Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Предмет инженерной психологии и эргономики





ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ

14.1. Предмет инженерной психологии и эргономики

14.2. Основные проблемы и задачи инженерной психологии и эргономики

14.3. История развития инженерной психологии и эргономики

14.4. Методы инженерной психологии и эргономики

 

Предмет инженерной психологии и эргономики

Инженерная психология, как и все практические дисципли­ны, непрерывно меняет свою сферу интересов, подстраива­ясь под запросы практики и, вследствие этого, не имеет точного определения своей рабочей области. Сегодня это науч­но-практический комплекс, связанный с изучением, проекти­рованием и эксплуатацией технических систем, включающих человека.

Ниже представлен ряд популярных определений, отражающих области ис­следований и применений инженерной психологии и их эволюцию.

Инженерная психология – наука, изучающая системы «чело­век – техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы [4]:

ü конструирования техники и организации управления техноло­гическим процессом;

ü подбора людей, обладающих необходимым уровнем индиви­дуально-психологических профессионально важных качеств для работы с определённой техникой;

ü профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.

Инженерная психология изучает психологические закономернос­ти трудовой деятельности человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем [3].

Инженерная психология имеет целью разработку психологичес­ких основ для проектирования и создания новой техники с учё­том «человеческого фактора», т.е. с учётом совокупности тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек – машина».

Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой.

Сложная система «человек – машина» характеризуется двумя главными отличительными признаками. Во-первых, в такой сис­теме человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не путём непосредственного контакта с орудием и предметом труда, а через дистанционные передачи. Во-вторых, человек воспринимает информацию об объекте уп­равления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и воздействует на управляемый объект с помощью органов управления.



Инженерная психология – отрасль науки, изучающая психоло­гические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и уп­равленческой деятельности; результаты изысканий используют­ся для оптимизации деятельности людей в системах «человек – машина», а также в эргономике при проектировании новых тех­нических средств и технологий [4].

Аналогичное, в основных чертах тождественное, содержание но­сит зародившееся в Советском Союзе эргономическое направ­ление учёта человеческих факторов. Круг интересов и притяза­ний эргономики может быть очерчен в определениях, данных представителями данного направления:

Эргономика (от греч. ergon – работа и nomos – закон) – на­учно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и со­зданием эффективных систем, управляемых человеком [4].

Эргономика – отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики – системы «человек – маши­на», в том числе и так называемые эргатические системы; метод исследования – системный подход [3].

Эргономика – дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах ра­бот. Эргономика исследует не только анатомические и физиоло­гические, но также и психические изменения, которым подверга­ется человек во время работы. Результаты эргономических ис­следований используются при организации рабочих мест, а так­же в промышленном дизайне [1].

Эргономика – отрасль междисциплинарная, черпающая зна­ния, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики [4]:

ü инженерная психология;

ü психология труда, теория групповой деятельности, когнитив­ная психология;

ü конструирование;

ü техническая эстетика;

ü гигиена и охрана труда, научная организация труда;

ü антропология, антропометрия;

ü медицина, анатомия и физиология человека;

ü теория проектирования;

ü теория управления.

По мнению некоторых ученых, эргономику можно условно разделить на три подобласти:

Микро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – машина». В неё включаются, в том числе, и интерфей­сы «человек – компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины) – как аппаратные интерфейсы, так и программные. Со­ответственно, «эргономика программного обеспечения» – это под­раздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек – компьютер – человек», «человек – компьютер – процесс», «че­ловек – программа», «человек – программное обеспечение» [3].

Миди-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – (рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив – машина», «человек – сеть, сетевое сообщество», «коллектив – организация» [3].

Здесь и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектиро­вание АРМ (автоматизированных рабочих мест) залов с диспле­ями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое другое. Исследуется взаимо­действие на уровне рабочих мест и производственных задач.

Макро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – социум, общество, государство», «организация – система организаций» [3].

Столь широкая экспансия эргономики несёт довольно серьёзную опасность для неё, так как одного психологического базиса явно недостаточно для решения большинства возникающих практи­ческих задач.

Наиболее удачное и сбалансированное на настоящий момент определение дисциплины, по мнению П.Я. Шлаена[1] и В.М. Льво­ва[2], имеет следующий вид [1]:

Эргономика – системная научно-практическая дисциплина, изу­чающая закономерности формирования человеко-ориентированных свойств систем «человек – машина», оказывающих не­посредственное влияние на качество деятельности, функцио­нальное состояние и развитие личности человека, работающего в составе таких систем.

Различия между инженерной психологией и эргономикой часто имеют незначительный, чисто терминологический характер. Эти науки часто нарушают совместные границы. Все они междис­циплинарны и используют данные широкого класса наук, свя­занных с человеком.

В качестве критериев отличия между эргономикой и инженерной психологией считают их ориентацию – или на человека (инже­нерная психология), или на учёт особенностей человека при про­ектировании техники (эргономика). Считается, что инженерная психология занимается системами – «человек – техника», а эргономика – «человек – техника – среда». Эргономика – более практическая, инженерная, а инже­нерная психология – психологическая, теоретическая дисципли­на.

В настоящее время наблюдается рост специализации отдельных направлений, развивающихся в рамках эргономики и инженерной психологии, что приводит к появлению новых дисциплин. Так, на­пример, интенсивно развивается направление, возникшее в про­цессе решения задач, связанных с проектированием компьютерных интерфейсов, – юзабилити (Usability Engineering) – научно-при­кладная дисциплина, служащая повышению эффективности, про­дуктивности и удобства использования инструментов деятельности [4].

Эргономика и инженерная психология взаимодействуют практи­чески со всеми науками, в той или иной мере связанными с че­ловеком, осуществляющим трудовую деятельность: антрополо­гией, психологией, педагогикой, физиологией, технической эсте­тикой, гигиеной и безопасностью труда. Они черпают свои мето­ды из математики, социологии, системотехники, экономики, ин­форматики, биологии и педагогики, технических наук.

Междисциплинарный характер эргономики и инженерной психо­логии не свидетельствует о стремлении этих наук иметь главен­ствующее значение в процессе создания технических систем. Они лишь очерчивают круг проблем, решение которых осуще­ствляется силами компетентных отраслей знаний [4].





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.