Теневая экономика как экономико-правовая категория
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Теневая экономика - одно из сложнейших социальных явлений. Она пронизывает все сферы экономики: производство и потребление, распределение и обмен. У нее нет пространственных границ. Теневая экономика поразила практически все страны мира: развитые и развивающиеся. Не случайно ее формы проявления многообразны, и в определении теневой экономики исследователями дается весьма широкий и разноплановый спектр характеристик. Криминальная, подпольная, черная, серая, вторая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная, государственно - монополистически - феодальная, частнокапиталистическая - вот далеко не полный перечень ее синонимов. Одно их перечисление позволяет предположить, что пока еще не удалось выработать достаточно убедительную, общепринятую трактовку категории теневая экономика. Изучение литературы показывает, что сегодня можно выделить три основных концептуальных подхода в понимании содержания теневой экономики. Назовем их "юридический", "квази-экономический" и "экономический" подходы. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, дающие возможность автору данной работы обосновывать четвертый подход - "экономико-правовой". Господствующие позиции занимает юридический подход. Он был сформирован во второй половине 80-х годов усилиями Сергеева А.А., Яковлева А.М., Корягиной Т.И., Шохина А.Н. и др. [3]При всем разнообразии конкретных определений в основу выделения теневой экономики был положен правовой критерий. Под теневой экономикой понималась экономическая деятельность вне законных рамок и не отражающаяся в официальной статистической отчетности.
Юридический подход в трактовке содержания теневой экономики был взят за основу разработчиками Программы "500 дней". "Применительно к целям настоящей Программы теневая экономика, - писали авторы, - определяется как не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления, общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах"[4]. При всем богатстве приведенного определения теневой экономики ключевыми моментами в ее вычленении являются два положения - "не контролируемое обществом" и "скрываемые от органов государственного управления, общественности" социально-экономические отношения, т.е. экономические деяния, находящиеся вне официального права. Юридическая концепция теневой экономики сохраняет доминирующие позиции и сегодня. Она вошла в ряд учебников, учебных пособий и исследований прикладного характера.[5] Ее разделяют основные докладчики В.Исправников, П.Ореховский научной конференции "Теневая экономика (экономические, социальные и правовые аспекты)", проходившей 9 июня 1996 года в Московском доме ученых, организованной Институтом труда Министерства труда РФ, Академией экономических наук и предпринимательской деятельности России, Вольным экономическим обществом и рядом других учредителей. "Теневая экономика, - подчеркивает В. Исправников, - это экономика, функционирующая вне правового поля". Аналогичную позицию на конференции отстаивал и П.Ореховский. Под теневой экономикой он понимает "сферу нерегистрируемых сделок"[6]. А в одной из своих ранее опубликованных статей П.Ореховский еще более четко обосновывает юридический критерий определения теневой экономической деятельности. "Теневая экономика, - пишет он, - представляет собой определенную аномалию: ее конституирующий признак - отсутствие регистрации сделок - однозначно выражает выпадение из принятых рамок правового и административного регулирования"[7].
Юридическое понимание содержания теневой экономической деятельности легло в основу первого монографического исследования по проблемам теневой экономики в России, осуществленного О.В.Исправниковым и В.В.Куликовым. "Теневая составляющая экономики, - пишут авторы монографии, это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля"[8]. Чем же объясняется столь широкое распространение в научной литературе и такая устойчивость юридического подхода в трактовке содержания теневой экономики, несмотря на его очевидно монистический характер, подчеркивающий весьма сомнительное для материалистического понимания социально-экономических процессов утверждение о ведущем характере права в формировании теневой экономики? Нам представляется тремя главными обстоятельствами. Во-первых, относительной истинностью даваемых определений. Безусловно правы все сторонники юридического подхода в том, что в каждый данный момент времени, с позиции статики, теневая экономика выделяется из общего массива экономической деятельности по правовому критерию, по действующим нормам права. В этом смысле чрезвычайно удачным является устоявшийся термин "теневая экономика", показывающий, что подавляющее большинство современных форм экономической жизни имеют собственную тень. Как справедливо заметил О.Осипенко, "даже такая, на первый взгляд, безобидная и "неоттеняемая" область, как социальное обеспечение, имеет "двойника". Впрочем, "двойника" экзотического - в виде небезызвестных "общаков", т.е. фондов, создающихся в преступных структурах для материальной поддержки находящихся в местах лишения свободы (или в "бегах") исполнителей, а чаще - руководителей и генераторов замыслов и членов их семей"[9].
