Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I Теоретическая часть.

Содержание

 

Пояснительная записка

 

Основная часть.

Раздел I Теоретическая часть.Общие положения анатомии и физиологии аппарата движения человека

1.Определение процесса движения

2.Структуры организма, осуществляющие процесс движения

3.Виды движений.

4.Принцип рычага в работе суставов.

5.Объем движений в суставах.

6.Потребность двигаться, ее роль в удовлетворении потребностей человека.

7.Возрастные особенности двигательной системы.

8.Пассивная и активная части опорно-двигательного аппарата.

9.Микроскопическое строение мышечного волокна.

10.Механизмы сокращения миофибрилл, саркомера, мышечного волокна, мышцы.

11.Виды костей.

12.Строение кости как органа.

13.Рост кости в длину и толщину.

14.Виды соединения костей.

15.Строение сустава.

16.Классификация суставов.

17.Виды движений в суставах.

18.Мышца как орган.

19.Внешнее и внутреннее строение мышцы.

20.Мышечные группы.

21.Виды мышц по форме, функции.

23. Вспомогательный аппарат мышц.

24.Основные физиологические свойства мышц.

Раздел II Практическая часть.

Вопросы для самоконтроля

Визуально – логические задания

Список литературы

 


Пояснительная записка

 

Изучение анатомических и физиологических основ реализации потребности в движении не случайно авторами программ дисциплины Анатомия и физиология человека выносится в самое начало. Функция движения определяет устройство и жизнедеятельность организма в целом. Это обусловлено, во-первых, тем, что движение – необходимое условие сохранения здоровья, во-вторых, никакая трудовая деятельность не возможна без этой функции и, в-третьих, любая психическая деятельность реализуется в форме движения. Отцу русской физиологии И. М. Сеченову, принадлежат известные слова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение».

Учебное пособие предназначено для внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов и содержит два раздела. В первом разделе представлена учебная информация, освоение которой поможет студентам последовательно сформировать знания, наличие которых требует ФГОС, во втором разделе изложены материалы, позволяющие обучающимся актуализировать знания и закрепить их путем решения поставленных вопросов и визуально – логических заданий.

Цели. Дидактические:

· Научить обучающихся самостоятельно применять знания общих закономерностей строения и функционирования аппарата движения человека.

Развивающие:

· Научить студентов умению оценивать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, реализации потребности в движении в стандартных и нестандартных условиях.

  • Сохранить высокий уровень активности обучающихся.

 

 

Воспитательные:

· Воспитание гуманного отношения к людям, чувства гордости за избранную профессию, соблюдения правил этики и деонтологии, бережного отношения к психике больного, чувства Аlma mater.

ОК: поиск, анализ и оценка информации; работа в коллективе, команде; обучаемость; компетентность в решении задач; способность брать на себя ответственность; самостоятельность.

Для интериоризации знаний обучающимся предлагается выполнение заданий, в том числе по оценке функционирования аппарата движения товарищей по учебе в колледже. Автор методической разработки организовал функционирующую на базе кабинета анатомии ЗОЖ студию, где силами наиболее способных студентов создаются музыкальные видео ролики и размещаются на YouTube. Задание требует просмотра роликов и решения поставленной задачи. Эта техника направлена на достижение практически всех перечисленных выше целей. В ходе работы у обучающихся активируется эмоциональная память, творческие способности, познавательная мотивация, в домашних условиях создаются предпосылки практической реализации знаний (здесь и сейчас), формирования профессиональных компетенций.

На изучение теоретического материала и освоение практической части требуется 1 час 45 минут.

Учебное пособие может быть получено обучающимися в цифровом виде, скачиванием с ПК преподавателя, лицами, не имевшими возможности посетить занятия – со страниц авторского сайта ЗОЖСТУДИО НМК, через почту или программу Skype.

Учебное пособие позволяет продолжить формирование следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

 

 


Раздел I Теоретическая часть.

Инструкция для обучающихся.

Прочитайте информационный блок. Постарайтесь уложиться в 1 час 10 минут. Запишите в рабочую тетрадь наиболее сложные, по Вашему мнению, термины. Этот материал мы разбирали на лекционном занятии, поэтому для повторения Вы должны потратить в среднем не более 3 минут на страницу.

Обратите внимание: что в некоторых местах текст помечен «(иметь представление)», «(знать)» – это означает разные уровни усвоения материала, следовательно, на достижение уровня «(знать)» потребуется потратить втрое больше времени, чем на формирование представлений. Для большинства студентов чтобы иметь представление, нужно прослушать лекцию, что уже было сделано, и один раз в темпе прочитать соответствующий текст.

Теоретическая часть.

Общие положения анатомии и физиологии аппарата движения человека.

1.Определение процесса движения (знать)

Под процессом движения следует понимать изменение координат чего либо. В анатомии и физиологии под этим процессом подразумевается локомоция - перемещение тела в пространстве: ползание, ходьба, бег, лазание, плавание, полет и пр. и манипуляция (изменение частей тела относительно друг друга). К манипуляциям относят мимические движения, которые в большинстве случаев обусловлены натяжением кожных складок мышцами.

Срединная или сагиттальная плоскость
Плоскости, относительно которых описывается движение:
Венечное сечение или фронтальная плоскость

Поперечная или горизонтальная плоскость

Анатомические термины, описывающие положение тела и направление движений. (Знать).

Существуют стандартные термины, которые описывают взаимное расположение различных частей тела по отношению друг к другу. Человеческое тело представляет собой сложную трехмерную структуру, поэтому знание точных анатомических терминов положения и направления поможет вам сравнивать одну часть тела с другой и понимать, как они расположены по отношению друг к другу. Эти термины остаются постоянными независимо от того, сидит человек, стоит или лежит.

