Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические основы конструирования тренажеров

Основным техническим средством, обеспечивающим реализа­цию дидактических задач по формированию элементов профес­сиональной готовности оператора СЧМ, является тренажёр.

ГОСТ 21036-75 определяет тренажёр как «техническое средство профессиональной подготовки человека – оператора, предназна­ченное для формирования и совершенствования у обучаемых про­фессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом, путём многократного выполнения обучае­мым действий, свойственных управлению реальным объектом» [8].

ГОСТ 26387-84 определяет тренажёр как «техническое средство профессиональной подготовки оператора СЧМ, отвечающее требованиям методик подготовки, реализующее модель СЧМ и обеспечивающее контроль качества деятельности обучаемого» [8].

В первом определении сделан упор на педагогический метод по­вторения, что не совсем точно отражает современный уровень развития технических, психологических и педагогических знаний, отражаемых в понятии «тренажёр». Во втором определении утверждается необходимость наличия в тренажёре модели СЧМ, что также не всегда верно. Более точно можно определить трена­жёр как техническую систему, реализующую искусственную обу­чающую среду, деятельность в которой приводит к формированию у обучаемого требуемого уровня профессиональной компетенции.

В приложении к тренажёрам операторов, управляющих динамиче­скими объектами, конструктивно более узкое определение трена­жёра оператора. Это техническая система, моделирующая с опре­делённым уровнем подобия (вплоть до полного) элементы и усло­вия применения реальной СЧМ в обучающей среде, деятельность в которой приводит к формированию и поддержанию у оператора требуемого уровня профессиональной готовности. Отметим в этом определении новое для нас понятие «обучающая среда». Оно со­держит в своей основе специально организованные с учётом пси­хологии обучения и поведения человека искусственные миры, дея­тельность в которых активно формирует качества профессионала, которые могут быть перенесены на реальную деятельность.

В тренажёре формируются физическая или функциональная модели технической части СЧМ (или её функционально закон­ченных элементов) и её взаимодействие с внешней средой. При этом в соответствии со сценарием и этапами обучения из­бирательно моделируются только те элементы реальной дея­тельности, которые необходимы на том или ином этапе про­фессиональной подготовки.

Тренажёр позволяет реализовать деятельность оператора в мо­дельной ситуации, выполнение которой на реальной технике не­возможно. В ряде случаев тренажёрная подготовка является единственным методом обеспечения профессиональной готов­ности оператора.

Необходимо отличать тренажёры от имитаторов и нагляд­ных пособий, задача которых состоит в воспроизведении от­дельных свойств элементов технической системы, их внешне­го вида, не связанного с операциональным составом деятель­ности оператора. Основным критерием выделения действий, выполняемых на тренажёре, из целостной профессиональной деятельности является критерий их соответствия действиям, по своей психологической структуре одинаковым с выпол­няемым в реальной деятельности [3]. В психоло­гическую структуру действия входят его цель, особенности восприятия, внимания, мышления, особенности движений, ко­торыми реализуется это действие, и т.д. Сложную деятель­ность можно раздробить на отдельные действия, их группы для раздельной тренировки.

В зависимости от решаемых задач выделяют тренажёры для формирования отдельных элементов деятельности операто­ров – парциальные тренажёры и комплексные тренажё­ры – реализующие целостную деятельность оператора.

К пар­циальным относятся тренажёры:

ü по изучению материальной части СЧМ;

ü по формированию сенсомоторных навыков;

ü для формирования навыков работы с приборами управления;

ü по подготовке и развёртыванию системы;

ü решения задач работы в составе рабочей группы поиска и ус­транения неисправностей;

ü решения алгоритмических задач.

Комплексные тренажёры вовлекают оператора в решение задач целостной деятельности, близкой по своей психологической структуре реальной боевой деятельности в условиях, порождаю­щих соответствующие эмоциональные состояния. В комплекс­ных тренажёрах часто моделируются физические условия при­менения СЧМ, не связанные непосредственно с выполняемой задачей управления – механическая вибрация, рабочий объём, звуковые эффекты работы машин и механизмов и т.д.

Тренажёр должен обеспечивать перенос навыков, получаемых в обучающей ситуации, на реальную деятельность. Это сложная за­дача, о решении которой необходимо всегда помнить, так как ра­бота на тренажёре может приводить к появлению ложных навы­ков и их интерференции. Эффективная работа на тренажёре не всегда приводит к столь же эффективной работе в реальной СЧМ. Иногда целесообразно применять корригирующие тренажёры – предназначенные для устранения отдельных, но стойких ошибоч­ных действий.

В общем плане тренажёр оператора состоит из следующих подсистем:

ü подсистема сен­сорного моделирования (визуальных, слуховых, тактильных воз­действий);

ü подсистема моделирования органов управления и ра­бочего места оператора;

ü подсистема объективного контроля;

ü под­система моделирования учебных задач и создания обратной свя­зи;

ü подсистема обеспечения деятельности инструктора, подсисте­мы документирования результатов обучения;

ü подсистема опера­тивной диагностики состояния оператора.

Эти элементы структуры в некоторых тренажёрах могут отсутствовать или заменяться орга­низационно-методическими мероприятиями и приёмами из сооб­ражений технической и экономической целесообразности.

Основной проблемой при создании тренажёра является пробле­ма подобия реализуемой в тренажёре модели реальному объек­ту управления. Максимальное подобие не всегда обеспечивает необходимые дидактические свойства тренажёру как элементу системы подготовки. Высокая сложность и цена реальных объ­ектов управления ведут к низкой пропускной способности сис­тем подготовки с тренажёрами высокой степени подобия. Вмес­те с тем низкая степень имитации, особенно динамических свойств реального объекта управления, ведёт к появлению про­блемы переноса навыков, полученных на тренажёре, на дея­тельность в реальном объекте. В настоящее время строгого на­учного решения проблемы переноса навыков нет. В практике процессы создания тренажёров имеют эмпирический характер. Тренажёр – элемент системы профессиональной подготовки, имеет специфические элементы, позволяющие повысить его эф­фективность [4]:

Рис. 3. Структура тренажера

Система объективного контроля осуществляет оценку действий оператора в учебной задаче, даёт обратную связь инструктору для корректировки управляющих действий, обеспечивает доку­ментирование результатов процесса обучения и тренировки. Ос­новная проблема при проектировании систем контроля – выбор критериев оценки учебной деятельности.

Система формирования и предъявления учебных задач обеспечи­вает создание последовательности учебных задач для реализации учебного процесса. Основная проблема – выбор сложности учеб­ных задач, которые должны иметь степень сложности, обеспечива­ющую реализацию принципа обучения «от простого к сложному».

Система мотивирования служит для обеспечения оптимально­го психического состояния оператора в процессе обучения и тренировки. Создаётся, например, при введении в трениро­вочные задачи игровых элементов, реализующих мотивацию достижения.

Поддержание и совершенствование профессионального мастер­ства операторов обеспечиваются периодической аттестацией и профессиональными тренингами. Используют системы непре­рывного образования, в которых тренировочные модули встраи­ваются в реальные объекты управления.

В процессе реальной деятельности периодически имитируются внештатные и экстремальные ситуации, анализ деятельности в которых является источником корректирующей информации для операторов и тренеров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...