Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение узловых вопросов темы.




1. Классификации снотворных средств по химической структуре и назначению при разных видах инсомний.

2. Механизмы действия снотворных средств, влияние на структуру сна.

3. Фармакокинетика снотворных средств (время засыпания, период полувыведения Т ½, длительность сна, способность к кумуляции).

4. Фармакодинамика основных наиболее часто используемых препаратов, побочные эффекты.

5. Симптоматика отравления снотворными средствами, меры помощи.

6. Классификация противоэпилептических средств по химической структуре и применению в клинике.

7. Фармакологическая характеристика фенобарбитала, дифенина, вальпроата натрия, клоназепама, ламотриджина, карбамазепина, этосуксимида.

8. Классификация противопаркинсонических средств по механизму действия.

9. Фармакологическая характеристика леводопы, мидантана, бромокриптина, циклодола, мидокалма, мадопара, синемета.

 

Занятие 4.

Причины развития психозов. Средства терапии неврозов и психозов (транквилизаторы, нейролептики, седативные средства, соли лития)

Актуальность темы. В последние десятилетия наблюдается значительный рост нервно-психических заболеваний. По данным ВОЗ от 30 до 50% больных, обращающихся к врачам общемедицинской сети, составляют лица с функциональными расстройствами нервной системы. Тяжелые психические заболевания, требующие госпитализации пациентов, составляют около 1% от всех заболеваний, что требует назначения антипсихотических средств, уменьшающих продуктивную симптоматику психозов (галлюцинации, бред, агрессивность и др.). При неврозах, неврастениях приоритетными в настоящее время являются транквилизаторы бензодиазепиновой группы. Врачу необходимо знать фармакологическую характеристику указанных групп средств, отличия их от давно известных бромидов, валерианы, пустырника и уметь четко ориентироваться в назначении соответствующих препаратов.

Цель занятия:

· уяснить особенности нейролептиков, механизмы антипсихотического эффекта, показания к применению, побочные эффекты;

· знать транквилизаторы разных групп, механизм седативного действия, другие фармакодинамические эффекты, применение;

· изучить свойства бромидов, валерианы, пустырника, особенности действия и применения;

· особенности действия и применения лития карбоната.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала необходимо знать: из курса физиологии – понятие о физиологических особенностях психической деятельности; из курса патологической физиологии – понятие о психозах, неврозах; из материалов предыдущих тем фармакологии – производные бензодиазепинов.

Препараты для изучения: аминазин, трифтазин, тиоридазин, фторфеназин, хлорпротиксен, дроперидол, галоперидол, азалептин, оланзапин, сульпирид, хлозепид, сибазон (диазепам, седуксен, реланиум), феназепам, нозепам, мезапам, натрия бромид, настой и настойка валерианы, экстракт валерианы, настой и настойка пустырника, экстракт пассифлоры, валокордин, лития карбонат.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Классификация нейролептиков по химической структуре. Особенности действия пиперазиновых, пиперидиновых и алифатических производных фенотиазина.

2. Механизмы антипсихотического эффекта.

3. Фармакокинетика и фармакодинамика аминазина.

4. Сравнительная характеристика с аминазином других антипсихотических средств.

5. Показания к применению аминазина, побочные эффекты, противопоказания.

6. Классификация транквилизаторов по химической структуре.

7. Механизмы седативного действия транквилизаторов и фармакодинамические эффекты.

8. Показания к применению транквилизаторов, побочные эффекты, противопоказания, тактика назначения этих средств.

9. Механизм седативного действия бромидов, фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.

10. Фармакологические эффекты валерианы, пустырника, применение различных препаратов этих растений.

11. Эффекты и применение лития карбоната.

Источники информации:

1. Александровский Ю.А. Психофармакотерапия: Учеб. пособие. -М.:Академия, 2005.- с. 31-46.

2. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. М.: ГЭОТАР–Медиа, 2005, С.225-232, 239-247.

3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.:М., 2005, С.49-90.

4. Материалы лекций.

 

 

План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

Выполнение заданий.

