Психические процессы, обеспечивающие прием и переработку информации человеком
Знание физиологических особенностей работы анализаторных систем позволяет нам понять связь психики человека с внешним миром, выяснить физиологические ограничения по приёму и преобразованию информации, определить основные закономерности функционирования первичных психологических механизмов работы мозга. Это существенно при решении задач проектирования систем и средств отображения информации, выборе технических решений по организации рабочего места оператора, органов управления. Однако этого явно недостаточно для описания сложных психических процессов при принятии решений в СЧМ. Для ответа на возникающие при этом вопросы обратимся к данным психологии, анализирующей специфику функционирования психической сферы человека, его поведения в различных условиях деятельности. При изучении психических явлений необходимо постоянно помнить об их неразрывной взаимосвязи, взаимовлиянии и целостности. Нет в чистом виде, например, такой категории, как «память». Эти свойства проявляются в любом психическом процессе, но при изучении памяти намеренно выделяют задачи, акцентирующие данные свойства и позволяющие определить основные черты этого феномена. То же относится и ко всем остальным психическим образованиям, вне зависимости от уровня их рассмотрения. Анализ когнитивных процессов в психической сфере оператора строится в инженерной психологии на базе информационного подхода, в котором информационные процессы рассматриваются в «чистом виде», без учёта специфики их носителя, биологии и физики процессов. Это достаточно серьёзное допущение, так как оно, сильно упрощая реальную сложность работы человеческого мозга, исключает многие существенные, важные в профессиональной деятельности, черты работы механизма психического регулирования. Вместе с тем наука не имеет более эффективных, чем информационный и системный подход, способов представления объектов организованной сложности, к которым относится человек. Информационные представления позволяют использовать привычные для инженерного мышления кибернетические метафоры при анализе психики человека.
Одним из основных процессов, определяющих когнитивные способности человека, является память. Она обеспечивает накопление информации об окружающем мире, служит основой для реализации всех видов человеческой деятельности, обучения и развития человека. Механизмы памяти являются основой для функционирования всех физиологических и психических процессов, формирующихся в нервной системе. Выделяют основные процессы памяти – запоминание, сохранение, забывание и восстановление (воспроизведение). В зависимости от уровня рассмотрения и выбранных оснований для классификации различают: память долговременную и кратковременную; зрительную, слуховую, тактильную и т.д. [6]. Память является сквозным психическим процессом и проявляется во всех явлениях психики независимо от уровня их рассмотрения. В памяти отражаются все грани человеческого опыта – не только когнитивного (познавательного), но и эмоционально-волевого. Память обеспечивает существование человека во времени, возможность использовать знания о прошедшем для построения будущего. Для инженерной психологии конструктивно понятие «оперативной памяти» – способности человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, перерабатываемой в определённой деятельности [6]. Оперативная память связана с кратковременной памятью – процессом непосредственного запоминания информации, зависящим от характера запоминаемых стимулов, вида их организации, значения для субъекта осуществляемой деятельности. По сравнению с понятием «объём кратковременной памяти», которое подразумевает количество объектов, свободно запоминающихся в короткий промежуток времени, понятие «объём оперативной памяти» подразумевает количество объектов, не только запоминающихся, но и использующихся, обрабатывающихся как поодиночке, так и между собой за этот промежуток времени.
Объём кратковременной памяти подчиняется закону Миллера[2] и равен «семь плюс минус два» одновременно действующих в сознании структурированных фрагментов опыта. Правда, заметим, что это, строго говоря, не закон запоминания, а скорее объяснительная форма, свидетельствующая об ограниченных возможностях человеческого сознания. В последнее время кратковременная память критикуется многими исследователями как недостаточно строго определённое понятие. При рассмотрении человека как системы переработки информации выделяют декларативную, рабочую и процедурную память [6]. Декларативную память называют также долговременной, концептуальной, вторичной или семантической памятью в зависимости от контекста и вкуса автора. Именно в ней хранятся данные, необходимые для операторской деятельности. Основная функция – запоминание входной информации. Объём – практически неограниченный, связанный с процессами динамической организации информационных процессов. Содержимое – семантические, пространственные, акустические, двигательные, временные коды. Информационные единицы – понятия, высказывания, схемы (фреймы, скрипты). Организация – иерархическая, в виде узлов и связей, допускаются неточные значения, предыдущий опыт, многоуровневость. Процессы запоминания – устное научение (по инструкциям), перекодировка. Рабочая память – тождественна оперативной памяти. Процедурная память – место хранения знания о том, как что-то можно сделать. Она является разновидностью декларативной памяти, отличается наличием в ней логических правил, позволяющих делать выводы о необходимых действиях с информацией в тех или иных ситуациях деятельности.