Употребленное словосочетание "относительная истинность" означает следующее. Пользуясь языком математики, можно сказать, что правовой критерий в определении содержания теневой экономики является необходимым условием, но не достаточным. Остается неясной социальная сущность той части экономики, которая названа теневой. Или, другими словами, почему определенные виды экономической деятельности запрещены законами или уходят из-под общественного контроля? С точки зрения общественного развития, социально-экономической динамики обществу нередко приходится решать дилемму: либо борьба с "экономической тенью", либо изменение социальных норм, регулирующих экономическую деятельность. В целом ряде случаев приходится идти по пути трансформации социальных норм, и тогда истинность юридического подхода в трактовке содержания теневой экономики со всей очевидностью становится ограниченной, относительной. Он не дает практических рекомендаций по совершенствованию законодательства. Во-вторых, нельзя не учитывать и такой момент, на который ссылаются многие отечественные авторы, что правовое понимание содержания анализируемой категории присуще зарубежным исследователям. Действительно, например, К.Макконнелл и С.Брю, авторы популярного в американских колледжах и университетах учебника "Экономикс", излагая проблему теневой экономики, которую они называют подпольной экономикой, сводят ее содержание к однозначной трактовке, как нелегальной, не учитываемой официальной статистикой экономической деятельности[10]. Безусловно, позиция западных ученых усиливает устойчивость юридической интерпретации сущности теневой экономики в отечественных исследованиях, но в то же время ясно, что подобные доводы вторичны и они не могут служить истинным целям научного анализа. Третье обстоятельство, определившее доминирующее положение юридического концептуального подхода, - простота и удобство практического применения юридических определений теневой экономики. Действительно, можно ли сформулировать более простую дефиницию, чем та, которую дают его сторонники: теневая экономика - это экономика, функционирующая вне правого поля? Наверное, нет. Она понятна и легко применима в деятельности работников, например, правоохранительных органов, которым чаще всего приходится сталкиваться с проявлениями теневой экономики. Однако, с научных позиций, это кажущаяся простота. Отстаивание юридического концептуального подхода с неизбежностью приводит в рамки тупиковой, так называемой позитивистской, юриспруденции. Право для этой школы - "продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе"[11]. Утвердившаяся на протяжении трех четвертей XX века в России практика тоталитарного государственного переустройства экономической жизни привела, в частности, к тому, что общественно полезные виды деятельности, те, которые получили название "второй" экономики (индивидуальная трудовая деятельность, мелкогрупповое производство - артели, небольшие кооперативы), были загнаны в тень, стали вынужденно нелегальными[12].
Таким образом, сведение сущности теневой экономики лишь к уголовно-правовым, гражданско-правовым и хозяйственно-правовым оценкам методологически ограничено и может привести к серьезным социальноэкономическим просчетам и издержкам. Юридические функции права в сфере экономики - охрана и регуляция экономических отношений, т.е. защита общества от социально опасных экономических проявлений и направление совершенствования экономики в сторону желаемых социальных целей. Для того, чтобы право удерживало вектор экономического развития, необходимы политико-экономические критерии содержания теневой экономики. Первые попытки в этой области, на наш взгляд, не увенчались успехом. Их авторы либо вернулись в лоно юридического подхода, либо сохранили свою ошибочную точку зрения. Поэтому политико-экономические разработки содержания теневой экономики рассматриваемых ниже исследователей мы называем "квазиэкономическим" концептуальным подходом. В этом отношении прежде всего обращает на себя внимание статья О.Осипенко, опубликованная в 1989 году в журнале "Экономические науки" под названием "Теневая экономика: попытка политико-экономического анализа". Автор попытался доказать, что теневая экономика представляет собой сектор экономики, охватывающий "переплетение самых различных типов производственных отношений": феодальных, государственно - монополистически-феодальных и частнокапиталистических, антагонистических социалистическому укладу[13].