Задание 1. Классификация нейролептиков по химической структуре.

Задание 2. Сравнительная характеристика фармакодинамических эффектов, представленных в таблице препаратов (максимальное действие ++++).

 

    Препараты Антипсихотичес-кий эффект Седативное действие Адрено-негатив-ное действие М-холинобло-киру-ющее Н-холи-нобло-киру-ющее Про-тиво-рвот-ное Гипо-тер-мичес-кое Про-тиво-гиста-минное Экстра-пира-мидные рас-строй-ства Токсичность
Аминазин                    
Трифтазин                    
Галоперидол                    
Сибазон                    

 

Задание 3. Составить краткую характеристику натрия бромида, настойки валерианы, корвалола в виде таблицы.

 

Препарат Форма выпуска Фармакологические эффекты Показания к применению

 

Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Классификация нейролептиков по химической структуре.

2. Механизмы антипсихотического эффекта.

3. Фармакокинетика и фармакодинамика аминазина.

4. Характеристика препаратов фенотиазиновой структуры в сравнении с аминазином.

5. Показания к применению аминазина, побочные эффекты, противопоказания.

6. Механизмы действия транквилизаторов. Отличия транквилизаторов от нейролептиков. Эффекты транквилизаторов.

7. Показания к назначению транквилизаторов, побочные эффекты, тактика их применения.

8. Фармакологическая характеристика бромидов (механизм действия, правила их дозирования, особенности фармакокинетики, применение, побочные эффекты).

9. Действующие начала валерианы и эффекты действия ее препаратов; особенности препаратов травы пустырника, применение.

10. Особенности действия и применения солей лития (влияние на психическую сферу, успокаивающее действие при маниях).

 

Занятие 5.

Препараты наркотического действия (анальгетики, спирт этиловый). Формирование токсико - и наркоманий.

Актуальность темы. Анальгетическими (анальгезирующими) средствами или анальгетиками называются лекарственные средства, обладающие специфической способностью ослаблять или устранять чувство боли. Анальгетическое действие могут оказывать не только собственно анальгетики, но и другие вещества, относящиеся к другим группам (средства для наркоза, местные анестетики, спазмолитические, холиномиметические и др.).

По химической природе, характеру и механизмам фармакологического действия современные анальгетики делятся на две группы: 1) наркотические, включающие морфин и близкие к нему соединения, обладающие опиатоподобным действием; 2) ненаркотические анальгетики – синтетические производные салициловой кислоты, пиразолона и др. соединений.

Для наркотических анальгетиков характерно:

1) сильная анальгезирующая активность, позволяющая снимать боли, угрожающие развитием шока;

2) особое влияние на ЦНС человека, выражающееся в развитии эйфории и появлении при повторном применении синдромов психической и физической зависимости (наркомании), что ограничивает возможность их длительного использования;

3) развитие болезненного состояния (абстинентного синдрома) у лиц с синдромом физической зависимости при лишении их анальгетического препарата.

В медицинской практике спирт этиловый обычно используется как наружное антисептическое (для обработки рук хирурга, операционного поля, дезинфекции хирургических инструментов и т.д.) и раздражающее средство (для обтираний, компрессов).

Кроме того, этиловый спирт применяется для изготовления настоек, экстрактов, лекарственных форм, применяемых наружно, в качестве растворителей в химической практике, служит сырьем для ряда химических производств.

Необходимо знать фармакологическую и токсикологическую характеристику этилового спирта, в том числе для проведения лекционной работы среди населения о вреде злоупотребления спиртными напитками.

Цель занятия:

· изучить классификацию наркотических анальгетиков, механизм их обезболивающего эффекта;

· фармакокинетику и фармакодинамику морфина и сравнительную характеристику с ним препаратов разных подгрупп;

· показания и противопоказания к назначению морфина и препаратов этой группы;

· токсикологическую характеристику при острой и хронической интоксикации, меры помощи;

· изучить фармакологические свойства этанола и показания к его применению в медицинской практике;

· изучить симптоматику острого отравления и меры помощи. Алкоголизм, социально-биологические аспекты, влияние алкоголя на различные органы и системы при его хроническом употреблении. Лечение алкоголизма.

