Состав книг ветхого Завета
Книги Ветхого Завета делятся на «канонические» и «неканонические». Канонические книги считаются «священными, авторитетными, «нормативными»»[7] Греческое слово «κανών» означало «трость для измерений» или «линейку», затем к этому значению прибавились такие, как «мерило», «правило», «образец», а затем термины «канонический», «священный» и «богодухновенный» стали синонимами. Слово «канон» в значении «правило» употребляет в Новом Завете апостол Павел: «Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал. 1:16). Мы говорили, что Ветхий Завет у евреев называется «ТаНаХ». Согласные этого слова обозначают три основных раздела еврейского канона: - Законоположительные: Закон (евр. Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие - Исторические и пророческие: Пророки (евр. Невиим): 1. ранние: книга Иисуса Навина, книга Судей (соединяется условно с книгой Руфи), 1-2 Самуила (1-2 книга Царств, соединяются в одну книгу), 1-2 Царей (3-4 книга Царств соединяются в одну книгу) и 1-2 книги Паралипоменон или Хроник (соединяются в одну книгу); 2. поздние: все пророки великие: Исайя, Иеремия (условно соединяются с Плачем Иеремии в одну книгу) и Иезекиииль (Даниил не включается у евреев в число великих пророков) и малые (малые соединяются в одну книгу); - Учительные: Писания (Кетувим): 1 группа: поэтические книги: Псалтирь, Притчи и Иов); 2 группа: «Пять свитков»: Песнь Песней Соломоновых, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь; 3 группа: книга пророка Даниила, книга Ездры и Неемии (объединяются в одну книгу), 1-2 книги Паралипоменон или Хроник.
Итого еврейский канон насчитывает 22 книги по числу букв еврейского алфавита. В христианских изданиях книги Ветхого Завета группируются так, как они приведены в Септуагинте или переводе LXX (перевод Ветхозаветных книг III-I вв. до Р. Х.) Ветхозаветные книги делятся на 4 раздела: - Законоположительные: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; - Исторические: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-4 Царств, 1-2 книги Паралипоменон, 1 книга Ездры, Неемии, Есфири; - Пророческие книги (исторические и пророческие книги образуют еврейский Невиим): 1. великие пророки: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Иезекииля, Даниила; 2. малые пророки: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии; - Учительные книги или книги Мудрости: книга Иова, Псалтирь, книга Притчей Соломона, книга Екклесиаста или Проповедника, книга Песни Песней Соломона. Всего в православном каноне Ветхого Завета насчитывается 39 книг. Есть ещё 11 неканонических книг и добавления к Священному Писанию Ветхого Завета (эти книги и добавления есть в переводе LXX): - 2-я книга Ездры; - книга Товита; - книга Иудифи; - книга Премудрости Соломона; - книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова; - послание Иеремии; - книга пророка Варуха; - 1-3 книги Маккавейские; - 3-я книга Ездры. Неканонические добавления (берутся в квадратные скобки): - 151 Псалом; - молитва царя Манассии; - вставки в книгу Есфирь; - 13-14 гл. книги пророка Даниила.
Каноническими в Ветхом Завете христиане называют такие же книги, которые «каноническими» называют евреи. Процесс собрания книг был долгим и одним из первых этапов стало нахождения «книги Завета» при царе Иосии в VII веке до Р. Х. (4 Цар. 22-23). Следующий этап связан с деятельностью первосвященника Ездры в V веке до Р. Х.. Позже, около 180 г. До Р. Х. Иисус, сын Сирахов, упоминает помимо Закона и Исторических книг также и Пророков, за исключением Даниила (Сир. 44-49).
Внук Иисуса около 130 г. Говорит уже о Законе, Пророках и «остальных книгах», то есть Учительных. Важнейшими критериями для отбора тех или иных книг в еврейский библейский канон выступали: - написание книг в иудейской среде; - время написания; - язык написания. «В иудейский канон не вошли книги, написанные позднее III-II вв. до Р. Х. или не сохранились на еврейском языке, или же были составлены не в Палестине (н-р, в Александрии)»[8]. «Окончательный вид иудейский канон принял в I веке по Р. Х. Последней вехой в формировании еврейского канона считается момент, когда раввины в палестинском городе Ямнии (Ямнийский канон) после длительных споров утвердили состав Учительных книг. После этого еврейский библейский канон насчитывал 22 книги по числу букв еврейского алфавита. Канон книг Ветхого Завета в христианской среде окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически же Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии»[9].
Новозаветные книги были созданы в I веке от Р. Х.. Канон Нового Завета включает в себя 27 книг и все они являются каноническими. Также они разбиваются по 4 группам: - законоположительные: 4 Евангелия; - исторические: Деяния; - учительные: 21 апостольское послание (7 Соборных посланий; 14 посланий апостола Павла); - пророческая: Откровение апостола Иоанна Богослова или Апокалипсис. «В общих чертах канон Нового Завета сложился уже к середине II века, об этом свидетельствует цитация новозаветных Писаний мужами апостольскими и апологетами II века, например, сщмч. Иринеем Лионским.
Оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на поместных соборах в IV веке: Иппонском Соборе 393г. и Карфагенском Соборе 397 г. Таким образом, мы видим, что книги Библии были написаны многими авторами на протяжении 2 тысячелетий. Они писались на разных языках: еврейском, арамейском и древнегреческом, имели разные жанры, стили и поводы к написанию. Именно благодаря этому мы можем увидеть, что все эти книги едины по духу и каждая из них уникально запечатлела Откровение Бога, обращённое ко всему человечеству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|