Феодальный тип хозяйствования, по мнению О.Осипенко, характерен экономическим отношениям внутри организованных преступных кланов, о чем свидетельствует не только общая иерархичность взаимоотношений, но и монопольно - рентный механизм распределения доходов (скажем, взятки или "обмерно - обвесные" доходы в низовом звене перераспределяются "наверх" по неким особым властно-ранговым нормативам). "Государственно - монополистически-феодальный" тип предпринимательства возникает, когда происходит сращивание этих кланов с официальным институтом власти. Частнокапиталистическое предпринимательство О.Осипенко связывает с наркобизнесом и стихийной незаконной индивидуально-артельной деятельностью. Позицию О.Осипенко поддержали Ю.Козлов, В.Мурашов, А.Шулус и др. Однако они сделали важные уточнения. Так, А.Шулус считает, что в выделенной триаде, переплетении "сложной совокупности разнотипных производственных отношений", доминанта принадлежит капиталистическому укладу. "Теневую экономику, - пишет А.Шулус, - я определяю прежде всего как подпольный капитализм"[14]. Еще более жесткую позицию занял В.Мурашов, приняв участие в обсуждении проблем организованной преступности на заседании "круглого стола" издательства "Юридическая литература". "По существу, организованная преступность, - утверждал он, - это система альтернативных социалистическим социально-экономических и других отношений, базирующихся на капиталистическом способе производства и распределения, т.е. основанная на наличии и функционировании капитала и рыночных экономических отношений"[15]. Итак, налицо была предпринята попытка определить содержание теневой экономики с классовых, марксистско-ленинских позиций. Теневую экономику указанные авторы стали представлять в качестве капиталистического уклада. И здесь возникли два сложных момента. Первый - ситуационный. Напомню, что работы были написаны в 1989-1990 годах. В стране еще продолжалась перестройка "социалистического способа производства" и хотя многие табу были сняты, но далеко еще не все. Постановка диагноза о капиталистическом характере теневой экономики недвусмысленно призывала к острой классовой борьбе. Брошенный вызов был принят. А.Сергеев в 1990 году выступил с бескомпромиссной статьей по проблемам теневой экономики под характерным для представителей ортодоксального марксизма-ленинизма заголовком "Пир состояться не должен!" Социальный смысл опубликованного материала сводился к призыву - "Враг не пройдет!" "Наш призыв к борьбе не на жизнь, а на смерть с "теневой" экономикой, - писал А.Сергеев, - не нагнетание страстей, не охота за ведьмами. Указывая на "теневую" экономику как на главного врага перестройки, мы исходим из того, что первая является по сути подпольным капитализмом, противоположным социализму в его ленинском понимании"[16]. Реальное обострение классовой борьбы, возврат в прошлое явно не входило в замыслы авторов "квазиэкономического" подхода, относивших себя к реформаторам. Второй сложный и главный момент, препятствующий признанию общественностью "квазиэкономического" подхода трактовки теневой экономики, - теоретический. Дело в том, что теневая экономика - явление интернациональное, объективно присущее и рыночному хозяйству, которое мы привыкли называть капиталистическим способом производства. Теневая экономика существует во всех развитых и развивающихся странах мира. Применительно к условиям этих стран предложенный О.Осипенко политико-экономический подход в трактовке ее содержания вообще не работал. В странах Запада теневая экономика по своему социально-экономическому типу совпадает с экономикой официальной. Со всей очевидностью "квазиэкономический" подход не учитывает нечто сущностно общее, которое должно быть присуще теневой экономике во всех формах ее проявления. Видимо, поэтому уже через год в статье "К анализу феномена "черного рынка" О.Осипенко фактически уходит от своей концепции содержания теневой экономики в лоно юридического подхода, определяя теневую экономику как несанкционированную хозяйственную деятельность[17]. Еще одно "квазиэкономическое" толкование теневой экономики с попыткой уйти от "заидеологизированности" дефиниции О.Осипенко предложил В.В.Колесников в монографии "Экономическая преступность и рыночные реформы: политико-экономические аспекты", опубликованной в 1994 году. Политико-экономический подход к исследованию феномена теневой экономики должен, по его мнению, включать "как минимум два момента". Во-первых, теневую экономику следует рассматривать как "некую сферу экономической деятельности и специфическую структуру", включающую совокупность элементов, присущих и традиционным экономическим системам (производственный и технический потенциал, инфраструктуру, включая транспорт, средства связи и коммуникации, сервисную сферу, инвестиционную, финансово-кредитную и др.). Во-вторых, теневая экономика есть "определенная система базисных отношений", тесно переплетающихся с социально-политическими, политико-правовыми и другими отношениями, присущими этому явлению[18]. Как видим, В.