Психологические основы конструирования тренажеров
Основным техническим средством, обеспечивающим реализацию дидактических задач по формированию элементов профессиональной готовности оператора СЧМ, является тренажёр. ГОСТ 21036-75 определяет тренажёр как «техническое средство профессиональной подготовки человека – оператора, предназначенное для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом, путём многократного выполнения обучаемым действий, свойственных управлению реальным объектом» [8]. ГОСТ 26387-84 определяет тренажёр как «техническое средство профессиональной подготовки оператора СЧМ, отвечающее требованиям методик подготовки, реализующее модель СЧМ и обеспечивающее контроль качества деятельности обучаемого» [8]. В первом определении сделан упор на педагогический метод повторения, что не совсем точно отражает современный уровень развития технических, психологических и педагогических знаний, отражаемых в понятии «тренажёр». Во втором определении утверждается необходимость наличия в тренажёре модели СЧМ, что также не всегда верно. Более точно можно определить тренажёр как техническую систему, реализующую искусственную обучающую среду, деятельность в которой приводит к формированию у обучаемого требуемого уровня профессиональной компетенции. В приложении к тренажёрам операторов, управляющих динамическими объектами, конструктивно более узкое определение тренажёра оператора. Это техническая система, моделирующая с определённым уровнем подобия (вплоть до полного) элементы и условия применения реальной СЧМ в обучающей среде, деятельность в которой приводит к формированию и поддержанию у оператора требуемого уровня профессиональной готовности. Отметим в этом определении новое для нас понятие «обучающая среда». Оно содержит в своей основе специально организованные с учётом психологии обучения и поведения человека искусственные миры, деятельность в которых активно формирует качества профессионала, которые могут быть перенесены на реальную деятельность.
В тренажёре формируются физическая или функциональная модели технической части СЧМ (или её функционально законченных элементов) и её взаимодействие с внешней средой. При этом в соответствии со сценарием и этапами обучения избирательно моделируются только те элементы реальной деятельности, которые необходимы на том или ином этапе профессиональной подготовки. Тренажёр позволяет реализовать деятельность оператора в модельной ситуации, выполнение которой на реальной технике невозможно. В ряде случаев тренажёрная подготовка является единственным методом обеспечения профессиональной готовности оператора. Необходимо отличать тренажёры от имитаторов и наглядных пособий, задача которых состоит в воспроизведении отдельных свойств элементов технической системы, их внешнего вида, не связанного с операциональным составом деятельности оператора. Основным критерием выделения действий, выполняемых на тренажёре, из целостной профессиональной деятельности является критерий их соответствия действиям, по своей психологической структуре одинаковым с выполняемым в реальной деятельности [3]. В психологическую структуру действия входят его цель, особенности восприятия, внимания, мышления, особенности движений, которыми реализуется это действие, и т.д. Сложную деятельность можно раздробить на отдельные действия, их группы для раздельной тренировки. В зависимости от решаемых задач выделяют тренажёры для формирования отдельных элементов деятельности операторов – парциальные тренажёры и комплексные тренажёры – реализующие целостную деятельность оператора.
К парциальным относятся тренажёры: ü по изучению материальной части СЧМ; ü по формированию сенсомоторных навыков; ü для формирования навыков работы с приборами управления; ü по подготовке и развёртыванию системы; ü решения задач работы в составе рабочей группы поиска и устранения неисправностей; ü решения алгоритмических задач. Комплексные тренажёры вовлекают оператора в решение задач целостной деятельности, близкой по своей психологической структуре реальной боевой деятельности в условиях, порождающих соответствующие эмоциональные состояния. В комплексных тренажёрах часто моделируются физические условия применения СЧМ, не связанные непосредственно с выполняемой задачей управления – механическая вибрация, рабочий объём, звуковые эффекты работы машин и механизмов и т.д. Тренажёр должен обеспечивать перенос навыков, получаемых в обучающей ситуации, на реальную деятельность. Это сложная задача, о решении которой необходимо всегда помнить, так как работа на тренажёре может приводить к появлению ложных навыков и их интерференции. Эффективная работа на тренажёре не всегда приводит к столь же эффективной работе в реальной СЧМ. Иногда целесообразно применять корригирующие тренажёры – предназначенные для устранения отдельных, но стойких ошибочных действий. В общем плане тренажёр оператора состоит из следующих подсистем: ü подсистема сенсорного моделирования (визуальных, слуховых, тактильных воздействий); ü подсистема моделирования органов управления и рабочего места оператора; ü подсистема объективного контроля; ü подсистема моделирования учебных задач и создания обратной связи; ü подсистема обеспечения деятельности инструктора, подсистемы документирования результатов обучения; ü подсистема оперативной диагностики состояния оператора. Эти элементы структуры в некоторых тренажёрах могут отсутствовать или заменяться организационно-методическими мероприятиями и приёмами из соображений технической и экономической целесообразности.
Основной проблемой при создании тренажёра является проблема подобия реализуемой в тренажёре модели реальному объекту управления. Максимальное подобие не всегда обеспечивает необходимые дидактические свойства тренажёру как элементу системы подготовки. Высокая сложность и цена реальных объектов управления ведут к низкой пропускной способности систем подготовки с тренажёрами высокой степени подобия. Вместе с тем низкая степень имитации, особенно динамических свойств реального объекта управления, ведёт к появлению проблемы переноса навыков, полученных на тренажёре, на деятельность в реальном объекте. В настоящее время строгого научного решения проблемы переноса навыков нет. В практике процессы создания тренажёров имеют эмпирический характер. Тренажёр – элемент системы профессиональной подготовки, имеет специфические элементы, позволяющие повысить его эффективность [4]: Рис. 3. Структура тренажера Система объективного контроля осуществляет оценку действий оператора в учебной задаче, даёт обратную связь инструктору для корректировки управляющих действий, обеспечивает документирование результатов процесса обучения и тренировки. Основная проблема при проектировании систем контроля – выбор критериев оценки учебной деятельности. Система формирования и предъявления учебных задач обеспечивает создание последовательности учебных задач для реализации учебного процесса. Основная проблема – выбор сложности учебных задач, которые должны иметь степень сложности, обеспечивающую реализацию принципа обучения «от простого к сложному». Система мотивирования служит для обеспечения оптимального психического состояния оператора в процессе обучения и тренировки. Создаётся, например, при введении в тренировочные задачи игровых элементов, реализующих мотивацию достижения. Поддержание и совершенствование профессионального мастерства операторов обеспечиваются периодической аттестацией и профессиональными тренингами. Используют системы непрерывного образования, в которых тренировочные модули встраиваются в реальные объекты управления. В процессе реальной деятельности периодически имитируются внештатные и экстремальные ситуации, анализ деятельности в которых является источником корректирующей информации для операторов и тренеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|