Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психические процессы, обеспечивающие прием и переработку информации человеком

 

Знание физиологических особенностей работы анализаторных систем позволяет нам понять связь психики человека с внеш­ним миром, выяснить физиологические ограничения по приёму и преобразованию информации, определить основные законо­мерности функционирования первичных психологических меха­низмов работы мозга. Это существенно при решении задач про­ектирования систем и средств отображения информации, выбо­ре технических решений по организации рабочего места опера­тора, органов управления. Однако этого явно недостаточно для описания сложных психических процессов при принятии реше­ний в СЧМ. Для ответа на возникающие при этом вопросы обра­тимся к данным психологии, анализирующей специфику функ­ционирования психической сферы человека, его поведения в различных условиях деятельности.

При изучении психических явлений необходимо постоянно по­мнить об их неразрывной взаимосвязи, взаимовлиянии и целост­ности. Нет в чистом виде, например, такой категории, как «па­мять». Эти свойства проявляются в любом психическом процессе, но при изучении памяти намеренно выделяют задачи, акцентирую­щие данные свойства и позволяющие определить основные черты этого феномена. То же относится и ко всем остальным психичес­ким образованиям, вне зависимости от уровня их рассмотрения.

Анализ когнитивных процессов в психической сфере оператора строится в инженерной психологии на базе информационного подхода, в котором информационные процессы рассматривают­ся в «чистом виде», без учёта специфики их носителя, биологии и физики процессов. Это достаточно серьёзное допущение, так как оно, сильно упрощая реальную сложность работы человече­ского мозга, исключает многие существенные, важные в про­фессиональной деятельности, черты работы механизма психи­ческого регулирования. Вместе с тем наука не имеет более эф­фективных, чем информационный и системный подход, спосо­бов представления объектов организованной сложности, к кото­рым относится человек. Информационные представления позво­ляют использовать привычные для инженерного мышления ки­бернетические метафоры при анализе психики человека.

Одним из основных процессов, определяющих когнитивные спо­собности человека, является память. Она обеспечивает накоп­ление информации об окружающем мире, служит основой для реализации всех видов человеческой деятельности, обучения и развития человека. Механизмы памяти являются основой для функционирования всех физиологических и психических процессов, формирующихся в нервной системе.

Выделяют основные процессы памяти – запоминание, сохране­ние, забывание и восстановление (воспроизведение). В зависи­мости от уровня рассмотрения и выбранных оснований для классификации различают: память долговременную и кратко­временную; зрительную, слуховую, тактильную и т.д. [6].

Память является сквозным психическим процессом и проявляет­ся во всех явлениях психики независимо от уровня их рассмот­рения. В памяти отражаются все грани человеческого опыта – не только когнитивного (познавательного), но и эмоционально-волевого. Память обеспечивает существование человека во времени, возможность использовать знания о прошедшем для построения будущего.

Для инженерной психологии конструктивно понятие «оператив­ной памяти» – способности человека к запоминанию, сохране­нию и воспроизведению информации, перерабатываемой в оп­ределённой деятельности [6].

Оперативная память связана с кратковременной памятью – процессом непосредственного запоминания информации, за­висящим от характера запоминаемых стимулов, вида их орга­низации, значения для субъекта осуществляемой деятельнос­ти. По сравнению с понятием «объём кратковременной памя­ти», которое подразумевает количество объектов, свободно за­поминающихся в короткий промежуток времени, понятие «объ­ём оперативной памяти» подразумевает количество объектов, не только запоминающихся, но и использующихся, обрабаты­вающихся как поодиночке, так и между собой за этот промежу­ток времени.

Объём кратковременной памяти подчиняется закону Миллера[2] и равен «семь плюс минус два» одновременно действующих в со­знании структурированных фрагментов опыта. Правда, заметим, что это, строго говоря, не закон запоминания, а скорее объясни­тельная форма, свидетельствующая об ограниченных возмож­ностях человеческого сознания. В последнее время кратковре­менная память критикуется многими исследователями как недо­статочно строго определённое понятие.

