Богодухновенность священного писания
ЛЕКЦИИ ПО ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ НА БИБЛЕЙСКОЙ ШКОЛЕ
Библия, как мы знаем, самая уникальная книга. Это касается не только её содержания, но и значения самого её обозначения, ведь слово «Библия» (греч. βιβλία мн. ч. от βιβλίον «книга», от др.-греч. βύβλος «папирус» от места производства Библ) обозначает «книги». Древним наименованием части Библии, с которой мы начнём ее изучение, Ветхого Завета, является слово «Писание». Сам Иисус Христос употребляет это слово по отношению к книгам Ветхого Завета. Например, прочитав в субботу в синагоге место из книги пророка Исайи, Он толкует его и применяет слово «Писание» к словам этого пророка, которые являются частью Ветхого Завета. Давайте посмотрим на отрывок Евангелия от Луки, повествующий нам об этом: «Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свобопроповедовать лето Господне благоприятное» (см. Ис. 61:1-2). И, закрыв книгу, и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «ныне исполнилось ПИСАНИЕ сие, слышанное вами (Лк. 4:18-21). Это же слово, применительно к книгам Ветхозаветного корпуса, употребляет и апостол Павел: «Ибо ПИСАНИЕ говорит: «Всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 10:11, ср. Ис. 28:16). Подобный подход мы можем видеть во множестве других мест Нового Завета (Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 24:27; Ин. 7:38; 7:42; 10:35; 13:18; 17:12; 19:28; 19:36-37; 19:42; Деян. 1:16; 8:32-35; 17:2, 11 и мн. др.) БОГОДУХНОВЕННОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Очевидно, что «Писание» - это больше, чем труд просто некоторых людей. Апостол Пётр говорит в своём втором Соборном послании говорит так: «…никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:24). Так, апостол Павел называет Писание «богодухновенным»: «Всё ПИСАНИЕ богодухновенно» (2 Тим. 3:16), разумея под ним Ветхий Завет. Это понимание «Писания», как Ветхого Завета, подтверждается, например, тем, что когда речь идёт о нём, употребляется именно этот термин. Что такое «богодухновенность» или «боговдохновенность» Священного Писания? Этот термин указывает на то, что оно «было составлено избранными Богом людьми, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека» (Верещагин Е.М. Богодухновенность). Конечно же, обязательно нужно помнить о том, что Писание – это результат синергийного, т. е. совместного действия Бога и человека. Дух Святой действовал в авторах библейских книг, защищая книги Библии от ошибок и искажений. В подтверждение того, что писатели Библии не были просто пассивными орудиями в руках Бога, свидетельствует тот факт, что каждая из библейских книг несёт отпечаток своего автора, допустим, свой уникальный стиль. «Библия, таким образом, есть одновременно и Слово Божие и слово человеческое. Откровение преломлялось в ней через призму личности ее авторов – живых людей, принадлежавших к определенным эпохам, испытавших на себе влияние окружающей среды, мышления и взглядов современников» (Александр Мень. «Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет». Боговдохновенность. Слово Божие и слово человеческое. Источник: https://azbyka.ru/bogovdoxnovennost-slovo-bozhie-i-slovo-chelovecheskoe). Также вопрос о богодохновенности Священного текста можно рассмотреть в контексте учения об Иисусе Христе: «Как Иисус Христос является истинным Богом и истинным человеком, так и Библия на сто процентов есть слово Бога и на сто процентов – слово людей» (см. статью: Тихомиров Б.А. Богодухновенность // Православная энциклопедия. – Т. 2. – С. 442-447).
О том, что Библия – не только богодухновенная книга, но и та, которая повлияла на жизнь всего мира, «оказало безмерное влияние на все области человеческого духа и творчества»[1], говорило очень много выдающихся личностей и слова одной из таких, а именно А.С. Пушкина, можно было бы привести в качестве красивой иллюстрации, подтверждающей это: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нём находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть» (А.С. Пушкин).
Как мы уже поняли и знаем, Библия делится на две части: Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета были написаны до пришествия Иисуса Христа в мир, а Нового Завета – после рождения Спасителя по плоти и рассказывают о его посланничестве, мессианстве, и о том, что Он есть Истинный Бог и Истинный Человек, пришедший спасти мир от греха, проклятия и вечной смерти. В Ветхом Завете, который мы сегодня начнём со следующей лекции разбирать последовательно, переходя от стиха к стиху, от главы к главе, от книги к книге, начиная с книги Бытия, содержатся много пророчеств об Иисусе Христе, как о Помазаннике Божием или «Мессии». Откровение Божие было дано ещё первым людям, потом их благочестивым потомкам, Ною, Аврааму и берущему от него начало всему еврейскому народ, как тому, который в то время готов был лучше всех народов воспринять Истину о Боге и хранить её лучше, чем другие народы. Поэтому почти все книги Ветхого Завета были написаны на еврейском языке, «за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке, Новый Завет – на александрийском диалекте древнегреческого языка – койнэ»[2]. Большинство книг Нового Завета было написано этническими евреями в I веке н.э..