     
Передний Находящийся впереди, направленный вперед Мышцы живота расположены в передней части брюшной полости
Задний Находящийся сзади, направленный назад За разгибание ноги в тазобедренном суставе отвечает задняя группа мышц бедра
Верхний Находящийся над другими структурами, направленный к голове Плечевой пояс занимает верхнее положение по отношению к тазовой области
Нижний Находящийся под другими структурами, направленный к ногам Тазовая область занимает нижнее положение по отношению к плечевому поясу
Латеральный Направленный в сторону от срединной линии тела Наружную часть коленного сустава образует латеральный мыщелок большеберцовой кости
Медиальный Направленный к срединной линии тела Внутреннюю часть коленного сустава образует медиальный мыщелок большеберцовой кости
Проксимальный Находящийся ближе к туловищу или началу конечности Тазобедренный сустав занимает проксимальное положение по отношению к коленному
Дистальный Находящийся дальше от туловища, срединной линии Пальцы стоп представляют собой дистальное образование ног
Поверхностный Находящийся ближе к поверхности тела, чем другие структуры Прямая мышца бедра образует поверхностный слой четырехглавой мышцы бедра
Глубокий Находящийся дальше от поверхности тела, чем другие структуры Самый глубокий слой стенок брюшной полости образован поперечной мышцей живота
Пронация Поворот вниз, внутрь При пронации кисти руки ладонь обращена вниз
Супинация Поворот вверх, наружу При супинации кисти руки ладонь обращена вверх


2.Структуры организма, осуществляющие процесс движения (Знать)

Движение осуществляется аппаратом движения. Опорно-двигательный аппарат состоит из двух частей: пассивной и активной. К пассивной относятся кости, соединения костей, к активной — мышцы, при сокращении которых осуществляется движение.

В
Б
А

 

Составляющие элементы аппарата движения

 

А. Кости Б. Соединения костей В. Мышцы

 

3. Виды движений. (Знать).

Различают следующие виды движений в суставах:

1. Движение вокруг фронтальной (горизонтальной) оси - сгибание (flexio), т. е. уменьшение угла между сочленяющимися костями,(локтевой сустав)

 


120о 55о

 

 


и разгибание (extensio), т. е. увеличение этого угла.

 


120о 165о

 

Движения вокруг сагиттальной оси – 1) приведение (adductio), т. е. приближение к срединной плоскости,

Сагиттальная ось

 

 


 

До приведения После приведения

Нейтральное положение кисти
и 2) отведение (abductio), т. е. удаление от нее (противоположное движение). Движения вокруг вертикальной оси, т. е. вращение (rotatio): кнутри (pronatio) и кнаружи (supinatio).

супинация
пронация

2. Круговое движение (circumductio), при котором совершается переход с одной оси на другую, причем один конец кости (конечности) описывает круг, а вся кость (конечность) - фигуру конуса.

 

 

Правило рычага гласит: выигрыш в силе пропорционален проигрышу в расстоянии и наоборот. На рисунке видно, что точка приложения силы мышцы F удалена от оси вращения на расстояние примерно в пять раз меньшее, чем точка сопротивления Fтяж (силе тяжести шара). Т.е. dFтяж. dFмышцы Сила, которую должна развить мышца в 5 раз больше силы, с которой притягивается вес шара. Если шар весит 7 кг, то для подъема шара мышце нужно приложить силу в 35 кг, при весе шара 2 кг соответственно 10. По силе можно определить длинну рычага:   Если F мышцы = 56кг, 0 1 2 F веса шара = 8 кг, то рычаг 0-1 в 7 раз короче рычага 0-2.    


4.Принцип рычага в работе суставов. (Иметь представление).

 
=


5.Объем движений в суставах. (Иметь представление).

Определяется в крупных суставах: тазобедренных, коленных, голеностопных, плечевых и лучезапястных. С этой целью обследуемому предлагают продемонстрировать степень максимально возможного сгибания и разгибания в суставах. При этом необходимо отметить: а) чрезмерное разгибание («гипермобильность») суставов, особенно коленного и локтевого; б) уменьшение объема движения, связанное с индивидуальными анатомическими особенностями, повышением тонуса мышц или последствиями травмы (заболевания) сустава; в) «разболтанность» (нестабильность) сустава, сопровождающуюся частыми подвывихами и вывихами.

Объем движения в суставе – важный показатель при определении функциональной способности конечности. Измерение выполняется с помощью угломера, при этом необходимо исследовать два вида объема движения – активный и пассивный (табл. 1).

Активный объем является результатом работы мышц, ответственных за его выполнение.

Пассивный объем движения представляет собой результат приложения внешней силы (например, рука врача, массажиста). Как правило, пассивный объем движения на несколько градусов больше активного в физиологических границах, однако при измерении его нельзя доводить до болевых ощущений.

Таблица 1

Измерение объема движений в некоторых суставах (Иметь представление).

Осуществляется специальным инструментом – угломером. Сопоставление данных, полученных в результате исследования с нормой позволяет судить о степени подвижности суставов.

 

 

 

 

 

 

Сопоставление активного (движение осуществляет обследуемый) и пассивного (движение осуществляет исследователь) объемов движения позволяет получать дополнительные данные, например, о рефлекторном мышечном напряжении или отсутствии обеспечения полного объема движения соответствующим мышечным усилием.

При патологических изменениях в области исследуемого сустава различие между активным и пассивным объемом движения может быть значительным.

 

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...