Allegro А. Хачатурян. Балет с Гаянэ», № 5
Объединение всех трех видов мажорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный мажор, звукоряд которого за счет наличия в нем как основных, так и измененных (пониженных) VI и VII ступеней будет девятизвучным: 110
§ 42. Минорный лад Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие. Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»). Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет Специфику, то есть минорность совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней. В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания. Трезвучие на I ступени лада, состоящее из одних устойчивых звуков, называется (как и в мажоре) тоническим трезвучием, а образующие его тоны, соответственно, — примой, терцией и квинтой тоники. Например, в ля миноре: тоническое трезвучие, 111 (или основной тон) Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop. Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных целым тоном (большой секундой). В нижнем тетрахорде полутон находится в середине, а в верхнем — внизу.
112 1т. 1/2т.1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т. Разделяющий тон Таким образом, при восходящем движении гамма натурального минора в целом имеет (между соседними ступенями лада) следующую интервальную структуру: I II III IV V VI VII I 1 т. + 1/2 т. + 1 т. + 1 т. + 1/2 т. + 1 т. + 1т. нижний тетрахорд разделяющий тон верхний тетрахорд (то есть образуется схема: тон—полутон—два тона—полутон—два тона). При нисходящем движении интервалы между ступенями гаммы натурального минора будут, естественно, чередоваться в обратном порядке: Гамма натурального ля минора Б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 б.2 б.2 м.2 б.2 б.2 м.2 б.2 Одновременное звучание всех неустойчивых, а затем всех устойчивых звуков дает следующее выражение лада: Неуст. уст. неуст. уст. и т.д. Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от мажора) остро звучащего напряженного вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие тонику неустойчивые звуки в этом виде лада отстоят от нее на целый тон (то есть на большую секунду): Тон 1 тон 6. 2 6. 2 VIIH t II Сами названия ступеней минорного лада и их свойства (устойчивость или неустойчивость, направление тяготений и т.д.) остаются в общем теми же, что и в мажоре. Однако, например, VII ступень натурального минора уже не обладает остротой полутонового тяготения к тонике и потому будет называться полунапряженным восходящим вводным тоном (подобно II ступени, имеющей нисходящее целотоновое тяготение). Зато заметно острее, чем в натуральном мажоре, здесь проявляется нисходящее полутоновое тяготение VI ступени к V ступени, являющейся квинтой тонического трезвучия. Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен. Например: Andante А. Лядов. Сб. русских народных песен, № 39
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|