«Первоначально библейские книги были написаны на пергаменте или на папирусе заостренной тростниковой палочкой и чернилами. Свиток имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Текст в древних свитках был написан большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была, как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания, ни придыханий, ни ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы, но только согласные»[3], поэтому этот язык называется консонантным. «Завет» (от евр. «берит») значит «договор», «союз», по-славянски «завещание». В древности этим словом назывались договоры частных лиц, государств или союзы между властителем и вассалом. Отношения скреплялись «принесением в жертву животного или окроплением его кровью»[4]. В Библии идёт речь о союзе или договора Бога и людей. В Ветхом Завете содержится, в свою очередь, несколько «заветов», которые Бог заключал с конкретными людьми: 1. с Адамом и Евой; 2. с Ноем; 3. с Авраамом и с его потомками: Исааком, Иаковом/Израилем; 4. с израильским народом у горы Синай (XIII в. до Р. Х.). Основа «союза-завета» - это обетования Бога людям, и обещания со стороны людей исполнять заповеди Бога, которые они от Него получили.
НОВЫЙ ЗАВЕТ
На протяжении истории израильский народ не раз отступал от Бога, начинал служить другим богам и совершать прочие тяжкие грехи. Божии пророки обличали нечестивых людей, напоминая об их высоком призвании быть «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6), но Израиль в основном оказался «крепким лбом и жестоким сердцем» (Иез. 3:7). Например, так описывает отступничество израильтян от Бога в VI веке великий пророк Иеремия: «…они обратились к беззакониям праотцев своих» (Иез. 11:11). Это привело к тому, что в 586 г. До Р. Х. Иерусалим был разрушен вавилонянами, а большинство евреев было отведено в плен в земли Вавилона, о чём повествует Псалом 136, который поётся в подготовительные Недели Великого Поста на вечернем богослужении:
«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали…» (Пс. 136:1). Плен для евреев продлился полвека (586-539 гг. до Р. Х.). Впрочем, Господь и в этих тяжких обстоятельствах не оставил Свой народ и через Иеремию Он дарует ему новое пророчество: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34). Этот текст упоминается у апостола Павла в приложении к тому, что исполнилось в Иисусе Христе, Его служении и спасении мира. «Новый Завет предписывает прощение грехов и глубокую внутреннюю связь человека с Богом»[5]. Термин «Новый Завет» встречается нам на страницах Евангелия, повествующих о Тайной Вечере, где Кровь Христа именуется Кровью «Нового Завета» (Мф. 26:28; Мк. 14:24; Лк. 22:20), на которой они отпраздновали еврейскую Пасху. Апостолы, видевшие смерть Христа, могли понять при помощи пророчества Иеремии то, что как Ветхий Завет был скреплён окроплением кровью жертвенных животных, так и Новый Завет утверждён кровью Иисуса Христа, жертвы, принесённой Им добровольно через распятие на Кресте. Примечательно, что в греческом тексте Нового Завета термин «Новый Завет» звучит как «Καινὴ Διαθήκη», где слово «Καινὴ» обозначает качественно новую вещь, отличную от всех, что существовали до этого (не «νέος», которое обозначает нечто новое во времени). Таким образом, «Новый Завет» выходит за рамки того, что заключается лишь с определённым народом. Теперь частью народа Божия или Церкви может стать любой человек. Термин «Ветхий Завет» в Новом Завете употребляется всего лишь 1 раз: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом» (2 Кор. 3:14). Интересно, что Новый Завет обуславливает появление термина Ветхий Завет. Деление Библии на эти две части существует только в христианской традиции. Евреи не считают Христа Мессией, следовательно они признают только «ТаНаХ» (книги Ветхого Завета).
Конечно же, для нас, как христиан, важнее всего Новый Завет, но, всё же, Ветхий Завет тоже очень важен. В послании ко Евреям отдельные части Божественного Откровения предстают как единое целое (Евр. 1:1-2). Христос есть «…путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), «…в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), но это не означает, что Ветхий Завет полностью отменён и не нужен для чтения и изучения. Что примечательно, Сам Господь сказал: «…исследуйте Писания» (Ин. 5:39). А блаженный Августин по поводу важности Ветхого Завета писал так: «Посему в Ветхом Завете сокрыт Новый, а в Новом раскрыт Ветхий» (блаженный Августин. Об обучении оглашаемых, 8) Через изучение Ветхого Завета, особенно при помощи Нового Завета, мы можем понять, что в Ветхом Завете имело чисто преходящее, временное значение, а что – вечное и незыблемое. Без Нового Завета нельзя понять Ветхий Завет, потому что ключом к нему является Христос. Как некогда двум ученикам, шедшим по дороге в Эммаус, явился Христос и «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), так и нам это явление Христа в нашей жизни крайне необходимо, чтобы понять смысл Ветхозаветного Писания. «Всё учение Христа укоренено в Ветхозаветных изображениях и образах»[6], Он часто ссылался на них, отсылая апостолов к их свидетельству. Допустим, когда Ему задал вопрос один законник, спросив: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:34), то Христос из всех 613 заповедей выбирает и цитирует одну, самую важнейшую, которая содержится в книге Второзаконие: «…люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5). Также во время искушения от диавола Христос отвечает ему словами из Ветхого Завета, полагая этим и нам пример для подражания (Мф. 4:1-10; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13). Вообще вся жизнь Христа – это исполнение Писания: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Но при этом Он дополнял и усиливал значение ветхозаветных заповедей, например, говоря так: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21-22). Но чтобы оценить учение Иисуса Христа, и его глубину, которая превосходит учение Ветхого Завета, нужно хорошо уяснить то, что написано в книгах самого Ветхого Завета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|