XI. Подведение итогов урока
У. Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята? Мария АХМЕТОВА,
http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm
Разработка классного часа «Поговорим о толерантности» в 10 классе. Цель: ознакомление с понятиями «толерантность» и «интолерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности. Комментарий. Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования личности и ключевым понятием в обучении станет способность использовать на практике любые полученные знания. Порассуждаем об этом. В человеке должны быть базовые установки или критерии воспитанности. Такие критерии осмысливались давно. Взяв мудрость древних и соединив её с современностью, можно говорить о необходимости формирования у обучающихся следующих критериев воспитанности: самообладание, коммуникабельность, культура чувств и мышления, толерантность. Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо. Толерантность личности может существовать в обществе только на основе неприятия её попыток к порабощению и систем зависимости от кого-либо. Если толерантность утрачивает эту основу, то превращается в холопство перед другим. Значит, толерантность предполагает и отсутствие собственной устремлённости к введению других людей в зависимость от себя.
В современном обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Сегодня мы наблюдаем активный рост асоциального поведения молодежи, увеличение численности антиобщественных молодежных организаций радикального толка, повышение уровня подростковой преступности. Из уст старшего поколения все чаще звучит укор учителям и обвинение нового поколения в жестокости, интолерантности. А знают ли вообще наши дети, что такое толерантность, а смогли ли мы, учителя, донести суть этих понятий?! На вопрос, что такое толерантность, 10-классники в основном сказали, что слышали, но конкретно никто не смог объяснить, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. А слышали 20% от общего числа учеников. Для учителя и психолога есть поле деятельности. Мы провели блок мероприятий по данной теме, которые включали в себя как лекционный материал, так и тренинговые занятия, беседы, инсценировки или ролевое моделирование (так называют этот вид деятельности психологи). Охотно делимся своими находками в работе по данной теме. После классного часа дети активно обсуждали вопросы занятия с родителями, говорили по этой теме, неравнодушно обсуждали третье занятие. Первое занятие начинаем занятие с вопроса: «Что такое толерантность?» Дети отвечают кто что знает, а кто-то оказывается совсем несведущим в этом интересующем меня как классного руководителя вопросе. Целью нашего занятия является знакомство с понятием «толерантность», «интолерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
Материалы, которые нам потребуются, - это бумага, авторучки, разные источники с толкованием понятий толерантности, мячи для большого тенниса (4-5 шт.) Начинаем занятие с упражнения на знакомство и командообразование. Все участники становятся в круг. Ведущий называет свое имя и имя любого участника и кидает ему мячик. Задача участника - поймать мяч, сказать «спасибо, Толя (имя ведущего)», затем назвать свое имя и имя того, кому кидает мяч. Следующий участник, поймав мяч, также говорит: «Спасибо,...(имя того от кого поймал мяч)», дальше говорит свое имя и потом кидает мяч и называет имя следующего участника. Важно запомнить цепочку передвижения мячика – кто от кого ловил мяч и кому кидал. После того, как мяч побывал у всех участников, он возвращается к ведущему, объясняется дальнейший ход упражнения Следующим этапом будет слово учителя. В последнее время говорить о толерантности стало модным. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово-«терпимость». Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных способностей. В межличностном общении толерантность – терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию толерантности способствует неподдельный интерес к человеку, его самобытности, постижение его эмоционального состояния, рост жизненного опыта. Методом мозгового штурма определяем уровень понимания значения слова толерантность. Сидя в кругу, все учащиеся по очереди говорят о своем понимании понятий толерантности и интолерантности.
Учитель: Знакомы ли вы с определением понятия: «толерантность», «интолерантность»? - Записываем высказывания учащихся на доску. Учитель: Описать толерантность довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. Делим класс на 4 группы. Даем задание по группам.
