Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Человек в политической жизни




Моска.Создатель теории элит: власть у меньшинства всегда, в элиту входят люди, способные управлять другими.

Экономическая элита( владельцы корпораций, банков)

Военная ( генералитет)

Информационная ( владельцы СМИ, политические обозреватели)

Административная ( чиновники)

Научная ( ученые)

Политическая элита- группа, обладающая влиянием, престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с государственной властью.

Группы давления- образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти.

Политический статус- место человека в политической системе общества (гражданин )

Политическая роль- функции, которые человек выполняет в соответствии со статусом ( избиратель, депутат). Могут быть стандартизированными ( поведение человека) и нестандартизированными ( девиантные отклонения).

Типы политических ролей:

1. Рядовой член общества

2. Человек, состоящий в общественной организации или движении

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации

4. Профессиональный политик

5. Политический лидер.

Особенности политического лидерства:

1. постоянное влияние

2. однонаправленность от лидера на объект

3. охватывает все общество или большие группы

4. опирается на авторитет лидера

5. имеются многочисленные сторонники

6. имеется формально-должностной статус

Функции политического лидера:

1. интегративная- согласование интересов

2. ориентационная- выработка политического курса

3. инструментальная-определение способов и методов осуществления задач

4. мобилизационная- инициирование изменений

5. коммуникативная

6. гарант справедливости, законности, порядка

Типы политических лидеров:

1. общенациональный

2. больших социальных групп

3. общественной организации или движений

1. авторитарный

2. демократический

3. либеральный

1. традиционный

2. легальный

3. харизматический

1. лидер-знаменосец ( Ленин)

2.лидер-служитель ( Брежнев)

3.лидер-торговец ( рейган)

4.Лидер-пожарный ( современные)

Политическое участие-действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Виды политического участия:

1. автономное ( свободное и добровольное)

2. мобилизованное ( принудительный характер -демонстрации в СССР)

3. опосредованное( представительское)

4. непосредственное( прямое)

1. активное

2. случайное( разовое)

3.политический наблюдатель

4.пассивное



5.аполитичное

Формы политического участия:

Выборы.

Избирательное право в широком смысле- совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов

Избирательное право в узком смысле- право граждан участвовать в выборах

Активное ИП- право граждан участвовать в выборах

Пассивное ИП- право граждан быть избранными

Избирательный процесс- комплекс действий в процессе выборов.

Основные принципы выборов:

1. равенства

2. всеобщности ( только возрастной ценз и ценз гражданства)

3. прямые ( непосредственно голосует за депутата)

4. тайное голосование

5. на альтернативной основе

Этапы избирательной кампании:

1. организационный. Назначение даты выборов.150-120 дней до начала голосования.

Составление списков избирателей, формирование избирательных округов, избирательных комиссий. Состав округов утверждается не позднее, чем за 100 дней до голосования.

1. Выдвижение и регистрация кандидатов. 85-55 дней до голосования.

2. Проведение предвыборной агитации. Запрещается проводить органам госвласти, органам местного самоуправления, воинским частям, религиозным объединениям, избирательным комиссиям.

3. Голосование. Подсчет голосов и подведение итогов выборов. Результаты устанавливаются ЦИК не позднее 2 недель и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50% избирателей.

Типы избирательных систем:

Мажоритарная.

-абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.

-относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.

Достоинства:

Проводится по одномандатным округам. Прямая ответственность избранного перед избирателями. Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте.

Недостатки:

Получившие незначительное меньшинство, не могут быть представлены во властных структурах. Повторное голосование.

Пропорциональная.

Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в ГД.7 % барьер.

Достоинства: представляет широкий спектр ПП. Гарант представительства в парламенте мелких и средних партий.

Недостатки: избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

Мажоритарно-пропорциональная ( смешанная). Выборы в ГД с 1993 по 2006.

Абсентеизм- уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.

Причины абсентеизма:

- недоверие, разочарование в политике проводимой органами власти

- низкий авторитет представительных органов

- отсутствие электоральной культуры

Кооптация- пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям

Императивный мандат- смещение и отзыв избранных депутатов

Свободный мандат- невозможность отзыва депутата до истечения срока полномочий.

