Проблема надежности человека в деятельности
Проблема надежности человека привлекла к себе повышенное внимание и приобрела определенные очертания как самостоятельная область исследований в связи с развитием техники, систем автоматизированного управления производством и появлением операторского вида трудовой деятельности. Известно, что наиболее характерной чертой операторской деятельности является опосредованное восприятие внешнего мира и управляемого объекта с помощью информационной модели. Кодирование информации на средствах ее отображения, использование систем автоматизации, лишает человека целого ряда существенных натуральных признаков объектов управления, затрудняет формирование адекватного психического образа объекта и ситуации. Передача ряда функций информационной подготовки решения и управления объектом автоматическим устройствам повышает значимость контроля за их работой, что обусловливает необходимость сохранения высокой бдительности и готовности вмешательства в управление. Использование в системах управления разнокодовой информации, ее представление на ограниченном пространстве приборов в дискретном или совмещенном режиме отражаются на процессах формирования и актуализации оперативных психических образов, их интерференции, взаимной индукции или дискоординации, что в конечном итоге определяет уровень устойчивости функционирования профессионально значимых психических качеств и работоспособности оператора. Конкретные направления изучения надежности человека-оператора в значительной мере обусловлены характером аварийности на транспорте, производстве, в энергетике, а также насущными задачами обеспечения безопасности труда. Существенное влияние на содержание этих исследований оказывают и положения ряда концепций, разработанных в психологии, а именно о системной организации операторской деятельности, о регулирующей роли психического образа, о «личном» и «человеческом» факторе, о психологической системе деятельности и некоторые другие [1].
Основные психологические особенности операторской деятельности были предметом всестороннего изучения на протяжении последних нескольких десятилетий. В большинстве этих работ проблема надежности человека-оператора в прямой постановке специально не изучалась, хотя ряд рассматриваемых в них вопросов имели связь с показателями надежности человека-оператора и систем управления в целом. В исследованиях категория надежности чаще всего использовалась как результирующая характеристика деятельности человека-оператора или работы всей системы управления. Однако, не вызывает сомнения, что для изучения надежности человека-оператора, ее влияния на эффективность и качество работы конкретной системы управления необходимо исследование тех факторов, которые характеризуют процессуальные особенности операторской деятельности и функциональные проявления трудовой активности человека в этих условиях. Очевидно, что знание функциональных особенностей трудовых процессов, закономерностей проявления и обеспечения рабочей активности человека-оператора, механизмов регуляции его поведения и состояния в экстремальных условиях позволит не только оценить уровень надежности деятельности, но и обосновать конкретные рекомендации по поддержанию ее на требуемом уровне. Надежность деятельности человека-оператора связана с категорией эффективности деятельности, влияя на ее результирующие показатели. Однако она в большей степени отражает процессуальную характеристику качества деятельности и при определенных условиях снижение надежности трудового процесса может существенно не отражаться на конечных результатах деятельности.
Понятие «надежность» возникло как одна из основных характеристик технических средств деятельности. Объективными причинами постановки проблемы надежности явился непрерывный рост сложности технических средств, повышение ответственности функций, выполняемых ими и их отдельными элементами, расширение диапазона и одновременное усложнение условий их эксплуатации [1]. В наиболее общем виде надежность обычно определяют как вероятность успешного выполнения задания. В технике под надежностью понимают свойства объекта сохранять в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях. Понятие надежности технических средств входит составной частью в категорию «качества», так же как определение надежности человека-оператора в понятие «совокупное профессиональное качество» [1]. Надежность, качество, совокупное профессиональное качество являются свойствами системы (или ее составных частей), которые определяются через категорию состояний, а состояние оценивается по тому, насколько в данный момент времени человек-оператор или система управления удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним. Требования могут быть постоянными или изменяющимися во времени в зависимости от некоторых определяющих условий. Б.Ф. Ломовым понятие надежность рассматривается с качественной и количественной стороны. «Как качественная характеристика надежность есть способность системы (или ее звена, детали) выполнять требуемые функции в заданный интервал времени. В количественном определении надежность есть вероятность того, что система или ее элемент будут выполнять требуемые функции удовлетворительно в течение заданного времени и в заданных условиях» [4]. Включение человека в работу систем управления в качестве его регулирующего контура определяет зависимость эффективности и качества функционирования системы от своевременности, точности и безошибочности выполнения человеком-оператором возложенных на него функций в заданных условиях деятельности.