Колесников, используя общеметодологический политико-экономический подход, рассматривающий любое экономическое явление как совокупность производительных сил и производственных отношений, лишь указывает на наличие отличительных особенностей теневой экономической деятельности, используя выражения "некая сфера", "специфическая структура", "определенная система". Именно так, неопределенно, В. Колесников формулирует политико-экономическую, с его точки зрения, дефиницию теневой экономики. "Теневая экономика, - пишет он, - это специфическая сфера экономической деятельности, с присущими (разрядка наша. - К.П.) ей структурой и системой экономических отношений"[19]. Как же рассматривает автор приведенного выше определения столь настойчиво повторяемое положение о специфике теневой экономической деятельности? "Ее специфика, - пишет В.Колесников, - состоит в нелегальности, неофициальности, неизученности, а в определенной части и криминальном характере экономической деятельности и возникающих в процессе ее отношений, и в сокрытии от государства получаемых в результате доходов"[20]. Как видим, вновь дается юридическое определение теневой экономики. Ведь выделенные В.Колесниковым признаки теневой экономической деятельности: нелегальность, неофициальность, криминальный характер и сокрытие доходов - как раз и означают, что теневая экономика - это экономика, функционирующая вне правового поля. Что же касается отмеченного признака - неизученность, то его нельзя отнести к специфическому параметру теневой экономики. Он, наоборот, является общим свойством и теневой, и официальной экономики, иначе вообще исчезла бы необходимость существования экономической науки. Тайна экономической сущности категории теневая экономика была приоткрыта К.А.Улыбиным и Ю.П.Курочкиным - авторами "экономического" подхода ее трактовки. Ключ был найден не в специфике теневых экономических отношений, а в специфике результатов теневой экономической деятельности. "Теневая экономика... - пишет К.А.Улыбин, - включает в себя все те виды деятельности, которые имеют негативный, деструктивный, дефективный характер, которые наносят вред обществу и его членам"[21]. Аналогичная точка зрения развивается и Ю.П.Курочкиным. Теневую экономику он называет "деструктивным элементом экономики"[22]. Таким образом, деструктивный или общественно полезный характер результатов экономической деятельности является исходным и определяющим критерием отнесения ее различных видов к теневой или нетеневой экономике. Достоинство экономического подхода в трактовке содержания теневой экономики, на наш взгляд, очевидно. Он позволяет объективизировать процесс ее выявления. Становящиеся деструктивные, разрушительные элементы развивающегося способа производства определяют необходимость правового регулирования деструктивной экономической деятельности. Однако в концепции содержания теневой экономики, предложенной К.А.Улыбиным и Ю.П.Курочкиным, есть и недостатки. Одна их часть связана с недостаточной разработанностью проблемы, с необходимостью дальнейшего развития предложенного подхода. Прежде всего, это касается соотношения понятий "теневая экономика" и "деструктивная экономика". Авторы экономического подхода фактически ставят знак равенства между ними, рассматриваю) их как тождественные, идентичные явления. В реальной же жизни существует много различных видов экономической деятельности, приносящих не только пользу, но и вред обществу. Тем не менее их не включают в сферу теневой экономики. К таким видам экономической деятельности относится значительная часть общественного производства, основанного на индустриальных технологиях, несущая в себе как конструктивное, так и деструктивное начало. Аморфным и неопределенным выглядит и введенное К.А.Улыбиным в определение теневой экономики положение о "нанесении вреда обществу и его членам". К элементам заидеологизированности подхода К.А.