Особенности памяти оператора учитывают при организации систем и средств СЧМ, обеспечивающих деятельность человека. Объём информации, предоставляемой оператору в рабочих условиях, не должен превосходить актуальных оперативных возможностей его памяти. Память служит основой более сложных когнитивных образований, на базе которых человек организует свою деятельность. К ним относится мышление – психический процесс, являющийся формой опосредованного (в отличие от непосредственного восприятия) отражения. Мышление имеет обобщённый характер, предполагающий отвлечение, абстрагирование от каких-либо свойств предметов, явлений, использует функции анализа и синтеза. Выявление и обобщение отношений между предметами и явлениями мира является сущностью мышления [6]. Инженерную психологию интересует прежде всего «оперативное мышление» – процесс решения практических задач, в результате которого формируется модель предполагаемой деятельности и операции, позволяющие выполнить её эффективно. Основными компонентами оперативного мышления являются: ü структурирование – образование более крупных единиц действия путём связывания элементов ситуации между собой; ü динамическое узнавание – узнавание частей конечной ситуации в исходной; ü формирование алгоритма решения – выработка принципов и правил решения задачи, определение последовательности действий в каждом конкретном случае. Отображение информации в СЧМ должно учитывать характеристики мышления оператора. Для его эффективного функционирования необходимо обеспечить [6]: ü полноту информации об отображаемом событии; ü краткость и чёткость сигнала; ü его правильность, отсутствие информации, влекущей к ложным выводам; ü форму сигнала, которая должна указывать на его связь с другими сигналами; ü учёт опыта субъекта, полученного в аналогичных ситуациях. Человек при решении тех или иных задач использует только ему присущую систему способов, приёмов действий, образующую его индивидуальный стиль. Стиль является образованием достаточно устойчивым и часто служит характеристикой человека, отличающей его от других людей. Мы, например, часто говорим, что человек по стилю речи напоминает жителя Крыма, или Новгорода, или Вологды, подчёркивая присущие жителям этих мест особенности. Решение одной и той же задачи с равной эффективностью может достигаться различными способами, одни из которых мы легко понимаем и принимаем, а другие для нас недоступны и неудобны. Естественно, что при проектировании технической среды необходимо учитывать индивидуальные особенности протекания процессов переработки информации операторами, позволяя им использовать при работе наиболее «удобные» стили.
Понятие «стиля» было введено вначале в работах А.Адлера[3] в качестве глобального (всеохватывающего) психологического понятия, но затем его объём сузился до категории способов организации познавательной деятельности – «когнитивных стилей», определяющих систему предпочтений человека при решении познавательных задач. В сущности, когнитивный стиль представляет собой психический инструмент, с помощью которого человек решает задачи познания реальности и активного воздействия на неё. Когнитивный стиль – довольно устойчивая характеристика психики, которая проявляется при решении широкого класса задач, связанных с интегральной обработкой поступающей информации. Есть данные о том, что стилевые особенности человека формируются под действием культурной среды и являются культурно-зависимыми. Утверждается, что каждая культура ведёт к определённым формам когнитивной обработки информации и формирует свои массовые формы менталитета или близкого к нему понятия сенсотипа. К основателям теории когнитивных стилей относят Германа Виткина[4], который понимал под когнитивным стилем предпочитаемый человеком способ когнитивного анализа и структурирования своего окружения. Им выделены два основных стиля – глобальный и артикулированный. Человек с артикулированным стилем использует механизмы дифференциации и организации среды (он независим от поля ситуации), а с глобальным – идёт на поводу ситуации (зависим от поля). В процессе решения познавательных задач человек проявляет свои способности к эффективной работе с информацией, её структурированием, порождением новых и нахождением точных решений и т.д. Эти когнитивные способности человека отражены в понятиях «креативность» и «интеллект». Под «креативностью» понимают способность человека к творчеству, созданию новых продуктов деятельности, нестандартному мышлению и поведению, применению известных вещей и предметов в неочевидном смысле [6].
Креативность часто связывают с так называемым дивергентным мышлением [5]. Отмечается большое значение функциональной асимметрии мозга и преобладающей деятельности правого полушария при решении творческих задач. Не обнаружено однозначных связей между способностями к творчеству и интеллектом. Человек с высоким интеллектом может быть совершенно беспомощен в решении творческих, например, изобретательских задач. Дж. Гилфорд[6] предложил кубическую модель структуры интеллекта (рис.2), в которой выделяет четыре основных фактора креативности. Рис. 2. Кубическая модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда [7] Факторы креативности: 1. «Оригинальность» – способность продуцировать необычные ответы, давать отдалённые ассоциации. 2. «Семантическая гибкость» – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование. 3. «Образная адаптивная гибкость» – способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть в нём новые возможности. 4. «Семантическая спонтанная гибкость» – способность продуцировать разнообразные идеи в свободной, без ограничений, ситуации. Более сложные проявления креативности относят к творческому мышлению, выделяя четыре его стадии: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Отмечают большей частью неосознаваемый характер получения творческого продукта. В инженерной психологии категория креативность практически не используется, хотя она позволяет получить ряд результатов, улучшающих деятельность оператора в условиях частой смены вида работы и неопределённости. Трудно встретить более понятное для всех и неопределённое в научном плане явление, чем интеллект. Большинство из нас связывают его с «количеством ума». Низкий интеллект означает, что мы рождены с «небольшим» умом, а высокий – что у нас высокий уровень развития. Однако не всё так однозначно, и можно лишь говорить о том, что люди различаются между собой по своим возможностям, безошибочному восприятию и обработке информации, принятию правильных решений, способности быть осведомлёнными и сообразительными, что и составляет содержание этого понятия. Наиболее формально точное определение в данном случае: интеллект – это то, что измеряют интеллектуальные тесты – группа задач с переменной сложностью, успехи в решении которых свидетельствуют о наличии или отсутствии ума. В таком определении интеллект сильно зависит от процедуры его измерения. Существует ещё ряд популярных определений интеллекта [6]: ü мыслительная способность человека, его умственное начало; ü общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; ü система всех познавательных способностей индивида; ü способность создавать алгоритм решения задачи; ü структурирование отношений между средой и организмом. Интеллектуальные функции оператора в экстремальных условиях сильно ограничены, и техническая система должна быть спроектирована с учётом общего снижения требований к оператору.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|