Для работы в группах используются публикации статей и определений понятия толерантности разных народов мира. Даются словари Иностранных слов: 1. С. Жуковский. «Живой словарь иностранных слов»; 2. «Словарь иностранных слов», 1982г; 3. «Словарь психологических терминов». 4. Словарь русского языка (академическое издание). Используется исследовательский метод. Каждая группа работает со справочниками и делает краткое и точное определение к своему заданию. После того как ребята заканчивают свою работу, предлагаем обменяться заданием по часовой стрелке и дополнить работу своим мнением. Оказалось, что есть разность в понимании этого слова у разных авторов; а в словаре В.И.Даля нет этого слова вообще. Не оказалось его и у Ожегова. Таким образом учащиеся проработали все задания. Определение получилось кратким и емким, выражало суть понятия толерантности. На доске появляются записи: Толерантность - это: - Уважение права быть «иным». Интолерантность- это: -Унижение человеческого достоинства. * Чтение стихотворения «Отсутствие толерантности». Автор: Самойленко Елена. У каждого свой нрав и к прочим нетерпенье. На плаху иль на пьедестал Разбрасывают всех без ложного стесненья. И хоть бы кто от этого устал! Сличают всё с имеющимся знаньем точно. Особо в сложностях не усомнясь,
Выносят приговор «порочным» И тут же судят не таясь. Но как вдруг жалобны они бывают, Когда ошибка налицо К тем, кто от них уже страдает, Страдает, может быть, давно. Раскаявшийся раз, урока не запомнит. И к следующей судьбе он весь непримирим. Сомнение его, увы, не тронет И славы горькой шлейф потянется за ним. Вопросы для обсуждения: - Что означает каждое определение? - Есть ли в них что-то общее, что объединяет их? - Какое определение более удачно? -Можно ли дать одно определение понятиям «толерантность», «интолерантность»? После того, как учащиеся представили свои формулировки, обсудили понятия, учитель показывает заранее заготовленные плакатики с определением толерантности и интолерантности. Обучающиеся имеют возможность ознакомиться с существующими определениями толерантности и интолерантности и высказать свое отношение к ним. Психолог: Вы должны понять следующую мысль: многозначность и разнообразие определений толерантности подчеркивает различие культур и исторического опыта народов. Данные определения служат подтверждением многообразия сообществ, религиозного многообразия. Вместе с тем каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других «иных», не допускать причинения им вреда. Общими в понимании толерантности разными народами является восприятие человеческого рода, как единого целого и взаимозависимого, что подчеркивается и экологическими проблемами нашей современной действительности, каждодневной жизни. Упражнение «Моя ассоциация». Предлагаем учащимся закрепить понятие «толерантность» и «интолерантность» при помощи ассоциативного ряда. Называем слово, а учащиеся должны найти связь между этим словом и понятиями, которые рассматривали на уроке. По желанию 4-5 человек готовятся к выполнению задания по карточке.
Остальной части класса предлагается провести упражнение – энергизатор «Едем в автобусе». Все сидят на стульях в круге. И лишь один стул пустой. Учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру. Он пересаживается на свободный стул со словами: «А я еду». Участник, перед которым освободилось место, занимает его со словами: «А я рядом». Следующий - занимает освободившийся стул со словами: «А я заяц». Четвертый участник завершает пересадку на свободное место со словами: «А я с (называет имя того, с кем хотел бы сидеть, например: с Машей)». Участник, которого пригласили сесть на освободившееся место, пересаживается. Таким образом, снова освобождается место. И учащийся, который находится слева от пустого стула, начинает игру заново. Это упражнение – энергизатор позволяет создать положительную атмосферу в классе и провести диагностику на предпочтения, общение и взаимодействие учащихся.
После того как группа готова представить задание по сказке «Гадкий утёнок», товарищи смотрят представление и отвечают на вопрос: «Как поступили товарищи по отношению к своему сородичу?» (Интолерантно).
На этапе рефлексии дети говорят, что нового они узнали, постараются учиться быть толерантными в отношениях с одноклассниками, с учителями и родителями. На втором занятии мы попытались вспомнить, что такое толерантность, по каким принципам она выстраивается. Мы восстановили ход предыдущего занятия по толерантности, что позволило активизировать деятельность обучающихся по теме «Толерантность в нашем классе».
Продолжим занятие с легенды. (Мы заметили, что такой материал хорошо ложится на душу ребёнка, воздействует на сердце). Легенда (Её рассказывает психолог). Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве. Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место… Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой. - Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать… Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь. Останавливается чтение и задаётся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Дети дают свои варианты.
Дети по выбору качеств определились в группы. Им предложено обсудить свой выбор и привести доводы в пользу выбранного качества.
- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Предлагаемое упражнение-энергизатор «Молекулы» позволяет в игровой форме определить новые группы для работы по созданию правил толерантного поведения в классе. «Молекулы» Дети встают в разные точки комнаты и, подобно молекулам, начинают хаотичное движение по классу. По команде учителя они объединяются в группы по 3, по 4, 5 человек. Важно, чтобы никто не остался одиноким. В момент, когда группы образовались не менее чем по 5 человек, предлагается перейти к новому этапу урока. Образовавшимся трём командам предлагается выработать правила толерантности поведения * в школе; * в общении; * в классе. Идёт обсуждение правил. Выступает от каждой группы представитель. Слушающие по возможности дополняют. Здесь мы используем такой приём. Один ученик - молчун, другой – слишком активен, третий – тугодум. А чтобы все приняли участие, определяем роли следующим образом. Учитель говорит: «Пусть человек с самой короткой стрижкой будет секретарём и отвечает за оформление выработанных правил; человек на самом высоком каблуке будет хрономентёром и отвечает за то, чтобы команда выполнила задание в срок; человек со светлыми волосами – мозговой центр, он будет регулировать основной процесс в ходе обсуждения». Ролей может быть много, но важно, чтобы каждый имел свою и нёс долю ответственности при выполнении заданий. Такой подход позволил нам уложиться в сроки, задействовать каждого. Вот такие правила выработали учащиеся по теме «Толерантность в школе».
«Правила поведения в нашем коллективе».
«Толерантность в общении».
При обсуждении дети проявили себя очень активно. Были затронуты многие проблемы отношений: учитель – ученик, ученик – директор, ученик – ученик, дети – родители. Третье занятие мы используем для того, чтобы дети прочувствовали на себе отношение живущего рядом, окружающих нас людей. Мы берём за основу упражнения из программы «ДИСКАВЕРИ», что в переводе означает «ОТКРЫТИЕ». Это упражнение мы взяли как вид деятельности у работников из центра «Сибирь-СПИД-ПОМОЩЬ» города Томска. После объявления темы занятия детям рассказывается легенда-упражнение. Вы оказались на острове, на котором совсем недавно было извержение вулкана. Перед вами раскаленная лава. Вокруг вас непреодолимые скалы. Еще одной трудностью является наличие людей с ограниченными возможностями, у них повязки на глазах Ваша задача – перебраться всей команде на другую сторону огненной реки. По счастливой случайности у вас оказались с собой огнеупорные платформы, по которым вы сможете перейти. Но платформы сохраняют свои свойства только при непрерывном контакте с телом человека. Если контакт теряется, платформа немедленно сгорает, и команда продолжает выполнять перемещение с оставшимися платформами. Теперь внимание! Правила! Делимся на две команды. Занимаем места по разные стороны «текущей лавы». Команды получают огнеупорные платформы. (Были вырезаны из остатков линолеума по величине подошвы. Размер платформы не должен превышать размера обуви; или можно взять одноразовую тарелку из бумаги; количество платформ должно быть в 2 раза меньше, чем число участников в каждой команде). Задача команд - перебраться с одной стороны на другую, используя платформы (показываем откуда и куда), и ничем и никак не дотрагиваясь до лавы: не заступая за линии, ни с той, ни с другой стоны, не заступая за платформы, ноги, руки, одежда, шнурки, волосы – все считается. Если кто-нибудь нарушает правила, все начинается с самого начала. Люди могут идти только вперед, платформы могут передвигаться только вперед. Каково же было детям? Что они прочувствовали? Игра началась. Самые активные оказались людьми с ограниченными возможностями. Им было трудно привыкнуть к этому социальному статусу: фактически оказались не у дел. Но мы дали возможность проявить себя тем, кто оставался всегда в тени жизни класса. На их плечи легло чувство ответственности, приходилось самим принимать решение, чего они не делали, а были лишь послушными исполнителями. Эти дети начали, объединив свои усилия, действовать; а те, на ком оказались повязки, не могли смириться со своей невостребованностью: они пытались снять повязки, предлагали свои решения проблемы и требовали их исполнения. Усилием ведущего пришлось игру направить в нужное русло. Игра продолжалась 50 минут. Лаву было перейти трудно: было ограничено количество кругов, не образовывалась связь между командами, т.