Самые многочисленные народы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Уроки толерантности Тема. "Урок толерантности". Цели. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся. ХОД УРОКА Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность". Стихи для ребят – О чем это стихотворение? Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом. У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо. У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.
Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев... – Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде. У. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов. А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность". Высказывания детей. –В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
1. Ты его прощаешь.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
1. Ты отвечаешь тем же.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
1. Ты устраиваешь истерику. У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. 1. Саша плохо одет... !Это неважно. 2. Пожилая женщина медленно идет. ?Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 3. На твоих глазах на кого-то нападают... !Ты пытаешься защитить его. – Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Давайте поиграем в игру. 1. Для того чтобы больше не было войны. Подведение итогов игры. У. Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам? Н.А. НИКИШКОВА, Тема. "Мы – команда одного корабля". Цели. Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Оборудование. Рисунок с изображением Земли (вид из космоса); карта полушарий; таблица "Самые многочисленные народы"; изображение человека; древо класса "Какой национальности были наши предки". ХОД УРОКА I. Организационный момент Учитель. Сегодня необычный урок. Мы будем коллегами. На уроке будем рассуждать, доказывать, наблюдать. У. Прочитайте тему урока. Дети. "Мы – команда одного корабля". II. Сообщение темы 1. Как называется наша страна? III. Вступительная беседа У. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по-порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды. Д. Австралийские аборигены верят, что вначале, "в эпоху сновидений", Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия. У. Таких мифов много. Они красивы, интересны. Ученые доказывают, что человек произошел от волосатого, четвероногого и хвостатого животного. Казалось бы, что люди должны быть все похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды.
Д. Легенда североамериканских индейцев. У. Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках? Д. По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы. У. Сколько сейчас на Земле народов? IV. Практическая работа Укажите место каждого народа в таблице. Это поможет определить численность населения. Самые многочисленные народы Дети выполняют задание. Таблица вывешивается на доску. Д. В конце ХХ века все население планеты составляло чуть меньше 6 млрд человек: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы. У. Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ? Д. Язык, культура, национальный характер, религия, традиции… У. Давайте перенесемся в нашу страну. Назовите главный город России. Назовите город, который является малой родиной. Учащиеся дают справку о своем городе. У. Что привело в эти глухие места много лет назад людей?
Д. По приказу царя людей отправили осваивать новые земли. У. Назовите фамилии первых поселенцев. Д. Сорокины, Медведевы, Курочкины, Аверины, Струнины. У. Какие же народы живут в нашем городе? Дети перечисляют. VI. Работа с диаграммой У. Посмотрите на диаграмму, и вы увидите, каких народов больше. – А теперь посмотрите, что представляет наш класс. Какая кровь течет в учениках нашего класса? VII. Групповая работа У. Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. VIII. Подведение итога У. А теперь еще раз назовите те общие качества, которые были названы каждой группой.
Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. IХ. Итог урока У. Объясните, почему урок носил название "Мы – команда одного корабля". Д. "Команда" – люди, "корабль" – Земля. Ольга ПАВЛЮЧКОВА, Тема. "Беженцы в России". Цели. Формировать и развивать гуманное отношение, чувство альтруизма к людям, нуждающимся в помощи; познакомить учащихся с терминами "беженцы", "толерантность"; выявить уровень (диагностика) толерантности с помощью теста; воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку. Формы работы. Игровая: групповая и индивидуальная; игра "Странные гости". ХОД УРОКА Занятие начинается с ролевой игры "Странные гости". Несколько человек из класса, переодетые в мусульманскую одежду, стучатся и входят в класс. Класс представляет собой Дворец милосердия. Гости. Нас в вашей стране называют беженцами. Нам нужна помощь, и поэтому мы пришли к вам во Дворец милосердия. Здесь представители Дворца милосердия (остальные ученики) предлагают гостям присесть, отдохнуть, выпить чаю. А сами члены Дворца милосердия собрали консилиум, на котором решали вопросы относительно гостей. Учитель. Беженцы, кто они такие? Дети. Люди, которые вынуждены были покинуть свою страну по причине угрозы их здоровью и жизни. У. Почему им необходимо оказать помощь? Д. Многие из них не знают русского языка – они не могут объясниться. – У беженцев нет крова – им негде жить. У. Беженцы, какие они? Д. Такие же люди, как и мы, у которых должен быть свой дом, где они живут со своими семьями. – У некоторых есть дети, они другой национальности. У. Почему им необходимо оказывать помощь? Д. Мы должны быть милосердны друг к другу. Сострадать и оказывать помощь, если человек в беде. – Может случиться так, что в нашей стране будет разруха и нам некуда будет бежать, негде будет укрыться от беды. А люди из другой страны нам помогут. У. Члены Дворца милосердия узнали, кто такие эти странные гости. Они из другой страны, другой национальности, другого вероисповедания, но им нужна помощь. И совет решает очень важный вопрос, зашифрованный на доске. – Вопрос расшифровать трудно, и дело, которое мы должны делать, помогая другим, тоже очень трудное. Ребята могут продолжить свои мысли. Совет Дворца милосердия объясняет гостям, что на это нужно неимоверно много денег, сил и времени, но так как страна наша добрая, то волшебники, обычные люди и Дворец милосердия помогут вам, чем могут. Далее Совет Дворца милосердия выдвигает свои требования к гостям:
Для совета выдвигается еще одна задача. Какими качествами должен обладать человек, который стремится оказать помощь? Предлагается "колесо волшебных слов", которое надо прочитать. Д. Доброта, милосердие, сострадание, отзывчивость, помогать в беде… У. Принятие людей таковыми, каковы они есть + все эти качества + терпение, уважение их чувств и интересов – это все называется толерантностью. Проводится проверка, толерантны ли члены Совета Дворца милосердия и насколько!
