Лекарственное лечение, физио- и иглотерапия
В курсе комплексного лечения заикания немаловажную роль играют медикаментозные назначения, физиотерапевтические процедуры и, в отдельных случаях, иглорефлек-сотерапия. При лекарственном лечении учитываются не только состояние нервной системы больного, но и особенности личности заикающегося. В последние годы медикаментозные назначения становятся все более специфичными и целенаправленными. Из применяемых лекарств назначаются транквилизаторы типа нозепама (тазепама), сигнопама, а также реланиу-ма (диазепама), седативные и общеукрепляющие средства, проводится витаминотерапия. Широко применяются препараты кальция с учетом их общеукрепляющего и противосу-дорожного действия. В случаях тяжелого заикания, протекающего с преобладанием тонических речевых и сопутствующих судорог, назначаются противосудорожные средства: финолепсин, конвулекс. Из ноотропов предпочтительно применение пиками л она (проф. Л.И. Круглова). При назначении такого препарата, как фенибут, помимо его транквилизирующего и успокаивающего действия используется и прием косвенного внушения, связанный с тем, что в листовке, прилагаемой к лекарству, в разделе «показания к применению» в перечне заболеваний на первом месте стоит заикание. На протяжении курса лечения физиотерапевтами кабинета проводятся такие физиотерапевтические процедуры, как электрофорез по общей и воротниковой методике кальция хлорида, бромидов и новокаина; спирт-новокаиновая «маска» на область жевательных мышц рта; общее ультрафиолетовое облучение; гидротерапия; введение путем электрофореза платифиллина, алоэ. В городском логотерапевтическом Центре имеется опыт использования иглорефлексотерапии. Этот метод, на наш взгляд, помогает не всем заикающимся и применяется выборочно. Накопленный опыт пока еще не позволяет четко сформулировать показания к применению иглотерапии. Но уже можно сказать, что этот метод показан в тех случаях, когда заикание протекает на фоне выраженных вегетонев-ротических проявлений, а также при наличии у наших больных кожных заболеваний психосоматического характера. Имеются случаи успешного применения иглотерапии при лечении заикающихся подростков, страдающих энурезом. Для отдельных пациентов, отличающихся повышенной внушаемостью, иглоукалывание с успехом может быть использовано и в качестве одного из приемов косвенной суггестии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ Вопрос эффективности комплексного лечения заикания освещался в работах В.М. Шкловского (1967, 1994); Л.Я. Мис-суловина(1969,1988); Б.К. Осокина(1971), В.А. Ковшикова (1972), В.А. Куршева (1973), В.Г. Казакова (1973), В.И. Селиверстова (1979), Н.А. Власовой, К.П. Беккера(1978,1983) и в некоторых других работах. Обсуждение в литературе результатов лечения осложняется различным подходом многих авторов к определению оценок и критериев эффективности преодоления этого нарушения речи. Так, например, В.А. Ковшиков (1972), не касаясь вопроса критериев эффективности лечения, оценивает результаты лечебно-коррекционного воздействия следующим образом: полное устранение заикания, значительное улучшение, незначительное улучшение, без улучшения. Неопределенностью и субъективностью, на наш взгляд, отличаются формулировки оценок, приведенные в работе В.А. Куршева (1973): значительное улучшение, заметное улучшение, небольшое улучшение, отсутствие изменений в состоянии речи. В монографии «Заикание» (под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) состояние речи заикающихся школьников, окончивших курс лечения, оценивается по показателям (ВесЬег, &вап§е), которые основываются на следующих критериях: нормальная речь — обследуемые не обнаруживают никаких симптомов заикания; скрытое заикание — обследуемые владеют свободной речью, из симптомов заикания обнаруживается лишь эмболофразия; заикание, не снижающее общения, — симптомы заикания проявляются лишь в сложных ситуациях. Это не мешает школьникам в учебе и не нарушает их социальной адаптации. Стойких эффективных реакций на нарушения речи не наблюдается; заикание, влияющее на общение, — наблюдаются типичные симптомы заикания. Социальная активность ограничена, в условиях нормальной школы не исключено отставание в учебе; неспособность к речевому общению — заикание накладывает отпечаток на всю личность ребенка.
Основываясь на многолетнем опыте работы и учитывая невозможность получения точной и объективной информации о состоянии речи заикающегося, окончившего лечебный курс, в различных ситуациях общения, мы отказались от первой оценки, используемой многими авторами, — «полное устранение», или «нормальная речь», заменив ее оценкой «практически здоровая речь», которая, как нам кажется, более соответствует реальному положению дел. Другие оценки эффективности лечения, применяемые сегодня в межрайонных логотерапевтических кабинетах, в той или иной мере совпадают с оценками, приведенными во многих работах по заиканию. Результаты лечения взрослых и подростков нами оцениваются по 4-балльной шкале. 1. Практически здоровая речь (у лечившегося может быть 2. Значительное улучшение (у заикающегося резко сокра 3. Улучшение (количество и тяжесть речевых судорог не
4. Без улучшения состояния речи (к этой группе относят Помимо оценки состояния речи мы исследуем на завершающих этапах курса лечения и изменения, происшедшие внервно-психическом состоянии больного, а также его субъективное отношение к результатам лечебно-коррекци-онных воздействий, которое складывается из осознания новых речевых возможностей и изменения системы отношений пациента с окружающей средой. С этой целью проводится комплексное обследование, включающее следующие основные моменты: оценка состояния речи в различных ситуациях, позволяющих осуществить за больным наблюдение (кабинет, конференция в зале, речь на улице, в магазине, в транспорте и др.); субъективная оценка больным своей речи и эмоциональных реакций в ранее сложных для него ситуациях (по данным письменных отчетов); оценка состояния речи и эмоциональной сферы со слов родственников; оценка состояния речи и эмоциональной сферы преподавателями и, при наличии возможности, сотрудниками, а также непосредственным руководителем (со слов больного и его родственников); устный отчет больных о самостоятельной работе в процессе курса лечения и достигнутых результатах, с которым они выступают на заключительном занятии. Мы располагаем сведения о результатах лечения 2414 больных, лечившихся от заикания в четырех межрайонных логотерапевтических кабинетах с 1977 по 1983 г. В силу общих организационно-методических установок, одинаковых условий работы и равноценной квалификации специалистов кабинеты на протяжении ряда лет дают по поводу эффективности лечения заикающихся примерно одни и те же цифровые данные, которые говорят о некотором улучшении результатов лечебно-коррекцион-ного воздействия в последние годы в связи с введением в логотерапевтическую практику достижений науки (новые лекарственные препараты, применение иглотерапии, дифференцированное применение психотерапевтических методов и др.). Одинаковые в основном методы и результаты логотерапии заикания свидетельствуют об определенной объективности полученных данных, позволяют их обобщить и вывести средние показатели эффективности лечения за 7 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|