Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность отбора и обучение операторов

Профессиональная подготовка оператора протекает в рамках «системы профессиональной подготовки», состоящей из четы­рёх компонент: профессионального отбора, обучения, поддержа­ния и совершенствования профессионального мастерства, фор­мирования трудовых коллективов.

Рис. 1. Этапы подготовки оператора

«Профессиональный отбор» – система мероприятий, направ­ленных на выявление лиц, по своим психофизиологическим ка­чествам и свойствам личности наиболее пригодных к обучению и выполнению конкретной профессиональной деятельности [3].

Профессиональный отбор необходим в случае, когда требова­ния, предъявляемые к человеку – оператору, столь высоки или специфичны, что не каждый претендент на эту профессию мо­жет их выполнить даже при предварительном обучении. Напри­мер, работать при действии стрессогенных факторов могут только люди с особыми свойствами нервной системы.

Существует две классические задачи профотбора:

1. Отбор канди­датов из неограниченного контингента претендентов на ограни­ченное число специальностей (например, отбор в отряд космо­навтов).

2. Задача рационального распределения («профдиффе­ренциация») ограниченного контингента претендентов на ряд специальностей (например, распределение по профессиям мо­лодых солдат, поступивших в воинскую часть).

Эти задачи решаются при использовании процедур психологичес­кого тестирования и определения соответствия психологического профиля претендента профилю профессии. Степень соответствия определяет уровень профессиональной пригодности кандидата.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов [1]. Профессиональная пригодность не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. По своей сути и критериям профотбор является социально-экономическим мероприятием, а по методам – медико-биологическим и психологическим

Понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются, т.к. сущностью последнего является диагностика и прогнозирование способностей [5]. Основные этапы психологического профессионального отбора представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Этапы профессионального отбора

 1. Извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации.

 2. Формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого.

 3. Верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц.

Система психологического профессионального отбора включает комплекс специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности.

Эффективность профессионального отбора зависит от «труднос­ти профессии» и от «цены ошибки» при неправильных действиях оператора. Поэтому отбор эффективен при работе человека в экстремальных условиях в системах, где надёжность комплекса «человек – машина» определяется главным образом человечес­ким звеном. Это авиационно-космические системы, системы объ­ектов военной техники и вооружений, системы управления дина­мическими объектами и быстротекущими процессами и т.д.

После отбора кандидатов наступает этап профессионального обучения, цель которого – создать условия для усвоения обуча­емым определённой совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих его эффективную деятельность в СЧМ. Содер­жание учебных курсов определяется содержанием будущей про­фессиональной деятельности и строится с использованием методов обучения, реализующих дидактические принципы – от «простого к сложному», поэтапного формирования навыков, формирующего влияния обучающей среды. Выбор методов обу­чения зависит от типа задач, выполняемых в рамках профессии. Задачи можно условно разделить на «простые» и «сложные». «Простые» не требуют специализированного обучения и могут выполняться оператором без дополнительного обучения. Слож­ные задачи не могут быть освоены без специального обучения. К таким задачам, например, можно отнести вождение автомоби­ля, управление самолётом, энергетической установкой.

Обучение оператора непосредственно на управляемом объекте час­то невозможно из-за сложности алгоритмов управления и высокой цены использования реальной техники в целях обучения. Например, час полёта на современном самолёте-истребителе стоит несколько десятков тысяч рублей, а эффект обучения за это время при на­чальном обучении невысок. Вследствие этого для обучения опера­торов человеко-машинных систем применяются имитационные и тренажёрные системы. «Имитаторы» – технические устройства, ре­ализующие отдельные элементы реального объекта, отражающие определённую степень подобия. Чаще всего это внешнее визуаль­ное подобие. Имитатор внешнего вида объекта или его элементов называют «макетом». Тренажёр реализует отдельный фрагмент ре­альной деятельности и позволяет организовать процесс тренировки в виде многократного повторения изучаемого действия.

Чтобы найти наиболее эффективные пути и методы обучения, необходимо знать закономерности процесса овладения знаниями, навыками и умениями.

 В общем смысле профессиональные знания – это та информация, которую усваивает человек в процессе профессионального обучения и деятельности [6]. Одним из существенных свойств знаний оператора является такая ее организация, которая обеспечивает возможность легкого перевода (трансформации) наглядных представлений в понятия и наоборот. Различные уровни усвоения знаний оператором представлены в следующей таблице [1]:

 

Таблица 1

Уровни усвоения знаний

 

Уровень усвоения Название уровня Характеристика уровня
0 (нулевой) Понимание Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости
1 Узнавание   Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)
2 Воспроизведение   Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной
3 Применение   Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное
4 Творчество   Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством

 В процессе обучения должны сочетаться различные методы. Главное в обучении – это активность самих обучающихся.

 Эффективность и надежность действий оператора зависит не только от системы имеющихся у него знаний, но также от точности и своевременности выполняемых им действий.

 Действия, доведенные до известной степени совершенства, выполняемые легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и в то же время с наименьшим напряжением, т.е. как бы автоматически, называются в психологии навыками. Основным средством их формирования является упражнение.

 В психологии различают три основных вида навыков:

ü сенсорно-перцептивные (навыки восприятия);

ü моторные (двигательные навыки);

ü интеллектуальные (приемы решения задач) [4].

Процесс формирования любого навыка обладает некоторыми общими чертами.

Первая из них – это объединение ряда элементарных движений в единое целое. В основе объединения элементов действия в целостное образование лежит закон формирования временных нервных связей, открытый И. П. Павловым[1].

 Особая форма проявления этой черты навыка – совмещение во времени нескольких разных действий (например, манипулировать органами управления и одновременно вести наблюдение).

Вторая черта – постепенное устранение лишних движений и уменьшение напряженности.

Третья черта – перемещение внимания с процесса на результат. В начале упражнения внимание обычно направлено на собственные действия, позднее оно направляется на результат, на объект.

Четвертая черта – формирование ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий навыком, может работать длительное время без утомления.

Пятая черта состоит в приобретении широких возможностей произвольно изменять темп работы.

 В процессе формирования навыка наблюдаются следующие основные этапы [4], которые удобно обобщить в таблице.

Таблица 2

Этапы формирования навыка

№ п/п Наименование этапа Содержание
1. Предварительный получение знаний о составе действия, орудиях и условиях труда
2. Аналитический овладение отдельными элементами действия
3. Синтетический объединение отдельных элементов в целое
4. Этап закрепления и «автоматизации» действия создание возможности переключения внимания с процесса на результат и произвольного регулирования темпа работы

 

Процесс подготовки оператора осуществляется в рамках системы профессиональной подготовки, состоящей из подсистем техни­ческих средств, организационно-методических и средств психоло­го-педагогического обеспечения. Этот комплекс обеспечивает су­ществование обучающей среды, в рамках которой происходит интерактивный процесс взаимодействия инструктора с обучае­мым, направленный на изменение свойств последнего для прида­ния ему профессиональной готовности к решению профессио­нальной задачи. Понятие профессиональной готовности включает в себя наличие у оператора необходимого комплекса знаний, уме­ний, навыков по управлению СЧМ и ряда личностных свойств (мо­рально-психологической устойчивости, умения работать в коллек­тиве, готовности к решению задач в условиях неопределённости), обеспечивающих в целом его эффективную профессиональную деятельность. Очевидно, что это понятие шире, чем понятие обу­ченность, которое содержит в себе только технологическую часть навыков и умений по применению техники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...