Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приготовление давленых препаратов

Для приготовления давленых микропрепаратов подготовленный материал помещают на предметное стекло, накрывают покровным стеклом и надавливают сверху через фильтровальную бумагу обратной стороной препаровальной иглы.

Перед приготовлением давленых микропрепаратов материал подвергают мацерации. Мацерация в микротехнике – обработка объекта, приводящая к распаду ткани на отдельные клетки. Для мацерации растительных тканей можно использовать соляную кислоту (HCI), едкое кали (КОН). Продолжительность мацерации - от нескольких секунд до нескольких минут в зависимости от объекта. Затем материал промывают в воде.

Если в тканях содержится большое количество воздуха, как в древесине или стеблях растений, необходимо перед мацерацией удалить этот воздух. Если материал мертвый (древесина, сухие листья), для удаления воздуха достаточно прокипятить объект в воде.

 

Препараты-отпечатки

Эти препараты предназначены для изучения деталей поверхности органов растений.

Для получения отпечатков (микрорепликаций, реплик, или слепков) исследуемая поверхность смазывается раствором пластика, после чего растворителю дают испарится, а полученную твердую пленку осторожно снимают. Отпечаток помещают на предметное стекло, закрепляют полоской прозрачной липкой ленты и рассматривают под микроскопом. В качестве раствора для получения отпечатков можно использовать бесцветный лак для ногтей (ацетат целлюлозы).

 

Окрашивание препаратов

При изготовлении препаратов чаще всего бывает необходимо их окрасить. Цель окраски состоит в выявлении структур, интересующих исследователя.

Йодная реакция

Классическая цветная реакция на крахмал.

Реактивы. Для этой реакции можно применять раствора йода в йодистом калии (1: 3 + 100 частей воды), раствор йода в воде или в спирте.

Проведение реакции. Исследуемый материал помещают на предметное стекло в каплю реактива.

Результаты реакции. Крахмальные зерна приобретают цвет от темно-синего до фиолетового и голубого, а белки (алейроновые зерна и цитоплазма) – желтый цвет разной интенсивности. Йодная окраска держится недолго, поэтому в постоянных препаратах её сохранить не удается.

Окраска жиров суданом

Реактивы. Используется раствор судана-III (0,1-0,5 %-ный раствор в смеси равных весовых частей 96 %-ного спирта и глицерина).

Проведение реакции. Исследуемый материал помещают на предметное стекло в каплю реактива.

Результаты реакции. Жиры окрашиваются в цвета от соломенно-желтого до красного. Вместе с жирами окрашиваются смолы, эфирные масла, опробковевшие и кутинизированные оболочки клеток.

Реакция с флороглюцином

Основная реакция для установления одревеснения клеточной оболочки.

Реактивы. Для этой реакции используют 0,5-1 %-ный раствор флороглюцина в 50 %-ном спирте. Применяется в сочетании с крепкой (дымящейся) соляной кислотой.

Проведение реакции. Поместить срез в каплю флороглюцина, оттянуть фильтровальной бумагой реактив, добавить 1-2 капли дымящейся соляной кислоты и накрыть покровным стеклом. После появления вишневого окрашивания поместить срез в глицерин (во избежание разрушения структур кислотой).

Замена среды осуществляется таким путем: у одного из краев покровного стекла фильтровальной бумагой оттягивают жидкость, имеющуюся в препарате, в это время на противоположном крае наносится новая среда, которая легко проникает под стекло и способствует вытеснению первой.

Результаты реакции. Одревесневшие оболочки приобретают яркую вишневую окраску или красно-фиолетовую, интенсивность которой зависит от степени одревеснения клеточных оболочек (лигнификации).


ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Основы микротехники. Устройство микроскопа.

 

Оборудование:

Постоянный препарат «Кожица лука».

Микроскопы, покровные и предметные стекла, восковой карандаш, препаровальные иглы, стаканчики для воды, пипетки, фильтровальная бумага, салфетки. Р-р йода, р-р флороглюцина, соляная кислота, бесцветный маникюрный лак.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Методика изготовления временных препаратов. Срезы и их ориентация, давленые препараты, отпечатки.