Улыбина следует отнести также обоснованный им второй критерий вычленения теневой экономики - "возможность получать нетрудовые доходы"[23]. "Нетрудовые доходы" как признак теневой экономики теряет свою смысловую нагрузку в условиях рыночного хозяйства. Здесь существенным становится лишь деление доходов на законные и незаконные. Вторым, главным методологическим недостатком экономического подхода в толковании содержания теневой экономики является его монистический характер. Признание основой существования теневой экономики только экономического начала не дает возможности охватить все формы ее проявления, понять, как в липкой паутине теневой экономики оказываются при ближайшем рассмотрении вполне здоровые, общественно полезные секторы экономики. Преодоление теоретической ограниченности монизма юридического и экономического подходов в трактовке теневой экономической деятельности возможно лишь при условии их синтеза и развития присущих им позитивных моментов путем формирования "экономико-правового" подхода определения содержания теневой экономики. Доминантой сущности теневой экономики является экономическое начало - деструктивный характер экономической деятельности. Что же представляет собой деструктивная экономика? Каково ее соотношение с теневой экономикой? Попробуем ответить на эти вопросы, не разрешенные в рамках рассмотренного выше экономического подхода. Деструкция, в переводе с латинского, означает "разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо"[24]. Применительно к общественному развитию деструктивную экономику можно определить как сектор экономики, который разрушает или сдерживает (нарушает) нормальное развитие человека, общественных систем и природы. Деструктивное воздействие на человека осуществляется по следующим направлениям. Во-первых, через формирование и удовлетворение иррациональных потребностей человека, способных физически и нравственно деформировать личность. Во-вторых, через различные формы покушения на частную или личную собственность людей, что является также посягательством на свободу, справедливость и нравственное здоровье граждан. Третье направление вытекает из положения человека как фактора производства. Труд в тяжелых, вредных условиях разрушает физическое здоровье, а нередко и вообще лишает человека исходного естественного права - права на жизнь. Деструктивная экономика оказывает негативное воздействие и на общественные системы. Она разрушает или замедляет развитие производительных сил и производственных отношений путем хищений, краж, различного рода аварий, покушений на отношения собственности, распределения, обмена, системы социального обеспечения, финансовую систему и т.д. Деструктивная экономика разрушает право, мораль, государственные институты. Ее оружие в этой борьбе насилие, взятка, коррупция, ведущие к приглушению естественных прав человека на свободу, равенство и справедливость. В исследованиях по теневой экономике явно недооценивается разрушительное воздействие современного общественного производства на природу. Истощение ресурсов, деградация и гибель окружающей среды - деструктивная компонента результатов экономической деятельности человека, имеющая прямое отношение к теневой экономике. Экологический вандализм ведет к реальному уничтожению невосполнимого и самого ценного национального богатства - природы, а в конечном итоге здоровья и жизни граждан страны. Отслеживание выделенных деструктивных последствий развития общественного производства, оценка степени их угрозы, блокирование и преодоление элементов деструкции общественного прогресса - важная задача общества, непременное условие его эффективного экономического и социального развития. Эту сложнейшую задачу в обществе решает государство, создавая и претворяя в жизнь правовые нормы, запрещающие определенные виды деструктивной экономической деятельности. Деструктивная экономика, существующая вопреки действующим запретительным в отношении ее законодательным актам, становится теневой экономикой. Значительная же часть деструктивной экономики находится "на свету", и общество вынуждено мириться с ее существованием. Можно выделить три основных критерия "перехода" деструктивной экономики в теневую экономику. Первый – очевидно разрушительный характер деструктивной экономики. Функционирование всех форм экономической деятельности, прямо, непосредственно разрушающих человека, общественные системы и природу, определяют формирование соответствующих статей Уголовного кодекса. В случае их нарушения подобные экономические действия оцениваются как преступления, по которым предусмотрены определенные меры уголовной ответственности. По нашей оценке, около половины статей Особенной части нового Уголовного кодекса Российской Федерации направлены на запрещение различных видов деструктивной экономики. Второй критерий - общественно значимое нарушение нормального развития социума и природы (правонарушения). Подобного рода элементы деструктивной экономики обусловливают потребность определения мер административного регулирования. Так, статья 49 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях за мелкое хищение государственного или общественного имущества предусматривает наложение штрафа или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием 20% заработка. Третий критерий перехода деструктивной экономики в теневую экономику - создание новых, менее деструктивных или альтернативных (безопасных) технических и технологических возможностей удовлетворения общественных потребностей. Появление, например, технических решений по более эффективной очистке выхлопных газов автомобилей позволяет государству разрабатывать нормативные требования по уменьшению уровня содержания в выхлопных газах вредных веществ. Эксплуатация автотранспорта с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ в выхлопных газах имеет также прямое отношение к теневой экономике. Вытеснение подобного рода деструктивных экономических явлений государство осуществляет с помощью отраслевых ветвей права (административного, хозяйственного, финансового, экологического и т.