Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Gis-dur Dis-dur Ais-dur Fes-dur Heses-dur Eses-dur




(eis-moll) (his-moll) (fisis-molf) и т.д. (des-moll) (gee-moll) ces-moll) и т.д.

133

Здесь следует обратить внимание на то, что дубль-диез, так же как и дубль-бемоль, нельзя считать за два знака — просто каждый из них (в отличие от обычного диеза и бемоля), соответственно, повышает или понижает данный звук сразу на целый тон. И вообще в семиступенном ладе количество ключевых знаков альтерации не может превышать количество самих основных ступеней лада.

Таким образом, в пределах употребительных тональностей (то есть до семи знаков включительно) сумма противоположных ключевых знаков альтерации у энгармонически равных тональностей всегда равняется числу 12 (см. примеры, приведенные в тексте на стр. 109). Зная это, легко определить, сколько и каких именно знаков альтерации должно быть при ключе в энгармонически равной тональности. Например, в тональности ля-диез минор — 7 диезов, следовательно, в энгармонически равной тональности си-бемоль минор будет 5 бемолей (12 — 7 = 5).

Определение количества ключевых знаков альтерации в тональностях с двойными знаками (как и в обычных тональностях) можно производить, отсчитывгая их по квинтовому кругу. Однако прочное знание ключевых обозначений в простых тональностях позволяет ускорить этот процесс. Ход рассуждений в данном случае должен быть таков: например, тональность ре мажор имеет два диеза, если же строить мажорный лад от ре-диеза, то все ступени при этом должны повыситься на полтона, следовательно, там, где были диезы, появятся дубль-диезы, а у остальных ступеней — диезы. Итак, в ре-диез мажоре при ключе должны находиться 2 дубль-диеза и 5 диезов.

Аналогичные действия следует производить и в других подобных случаях. Например: в фа мажоре — 1 бемоль, следовательно, в фа-бемоль мажоре, где все ступени понизятся на полтона, будет 1 дубль-бемоль (вместо бемоля) и 6 бемолей (а всего — 7 знаков).

 

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовым кругом называете я общая система построения мажорных и минорных тональностей.

Эта система графически может быть, в частности, выражена в виде замкнутого (или незамкнутого — наподобие спирали) круга, в котором с одной стороны (обычно справа) располагаются по восходящему квинтовому ряду диезные, а с другой (слева) — по нисходящему квинтовому ряду — бемольные тональности.

В приводимой ниже схеме (см. стр. 111) охвачены все 30 употребительных тональностей мажора и минора (до семи знаков включительно), а кроме того — с внешней стороны основного ряда тональностей — в скобках указаны, вместе с соответствующими им ключевыми обозначениями, энгармонически равные основным малоупотребительные тональности, которые хотя и изредка, но все же эпизодически возникают в музыкальных произведениях как результат тональных сдвигов (отклонений, модуляций, сопоставлений), происходящих внутри построений или на грани разделов, частей.

Снаружи окружности, начертанной сплошной линией, обозначены (в порядке их появления) мажорные тональности, а внутри круга — параллельные им тональности (минорные) и, соответственно, приведены их ключевые обозначения.

Между энгармонически равными употребительными тональностями (они соединены пунктирными линиями) стоят знаки равенства.

 

§ 50. Разновидности ладов (общие положения)

Выше были рассмотрены основные, используемые в музыке последних столетий лады — натуральные мажор и минор и их гармонические и мелодические разновидности. Эти виды ладов явились

Примечание: Пунктирными линиями, охватывающими основную кольцевую схему с обеих сторон, показано возможное продолжение этой системы за счет использования малоупотребительных тональностей. Для большей наглядности ключевые обозначения диезных тональностей даны в ключе Соль (скрипичном), а бемольных — в ключе Фа (басовом).

результатом эволюции ладового мышления и завоевали первенствующее положение в музыке примерно к XVII веку. В музыке последующих столетий наряду с наиболее употребительными ладами можно встретить и иные формы ладов: одни связаны с особенностями народных музыкальных культур, другие являются в какой-то мере искусственными ладообразованиями, используемыми композиторами в различных художественных целях. Значительную роль в становлении наиболее употребительных ладов европейской музыкальной культуры сыграли старинные средневековые диатонические лады, поскольку они являлись характерными как для профессиональной музыки культового значения, так и для народно-песенного искусства. Старинные диатонические лады были описаны еще в древнегреческой теории музыки. В музыке той эпохи они использовались наряду с другими, недиатоническими ладами. Они же были основой средневековой музыки. Постепенно оттесненные на второй план натуральными мажором и минором, старинные диатонические лады вновь обрели жизнь в музыке XIX и XX веков, как расширяющие и дополняющие мажорно-минорную систему. Их возрождение во многом обязано особомуинтересу к интонационному строю народной песенности и гармонической красочности, проявившемуся в творчестве наиболее ярких представителей национальных музыкальных школ, таких, как Шопен, Григ, Смётана, русские композиторы-классики, Стравинский, Барток и другие композиторы XIX—XX веков.

 

Диатоника

Диатоника — слово греческого происхождения, буквально переводимое как «идущая по тонам». Диатоника как музыкальный термин относится к семизвуковой системе, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам (или квартам). Диатоническим является, например, белоклавишный звукоряд фортепиано, соответствующий звукоряду натурального до мажора:

134

Разумеется, диатоническим будет и звукоряд, странспонированный на любой интервал и сохраняющий те же квинтовые соотношения между звуками:

135

Полученный звукоряд соответствует натуральной си-бемоль-мажорной гамме, построенной от ее IV ступени.

Если сравнить оба гаммообразные последования звуков, то мы обнаружим еще одно свойство диатоники: все смежные звуки диатонического звукоряда образуют между собой большие или малые секунды — 5 больших и 2 малых. Последние находятся в таком соотношении, при котором их основания отстоят друг от друга на чистую квинту или кварту:

136

На основе диатоники и образуются различные диатонические лады.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...