Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О заикании умственно отсталых детей к истории вопроса




Проблема патологии речи у умственно отсталых детей осве­щена в большом количестве работ по специальной педагогике, психологии и психоневрологии (Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия, 1956; Л.В. Занков, 1959; О.Е. Фрейеров, 1964; Р.И. Лалаева, 1995; В.И. Липакова, 1995; и др.)- Тем не менее по вопросам распространения, этиологии, патогенеза и методики устране­ния заикания у детей со сниженным интеллектом в литерату­ре имеются лишь отдельные, нередко противоречивые выска­зывания.

Так, В. Айрлэнд, специально не занимаясь изучением ча­стоты распространения заикания у детей-олигофренов, пи­шет: «Заикание, обусловливающееся, как полагают д-ра Арно, Мюллер и др. спазматическим поражением гортанной щели, не часто встречается у идиотов...»[33] (автор имеет в виду олигофрению. — Л.М.).

Большинство авторов придерживаются противоположной точки зрения, считая, что заикание значительно распрост­ранено среди умственно отсталых детей.

Р. Крафт-Эбинг, характеризуя речь «тупоумных» и «слабоумных», отмечает, что у них «во многих случаях су­ществуют: в сфере глазных мышц — страбизм<...>, в сфере же речевого аппарата — заикание»[34].

Аналогичное мнение высказывают Г. Эммингауз (1880), Э. Сеген (1903), Филипп и Бонкур (1911), Е.Я. Гиндес (1923), М.Е. Хватцев (1959), М. Зееман (1962), А. Митронович-Мод-жеевска (1965).

Некоторые авторы, не говоря о частоте распространения заикания среди указанной категории детей, констатируют лишь наличие заикания в числе других недостатков речи, которыми могут страдать олигофрены.

Маньян и Легрэн, отмечая у умственно отсталых плохую память и ограниченный словарный запас, пишут: «Что ка­сается до способности выражения слов, то она также быва­ет расстроена: об этом свидетельствуют заикание, шепеля вость и их видоизменения»[35]. Подобную точку зрения мы встречаем в работах Е.И. Буцковой (1933), Г.А. Каше (1957), В.Г. Петровой (1965).

Отдельными исследователями приводятся конкретные дан­ные о количестве (в процентах) умственно отсталых детей, стра­дающих заиканием: Рум — 5,7%; Пипер и Г.Я. Трошин —• 7%; А.Н. Грабаров — 23%. Мы, обследовав 548 учеников вспомо­гательных школ. Ленинграда, обнаружили среди них 30 заи­кающихся, т. е. более 5% (Л.Я. Миссуловин, 1966).

Несмотря на различные точки зрения, имеющиеся в литера­туре, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что заикание распространено среди детей со сниженным интеллек­том значительно чаще, чем у нормальных детей (около 2%).

О причинах возникновения заикания у детей, страдаю­щих олигофренией, в литературе можно найти только крат­кие и немногочисленные сведения.

Филипп и Бонкур считают, что недостатки речи, в час­тности заикание, и умственная отсталость у детей порож­дены одной и той же причиной, а именно аномальным раз­витием личности ребенка в целом. Это мнение разделяет М.В. Богданов-Березовский (1909), а в качестве ближай­ших причин появления заикания у олигофренов он выд­вигает нарушение процессов дыхания, фонации и артику­ляции. О неправильности координации мышц, участвующих в фонации, как о причине возникновения заикания у детей со сниженным интеллектом говорит и Е.Я. Гиндес.

М.В. Богданов-Березовский, разделяя точку зрения Э. Сегена, отмечает, что начало заикания у олигофренов совпада­ет с периодом развития у них фразовой речи.

Более определенный взгляд о происхождении заикания у отсталых детей высказывает М. Зееман. Он пишет: «...Час­тое проявление заикания у слабоумных свидетельствует об органических причинах его возникновения, а именно об из­менениях в стриопаллидуме. Частые неудачи и затруднения при лечении заикания у слабоумных говорят также об его органической основе»[36]. А. Митринович- Моджеевска также считает причиной заикания у олигофренов органическое по­ражение головного мозга. Автор говорит о том, что органичес­кое заикание очень часто встречается в случаях умственного недоразвития и обусловливается поражением экстрапирамид­ной системы и в особенности полосатого тела и бледного шара.

Отдельные исследователи не видят в возникновении заи­кания у детей со сниженным интеллектом каких-либо осо­бенностей. Так, Е.И. Буцкова, останавливаясь на вопросе этиологии заикания у учащихся вспомогательной школы, указывает причины возникновения этого дефекта речи, ха­рактерные для умственно полноценных детей.

По вопросу специфики проявления заикания у олигофре­нов можно выделить в литературе наиболее общие для ряда авторов положения.

М.В. Богданов-Березовский, Е.И. Буцкова, М.Е. Хватцев, М. Зееман, Л.Г. Парамонова (1965) отмечают, что для заи­кающихся умственно отсталых детей характерны чрезвы­чайно многочисленные и тяжелые нарушения звукопроиз-ношения в виде полиморфного косноязычия, лепета, аграм-матизма, звуковых персевераций и т. д. Такое многообразие речевых недостатков у олигофренов свидетельствует о глу­боком нарушении их речи в целом.