д.), ведомственных нормативных актов. Таким образом, деструктивная экономика и теневая экономика не тождественные понятия. Деструктивная экономика, как объективная реальность, более широкое явление, чем теневая экономика. Лишь только самая опасная часть деструктивной экономической деятельности, сохраняющаяся вопреки запрещающим ее социальным нормам, формирует массив теневой экономики. Второе отличие проявляемся в следующем. Деструктивная экономика - это только объективная реальность, а теневая экономика - явление объективно-субъективное, результат взаимодействия объективных экономических процессов и субъективной воли государства. Возможная деструктивная воля государства может привести и приводит к появлению еще одного, принципиально иного сектора теневой экономики, противоположного деструктивному. Давно подмечено, что право как концентрированное выражение политики, определяемой людьми, может творить преступность. Касаясь этой проблемы, видный отечественный юрист И.И.Карпец пишет: "...в жизни имеют место случаи, когда непродуманный (или односторонне продуманный) закон может вести к преступлениям"[25]. Данное общее положение имеет прямое отношение и к экономической преступности, и к теневой экономике. Деструктивные правовые нормы, соответствующие догматическому общественному сознанию, выталкивают в тень здоровые, конструктивные формы экономической деятельности. Такие процессы существуют не только в командной экономике советского типа, формировавшей в своих недрах упоминавшуюся "вторую" экономику. Возникновение теневой экономики под воздействием деструктивных правовых норм, хотя и в значительно меньших масштабах, происходит и в рыночной экономике. В качестве яркого примера можно привести последствия действия "сухого закона" в США. В тень была загнана здоровая экономика (производство и реализация нормальных вин и крепких спиртных напитков) и появилась деструктивная экономика (производство и продажа различного рода суррогатов, подрывающих здоровье населения, развилась коррупция, сформировалась мафия). Конструктивная экономика, существующая вопреки запрещающим ее деструктивным нормативным требованиям ("непродуманные законы"), в реальной жизни составляет второй сектор теневой экономики. Назовем его статутной экономикой, так как наличие данного теневого сектора в экономике определяется законодательством. Подводя итоги, можно дать следующее определение теневой экономики. Теневая экономика - это деструктивная и статутная экономика, функционирующая вне правового поля. Напомним, что в деструктивный сектор теневой экономики входит лишь наиболее социоэкологически опасная часть деструктивной экономики. Экономико-правовой подход в трактовке содержания теневой экономики позволяет конкретизировать очертания вечно ускользающей и крайне опасной "незнакомки" применительно к любому типу общественного устройства: и рыночному, и командному. В командной экономике акцент в содержании теневой экономики смещается в сторону ее статутного сектора, в рыночной экономике - в сторону деструктивного. Предлагаемый подход дает возможность избежать присущих монизму юридического и экономического подходов, упрощенных толкований теневой экономики, освободиться от многих мифов и туманностей, образовавшихся вокруг нее, понять динамизм ее изменений. Он позволяет верно, с позиций теории естественных прав человека, оценить как существующие, так и вновь возникающие формы экономической жизнедеятельности. Все то, что полезно и конструктивно для социального развития, сохранения и восстановления природы, должно быть признано и поддержано обществом. И наоборот, все деструктивные виды экономической жизни, нарушающие прямо или косвенно естественные права человека (на жизнь и нормальные условия существования, на собственность, на свободу, равенство и др.), нуждаются в пристальном изучении. В зависимости от остроты их опасности и имеющихся возможностей их замещения деструктивные формы экономической деятельности должны запрещаться государством нормами права, преодолеваться или сводиться к минимуму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|