2. Окраска микропрепаратов.

Задание 1: Устройство микроскопа и правила работы на нем.

Познакомившись с устройством микроскопа по описанию и схеме на рис. 1.1, найти на реальном микроскопе части, показанные на схеме. Внимательно прочитать инструкцию по работе на микроскопе. В тексте подчеркнуть основные правила безопасной работы с микроскопом.

Настроить микроскоп. Поместить на предметный столик готовый препарат «Кожица лука». Рассмотреть препарат сначала на малом увеличении, затем на большом.

 

Устройство микроскопа.

Механическая часть микроскопа представляет собой штатив, в состав которого входят основание (1), предметный столик (2), тубусодержатель (3), съемный тубус (4), револьвер (5) с четырьмя гнездами для объективов, рукоятки грубой фокусировки микроскопа (6) и рукоятки тонкой фокусировки (микровинты) (7).

Тубус крепится к головке тубусодержателя винтом (8). Ослабив винт, тубус можно поворачивать. По окончании работы винт надо обязательно закрепить.

При вращении от себя рукояток грубой и тонкой фокусировок тубусодержатель микроскопа опускается, при вращении на себя – поднимается.

Круглый предметный столик – подвижный, с помощью двух винтов справа и слева его можно перемещать так, чтобы привести в поле зрения нужный участок препарата. Верхний диск круглого предметного столика можно вращать рукой.

 

Оптическая часть микроскопа состоит из двух систем – наблюдательной, включающей объективы (9), окуляр (10) и осветительной, состоящей из зеркала (11) и конденсора (12).

В микроскопе могут быть объективы с увеличением в 3,5, 8, 9, 20, 40, 90 раз. Объективы могут быть отмечены белой или черной полосой. Это иммерсионные объективы. При работе с иммерсионными объективами между покровным стеклом препарата и линзой объектива должен быть слой жидкости. Белая полоса говорит о том, что препарат рассматривается в капле воды, черная – в капле кедрового масла. По окончании работы с иммерсионными объективами жидкость с препарата и объектива следует тщательно убрать.

Окуляры микроскопа могут быть с увеличением в 4, 7, 10, 15 раз. При смене окуляров нельзя долго оставлять тубус открытым для предотвращения запыления линз объектива. Увеличение микроскопа можно узнать, перемножив увеличения окуляра и объектива.

Исследование микропрепарата всегда начинается с общего знакомства с ним на малом увеличении. Наблюдение в микроскоп ведется, как правило, левым глазом, но при этом оба глаза должны быть открыты.

 

Осветительная система микроскопа располагается ниже предметного столика.

Конденсор содержит ирисовую диафрагму, регулирующую количество лучей, попадающих в объектив, рамку для светофильтра (13), откидную линзу (14). Кронштейн конденсора перемещается с помощью винта (15). Ирисовая диафрагма конденсора открывается и закрывается при помощи рукоятки. Конденсор снабжен откидной линзой в оправе, включающейся при работе с объективами малого увеличения (3,5, 8, 9Х). Конденсор должен размещаться близко к объекту. При работе с иммерсионным объективом конденсор поднимается до упора и откидная линза конденсора выводится из хода лучей.

Под конденсором устанавливается зеркало в оправе. Оно имеет две отражающие поверхности – плоскую и вогнутую. Вогнутая поверхность используется при работе без конденсора с объективами малых увеличений.

Оптические части должны содержаться в чистоте, нельзя касаться пальцами поверхности линз.

 

Работа с микроскопом начинается с настройки освещения. Перед этим нужно убедиться, что ничего не перекрывает хода лучей: посторонние предметы, оправы конденсора. В ход лучей включается необходимый объектив (работа начинается с объективов малого увеличения). При установке освещения окуляр вынимается из тубуса. Конденсор должен быть поднят и его диафрагма открыта. Покачивая зеркало в оправе, добиваются наилучшего освещения поля зрения. Окуляр вставляют в тубус. На предметный столик помещают препарат так, чтобы объект, заключенный в нем, оказался в пучке света, идущего из конденсора.

