А1). тТанец как психоэмоциональная разрядка, катарсис.
Основная предпосылка танцевальной терапии состоит в том, что когда люди танцуют, они выражают значимые чувства. Кулак, гневно бьющий в воздух, голова, склоненная в смущении, многое значат для танцтерапевта. С помощью танцтерапии клиентам легче выражать болезненные, пугающие чувства и проживая, проще освободиться от них. После проживания этих чувств в танце, им легче начать говорить об этих чувствах и перестать выстраивать барьеры между собой и другими. X. Пейн подчеркивает, что применение танца в терапии основано на его катарсической природе: «Катарсическая природа танца освобождает напряжение, вызванное стрессом, принося облегчение. Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии, в отличие от обычных движений, которые являются релаксацией и сублимацией. Оно может иногда приводить к противоположному состоянию осознания» (Payne Н., Payne, 1992, с. 6). Эту идею она автор подтверждает многочисленными исследованиями, которые показали, что: 1) эндорфины, производимые мозгом во время танца, могут понизить болевые ощущения, действуя как транквилизатор; 2) энергичная активность приводит к ослаблению сильных отрицательных эмоций; 3) разрядка напряжения после двигательных упражнений длится дольше, чем после медитации; 4) уменьшение тревожности в танцевальных группах было значительнее, чем в спортивных и музыкальных группах. Естественно, что в ИТДТ отреагирование не ставится отреагирование как собственно цель, оно может быть лишь этапом в понимании и принятии себя, необходимым, но всегда недостаточным для достижения реальных изменений. При работе с чувством как предметом трансформации, личностного роста и терапии нужно всегда иметь в виду несколько важных моментов:
· чувства и эмоции имеют очень динамичный и «текучий» характер, и часто работа с ними похожа на стремление наполнить водой сито; · любое стремление проанализировать, отрефлексировать чувство или эмоцию приводит к перефокусировке осознания на само содержание мышления и к изменению самого чувства, часто к его гибели; · любые достаточно сильные чувства (депрессия, чувство одиночества, любовь, сексуальное чувство и др.) полностью «захватывают» личность, сознание человека и лишают его самостоятельности и возможности тонкой рефлексии. Индивидуальное сознание теряет субьектность, а чувство перестает быть объектом проживания. В данной ситуации мы можем говорить о полном и тотальном доминировании языка чувств на уровне глобального «мироощущения», восприятия мира внутреннего и внешнего из чувства. Из вышеназванных моментов мы можем сделать несколько тактических выводов: 1. Для стабильности и эффективности работы Необходимо необходимо опираться для стабильности и эффективности работы на наиболее сильные чувства, которые связаны с базовыми потребностями человека: секс, страх смерти, стремление к превосходству, эгоизм, жажда жизни и др. 2. Следует Рразвивать в личности созерцательность и состояние присутствия. Основная цель — научиться тотально проживать целостность чувства. 3. Надо Фформировать осознанность и отождествленность со свободным индивидуальным сознанием. Б)2. тТанец как творческое (символическое и целостное) самовыражение, поэзис. Этот способ больше соотносится с танцем-как-искусством и его потенциальной возможностью соединять физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в единое действие. Танец символически и в то же самое время реально выражает различные жизненные качества и коллизии. Достаточно упомянуть ряд тем, рассматриваемых на занятиях: полеты и падения, поддержка, партнерство, жизненные ритмы и многие другие. Эти темы являются метафорами, в которых танец и жизнь взаимно отражают друг друга. Именно непосредственный характер проживания этих тем и соединение его с осмыслением и осознанием места этих тем в жизни человека помогает помогают прояснению неосознаваемых предпочтений и началу их изменения.
Самовыражение — область expressive arts — развернутый и достаточно сложный процесс, требующий «"вхождения"» в материал и освоения его. Это может быть работа со специфическим образом или темой в танце, имеющими для танцующего особую эмоциональную значимость. Эти образы могут быть взяты из сновидений, фантазий, значимых литературных произведений, выкристализоваться в импровизационном танце или аутентичном движении. Это может быть движение от конкретного чувства или переживания жизненной ситуации к творческому и честному проживанию его в танце, раскрытие их в динамической, одновременно непосредственной и символической форме, перераспределение энергии и смыслов в пространстве личности, соприкосновение с надличностными переживаниями в движении. Этот механизм работает не только в индивидуальном терапевтическом танце, но и парном (диадном) и групповом. Переобучение Если нарушения обусловлены проблемами и пропущенными (диссоциированными) стадиями развития в прошлом или остановкой развития в настоящем, то переобучение является адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития. Оно может выступать какв нескольких ипостасях:. а)1. пПерестраивание и трансформация дисфункциональных паттернов движения и взаимодействия. Контроль и невыраженные чувства создают участки остаточного, хронического напряжения, происходит сбой циклического чередования периодов напряжения и расслабления, природного физиологического «"маятника"». В результате при движениях некоторым мышцам приходится выполнять двойную работу, преодолевая сопротивление противостоящих им напряженных мышц-антагонистов. Со временем у человека формируется нарушенный двигательный стереотип, расстраиваются тонкие механизмы согласования деятельности различных мышц во время движения. Мозг привыкает к постоянно напряженному состоянию мышц и как бы «"забывает"» естественные навыки ненапряженно-раскованных, пластичных движений, усвоенные в детстве (сенсорно-моторная амнезия по Т. Ханна Т.).
Работа с двигательными стереотипами не всегда требует ясного вспоминания первичных событий, она может происходить именно как работа с телом, движением и новым смыслом, постепенно переструктурирующим неэффективные двигательные паттерны. Это может быть работа с осанкой, фокусом внимания в движении, паттернами развития движения, связями в теле и т. д., но в ИТДТ они всегда включены в контекст личностного развития, контекст больших смыслов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|