По наблюдениям Э. Сегена, Р. Крафта-Эбинга, М.В. Бог­данова-Березовского, М.Е. Хватцева, заикание у олигофре­нов связано с нарушениями общей моторики ребенка. У ум­ственно отсталых детей «и особенно у тех из них, которые одержимы спазматическими движениями, довольно часто появляется заикание», — пишет Э. Сеген[37].

Слабое, поверхностное дыхание, в особенности короткий речевой выдох у заикающихся детей со сниженным интел­лектом отмечается в работах М.В. Богданова-Березовского и М.Е. Хватцева.

По поводу переживаний заикающихся олигофренов в свя­зи с их речевым дефектом отдельными авторами высказы­ваются различные точки зрения.

«Желание сказать что-либо и остаться при этом непоня­тым, — говорит Е.Я. Гиндес, — является большим несча­стьем для ребенка, он страдает от этого, раздражается, теряет душевное равновесие, а главное, тормозит свое умствен­ное развитие»[38].

Несколько иную точку зрения высказывает Л.Г. Парамо­нова, которая считает, что переживания в связи с речевыми недостатками, звукофобии не являются типичными у оли­гофренов, страдающих заиканием.

Наиболее правильной представляется точка зрения М.Е. Хватцева. Он подчеркивает, что психические наслое­ния у олигофренов менее развиты, чем у умственно полно­ценных школьников, страдающих заиканием, т. е. автор говорит о различном уровне переживаний по поводу заика­ния у нормальных и отсталых детей.

В литературе имеются некоторые данные и по вопросу методики устранения заикания у детей со сниженным ин­теллектом.

Успех логопедической работы с заикающимися олиго­френами, по мнению Э. Сегена, зависит от умения работать с такими детьми не по шаблону, а подходя к каждому слу­чаю строго индивидуально, на основе тщательного изучения педагогом особенностей личности умственно отсталого ребен­ка. Это мнение разделяют Филипп и Бонкур, М.В. Богданов-Березовский, Е.Я. Гиндес, М.Е. Хватцев. Эти же авторы под­черкивают необходимость развития умственных способно­стей в процессе устранения речевых недостатков, в частно­сти заикания, у отсталых детей.

Для воспитания правильной речи заикающихся детей с олигофренией Е.Я. Гиндес рекомендует пользоваться как об­щими приемами развития интеллекта ребенка, так и мест­ными способами — массажем лицевых мышц, артикулятор-иыми упражнениями, произношением слов с орехом во рту, общей ритмической и дыхательной гимнастикой, электри­зацией языка и мышц лица при параличе, скандированным произношением фраз и т. д. По мнению автора, помимо дру­гих мероприятий следует также широко применять продол­жительное молчание, прерываемое уроками модулирован­ного пения и декламацией.

Проводить специальную работу по развитию дыхания, го­лоса, артикуляции, моторики при устранении заикания у уча­щихся вспомогательной школы рекомендует и М.Е. Хватцев.

В его же работах мы находим указания на психотерапевти­ческие приемы преодоления заикания у олигофренов: «С заикающимися воздействие на психику применяется в фор­ме подбадривания и внушения, в форме приказа»[39].

Некоторые авторы, не учитывая особенностей детей с олигофренией, при устранении у них заикания предлага­ют использовать методы, которые применяются в аналогич­ных случаях к умственно полноценным детям. «...Там, где оно (заикание. — Л.М.) проявляется — указывает В. Айр-лэнд, — требует того же лечения, какое предлагается в по­добных случаях нормальным детям»[40]. Эту точку зрения разделяет Е.И. Буцкова.

На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что особенности возникновения, проявления и устра­нения заикания у олигофренов при сравнении этой катего­рии детей с учащимися массовой школы, страдающими за­иканием, недостаточно изучены.

О продолжительности и результатах работы по преодолению заикания у детей со сниженным интеллектом в литературе так­же имеются лишь краткие и противоречивые сведения.

Е.Я. Гиндес считает, что при соблюдении приведенных выше рекомендаций можно добиться устранения заикания у отсталых детей в течение двух-трех недель.

М.Е. Зееман, не говоря о сроках работы, отмечает, что при устранении заикания у олигофренов специалист встречает­ся со значительными затруднениями, частыми неудачами.

Наиболее реальным нам представляется мнение по этому вопросу М.В. Богданова-Березовского. В приведенных им историях болезни заикающихся олигофренов он указывает, что значительного улучшения речи детей ему удалось до­биться за зимний сезон.

Из краткого обзора литературы видно, что вопросы заи­кания у детей со сниженным интеллектом представляются достаточно важными для дальнейшего научного исследова­ния как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Е.И. Кириченко и Б.А. Леденев (1979) отмечают, что боль­шое значение в улучшении нервно-психического развития детей-олигофренов имеют логопедические мероприятия, направленные на формирование речевых функций и устра­нение дефектов речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...