С помощью рукояток грубой фокусировки добиваются четкого изображения объекта. При этом, чтобы случайно не раздавить препарат, необходимо сначала, наблюдая сбоку за просветом между препаратом и объективом, вращением рукоятки механизма грубой фокусировки микроскопа очень осторожно опустить тубус почти до соприкосновения объектива с препаратом. Затем, глядя в окуляр, поднимают тубус, для чего вращают рукоятки грубой фокусировки на себя до тех пор, пока не будет видно изображения объекта. После этого, регулируя положение тубуса микровинтом, добиться наиболее четкого изображения.

При работе с микроскопом нельзя прилагать излишние усилия!

 

После окончания работы с микроскопом надо убрать препарат, очистить предметный столик от жидкости (если рассматривались временные препараты или использовались иммерсионные объективы), закрепить винтом тубус в тубусодержателе. Переносить микроскоп следует двумя руками, держа его за тубусодержатель и основание.

 

Задание 2: Изготовление и окраска временных препаратов.

Изготовить временные препараты предложенных объектов:

- срезы (поперечный, радиальный, тангентальный) осевого органа растения; на предметном стекле указать тип среза (П, Р, Т соответственно);

- давленый препарат зерновки злака;

- отпечатки верхней и нижней поверхности листа растения.

Окрасить один из срезов флороглюцином, давленый препарат – раствором йода.

Рассмотреть полученные препараты под микроскопом, показать их преподавателю.

 

Сделать вывод о тех возможностях, которые дают различные типы временных микропрепаратов в изучении строения растений; о результатах проведенной окраски микропрепаратов.

 

Задания для закрепления:

Настроить микроскоп, рассмотреть постоянный микропрепарат на разных увеличениях.

Приготовить срезы различной ориентации, препарат-отпечаток или давленый препарат, провести предложенную окраску микропрепарата.

Вывод:


ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Строение растительной клетки.

 

Оборудование:

Постоянный препарат «Кожица лука», луковица.

Микроскопы, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, стаканчики для воды, пипетки, фильтровальная бумага, салфетки. Р-р йода, р-р поваренной соли.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Клетка - определение, особенности строения растительной клетки.

2. Основные органоиды клетки – особенности строения, выполняемые функции.

3. Осмос и тургор.

Задание 1: Строение растительной клетки.

Рассмотреть под микроскопом готовый препарат кожицы лука. Используя шаблон (рис. 2.2), зарисовать клетки кожицы лука из поля зрения. На рисунке изобразить и указать в подписях к рисунку клеточную стенку, ядро, цитоплазму, вакуоль с клеточным соком.

Задание 2: Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

Приготовить временный препарат кожицы лука. Для этого мясистую чешую лука согнуть на пальце и скальпелем сделать на ней надрез. Край разреза захватить пальцами или плоским пинцетом и осторожно снять верхний слой – тонкую прозрачную пленку, представляющую собой покровную ткань – кожицу, или эпидерму. Небольшой кусочек кожицы поместить в каплю воды на предметное стекло. Кожицу в капле воды аккуратно расправить с помощью препаровальной иглы. Подготовленный препарат окрасить, проведя йодную реакцию (см. раздел «Микротехника», с.5).

Пронаблюдать и зарисовать явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

Плазмолиз - отставание протопласта от оболочки при погружении клетки в гипертонический раствор. Гипертонический раствор - раствор, осмотическое давление которого выше осмотического давления в клетках и тканях. Гипертонический раствор забирает воду из помещенных в него растительных клеток. В результате клетки уменьшаются в объёме, а затем дальнейшее сжатие прекращается и протоплазма отстаёт от клеточных стенок. При погружении плазмолизированных клеток в воду происходит деплазмолиз - возвращение протопласта клеток растений из состояния плазмолиза в исходное состояние, характеризующееся нормальным тургором.

Провести плазмолиз. Для этого окрашенный йодом препарат кожицы лука помещают в гипертонический раствор поваренной соли. Замена среды осуществляется так же, как это описано в разделе «Микротехника» (см. Реакция с флороглюцином).

Используя шаблон (рис. 2.2, А), зарисовать плазмолиз в клетках кожицы лука.

