Коспекты-схемы как форма активизации преподавания экономических дисциплин
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Прежде дадим ответ на вопрос: «необходимо конспектировать лекции?" Как свидетельствуют психологи, в памяти человека остается: % - того, что она слушает; % - того, что она видит; % - того, что она делает. Даже при очень внимательном слушании усваивается до 20% информации, а в процессе деятельности - 90%. Конспект-схема - это своеобразная координатная сетка, или «канва» знаний, которые студент (учащийся) уже имеет в данной области. Конспект-схема позволяет, используя одну методическую основу, варьировать (в зависимости от состава аудитории) объем и характер учебного материала. Конспекты-схемы отображают логику учебного предмета, то есть последовательность содержания, порядок изучения, связи элементов и частей курса. Правильно разработанные конспекты-схемы устанавливают также связь курса с другими предметами и, что немаловажно, позволяют уменьшить объем формальных знаний, подчеркивая ведущих идеях и понятиях. Разрабатывая конспект-схему, надо всегда помнить об установлении оптимальных соотношений между описательным материалом, теоретичными обобщениями и конкретными примерами из практики. Конспекты-схемы как форму наглядный обучения можно использовать в виде раздаточного материала как на лекции, так и к ней и после нее (а иногда и вместо нее). Их можно рисовать на доске или проектировать через эпидиаскоп, снять на слайды и т.п..Кроме схемы-конспекта, преподаватель должен разработать соответствующую методику опроса и проведения практических занятий в зависимости от цели использования конспекта: чтобы избежать формализма, конспекты нужно пересматривать и дополнять. Очень важно избегать однообразия в методике пользования схемами и дифференцировать учебные задания студентам по сложности, что растет.
Это требует применения специальной системы опроса и контроля знаний с использованием конспектов-схем. Формы использования конспектов-схем преподавателя разнообразны: ) для первоначального освоения основ темы; ) для работы с учебником и специальной литературой; ) для контроля знаний; ) для повторения и дополнения тем; ) для установки внутрипредметных и межпредметных связей. Не стремясь к прямому запоминанию конспекта, студент должен работать с ним в различных формах самостоятельной и аудиторной работы. Очень важно, чтобы методика использования конспекта-схемы была каждый раз новой, не давала студенту возможности привыкнуть к формам контроля и опроса. Так, если на начальной стадии применения конспектов-схем преподаватель сам объясняет схему, ее основные блоки, то в последующих лекциях он может дать задание составить план лекции по конспекту, дополнить конспект, найти в нем запланированной преподавателем «неточность» и другие. Проверяя знания студентов, можно дать задание раскрыть содержание отдельного блока конспекта, привести содержательный пример тому подобное. Как показал опыт, студенты широко пользуются конспектами-схемами при повторении материала перед коллоквиумом, зачетом, деловой игрой, экзаменом. Во время коллоквиумов, зачетов и экзамена пользоваться конспектами-схемами запрещается. Составление студентом логического конспекта-схемы одной из тем (обычно важнейшей, но не самой сложной) является разновидностью умственной деятельности студента для усвоения знаний, их применения, структурно-графического конструирования. Конспект-схему студента можно считать обобщенным средством «переваривания» в мышлении студента информации по теме. Это средство позволяет выявить причинно-следственные связи, самостоятельно учиться и тому подобное.