При рассмотрении человека как системы переработки информа­ции выделяют декларативную, рабочую и процедурную память [6].

Декларативную память называют также долговременной, кон­цептуальной, вторичной или семантической памятью в зависи­мости от контекста и вкуса автора. Именно в ней хранятся дан­ные, необходимые для операторской деятельности.

Основная функция – запоминание входной информации. Объ­ём – практически неограниченный, связанный с процессами ди­намической организации информационных процессов. Содержи­мое – семантические, пространственные, акустические, двига­тельные, временные коды.

Информационные единицы – понятия, высказывания, схемы (фреймы, скрипты). Организация – иерархическая, в виде уз­лов и связей, допускаются неточные значения, предыдущий опыт, многоуровневость. Процессы запоминания – устное на­учение (по инструкциям), перекодировка.

Рабочая память – тождественна оперативной памяти.

Процедурная память – место хранения знания о том, как что-то можно сделать. Она является разновидностью декларативной памяти, отличается наличием в ней логических правил, позволя­ющих делать выводы о необходимых действиях с информацией в тех или иных ситуациях деятельности.

Особенности памяти оператора учитывают при организации сис­тем и средств СЧМ, обеспечивающих деятельность человека. Объём информации, предоставляемой оператору в рабочих ус­ловиях, не должен превосходить актуальных оперативных воз­можностей его памяти.

Память служит основой более сложных когнитивных образова­ний, на базе которых человек организует свою деятельность.

К ним относится мышление – психический процесс, являю­щийся формой опосредованного (в отличие от непосредствен­ного восприятия) отражения. Мышление имеет обобщённый характер, предполагающий отвлечение, абстрагирование от каких-либо свойств предметов, явлений, использует функции анализа и синтеза. Выявление и обобщение отношений меж­ду предметами и явлениями мира является сущностью мыш­ления [6].

Инженерную психологию интересует прежде всего «оператив­ное мышление» – процесс решения практических задач, в ре­зультате которого формируется модель предполагаемой дея­тельности и операции, позволяющие выполнить её эффективно.

Основными компонентами оперативного мышления являются:

ü структурирование – образование более крупных единиц действия путём связывания элементов ситуации между собой;

ü динамическое узнавание – узнавание частей конечной си­туации в исходной;

ü формирование алгоритма решения – выработка принци­пов и правил решения задачи, определение последовательности действий в каждом конкретном случае.

Отображение информации в СЧМ должно учитывать характери­стики мышления оператора. Для его эффективного функциони­рования необходимо обеспечить [6]:

ü полноту информации об отображаемом событии;

ü краткость и чёткость сигнала;

ü его правильность, отсутствие информации, влекущей к лож­ным выводам;

ü форму сигнала, которая должна указывать на его связь с дру­гими сигналами;

ü учёт опыта субъекта, полученного в аналогичных ситуациях.

Человек при решении тех или иных задач использует только ему присущую систему способов, приёмов действий, образующую его индивидуальный стиль. Стиль является образованием до­статочно устойчивым и часто служит характеристикой человека, отличающей его от других людей. Мы, например, часто говорим, что человек по стилю речи напоминает жителя Крыма, или Нов­города, или Вологды, подчёркивая присущие жителям этих мест особенности. Решение одной и той же задачи с равной эффек­тивностью может достигаться различными способами, одни из которых мы легко понимаем и принимаем, а другие для нас не­доступны и неудобны. Естественно, что при проектировании тех­нической среды необходимо учитывать индивидуальные особен­ности протекания процессов переработки информации операто­рами, позволяя им использовать при работе наиболее «удоб­ные» стили.