Таким же образом провести деплазмолиз в клетках кожицы лука, используя чистую воду. Зарисовать ход деплазмолиза (рис. 2.2, Б).

На рисунке изобразить и указать в подписях к рисунку клеточную стенку и цитоплазму, гипертонический раствор.

 

Сделать вывод о структурах клетки, различимых в световой микроскоп, их функциях; о процессах, происходящих в живой растительной клетке и наблюдаемых в световой микроскоп.

 

Задания для закрепления:

Зарисовать отдельные клетки микропрепарата. На рисунке указать элементы строения растительной клетки, видимые в световой микроскоп.

Приготовить временный препарат кожицы лука, провести йодную реакцию и плазмолиз.

 

Вывод:

 

 

  Рис. 2.1. Клетки кожицы лука.
Рис. 2.2. Плазмолиз (А) и деплазмолиз (Б) в клетках кожицы лука.

 


ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Пластиды. Пигменты.

 

Оборудование:

Веточки мха, плоды томатов, плоды аронии черноплодной, зеленые листья традесканции.

Микроскопы, покровные и предметные стекла, бритвенные лезвия, препаровальные иглы, стаканчики для воды, пипетки, фильтровальная бумага, салфетки. Р-р йода, р-р поваренной соли.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Пластиды: определение, общие свойства.

2. Хлоропласты, строение и выполняемые функции.

3. Лейкопласты, строение и выполняемые функции.

4. Хромопласты, строение и выполняемые функции.

5. Пигменты растительной клетки, функции и локализация.

Задание 1: Хромопласты в плодах томатов.

Приготовить давленый препарат мякоти плодов томатов. Рассмотреть и зарисовать хромопласты в плодах томатов. На рисунке указать клеточную стенку, хромопласты (рис. 3.1).

Задание 2: Лейкопласты в клетках листа традесканции.

Срезать бритвенным лезвием тонкую полоску с края листа традесканции. Положить на предметное стекло в каплю воды. Рассмотреть и зарисовать лейкопласты в клетках листа традесканции. Лейкопласты находятся в клетках эпидермы (кожицы) вокруг ядра в виде прозрачных крупинок. На рисунке указать лейкопласты и ядро (рис. 3.2).

Задание 3: Пигменты в клетках мякоти плодов аронии черноплодной.

Приготовить срез произвольной ориентации плода аронии черноплодной. Зарисовать отдельные клетки мякоти плода. Определить, где в клетках находятся пигменты, придающие плодам темно-фиолетовый цвет. На рис. 3.3 указать клеточную оболочку, цитоплазму, вакуоль с клеточным соком.

 

Задание 4: Хлоропласты в клетке растения.

Положить на предметное стекло в каплю воды листочек мха, накрыть покровным стеклом и рассмотреть под микроскопом. Зарисовать клетку растения и хлоропласты в ней (рис. 3.4). На рисунке указать клеточную оболочку, хлоропласты. Подсчитать и записать в тетрадь количество хлоропластов в одной из клеток листа растения.

 

Сделать вывод о разнообразии пластид, их внешний виде, функциях и расположении в клетке и в теле растения; о локализации и значении пигментов.

 

Задания для закрепления:

Определить, какой пигмент придает окраску частям предложенного растения. Определить, какие пластиды присутствуют в предложенных образцах растений.

Вывод:

 

 

   
Рис. 3.1. Хромопласты в клетках мякоти плодов томатов. Рис. 3.2. Лейкопласты в клетках листа традесканции.
Рис. 3.3. Клетки мякоти плодов аронии черноплодной. Рис. 3.4. Клетки листа мха. Количество хлоропластов..................

 

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Клеточные включения.

 

Оборудование:

Элодея канадская, клубень картофеля, семена гороха, семена подсолнечника, черешок листа бегонии, лист алоэ, чешуи лука в глицерине.

Микроскопы, покровные и предметные стекла, бритвенные лезвия, скальпели, препаровальные иглы, стаканчики для воды, пипетки, фильтровальная бумага, салфетки. Р-р йода, р‑р судана, серная кислота.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Клеточные включения – общая характеристика.