к. каждая команда пыталась идти своим путём. Только через 30 мин. ребята поняли, что смогут выполнить задание, когда будут действовать сообща. Команды между собой договорились (это то, чему я их учила на самом первом классном часе, когда мы строили здание): выстроили платформы в один ряд, встали на них, образовался живой забор: детям пришлось встать на цыпочки на оставшееся место платформы и переходить каждый в своём направлении, держась за живой забор. Трудно было тем, кто представлял живой забор: они должны были поддержать, подсказать, направить, а ведь до этого делали за них наши активисты. Обучающимся, оказавшимся в роли людей с ограниченными возможностями, было очень трудно, т. к. ими манипулировали, им приходилось подчиниться и идти за другими, выполнять чьё-то решение. Ещё хочется сказать об одном моменте. В ходе обсуждения решения возникшей проблемы дети забыли о своих товарищах, выполнявших роль людей с ограниченными возможностями до того момента, когда их надо было переправлять на другой берег. Когда после окончания игры началось обсуждение, эти дети высказали обиду на тот факт, что о них забыли. Так рождается сочувствие к тем, кто в реальной жизни ограничен в своих возможностях. Возникает вопрос: а всегда ли мы в реальности внимательны к своим родным: бабушке, деду; звоним, пишем, посылаем весточку? Ведь нас ждут, нам были отданы лучшие минуты их жизни. Когда упражнение закончилось, ребята сели в круг. Им было предложено высказать свои впечатления. Многие потрясены теми открытиями, которые они сделали: оказывается, как сложно взять на себя ответственность в принятии какого-либо решения, как важно не забыть живущего рядом, не бросить на произвол судьбы, как трудно договориться даже с родными, близкими людьми, найти общий язык, как трудно отстраниться от дел и дать возможность проявить себя живущему рядом. На следующий день дети сказали, что они ещё находятся под впечатлением, что обсуждали этот урок с родителями. А дальше идёт легенда «Гуси». Её рассказывает учитель. Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг. А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает. А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил. Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте. После чтения идёт обсуждение.
Психолог подводит детей к мысли-обобщению: жизнь гусей – это метафора отношений в семье, коллективе.
Чтение стихотворения Э. Асадова «Разные свойства». Заяц труслив, но труслив оттого, Что вынужден жить в тревоге, Что нету могучих клыков у него, А всё спасение – ноги. Волк жаден скорее всего потому, Что редко бывает сытым, А зол оттого, что, наверно, ему Не хочется быть убитым. Лисица хитрит и дурачит всех Тоже не без причины: Чуть зазевалась – и всё! Твой мех Уже лежит в магазине. Щука жестоко собратьев жрёт, Но сделайте мирными воды, Она кверху брюхом тотчас всплывёт По всем законам природы. Меняет окраску хамелеон Бессовестно и умело. - Пусть буду двуличным, - решает он. – Зато абсолютно целым. Деревья глушат друг друга затем, Что жизни им нет без света, А в поле, где солнца хватает всем, Друг к другу полны привета. Змея премерзко среди травы Ползает, пресмыкается. Она б, может, встала, но ей, увы, Ноги не полагаются… Те жизнь защищают. А эти – мех. Тот бьётся за лучик света. А вот – человек. Он сильнее всех! Ему-то зачем всё это? http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyi-chas-o-tolerantnosti-1
http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/6523-tolerantnost-skazka.html
Цели:
Вводная часть Цель: - введение в проблему. Необходимое время: 25 минут. Процедура проведения. Принимаются правила работы в группе (см. Приложение 1.1). Затем ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое "толерантность" и "интолерантность" (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости. Лекция может быть подготовлена ведущим самостоятельно или составлена на основе введения к данному руководству. В заключение ведущий представляет написанные на доске цели тренинга и рассказывает о них. Знакомство Необходимое время: 15 минут. Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы). Процедура проведения (возможные варианты). Упражнение "Снежный ком" Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы. Упражнение "Сосед справа, сосед слева" Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее. Разминка Цели: • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Необходимое время: 10 минут. Упражнение "Чем мы похожи" Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Упражнение "Комплименты" Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику. Основное содержание занятия Упражнение "Что такое "толерантность"" Цели: • дать возможность участникам сформулировать "научное понятие" толерантности; • показать многоаспектность понятия "толерантность". Необходимое время: 20 минут. Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана (см. Приложение 1.2). Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории. Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана. После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения "лицом" к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним. Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы: • Что отличает каждое определение? • Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений? • Какое определение наиболее удачно? • Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"? В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты: • Понятие "толерантность" имеет множество сторон. • Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности. Рефлексия занятия • Некоторые из вас впервые познакомились с понятием "толерантность". Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик? • Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему? Занятие 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|