Предмет инженерной психологии и эргономики
ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ 14.1. Предмет инженерной психологии и эргономики 14.2. Основные проблемы и задачи инженерной психологии и эргономики 14.3. История развития инженерной психологии и эргономики 14.4. Методы инженерной психологии и эргономики
Предмет инженерной психологии и эргономики Инженерная психология, как и все практические дисциплины, непрерывно меняет свою сферу интересов, подстраиваясь под запросы практики и, вследствие этого, не имеет точного определения своей рабочей области. Сегодня это научно-практический комплекс, связанный с изучением, проектированием и эксплуатацией технических систем, включающих человека. Ниже представлен ряд популярных определений, отражающих области исследований и применений инженерной психологии и их эволюцию. Инженерная психология – наука, изучающая системы «человек – техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы [4]: ü конструирования техники и организации управления технологическим процессом; ü подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально важных качеств для работы с определённой техникой; ü профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства. Инженерная психология изучает психологические закономерности трудовой деятельности человека в системах управления и контроля, его информационное взаимодействие с техническими устройствами этих систем [3]. Инженерная психология имеет целью разработку психологических основ для проектирования и создания новой техники с учётом «человеческого фактора», т.е. с учётом совокупности тех свойств человека-оператора, которые влияют на эффективность системы «человек – машина».
Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной системой. Сложная система «человек – машина» характеризуется двумя главными отличительными признаками. Во-первых, в такой системе человек контролирует состояние управляемого объекта и воздействует на него не путём непосредственного контакта с орудием и предметом труда, а через дистанционные передачи. Во-вторых, человек воспринимает информацию об объекте управления и влияющих факторах среды от средств отображения информации и воздействует на управляемый объект с помощью органов управления. Инженерная психология – отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек – машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий [4]. Аналогичное, в основных чертах тождественное, содержание носит зародившееся в Советском Союзе эргономическое направление учёта человеческих факторов. Круг интересов и притязаний эргономики может быть очерчен в определениях, данных представителями данного направления: Эргономика (от греч. ergon – работа и nomos – закон) – научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком [4]. Эргономика – отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики – системы «человек – машина», в том числе и так называемые эргатические системы; метод исследования – системный подход [3].
Эргономика – дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне [1]. Эргономика – отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики [4]: ü инженерная психология; ü психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология; ü конструирование; ü техническая эстетика; ü гигиена и охрана труда, научная организация труда; ü антропология, антропометрия; ü медицина, анатомия и физиология человека; ü теория проектирования; ü теория управления. По мнению некоторых ученых, эргономику можно условно разделить на три подобласти: Микро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – машина». В неё включаются, в том числе, и интерфейсы «человек – компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины) – как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, «эргономика программного обеспечения» – это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек – компьютер – человек», «человек – компьютер – процесс», «человек – программа», «человек – программное обеспечение» [3]. Миди-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – (рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив – машина», «человек – сеть, сетевое сообщество», «коллектив – организация» [3]. Здесь и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ (автоматизированных рабочих мест) залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.
Макро-эргономика – исследование и проектирование систем «человек – социум, общество, государство», «организация – система организаций» [3]. Столь широкая экспансия эргономики несёт довольно серьёзную опасность для неё, так как одного психологического базиса явно недостаточно для решения большинства возникающих практических задач. Наиболее удачное и сбалансированное на настоящий момент определение дисциплины, по мнению П.Я. Шлаена[1] и В.М. Львова[2], имеет следующий вид [1]: Эргономика – системная научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности формирования человеко-ориентированных свойств систем «человек – машина», оказывающих непосредственное влияние на качество деятельности, функциональное состояние и развитие личности человека, работающего в составе таких систем. Различия между инженерной психологией и эргономикой часто имеют незначительный, чисто терминологический характер. Эти науки часто нарушают совместные границы. Все они междисциплинарны и используют данные широкого класса наук, связанных с человеком. В качестве критериев отличия между эргономикой и инженерной психологией считают их ориентацию – или на человека (инженерная психология), или на учёт особенностей человека при проектировании техники (эргономика). Считается, что инженерная психология занимается системами – «человек – техника», а эргономика – «человек – техника – среда». Эргономика – более практическая, инженерная, а инженерная психология – психологическая, теоретическая дисциплина. В настоящее время наблюдается рост специализации отдельных направлений, развивающихся в рамках эргономики и инженерной психологии, что приводит к появлению новых дисциплин. Так, например, интенсивно развивается направление, возникшее в процессе решения задач, связанных с проектированием компьютерных интерфейсов, – юзабилити (Usability Engineering) – научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности [4].
Эргономика и инженерная психология взаимодействуют практически со всеми науками, в той или иной мере связанными с человеком, осуществляющим трудовую деятельность: антропологией, психологией, педагогикой, физиологией, технической эстетикой, гигиеной и безопасностью труда. Они черпают свои методы из математики, социологии, системотехники, экономики, информатики, биологии и педагогики, технических наук. Междисциплинарный характер эргономики и инженерной психологии не свидетельствует о стремлении этих наук иметь главенствующее значение в процессе создания технических систем. Они лишь очерчивают круг проблем, решение которых осуществляется силами компетентных отраслей знаний [4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|