Референдум-всенародное голосование по какому-либо важному вопросу.( принятие Конституции). Решение считается принятым, если за него высказались большинство избирателей: 50% + 1 голос или квалифицированное большинство- 2/3 от принявших участие в голосовании. Инициатива в проведении референдума может принадлежать главе государства, правительства, общественным организациям. Может быть на общегосударственном уровне или в местном масштабе. Если референдум признан состоявшимся, то его решение имеет законную силу.Плебесцит-опрос граждан по какому-либо вопросу. Итоги не обязательны для органов власти.

На референдуме не могут обсуждаться вопросы:

- об изменении статуса субъекта РФ

-о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента, государственной думы, федерального собрания

-об избрании людей, замещающих государственные должности

-о персональном составе федеральных органов

-о федеральном бюджете

-о федеральных налогах

-о чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения

-об амнистии и помиловании

1. Обращение граждан во властные структуры. Заявление, жалоба, предложение, ходатайство. Петиция- коллективное письменное обращение граждан к органам власти с просьбой или требованием предпринять шаги по решению вопросов, которые авторы считают наиболее важными.

2. Лоббизм- использование легальных приемов влияния на структуры государственной власти с целью добиться от них принятия решений, выгодных отдельным социальным группам или организациям. Лобби (в пер. с англ) -кулуары.

3. 5. Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.

4. 6. Политическая активность в качестве члена партии, движения.

5. 7. Прямые действия( демонстрации, митинги, пикетирование).

Митинг- собрание единомышленников, доступное для всех желающих.

Демонстрация- движение по проезжей части с плакатами, призывами через громкоговорители.

Пикетирование- коллективное выступление с плакатами, на которых отражена позиция и требования( у здания парламента, правительства, военной базы).

 

Конституция

Конституция( лат)- установление, устройство.

Конституция- основной закон государства.

-обладает высшей юридической силой

-все остальные законы должны ей соответствовать

-особый порядок принятия и пересмотра

-действует на территории всей страны

Конституционное право- отрасль права, которая закрепляет основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Регулирует

- основы конституционного строя

- принципы организации и порядок функционирования органов власти

- правовое положение граждан и их взаимоотношение с государством

Виды конституций:

по порядку принятия

1. октроированные - дарованы народу монархом

2. легитимные - принятые законодательным органом или на референдуме

по порядку изменения

1. гибкие - могут меняться в том же порядке, что и обычные законы

2. жесткие - сложный порядок изменения

по форме

1. писаные - единый основной закон с внутренней структурой

2. неписаные -несколько законодательных актов, закрепляющих основы государственной власти, права и свободы ( Израиль)

1918, 1924, 1936, 1977, 1993

Принята на всенародном референдуме в 1993.

Конституция основывается на международном праве.

Международное право-совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами.

Возникло после 2 мировой войны, как ответ стран на ужасы войны, с целью помочь восстановить права и свободы человека, установить дружеские отношения между народами.

Основные международные документы о правах человека:

1. Всеобщая декларация прав человека. ООН.1948

2. Международный пакт о гражданских и политических првах.1966.

3. Международный пакт о социальных и культурных правах.1966.

4. Декларация о правах ребенка. 1959

5. Конвенция о правах ребенка. 1989. Ребенком считается человек до 18 лет. Для детей особый документ так как они считаются социально незащищенными.

6. Конвенция о политических правах женщин. 1952.

7. Конвенция о ликвидации форм расовой дискриминации.1969.

Декларация- предусмотренное законом объявление, уведомление.

Конвенция- международный договор на уровне правительств стран.

Конвенция является обязательным документом.

Международное гуманитарное право- правовые нормы, защищающие права человека в условиях вооруженных конфликтов.

Участниками международного гуманитарного права являются военнопленные, раненые, мирное население, партизаны, журналисты.

Создатель МГП- Анри Дюнан.

Комбатант – взятый в плен участник боевых действий

Международные организации, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека:

- Генеральная ассамблея ООН

-Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете ООН ( ЭКОСОС)

-Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО

-Европейский суд по правам человека

-Комитет министров Совета Европы

-Комиссар Совета Европы по правам человека

-Наблюдатели ОБСЕ





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.