Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разгосударствление экономики.

Общая характеристика переходной экономики и необходимость рыночных реформ в России.

В настоящее время Россия и целый ряд других стран в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Необходимость такого перехода была обусловлена целым рядом объективных причин, возникших в силу наличия недостатков, присущих административно-командной системе. В числе наиболее существенных недостатков можно назвать, во-первых, негибкость, медленную адаптацию, присущую административно-командной системе. Ведь адаптационные механизмы этой системы проявлялись в основном в форме перераспределения материальных и финансовых ресурсов, происходящего по решению высшего руководства страны, и включались лишь тогда, когда глубина диспропорций становилась близка к критической точке. Второй важный недостаток, который можно отметить, – это крайне низкая производительность экономики вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Вначале преобладала точка зрения, что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постосоциалистических странах, к числу которых относится и Россия, еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода, которая представляет собой некую смесь элементов административно-командной и современной рыночной системы. А в ряде стран к этому добавляются еще и элементы традиционной хозяйственной системы. Экономическая теория отмечает некоторые черты переходного периода, в том числе и собственные законы переходного периода.

Переходная экономика (ПЭ) – это экономика, находящаяся в процессе перехода (трансформации) от одной экономической системы к другой, для нее характерны:

- многоукладность, одновременное сосуществование экономических отношений старой системы и новой зарождающейся системы,

- неустойчивость развития,

- обострение экономических, социальных, политических отношений, которое уменьшается по мере создания новой экономической системы.

Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировка экономической политики.

Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет некоторые общие тенденции.

В настоящее время можно выделить несколько групп стран, характеризующихся переходом от административно-командной к рыночной экономике:

1. Первая группа включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике, характерное для этих стран, обусловлено рядом факторов:

­ господство плановой экономики продолжалось 40 лет;

­ основы рыночной экономики существовали до поворота к административно-командной системе,

­ имели место тесные экономические и исторические связи с Западной Европой,

­ относительная сбалансированность структуры народного хозяйства и небольшой объемом диспропорций,

­ консенсус всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной экономике.

2. Вторую группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при относительно слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения. Здесь переход был легко осуществим, так как:

­ Основой сельского хозяйства оставался ручной труд.

­ Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.

­ Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет.

­ Немалое значение имела традиционно высокая трудовая этика населения.

Некоторые экономисты предпочитают относить Китай и Вьетнам не к переходным постсоциалистическим, а к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной собственности.

3. Третья группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществлялся гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны – члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия).

Трудности перехода в этих странах к рыночной экономике вызваны рядом факторов:

­ Существование плановой экономики в течение длительного отрезка времени (в СССР – 70 лет);

­ Устойчивые традиции рыночной экономики практически отсутствовали, так как формирование административно-командной системы в этих странах нередко происходило на базе традиционной системы.

­ Наличие глубоких диспропорций в структуре экономики.

­ Сильные уравнительные тенденции и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований.

­ Относительная изолированность от развитых стран, 

­ Нередко наличие военных конфликтов на их территории.

 

 

 

Разгосударствление экономики.

Разгосударствление экономики – это процесс перехода от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются:

1. Либерализация экономики – это комплексная система мер, направленных на

­ отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни,

­ переход от преимущественно административных (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим методам регулирования (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы),

­ отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли),

­ прекращение централизованного распределения ресурсов,

­ переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением.

2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, что предполагает

­ создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов,

­ обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов,

­ поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов),

­ регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

3. Институциональные преобразования – изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности, к которым относятся

­ приватизация - изменения отношений собственности (создание частного сектора),

­ формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.),

­ трансформация институтов государственного регулирования, т.е. создание новой системы государственного регулирования экономики, (возникают специфические для переходного периода институты – ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию),

­ принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

4. Структурные преобразования, направленные на:

­ устранение или смягчение унаследованных от старой системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей,

­ развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках,

5. Стабилизационная политика – политика, направленная на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Эта политика связана с воздействием на совокупный спрос с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Она включает в себя в числе прочего и финансовую стабилизацию – это подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение валютного курса, так как страны с переходной экономикой, как правило, в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления высокой инфляции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...