2. Запасные вещества (белки, жиры, углеводы), значение и локализация в клетке.

3. Конечные продукты обмена веществ, значение и локализация в клетке.

Задание 1: Первичный крахмал в листе элодеи.

Поместить лист элодеи на предметное стекло. Найти с помощью йодной реакции первичный крахмал в листе элодеи. Зарисовать одну клетку с окрашенным первичным крахмалом. На рис. 4.1 указать хлоропласты, и то, что препарат окрашен йодом.

 

Задание 2: Зерна вторичного крахмала из клубня картофеля.

Соскоблить небольшое количество мякоти клубня картофеля, поместить на предметное стекло и окрасить йодом. Найти на препарате и зарисовать (рис. 4.2) отдельные зерна вторичного крахмала. Указать, что препарат окрашен йодом.

Задание 3: Запасные вещества семян гороха.

Соскоблить небольшое количество мякоти размоченных семян гороха, поместить на предметное стекло и окрасить йодом. Найти на препарате и зарисовать (рис. 4.3) алейроновые и крахмальные зерна в семенах гороха. Указать, что препарат окрашен йодом.

 

Задание 4: Капли жира из семян подсолнечника.

Извлечь из семян подсолнечника жир. Для этого с нажимом провести семенем подсолнечника по предметному стеклу. Чтобы доказать наличие жира в следах, оставленных на стекле семенами подсолнечника, окрасить их каплей раствора судана. Рассмотреть и зарисовать отдельные капли жира (рис. 4.4). Указать, что препарат окрашен суданом.

 

Задание 5: Кристаллы оксалата кальция в клетках растений.

Оксалат кальция может находиться в клетках растений в виде одиночных прозрачных кристаллов; друз, представляющих собой мелкие сросшиеся кристаллы; или рафид – многочисленных игловидных кристаллов. Для определения кристаллов оксалата кальция используется реакция растворения в разбавленных минеральных кислотах – азотной, соляной или серной.

А. Рассмотреть и зарисовать кристаллы оксалата кальция в клетках бегонии (рис. 4.5 А). Для этого надо сделать поперечный срез черешка листа бегонии. Отрезок черешка взять в левую руку, в правую – бритвенное лезвие. Плавным движением к себе сделать как можно более тонкий срез. Рассмотреть его в капле воды, найти и зарисовать кристаллы и указать их тип (друзы, одиночные кристаллы, рафиды).

Б. Рассмотреть и зарисовать кристаллы в чешуях лука, указать их тип (рис. 4.5 Б).

В. Рассмотреть и зарисовать кристаллы в соке листа алоэ (рис. 4.5 В). Для этого из кусочка листа алоэ выжать сок на предметное стекло. Указать тип кристаллов.

Пронаблюдать растворение кристаллов в кислоте на одном из временных препаратов.

 

Сделать вывод о том, какие клеточные включения видны в световой микроскоп, где они находятся в клетке и какую роль выполняют; какие качественные реакции позволяют определить наличие и характер запасных веществ.

 

Задания для закрепления:

Определить, какие клеточные включения присутствуют в клетках предложенных растений.

 

Вывод:

 

 

Рис. 4.1. Первичный крахмал в листе элодеи. Препарат окрашен............................. Рис. 4.2. Зерна вторичного крахмала из клубня картофеля. Препарат окрашен................................
Рис. 4.3. Запасные вещества семян гороха. Препарат окрашен............................... Рис. 4.4. Капли жира из семян подсолнечника. Препарат окрашен................................
  А. Черешок листа бегонии. Тип кристаллов................   Б. Чешуя луковицы. Тип кристаллов.................   В. Сок алоэ. Тип кристаллов.................
Рис. 4.5. Кристаллы оксалата кальция в клетках растений.
       

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Образовательные ткани. Митоз.

 

Оборудование:

Постоянные препараты «Кариокинез в корешках лука», «Точка роста стебля», «Ветка бузины». Микроскопы.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Ткани растения, определение.

2. Классификации тканей растения, принципы, положенные в их основу.

