мои руки свободны».

«Когда я говорю, моя поза абсолютно свободна».

«Когда я говорю, моя походка абсолютно свободна».

«Когда я говорю, моя осанка абсолютно свободна».

5. Нормализация вегетативных реакций
«Я жду речи — мое сердце спокойно».
«Я жду речи — мое дыхание спокойно».
«Я жду речи — мое лицо спокойно».

«Мое горло абсолютно свободно (при "комке" в горле)». «Я говорю — мои руки, ноги теплые».

6. Нормализация психологических реакций

«Я жду речи — чувствую себя спокойно, легко».

«Я забыл о заикании».

«Я забыл о рецидивах».

«В будущем моя речь будет всегда свободной».

«Я говорю — мои мысли ясные, четкие».

«Я задаю любые вопросы».

«Я говорю с незнакомыми людьми абсолютно свободно, спокойно».

«Мне приятно говорить».

«Случайные запинки оставляют мои мысли спокойными, ясными».

«Я говорю, что хочу, свободно и сразу».

«Я чувствую, как мне приятно, когда мне помогают».

«Я чувствую себя всегда смело, уверенно»,

«Я все хорошо помню».

«Я говорю — мое внимание собранно».

«Случайные запинки меня абсолютно перестали уни­жать».

«Я жду речи — остаюсь уверенным, спокойным».

«Когда я говорю с незнакомым, я спокоен».

«Я открыто (прямо) смотрю на собеседника».

«У меня спокойный, открытый взгляд».

«Я чувствую, что могу спокойно выступать»,

«Я выступаю — чувствую себя спокойно».

«Я чувствую, как мне легко выражать свои мысли».

«Я чувствую, как спокойно провожу занятия (беседы)».

«Я спокойно отчитываюсь о своей работе».

7. Нормализация режима жизни
«Утром я чувствую голод».

«Я легко и бодро встаю утром».

«Я всегда активно дышу».

«Меня тянет к природе».

«Я чувствую, как все больше люблю природу».

«Я ложусь спать и быстро засыпаю».

«Я сплю очень спокойно, глубоко».

8. Преодоление вредных привычек
«Я равнодушен к курению».

«Я равнодушен к спиртному».

9. Преодоление недостатков собственного воспитания
«Я очень внимателен к матери (к ребенку, к жене)».
«Я всегда внимателен к людям».

«Я всегда рад помочь людям».

«Я всегда живу в дружбе со всеми».

«Мне легко среди людей».

«Я каждое дело выполняю с полным вниманием».

«Мне приятно быть тактичным».

«Мне приятно быть всегда спокойным, сдержанным»,

10. Совершенствование общей моторики, учебы, профес­
сии, спорта

«Моя осанка хорошая (моя походка легкая)». «Я легко, спокойно танцую».

«Я спокойно учусь плавать».

«Я плыву — мне спокойно».

«Я танцую — чувствую себя прекрасно».

«Я уверен на сцене».

«Я легко, свободно, уверенно отвечаю выученный урок».

«Я работаю быстро, уверенно».

«Я хороший специалист и работаю уверенно».

«На соревнованиях я легко делаю все, что могу».

«Я играю в шахматы — чувствую себя уверенно, спокойно».

«Я делаю все спокойно».

«Мне приятно спокойно есть, спокойно ходить, говорить».

Любинская С.М. От заикания — к свободной речи. — М., 1970. —С. 64—80.


С.И. Павлова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...