· уделить внимание взаимодействию этанола с препаратами разных групп.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала необходимо знать: из курса нормальной физиологии – механизмы формирования болевой (ноцицептивной) рецепции; из курса патологической физиологии – понятие о болевом шоке; из общей фармакологии – понятие о лекарственной зависимости.

Препараты для изучения: морфин (морфилонг), омнопон, фентанил, промедол, пиритрамид (дипидолор), пентазоцин, буторфанол (марадол), бупренорфин, налбуфин, трамадол, налоксон, налтрексон, налорфин.

Спирт этиловый, тетурам (антабус, эспераль), отвар баранца, апоморфина гидрохлорид.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Классификация наркотических анальгетиков.

2. Механизм анальгетического эффекта.

3. Фармакокинетика и фармакодинамика морфина.

4. Сравнительная характеристика с морфином препаратов его группы.

5. Показания и противопоказания к применению морфина и препаратов его группы. Симптомы острого и хронического отравления морфином, меры помощи.

6. Физико-химические свойства спирта этилового и его фармакокинетику (скорость окисления спирта этилового в организме (мл/ч), роль алкогольдегидрогеназы, альдегиддегидрогеназы, ксантиноксидазы в биотрансформации спирта этилового, пути элиминации спирта этилового).

7. Действие спирта этилового на ЦНС в зависимости от степени алкогольного опьянения.

8. Действие спирта этилового на сердечно-сосудистую систему при хронической интоксикации (влияние на обмен липидов, артериальное давление, коронарные сосуды, метаболизм и сократительную функцию миокарда, продукцию тромбоксана А2, простациклина и агрегационные свойства тромбоцитов).

9. Действие спирта этилового на ЖКТ при хронической интоксикации.

10. Действие спирта этилового на печень и почки при хронической интоксикации: нарушение антитоксической, белково-синтетической функции печени, синтеза жирных кислот и гликогена, активности микросомальных ферментов.

11. Симптомы острого отравления этанолом и меры помощи.

12. Влияние алкогольной интоксикации родителей на потомство и течение беременности и родов (действие на половые клетки, генетический код, эмбриогенез, тератогенный эффект, развитие плода).

13. Принципы лечения алкогольной зависимости (механизм действия препаратов терапии алкоголизма).

Источники информации:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. М.: ГЭОТАР–Медиа, 2005, С.176-179; 189-208.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М. М, 2005, С.34-48, 146-158; 761-763, 944.

3. Материалы лекций.

План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

Выполнение заданий.

Задание 1. (оформить таблицу). Используя рис 2, описать «мозаичность» действия морфина:

центральные эффекты (влияние на кору головного мозга, центры продолговатого мозга, спинной мозг);

периферические эффекты: влияние на глаз, тонус бронхов, частоту сердечных сокращений; влияние на тонус коронарных и периферических артерий, сфинктеров ЖКТ, желчных протоков, мочеточников, мочевого пузыря, перистальтику кишечника).

Действие морфина Центры и структуры чувствительные к морфину Результат действия
Морфин угнетает 1. 1.
2. 2.
3. и т.д. 3. и т.д.
Морфин возбуждает 1. 1.
2. 2.
3. и т.д. 3. и т.д.

 

Рис 2. Фармакология морфина (Воробьев В.Г., Ряженов В.В.)

1 – сосудодвигательный центр; 2 – рвотный центр; 3 – кашлевой центр; 4 – дыхательный цент; 5 – центр болевой чувствительности; 6 – кора больших полушарий мозга; 7 – центр глазодвигательного нерва; 8 – центр n. vagus; 9 – нейроны спинного мозга.

Задание 2. Составить характеристику острого отравления морфином и сформулировать меры помощи (оформить таблицу).

Симптомы острого отравления Меры помощи

 

Задание 3. Составить план беседы на тему «О вреде алкоголизма».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...