3. Меристемы - определение, типы образовательных тканей, положение меристем в теле растения.

4. Цитологические особенности меристем.

5. Митоз, определение, биологическое значение.

6. Фазы митоза.

Задание 1: Митоз в клетках корешка лука.

Рассмотреть препарат «Кариокинез в корешках лука». Найти на препарате зону деления, защищенную корневым чехликом. В зоне деления найти клетки, находящиеся на разных стадиях деления и зарисовать фазы митоза в клетках корешка лука (рис. 5.1). Отметить на рисунке хромосомы, нити веретена деления, фраг­мо­пласт.

 

Задание 2: Первичная меристема.

Рассмотреть препарат «Точка роста стебля». На препарате находится апикальная меристема стебля, обеспечивающая его рост в длину и образование листьев. Найти на препарате конус нарастания (гладкую часть апекса) и листовые примордии (зачатки листьев). Зарисовать верхнюю часть апекса побега (рис. 5.2) и указать на рисунке конус нарастания и листовые примордии.

Задание 3: Вторичная меристема.

 
 
 
Найти и рассмотреть на препарате «Ветка бузины» вторичную латеральную меристему – камбий. Зарисовать небольшой участок камбия и образуемых им постоянных тканей – вторичной флоэмы (луба) и вторичной ксилемы (древесины) (рис. 5.3). На рисунке передать относительные размеры и взаимное расположение клеток камбия и образуемых ими клеток постоянных тканей.

 

Сделать вывод о функциях образовательных тканей, особенностях их строения, расположении в теле растения.

 

Задания для закрепления:

Найти на спиле ветки дерева мес­то­по­ло­жение камбия. Используя демонстрационную насадку, найти на готовых препаратах корня лука клетки в разных стадиях митоза.

 

Вывод:

 

профаза метафаза анафаза телофаза  
Рис. 5.1. Фазы митоза.
Рис. 5.2. Точка роста стебля, радиальный срез. Рис. 5.3. Камбий на поперечном срезе ветки бузины.

 

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Покровные ткани.

 

Оборудование:

Постоянные препараты «Ветка бузины», «Эпидермис листа герани», «Лист камелии». Лист комнатного растения традесканции, спилы веток сосны и березы, ветки яблони, сирени, березы, рябины, тополя.

Микроскопы, лупы, покровные и предметные стекла, бритвенные лезвия, препаровальные иглы, пинцеты, стаканчики для воды, пипетки, салфетки.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Определение покровных тканей, их функции. Особенности строения покровных тканей в связи с выполняемыми функциями.

2. Происхождение и особенности строения первичных покровных тканей – эпидермы и ризодермы.

3. Происхождение и особенности строения вторичной покровной ткани – перидермы.

4. Происхождение и особенности строения третичной покровной ткани – корки.

Задание 1: Эпидерма листа комнатного растения традесканции.

Для выполнения этого задания необходимо приготовить временный препарат эпидермы с нижней (спинной) поверхности листа. С помощью препаровальных игл и пинцета с поверхности листа надо оторвать небольшой лоскуток эпидермы – бесцветной прозрачной кожицы, поместить его наружной стороной вверх в каплю воды на предметное стекло. Сверху препарат накрыть покровным стеклом и рассмотреть под микроскопом. Найти на препарате основные клетки эпидермы – они бесцветные, плотно, без межклетников, соединены друг с другом, замыкающие клетки – парные клетки бобовидной формы с хлоропластами; устьичную щель – межклетник между замыкающими клетками; побочные клетки – бесцветные клетки вокруг замыкающих клеток, отличающиеся от основных клеток эпидермы размерами и формой. Зарисовать участок эпидермы листа традесканции (рис. 6.1). Подписать элементы строения эпидермы и указать, эпидерма с какой поверхности листа изображена на рисунке.

Задание 2: Кроющие и железистые волоски эпидермы листа герани.

Рассмотреть постоянный препарат эпидермы листа герани и зарисовать участок эпидермы с кроющими и железистыми волосками. Подписать типы волосков на рисунке (рис. 6.2).

 

Задание 3: Перидерма ветки бузины.

