Девятое требование- выразительность речи (экспрессивность)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Это такие свойства формы речи, которые обеспечивают и поддерживают внимание, интерес читателей и слушателей. Типы выразительности: выразительно-произносительная, интонационная, стилистическая, акцентологическая. Условия: 1) самостоятельность мышления 2) неравнодушие, интерес автора речи к тому что он говорит 3) хорошее знание языка и его выразительных возможностей 4) знание свойств и особенностей языковых стилей 5) систематическая и осознанная тренировка языковых навыков.
Основные средства языковой выразительности: 1) благозвучие (эвфония) 2) звукопись 3) парономазия 4) образность 5) синтаксическая экспрессивность 6) языковые маргиналии 7) языковые аномалии
Эвфония - сочетание звуков удобное для произношения и приятного для слуха с точки зрения носителя данного языка. Какофония- неблагозвучность, неудачное, неблагоприятное для произношения и слуха стечение звуков. «Всех чувств взор есть благороднее». Звукопись - такое сочетание звуков, при котором актуализируется связь между звучанием и смыслом. Существует 2 основных вида: 1) аллитерация - сближение одинаковых или близких по звучанию согласных. «Чуть слышно бесшумно шуршат камыши» 2) ассонанс - сближение одинаковых или схожих по звучанию гласных. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Парономазия - соединение в одном контексте паронимов и других слов близких по звучанию с целью создания выразительности. «Инъекция- инфекция». Лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. В отличии от паронимии не носит закономерного регулярного явления. – противопоставление паронимов. В поэтической речи парономазию питает звукопись. Пример, нарастающее настоящее, гармония гормонов, грани гранита, нелады с наладкой. Парономазия выполняет роль звукового курсива, выделяя созвучные слова, которым автор придает особое значение. «Служить бы рад- прислуживаться тошно».
Образность- актуализация внутренней формы языковой единицы, т е связи между ее значением и происхождением, значением и звучанием, между прямым и переносным значением. Образность это яркость и самобытность. Образность достигается собственно языковыми средствами, т е умелым использованием всех богатств языка, свободным владением его лексическим разнообразием. «Столб», например. Образность речи создается за счет использования средств фразеологических и парамеологических средств, метафорических словообразований, тропы- лексические образные средства. Троп (от греч «тропос»- оборот, поворот)- это слово или выражение, употребленное в переносном значении с целью создания образности. Основные виды тропов: 1) сравнение- образное определение предмета, явления, действия на основе его сопоставления с другим предметом, явление, действием. Всегда двучленно: субъект и предикат. Субъект- то, что сравнивается, а предикат- то, с чем сравнивается. «Семь холмов как семь колоколов». 2) Метафора (свернутое сравнение)- перенос именования с одного предмета на другой на основе их сходства. Субъект и предикат соединяется в одном слове. «Горит Восток зарею новой». 3) Метонимия- перенос наименования с одного предмета, явления, действия на другой на основе их смежности. «Первая ракетка мира». 4) Эпитет- образное определение предмета, явления или действия, причем это определение может быть как метафорическим так и метонимическим. «Волнистые туманы, печальные поляны». 5) Олицетворение- метафора, в которой неодушевленные предметы наделяются свойствами живого существа или неличные предметы свойствами человека. «Море смеялось».
6) Гипербола- образное преувеличение. 7) Литота- образное преуменьшение. 8) Перифраза- замена слова образным описательным оборотом. 9) Ирония (сарказм)- сарказм это «горькая» ирония. Употребление слова в смысле противоположном буквальному в целях насмешки. 10) Аллегория- двуплановое употребление слова, выражения или целого текста в буквальном или переносном смысле. «Волки о овцы». Синтаксическая экспрессивность - выразительные свойства синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений. Создается за счет использования: а) стилистических фигур; б) конструкции экспрессивного синтаксиса. Стилистические фигуры - симметричные синтаксические построения, основанные на разного рода повторах, пропусков слов, изменениях обычного порядка слов, придающие речи выразительность. Основные виды: 1) анафора- повторение слов или выражений в начале смежных фрагментов текста. 2) Эпифора- повторение слов или выражений в конце смежных фрагментов текста. 3) Хиазм- синтаксическое построение, в котором начало следующего фрагмента зеркально отражает концовку предыдущего. 4) Параллелизм- одинаковое синтаксическое строение смежных конструкций. 5) Инверсия- нарушение обычного порядка слов. Прим., звонков раздавались нестройные звуки. 6) Антитеза- противопоставление двух смежных конструкций одинаковых по строению, но противоположных по смыслу. «Я царь- я раб, я червь- я бог». 7) оксюморон- соединение в одной конструкции слов, противоречащих друг другу по смыслу. 8) Градация- расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его: восходящая или нисходящая. 9) Эллипсис- намеренный пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью усиления экспрессивности речи. 10) Умолчание- намеренное прерывание высказывания, дающее возможность читателю или слушателю самостоятельно домыслить его. 11) Многосоюзие- намеренное использование повторяющихся союзов. 12) Бессоюзие- намеренный пропуск союзов. 13) Риторические вопросы, восклицания и обращения- это вопросы, восклицания, обращения не требующие ответа, но предназначенные для того, чтобы привлечь внимание читателя, слушателя.
б) Конструкции экспрессивного синтаксиса- разговорные синтаксические конструкции, образованные с нарушением синтаксических норм, используемые в книжных стилях с целью образования выразительности. К ним относят сегментированные конструкции и парцеллированные конструкции. Сегментированные конструкции- конструкции с двойным обозначением того или иного объекта, состоящего из двух частей, сегментов. Первый сегмент- именительные темы, раскрывающие темы. Прим: Земля. На ней никто не тронет. Парцеллированные конструкции- синтаксические построения, представляющие собой разбиение цельного предложения на самостоятельные конструкции. Прим: У Елены беда стряслась. Большая. Языковые маргиналии (с лат- находящиеся на краю)- устаревшие слова, экзотические, редкие и малоупотребительные слова и выражения, находящиеся на пределами основного словарного фонда. Языковые аномалии (окказионализмы)- различные языковые явления, индивидуальные авторские образования, нарушающие норму. Разграничиваются на те, которые представляют собой обычные речевые ошибки и сознательные используемые как средства языковой выразительности. Различают: · Словообразовательные- осознанные аномалии. · Грамматические · Семантические- отступление от норм согласно значению. (Косматое солнце).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|