Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия эффективного проведения теоретических занятий по экономике




 

Педагогическая технология заключается в том, что цели обучения формулируются через его результаты, которые выражаются в поступках и деятельности учащихся, причем таких поступках, которые учитель или другой эксперт могут точно квалифицировать. Следовательно возникает очень сложная методическая проблема, как перевести результаты экономического обучения языке экономического поведения и поступков учащихся.

Это можно сделать разными способами: либо созданием четкой системы целей, где были бы выделены их категории и иерархия (педагогические таксономии), либо созданием максимально конкретных описательных стандартов как целей обучения, так и его результатов. В отличие от точных наук в экономике это чрезвычайно сложное дело.

Основные термины и понятия в экономике воспринимаются и усваиваются довольно легко, если имеющиеся четкая научная аргументация, доступное изложение, хорошо продуманный распределение по разделам и темам, удобный и информативный иллюстративный материал (таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.п.).

Готовя каждый урок, учитель должен всегда помнить, что обучение - это системный процесс. И.Я. Лернер подчеркивает такую его особенность, как воспитание эмоционального отношения к учебе. Эмоционально-ценностное отношение базируется на:

а) объекте, в котором у человека есть потребность;

б) процессе деятельности для удовлетворения потребности;

в) привлекательности этой потребности, соответствующего эмоционального переживания и его удовлетворения.

«Ни одного урока без напряженной мысли участников обучения, ни одного мероприятия без поощрения учащихся, от первоклассника до выпускника, ни одного случая подавления самостоятельности - в этом залог разностороннего воспитательного обучения» [4].

Готовя урок, очень важно правильно выбрать его вид и форму. В зарубежных методиках большое внимание уделяют альтернативным моделям учебной деятельности или попыткам постепенного вывода деятельности учащихся за пределы репродуктивного усвоения.

Урок, направленный на достижение четко определенных целей, может иметь следующую структуру (вариант психологов-дидактов из США Р. Ганье и Л. Бригса) [3]:

а) организация внимания учащихся;

б) информирование о дидактическую цель;

в) стимулирование припоминания необходимых знаний и умений;

г) сообщение учебного материала, который должен вызвать определенную реакцию;

д) стимулирование реакции учащихся;

е) обеспечение обратной связи;

ж) управление умственной деятельностью;

з) стимулирование закрепления полученных знаний и умение их использовать при других обстоятельствах;

и) оценка действий учащихся.

Английский дидакт А. Ромишовский предлагает структуру урока, которая дает возможность последовательного перехода от репродуктивных умений к поисковым [9]:

. Сообщение необходимых знаний.

. Формирование умений на репродуктивном уровне:

а) демонстрации деятельности в целом и по элементам (это можно совместить с передачей знаний по принципу «демонстрация + объяснение»);

б) организация отработки умений в упрощенных условиях (искусственное упрощение задачи, распределение его на отдельные составляющие);

в) организация самостоятельной практики с непрерывным обратной связью и положительным подкреплением со стороны преподавателя.

. Переход к поисковой продуктивной фазы:

а) организация различных проблемных ситуаций: решение нестандартных задач, имитационное моделирование и т.д.;

б) обязательный анализ учащимися своей деятельности, ее обсуждение с преподавателем (группой).

Материал, который дается на уроке или лекции, является только видимой частью айсберга, ибо то, что должен знать и уметь учитель, спрятано в его «подводной части» (рис. 2.2).


Рис. 2.2. Объем учебного материала урока

 

Когда учитель готовит урок, проблема сначала называется, потом она «разбухает», конкретизируется и наконец решается (это, как правило, порождает новые проблемы).

Схематично этот «жизненный цикл» изображен на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3. Жизненный цикл проблемы

 

Процесс запоминания необходимой, наиболее важной информации показан на рис. 2.4.


Рис. 2.4. Закрепление информации в памяти человека

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...