Совету Дворца милосердия и гостям предлагается вместе нарисовать символ толерантности. Подводится итог занятия У. Что значит быть толерантным по отношению к людям, нуждающимся в помощи? Д. Быть терпимым к людям, которые вынуждены покинуть свою землю, свой дом. Т.Г.АРТИЕВА, Тема. "Стремись творить добро". Цели. Дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, проявлению доброты и уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся; сформировать понятия "толерантность", "беженцы", "милосердие", "добро"; воспитать культуру человеческих отношений. ХОД УРОКА I. Беседа Учитель. Ребята! Вы, наверное, заметили, что у нас в школе на первом этаже есть плакаты с названием "Толерантность". Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. II. Работа с афоризмами Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель в случае необходимости ему помогает. Афоризмы для работы 1. "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой) III.Тестирование У. А сейчас мы с вами проведем игру. Она позволит определить, насколько вы толерантны. В нашей школе учатся разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. Быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим, не зацикливаться на установившихся стереотипах. Обращать внимание на то, что нас разъединяет. Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей. Тест. "Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность" 1. Ким плохо одет... ! Это неважно. 2. Том питается не так, как ты, по причине своей религии... ! Ты говоришь, что он выглядит смешно. 3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего... ! Ты стремишься лучше узнать его. 4. Пожилая женщина медленно идет… ? Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой... ? Ты говоришь, что все девочки – нули. 6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком... ? Ты говоришь, что все мальчики – нули. 7. На твоих глазах на кого-то нападают... ! Ты пытаешься защитить его. 8. К тебе подходит ребенок-инвалид... ! Ты естественным образом разговариваешь с ним. –Выбери правильный ответ, сосчитай кружки. IV. Итог У. Что мы вынесли из сегодняшнего занятия? Е.С. ПАВЛЕНКО, Й класс (1–4) Тема. "Правописание родовых окончаний имен прилагательных". Цели. Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число; развивать внимание и логическое мышление; учить работать с толковым словарем, расширять словарный запас детей; воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к своей родине; учить толерантно выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п. Оборудование. Запись спокойной музыки; таблица по теме; кроссворд; карточки со словарными словами; эмблемы с улыбками (индивидуально для каждого); толковый словарь Ожегова. ХОД УРОКА I. Организационный момент Звучит спокойная музыка. На доске висит плакат.
Учитель говорит, дети хором повторяют. II. Сообщение темы урока Учитель. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Дети. Интересным, веселым, познавательным, занимательным. У. Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из частей речи, и важно помнить о том, что мы семья. Ребята, какие чувства, мысли, ассоциации у вас возникают со словом "семья"? Д. Дружная, крепкая, хорошая, любящая… III. Физкультминутка У. Я тетрадь сейчас открою, Дети выполняют соответствующие действия. IV. Минутка чистописания На доске.
У. Какие соединения мы сегодня повторяем? Д. Это окончания имени прилагательного. У. Сегодня мы будем говорить о прилагательном и узнаем, когда эти окончания употребляются.
– Это цитата римского философа. Как вы понимаете ее смысл? Выскажите свои мысли. Д. Нужно уметь прощать тех людей, которые оступились, совершили плохой поступок; быть терпеливым и с пониманием относиться к людям, которые любят только себя. У. Надо быть требовательным к себе и в то же время прощать людям их недостатки. Спишите. Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв. V. Словарная работа У. Давайте заполним кроссворд, записанный на доске. На доске. У. 1. От существительного привет образуйте прилагательное мужского рода. Д. Приветливый. У. 2. Запишите антоним к слову до свидания. Д. Здравствуйте. У. 3. Запишите синоним к прилагательному красивый, пригожий женского рода. Д. Прекрасная. У. 4. Пословица. Вставьте пропущенное слово (ед.ч). В каком ____ живешь, такого обычая и держишься. Д. Народ. У. 5. Совокупность людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге. Д. Коллектив. У. Запишите слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые безударные гласные. Д. Быть выдержанным, спокойно переносить страдания, неприятности. У. Послушайте, как объясняется значение этого слова в словаре Ожегова. Д. VI. Творческая работа У. Составьте небольшой текст по теме "Родина моя, гордость моя. Мой край, любимый край". Д. Солнечная, красивая, гордая, зеленая, морской, мужественный, жизнерадостный, сильные, спокойная… У. Для чего употребляют в речи имена прилагательные? Д. Имена прилагательные употребляют для того, чтобы речь была более точной и красивой. У. Назовите грамматические признаки прилагательных. Д. Прилагательные изменяются по родам и числам. Например: хороший друг, заботливая мама, радостное событие. У. Как определить род имени прилагательного? Д. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. VII. Выборочный диктант У. Послушайте предложения и выпишите словосочетания (прилагательное + существительное) в таблицу. Доброта – это прежде всего хорошее чувство к окружающим. Дома нас окружают самые дорогие нам люди. Счастье – это здоровая душа, потому что когда человек здоровый, добрый, отзывчивый и ласковый, он всегда будет счастливым. Каждое утро, когда я прихожу в школу, я счастлива видеть здесь своих друзей. Ранняя весна пришла на нашу кубанскую землю. Комментированная запись словосочетаний с объяснением. На доске.
–Куда отнесли словосочетание "самые дорогие люди"? Д. Это прилагательные множественного числа. У. Что вы знаете о них? Д. Прилагательные множественного числа не изменяются по родам. VIII. Физкультминутка Учитель называет словосочетания. Если словосочетание мужского рода – прыгает первый ряд; женского рода – прыгает второй ряд; среднего рода – прыгает третий ряд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|