Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шкала субъективного благополучия




Методика оценивает качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

Низкие оценки по шкале СБ (меньше 4 стен) свидетельствуют о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологических проблем.
Такой человек, скорее всего, обладает позитивной самооценкой, не склонен высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичен, общителен, уверен в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса, не склонен к тревогам.

Средние оценки (4-7 стенов) свидетельствуют о низкой выраженности качества. Лица, с такими оценками, характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.

Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (8-9 стенов), характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации.

Крайне высокие опенки (10 стенов) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности. Они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.

 

Средние значения по выборке 126 человек 10-бальная шкала
ШСБ 4,78

 


 

СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Общий показатель – показатель осмысленности жизни в целом.

 

Шкалы Низкие значения Ниже среднего средние Выше среднего Высокие значения
  м ж м ж м ж м ж м ж
Цели < 20 <18 24-29 21-26 30-35 27-32 36-41 33-38 42> 39>
Процесс <24 <20 25-28 21-26 29-33 27-32 34-37 33-38 38> 39>
Результат <19 <15 20-23 16-20 24-27 21-25 28-31 26-30 32> 31>
ЛК-Я <15 <12 16-19 13-16 20-23 17-20 24-27 21-24 28> 25>
ЛК-жизнь <21 <19 22-27 20-25 28-33 26-31 34-38 32-37 39> 38>
Общий показатель ОЖ <80 <85 81-95 86-92 96-110 93-99 111-125 100-105 126> 106>

 

МАКИАВЕЛЛИЗМ

Макиавеллизм – как склонность человека в ситуациях межличностного общения манипулировать другими тонкими, едва уловимыми или нефизически агрессивными способами, такими, как лесть, обман, подкуп или запугивание

Макиавеллизм – стратегия социального поведения, включающую манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащую их (т. е. других людей) собственным интересам.

Чем выше значения мак-шкалы, тем более проявлено свойство макиавеллизма. Среднее значение для мужчин составляет 80,54, для женщин – 73,78. Максимальное значение – 140 баллов.


 

Рефлексивность

1. Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состояние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием "рефлексия". В силу этого, разрабатываемая методика должна ориентироваться не только непосредственно на рефлексивность как психическое свойство, но также и опосредствованно учитывать его проявления в двух других отмеченных модусах. Отсюда следует, что те поведенческие и интроспективные индикаторы, в которых конкретизируется теоретический конструкт, а также сами вопросы методики, должны учитывать и рефлексивность как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлектирование как состояние.

2. Наряду с этим, как показывает анализ литературных данных, диагностика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию ее проявлений по другому важному критерию, основанию - по ее направленности. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, которые условно обозначаются как "интра- и интерпсихическая" рефлексия. Первая СООТНОСИТСЯ с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, вторая со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью "встать на место другого" также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии. Следовательно, общее свойство рефлексивности включает оба указанных типа, а уровень развития данного свойства является производным от них одновременно.

3. Содержание теоретического конструкта, а также спектр определяемых им поведенческих проявлений - индикаторов свойства рефлексивности предполагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по так называемому "временному" принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии.

Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.

Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметы рефлексии - предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том, как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.

Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее.

Коммуникативная рефлексия (общения и взаимодействия между людьми) – рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия. Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: познавательную, регулятивную, функцию развития. Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я - глазами других»).

 

Интерпретация. Результаты методики, равные или большие, чем 7 стенов, свидетельствуют о высокоразвитой рефлексивности. Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов – индикаторы среднего уровня рефлексивности. Наконец, показатели, меньшие 4-х стенов, - свидетельство низкого уровня развития рефлексивности.

Высокие результаты говорят о том, что человек в большой степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих. Низкие результаты, вероятно, говорят о том, что испытуемому в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Такие люди не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию.

 

Средние значения по выборке 126 человек
Общая рефлексивность (10-бальная шкала) 3,76
Ретроспективная (максимум 56 баллов) 35,20
Ситуационная (максимум 56 баллов) 33,58
Перспективная (максимум 56 баллов) 35,41
Общения и взаимодействия (максимум 56 баллов) 34,60

 


 

Отношение к религии

Методика позволяет выявить высокий, низкий и средний уровни религиозности личности.

Тестовые нормы:

1–2 – низкий уровень. Лица, относящиеся к этой группе, совсем не разделяют верования и убеждения, связанные с основными христианскими догмами. У них очень мало выражены нравственные нормы, верования в сверхъестественное, наличие которого признается христианской религией.

3–7 – средний уровень.

8–10 – высокий уровень. Лица, относящиеся к этой группе, полностью разделяют верования и убеждения, связанные с основными христианскими догмами, соблюдают важные нравственные нормы, одобряемые религией. Кроме того, выражены верования в сверхъестественное, наличие которого признается христианской религией.

Субшкала «Конфессиональные верования»

С ее помощью можно узнать, насколько у индивида выражены «нормативные», отражающие основную христианскую догматику верования. Верования – это проявления религиозной веры, вера интегрирует когнитивные и эмоциональные компоненты (Б. Рассел, В. Льюис, Д.М. Угринович и др.), что необходимо рассматривать при изучении религиозности. Эмпирические данные подтверждают теоретические положения о значимости этого фактора для религиозности.

Ключ для субшкалы «Конфессиональные верования». Тестовые нормы.

1–2 – низкий уровень.

3–7 – средний уровень

8–10 – высокий уровень.

Субшкала «нравственные нормы»

Нормативно-ценностный компонент – составляющая структуры религиозности. В субшкалу вошли вопросы, отражающие христианские ценности и нормы, регулирующие поведение. Допускается, что испытуемый может получить высокие показатели по этой субшкале, низкие – по другим, результат по тесту «религиозность» все равно будет низким. С помощью субшкалы можно также выявить обусловленность нравственных норм религиозностью или иными причинами. Определена надежность субшкалы с помощью коэффициента Альфа Кронбаха 0,688.

Ключ для субшкалы «нравственные нормы»:

1–2 – низкий уровень. Нормы касаются ответной реакции на причинение вреда человеку окружающими. Лица этой группы не разделяют нравственные нормы, провозглашаемые христианством, и не следуют им.

3–7 – средний уровень.

8–10 – высокий уровень. Лица этой группы признают нравственные нормы, провозглашаемые христианством, и следуют им.

 

Средние значения по выборке 126 человек 10-бальная шкала
Отношение к религии 4,70
Конфессиональные верования 3,70
Нравственные нормы 5,13

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...