Найти на поперечном срезе ветки бузины вторичную покровную ткань – перидерму. Зарисовать небольшой участок перидермы ветки бузины (рис. 6.3). На рисунке указать элементы строения перидермы: феллему, феллоген, феллодерму.

 

Задание 4: Чечевички.

Зарисовать чечевички перидермы веток предложенных растений (рис. 6.4). На рисунке передать их относительные размеры и характер расположения. Указать, перидерма какого растения изображена на рисунке.

 

Задание 5: Корка.

Рассмотреть спил сосны и зарисовать третичную покровную ткань - корку. На рисунке поперечного среза корки указать отдельные слои пробки (рис. 6.5).

 

Сделать вывод об особенностях строения рассмотренных типов покровных тканей в связи с выполняемой функцией.

 

Задания для закрепления:

Определить тип покровной ткани на предложенном органе растения.

Приготовить препарат эпидермы листа, найти на нем устьичные структуры, трихомы разных типов, зарисовать их.

 

Вывод:

 

 

Рис. 6.1. Эпидерма листа традесканции............................................... Рис. 6.2. Кроющие и железистые волоски эпидермы листа герани.
Рис. 6.3. Перидерма ветки бузины, поперечный срез.  
Рис. 6.5. Корка, поперечный срез. Рис. 6.4. Чечевички в перидерме деревьев и кустарников.

 


ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Механические ткани.

 

Оборудование:

Препараты: «Стебель кирказона», «Поперечный срез стебля льна», «Мацерированная древесина липы». Мякоть груши.

Микроскопы, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, стаканчики для воды, пипетки, фильтровальная бумага, салфетки. Р-р флороглюцина, соляная кислота, глицерин.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Определение, функции, расположение в теле растения механических тка­ней.

2. Типы механических тканей, особенности их строения.

3. Колленхима (уголковая, рыхлая, пластинчатая). Особенности строения, расположение в теле растения.

4. Склеренхима - склеренхимные волокна (лубяные и древесинные волокна), склереиды (астросклереиды, брахисклереиды).

 

Задание 1: Колленхима в стебле кирказона.

Найти на поперечном срезе стебля кирказона колленхиму. Зарисовать несколько клеток колленхимы (рис. 7.1), передав характер утолщения клеточных стенок данного типа колленхимы. Тип колленхимы указать в подписи к рисунку.

 

Задание 2: Лубяные волокна льна.

Найти на поперечном срезе стебля льна лубяные волокна. Рассмотреть лубяные волокна, обратив внимание на размеры полости клеток и толщину их оболочек, а так же на слоистый характер оболочек. Зарисовать несколько лубяных волокон (рис. 7.2), показав на рисунке все эти особенности.

 

Задание 3: Древесинные волокна ветки липы.

Найти на препарате «Мацерированная древесина липы» древесинные волокна (либриформ). Зарисовать несколько волокон либриформа из древесины липы(рис. 7.3).

 

Задание 4: Склереиды.

Найти на поперечном срезе листа камелии астросклереиды. Они расположены в мезофилле листа в виде одиночных крупных клеток неправильной формы. Зарисовать одну астросклереиду (рис. 7.4). На рисунке указать клеточную стенку и полость клетки.

Рассмотреть и зарисовать склереиды в плодах груши (рис. 7.5). Определить их тип. Чтобы приготовить временный препарат, немного мякоти груши положить на предметное стекло и окрасить флороглюцином (см. раздел «Микротехника», реакция с флороглюцином).

 

Сделать вывод о роли механических тканей в растении (их типы, особенности строения, выполняемые функции и расположение в теле растения).

 

Задания для закрепления:

Найти на препарате и зарисовать механические ткани. Определить тип этих механических тканей.

 

Вывод:

 

 

Рис. 7.1. Клетки колленхимы в стебле кирказона, поперечный срез. Тип колленхимы..................................   Рис. 7.2. Лубяные волокна льна, поперечный срез.
Рис. 7.3. Древесинные волокна ветки липы.
Рис. 7.4. Астросклереида листа камелии на поперечном срезе. Рис. 7.5. Склереиды мякоти плодов груши. Тип склереид.......................................  

