(-) По всем сферам говорит о незначимости или малой значимости данных сфер для отдельных людей. Это часто связано с возрастным периодом жизни и со степенью удовлетворенности тех или иных потребностей
Интерпретация данных по шкалам ценностей внутри жизненных сфер
Сфера профессиональной жизни
Развитие себя
(+) Стремление к наиболее полной реализации своих способностей в сфере проф жизни и к повышению своей квалификации
Заинтересованность в информации о своих проф способностях и возможностях их развития.
Требовательность к себе и своим профессиональным обязанностям.
(-) Данный показатель характеризует личности, которые стремятся к ограничению своей активности.
При достижении каких-либо значимых результатов сразу успокаиваются предпочитают «почивать на лаврах».
Часто обидчивы при негативной оценке их профессиональных способностей.
Духовное удовлетворение
(+) Стремление иметь интересную, содержательную работу или профессию.
Для таких людей характерно желание как можно глубже проникнуть в предмет труда, получение морального удовлетворения от самого процесса работы и в меньшей степени от результата работы.
(-) Стремление к прагматичности, поиску конкретной выгоды от профессиональной деятельности.
Иногда такие люди бывают неприкрыто циничны, открыто говорят о своих меркантильных интересах в ситуации выполнения каких-либо операций и видов профдеятельности.
Креативность
(+) Стремление внести элемент творчества в сферу своей профессиональной деятельности.
Человеку быстро становится скучно от привычных способов организации и методов работы.
Для таких людей характерно постоянное желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования.
Как правило, это люди увлекающиеся и изобретательные.
(-) Стремление к консервативности, стабильности, следованию должностным инструкциям.
Всякие нововведения в области методов и организация деятельности таких людей, как правило, раздражают, вызывают нежелание работать.
Активные социальные контакты
(+) Стремление к коллегиальности в работе, к делегированию полномочий, установлению благоприятных взаимоотношений с коллегами по работе.
Характерна значимость факторов социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия.
(-) Стремление к индивидуализации деятельности.
Отсутствие доверия во взаимоотношениях с членами трудового коллектива, стремление к поддержанию отношений в чисто корпоративных рамках.
Такие люди не поддерживают своих коллег в ситуациях, когда это необходимо.
Придерживаются мнения – каждый за себя.
Собственный престиж
(+) Стремление человека иметь работу или профессию социально одобряемую.
Человек, как правило, заинтересован во мнении других людей относительно своей работы и профессии и стремится добиться признания в обществе путем выбора наиболее социально одобряемой работы или профессии.
(-) В силу различных обстоятельств выбирает себе такую работу и профессию, которую определяют человеку
§ или его желание и способности и другие внутреннее характеристики,
§ или внешняя неблагоприятная ситуация, «лишь бы что-нибудь».
Достижения
(+) Стремление достигать конкурентных и ощутимых результатов в своей профдеятельности. часто для повышения самооценки..
Для таких людей часто характерно тщательное планирование всей работы и получение удовлетворения не от процесса, а от результата деятельности.
(-) В зависимости от других показателей (например, духовное удовлетворение, креативность или развитие себя) данная оценка характеризует человека
§ либо увлеченного процессом работы, не заботясь о собственных достижениях,
§ либо человека с недостатками в волевой сфере.
Высокое материальное положение
(+) Стремление иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату, другие виды материального благополучия.
Склонность сменить работу, специальность, если она не приносит желаемого уровня материального благополучия.
(-) Выбор профессии связан
§ либо с идеалистической направленностью личности, с его креативностью, целеустремленностью, связанной с моральным удовлетворением от своей работы,
§ либо с далеко идущими перспективами в будущем, связанными с собственным престижем или достижениями (высокие показатели по данным ценностям).
Сохранение собственной индивидуальности
(+) Стремление посредством своей профдеятельности «выделяться из толпы».
Такие люди стараются иметь работу или профессию, которая могла бы подчеркнуть индивидуальное своеобразие и неповторимость (например, выбрать необычную, редкую профессию).
(-) Стремление найти такую работу и специальность, чтобы она обеспечила надежность существования («лучше синица в руках»).
Такие люди считают, что профессия - признак стабильности, а работа - не главное место, где необходимо самоутвердиться и самовыразиться.
Сфера обучения и образования
Развитие себя
(+) Стремление повышать уровень своего образования ради развития себя как личности и своих способностей.
Такие люди характеризуются заинтересованностью в оценке себя как личности и своих знаний, умений, способностей.
Попытка к изменению к лучшему.
(-) Стремление к получению определенного результата, свидетельствующего о достижении определенного уровня образования, или полное игнорирование образования как фактора, способствующего развитию себя.
Духовное удовлетворение
(+) Стремление как можно больше узнать по изучаемой дисциплине, чтобы в результате получить моральное удовлетворение.
Такие люди отличаются сильно развитой познавательной потребностью, стремлением повышать уровень своего образования.
(-) Характеризуются низкой познавательной активностью в силу отсутствия познавательного мотива
Стремление достичь конкретного, сугубо практического результата.
Креативность
(+) Стремление найти что-то новое в изучаемой дисциплине, внести свой вклад в определенную область знаний.
Характеризует желание самому ответить на те вопросы, которые являются спорными, неизвестными в данной науке (участие в работе научных обществ, в научных экспериментах и т д.).
(-) Стремление выучить основной материал по изучаемой дисциплине и отличиться в пределах заданных рамок.
Такие люди часто демонстрируют стереотипность времени тех или иных проблем, негибкость, неспособность отойти от образца.
Социальные контакты
(+) Стремление идентифицировать себя с определенной социальной группой.
Желание достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в тесные контакты с представителями данной социальной группы.
(-) Стремление к ограничению любых контактов, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе.
Собственный престиж
(+) Стремление человека иметь такой уровень образования, который высоко ценится обществом.
Такие люди заинтересованы в мнении других людей относительно своего образования или стремления достичь определенного уровня образования.
(-) Безразличие к целям обучения и образования.
Такие люди стараются найти поддержку таких же как они утверждаются в мнении, что важно не образование (точнее его уровень), а какие-либо другие характеристики личности, ее умения и навыки.
Достижения
(+) Стремление добиться как конкретного результата своего образовательного процесса (диплом, защита диссертации), так и других жизненных целей, достижение которых зависит от уровня образования.
Стремление все тщательно спланировать на каждом этапе, повысить свою самооценку.
(-) Стремление к самодостаточности в сфере обучения на каком-либо этапе жизненного пути связанном с другими жизненными целями и высокой самооценкой.