Существует ряд определений понятия надежность деятельности человека применительно к его операторским функциям. Она рассматривается как [1]: ü свойство человека, характеризующее его способность безотказно выполнять деятельность в течение определенного времени при заданных условиях; ü свойство качественно выполнять трудовую деятельность в течение определенного времени при заданных условиях; ü способность сохранять требуемое качество в установленных условиях в течение заданного времени и другие. В этих определениях основное внимание обращается на проявления надежности, на качество выполнения задания, на отклонения показателей деятельности от требуемых значений. Показатель безотказности определяет свойство оператора сохранять заданный уровень работоспособности в течение некоторого времени до наступления устойчивого его отказа в продолжении деятельности. Безошибочность характеризуется мерой устойчивой работоспособности на протяжении заданного рабочего цикла и выражается вероятностью безошибочной работы, которая вычисляется на уровне как отдельной операции, так и алгоритма в целом. Восставливаемость отражает скорость и полноту восстановления требуемого уровня работоспособности при наступлении временных отказов в деятельности. Введение этого показателя связано также с возможностью самоконтроля оператором своих действий и исправлением допущенных ошибок. Показатель своевременности действия оператора основан на оценке продолжительности, скорости достижения определенной цели, нарушение которых рассматривается как ошибка. Готовность, то есть способность переходить в рабочее состояние в нужный момент, рассматривается как самостоятельный компонент надежности. В психологическом плане состояние готовности отражает процесс осознания целей деятельности, осмысливания и оценки условий предстоящих действий, актуализации опыта в решении аналогичных задач, прогнозирования собственных возможностей, мобилизации сил в соответствии с условиями и целями деятельности. Одним из наиболее важных является вопрос о критериях надежности человека. Поиски этих критериев предполагают изучение не только наличных, но и потенциальных качеств человека, анализ его резервов, которые изменяются в процессе жизни и деятельности. Как отмечает Б.Ф. Ломов, сложности в поиске этих критериев обусловливаются ограниченной возможностью использования для этой цели аналитических данных и необходимостью учета динамического взаимодействия ансамбля функций. Чрезвычайно трудным является также выявление степени устойчивости той или иной функции, качества, свойства человека-оператора [4].
В оценке надежности деятельности человека-оператора важным является определение ее психофизиологической «цены». Понятие «цены» деятельности большинством исследователей рассматривается как мера адаптации человека к условиям, характеризующим трудовой процесс, то есть степень напряжения регуляторных механизмов и величина расхода функциональных резервов организма [1]. Таким образом, под «ценой» деятельности авторы понимается степень изменения в ходе деятельности соотношения между текущим, исходным и предельным состояниями функциональных систем организма, которые являются ведущими для обеспечения данной деятельности. Надежность деятельности человека-оператора характеризуется не только системой различных ее показателей (безопасность, безошибочность, своевременность, восстанавливаемость и т. д.), но также различными ее видами, которые определяются ведущими целями и критериями оценки. В связи с тем, что основное содержание понятия «надежность» определяется ее процессуальными характеристиками, отражающими особенности механизмов ее регуляции, и результирующими показателями, свидетельствующими об уровне, степени устойчивости, стабильности профессиональных параметров деятельности нами предложено в исследовательских целях различать «профессиональную» и «функциональную» надежность.
Вопросы для самопроверки: 1. Объясните своими словами основную идею теории информации К. Шеннона. 2. По каким признакам можно классифицировать информацию? Приведите примеры для каждой классификации. 3. Какие существуют основные подходы к рассмотрению информации? Охарактеризуйте каждый из них. 4. Какие виды памяти выделяют при рассмотрении человека как системы переработки информации? Назовите особенности каждого вида памяти. 5. Перечислите основные компоненты оперативного мышления. 6. Какие основные факторы креативности выделяет Дж. Гилфорд в кубической модели структуры интеллекта?
7. Что представляет собой понятие надежности деятельности человека применительно к его операторским функциям? Литература: 1. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность. Человек в системе управления техникой. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. – 288 с. 2. Галактионов А.И.Основы инженерно-психологического проектирования АСУ ТП. – М.: Энергия, 1978. – 215 с. 3. Душков Б.А. Основы инженерной психологии. – М.: Высшая школа, 2002. – 390 с. 4. Ломов Б.Ф. Человек и техника. – М.: Советское радио, 1966. – 464 с. 5. Никитина Е.В. Психология труда и инженерная психология. – М.: СГУ, 2001. – 60 с. 6. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 176 с. 7. http://ru.wikipedia.org/wiki
.
[1] Клод Элвуд Шеннон (1916-2001) – американский инженер и математик, основатель теории информации [7]. [2] Закон Миллера – закономерность, обнаруженная американским ученым психологом Джорджем Миллером, согласно которой кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить 7±2 элементов [7]. [3] Алфред Адлер (1870-1937) – австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии [7]. [4] Герман Виткин (1916-1979) – американский психолог, специализировался в исследовании высшей когнитивной деятельности и педагогической психологии [7]. [5] Дивергентное мышление – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы [7]. [6] Джой Пол Гилфорд (1897-1987) – американский психолог, создатель модели структуры интеллекта [7].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|