 


ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Основные ткани.

 

Оборудование:

Постоянные препараты «Стебель рдеста», «Лист камелии», «Корень моркови», «Древесина сосны, тангентальный срез». Лист алоэ.

Микроскопы, покровные и предметные стекла, бритвенные лезвия, препаровальные иглы, стаканчики для воды, пипетки, фильтровальная бумага, салфетки.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Определение основных тканей, их функции и расположение в теле растения.

2. Особенности строения и функции отдельных типов основных тканей (аэренхима, хлоренхима, запасающая паренхима, лучевая паренхима, древесинная паренхима).

Задание 1: Аэренхима.

Рассмотреть на постоянном препарате стебля водного растения рдеста аэренхиму – воздухоносную ткань. Найти клетки, составляющие эту ткань, и межклетники. Определить, что преобладает на поперечном срезе стебля рдеста – клетки аэренхимы или межклетники. Зарисовать один межклетник, окруженный клетками аэренхимы (рис. 8.1).

 

Задание 2: Хлоренхима (ассимиляционная паренхима).

Рассмотреть на постоянном препарате листа камелии ассимиляционную паренхиму. Найти столбчатый и губчатый мезофилл. Определить, к какой поверхности листа – верхней или нижней примыкает столбчатый мезофилл, к какой – губчатый. Зарисовать участок листа камелии с губчатым и столбчатым мезофиллом, указать их на рисунке (рис. 8.2). При изображении столбчатого мезофилла передать количество его слоев и соотношение высоты и ширины клеток. У губчатого мезофилла передать соотношение размеров клеток и межклетников. На рисунке указать нижнюю и верхнюю эпидерму листа.

 

Задание 3: Запасающая паренхима.

А. Рассмотреть поперечный срез корня моркови. Найти и зарисовать запасающую паренхиму, расположенную в коре, снаружи от камбия. На рисунке (рис. 8.3) указать перидерму, кору, в ней запасающую коровую паренхиму, камбий.

Б. Рассмотреть водозапасающую ткань в листе алоэ. Для этого надо сделать поперечный срез листа алоэ и перенести его на предметное стекло. Сделать схематический рисунок (рис. 8.4). На рисунке указать водозапасающую паренхиму, хлоренхиму, эпидерму.

 

Задание 4: Лучевая паренхима.

Рассмотреть и зарисовать лучевую паренхиму на тангентальном срезе стебля сосны. На рисунке 8.5 указать трахеиды, лучевую паренхиму.

 

Сделать вывод о разнообразии функций основных тканей, особенностях их строения, расположении в теле растения.

 

Задания для закрепления:

Найти на препаратах основные ткани, определить их тип и зарисовать.

 

Вывод:

 

Рис. 8.1. Аэренхима стебля рдеста, поперечный срез.  
Рис. 8.3. Запасающая паренхима корня моркови, поперечный срез. Рис. 8.2. Ассимиляционная паренхима листа камелии, поперечный срез.
Рис. 8.4. Водозапасающая ткань листа алоэ, поперечный срез. Рис. 8.5. Лучевая паренхима на тангентальном срезе стебля сосны.

 


ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Проводящие ткани. Проводящие пучки.

 

Оборудование:

Постоянные препараты «Поперечный срез стебля кукурузы», «Поперечный срез стебля тыквы», «Стебель сосны» - тангентальный и радиальный срезы, «Стебель подсолнечника» - продольный срез, «Стебель липы» - поперечный срез, «Первичное строение корня». Лист кринума.

Микроскопы, покровные и предметные стекла, препаровальные иглы, стаканчики для воды, пипетки, фильтровальная бумага, салфетки.

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Определение проводящих тканей, их типы, функции, расположение в теле растения проводящих тканей.

2. Флоэма, особенности строения.

3. Ксилема, особенности строения.

4. Типы проводящих пучков.

Задание 1: Трахеиды.

Рассмотреть и зарисовать трахеиды на тангентальном (рис. 9.1) и радиальном (рис. 9.2) срезах стебля сосны. На рисунке показать окаймленные поры, переда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...