Понятие «стиля» было введено вначале в работах А.Адлера[3] в ка­честве глобального (всеохватывающего) психологического поня­тия, но затем его объём сузился до категории способов органи­зации познавательной деятельности – «когнитивных стилей», определяющих систему предпочтений человека при решении по­знавательных задач. В сущности, когнитивный стиль представ­ляет собой психический инструмент, с помощью которого чело­век решает задачи познания реальности и активного воздейст­вия на неё. Когнитивный стиль – довольно устойчивая характе­ристика психики, которая проявляется при решении широкого класса задач, связанных с интегральной обработкой поступаю­щей информации. Есть данные о том, что стилевые особенности человека формируются под действием культурной среды и явля­ются культурно-зависимыми. Утверждается, что каждая культу­ра ведёт к определённым формам когнитивной обработки ин­формации и формирует свои массовые формы менталитета или близкого к нему понятия сенсотипа.

К основателям теории когнитивных стилей относят Германа Вит­кина[4], который понимал под когнитивным стилем предпочитае­мый человеком способ когнитивного анализа и структурирова­ния своего окружения. Им выделены два основных стиля – гло­бальный и артикулированный. Человек с артикулированным сти­лем использует механизмы дифференциации и организации среды (он независим от поля ситуации), а с глобальным – идёт на поводу ситуации (зависим от поля).

В процессе решения познавательных задач человек проявляет свои способности к эффективной работе с информацией, её структурированием, порождением новых и нахождением точных решений и т.д. Эти когнитивные способности человека отраже­ны в понятиях «креативность» и «интеллект».

Под «креативностью» понимают способность человека к творче­ству, созданию новых продуктов деятельности, нестандартному мышлению и поведению, применению известных вещей и пред­метов в неочевидном смысле [6].

Креативность часто связывают с так называемым дивергент­ным мышлением [5]. Отмечается большое значение функцио­нальной асимметрии мозга и преобладающей деятельности правого полушария при решении творческих задач. Не обна­ружено однозначных связей между способностями к творче­ству и интеллектом. Человек с высоким интеллектом может быть совершенно беспомощен в решении творческих, напри­мер, изобретательских задач.

Дж. Гилфорд[6] предложил кубическую модель струк­туры интеллекта (рис.2), в которой выделяет четыре основных фактора креативности.

Рис. 2. Кубическая модель струк­туры интеллекта Дж. Гилфорда [7]

Факторы креативности:

1. «Оригинальность» – способность продуцировать необычные ответы, давать отдалённые ассоциации.

2. «Семантическая гибкость» – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3. «Образная адаптивная гибкость» – способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть в нём новые возможности.

4. «Семантическая спонтанная гибкость» – способность проду­цировать разнообразные идеи в свободной, без ограничений, ситуации.

Более сложные проявления креативности относят к творческому мышлению, выделяя четыре его стадии: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Отмечают большей частью неосознаваемый характер получения творческого продукта.

В инженерной психологии категория креативность практически не используется, хотя она позволяет получить ряд результатов, улучшающих деятельность оператора в условиях частой смены вида работы и неопределённости.

Трудно встретить более понятное для всех и неопределённое в научном плане явление, чем интеллект. Большинство из нас связывают его с «количеством ума». Низкий интеллект означа­ет, что мы рождены с «небольшим» умом, а высокий – что у нас высокий уровень развития. Однако не всё так однозначно, и можно лишь говорить о том, что люди различаются между собой по своим возможностям, безошибочному восприятию и обработ­ке информации, принятию правильных решений, способности быть осведомлёнными и сообразительными, что и составляет содержание этого понятия.

Наиболее формально точное определение в данном случае: ин­теллект – это то, что измеряют интеллектуальные тесты – груп­па задач с переменной сложностью, успехи в решении которых свидетельствуют о наличии или отсутствии ума. В таком опреде­лении интеллект сильно зависит от процедуры его измерения.

Существует ещё ряд популярных определений интеллекта [6]:

ü мыслительная способность человека, его умственное начало;

ü общая способность к познанию и решению проблем, опреде­ляющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;

ü система всех познавательных способностей индивида;

ü способность создавать алгоритм решения задачи;

ü структурирование отношений между средой и организмом.

Интеллектуальные функции оператора в экстремальных условиях сильно ограничены, и техническая система должна быть спроекти­рована с учётом общего снижения требований к оператору.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...