Для составления конспекта-схемы студенту рекомендуется [2]: ) определить объем материала, который должен быть включен в конспект-схему; ) четко представить связь данного материала с предыдущим и последующим разделам курса; ) определить, где найти дополнительную информацию и как ее использовать; ) весь материал, подлежащий схематическому анализу, распределить на отдельные части (блоки), выделив моменты, которые необходимо понять, знать, запомнить; ) установить логические связи между этими блоками; ) продумать варианты графического изображения блоков; ) детально продумать каждый фрагмент конспекта-схемы; ) выделить в нем основные опорные слова, проблемы, формулы, факты; ) показать их взаимосвязь; ) продумать символику и графическую форму изображения; ) разработать первый вариант конспекта-схемы; ) обсудить его с преподавателем и коллегами; ) окончательно доработать конспект-схему; ) апробировать свой конспект в студенческой аудитории. Составление конспекта-схемы - трудоемкий процесс. Очень сложными являются отбор информации и форма ее изображение, которая должна нести не только информативную, но, по возможности, и психологическую нагрузку. Глава 3. Пример подготовки и проведения урока
Рассмотрим пример проведения урока по экономике в 10 классе по теме «Реклама». План урока Тема: «Реклама» Цели: · Образовательная: ознакомить учащихся с основами рекламы, с видами рекламы, с понятиями рекламодатель, рекламоноситель, рекламная кампания, отличием профессиональной и непрофессиональной рекламы. · Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, восприятие позитивного отношения к рекламе. · Развивающая: сформировать умение планировать и контролировать выполнение работ, умение работать в группе. Задачи урока: · Учащиеся должны знать основные понятия урока. · Усвоить отличие между понятиями рекламодатель и рекламоноситель, уметь приводить примеры. · Уметь определять цели создания различных видов рекламы. Материалы и приспособления: карточка №1 с изображением рекламы (разных видов), информационная карточка, карточка №2 с заданиями на определение вида рекламы, карточка №3 с заданиями на определение рекламодателя, карточка №4 с заданиями на определение рекламоносителя, карточка №5 с изображением рекламы, тетради, ручки, карандаши, мультимедийная презентация с новыми сведениями о рекламе.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором для показа презентации. Ход урока. Организационный момент (5 мин.): приветствие, проверка списочного состава учащихся, деление на группы по 4-6 человек (по желанию).. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний (7 мин.): сообщить учащимся тему урока, цели урока, объяснить сложность такого понятия как реклама, рассказать, что реклама воспринимается зрителями лишь как нечто прерывающее фильм и мешающее непрерывному просмотру любимой передачи. Раздать учащимся карточки №1 и сообщить задание: рассмотреть рекламу с точки зрения обычного человека, которым является каждый, выделить достоинства рекламы (2 мин.). Обсудит с учащимися полученные результаты, сделать вывод о неправильном восприятии рекламы.. Этап усвоения новых знаний (15 мин.): на основе вывода раздать учащимся информационные карточки для внимательного прочтения и обсуждения в группе. Сообщить учащимся о задании при работе с данной карточкой: составить классификацию видов рекламы по способу преподнесения ее покупателю и по информации, содержащейся в рекламе (учащиеся должны разделить перечисленные в карточке виды рекламы на 2 группы). Обсудить результаты работы. Отметить активно работающие группы. Задать учащимся вопросы: 1. Кто может являться рекламодателем? . Что может являться рекламоносителем? . Что такое рекламная кампания? Оценить правильность ответов. IV. Этап закрепления новых знаний (15 мин.): закрепление знаний проводится во время работы учащихся в группах; учащиеся получают карточку №2 с заданием на определение вида рекламы по способу преподнесения рекламы потребителю. Время на работу с карточкой - 3 минуты. Обсуждение результатов после выполнения задания (отчет каждой группы, по очереди, об одном вопросе). Далее один из учеников, по усмотрению учителя, зачитывает понятие рекламодатель, ученикам задается вопрос: приведите примеры, кто может быть рекламодателем, исходя из определения.
1. Ученики получают карточку №3 с заданиями на определение рекламодателя, работают над ней 3 минуты, далее следует обсуждение результатов работы. Ученик читает определение - рекламоноситель. Учитель задает вопрос классу: приведите примеры рекламоносителей. Ученики приводят примеры. 2. Ученики получают карточку №4 с заданиями на определение рекламоносителя, и работают над ней 3 минуты. Далее обсуждение результатов: учитель спрашивает по очереди каждую группу о выполнении задания (5 групп и 5 заданий). . Учитель подводит итоги работы над отработкой теоретических понятий на практике, определяет, что вызвало затруднения, что получилось быстрее всего. 4. Подводя итоги темы, учащиеся получают более сложный вариант рекламы, и обсуждая его в группе, применяют знания, полученные на уроке. Далее учащиеся делают выводы о работе над рекламой, о том, как воспринимается реклама, когда есть основные знания, и когда их нет.. Этап подведения итогов урока и информирование учащихся о домашнем задании (3 мин.): учитель делает вывод о значении рекламы, о важности знания того, как делается и подразделяется реклама. Дает ученикам домашнее задание: выучить понятия, разобранные на уроке, привести по 3 примера (каждый ученик). Сообщает оценки группам. Заключение
Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Хороший урок - дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Выделяют такие типы уроков: .Урок усвоения новых знаний. .Урок закрепления полученных знаний. . Урок отработки полученных знаний. . Урок контроля знаний учащихся. . Урок ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. . Обобщающий урок. Готовясь к уроку учитель экономики анализирует содержание материала, выделяет главное и второстепенное, формулирует основной тезис. Тезис должен быть четко, однозначно сформулирован, не содержать в себе двусмысленности и оставаться неизменной все время ее доказательства. Список использованных источников
1. Аксeнова О. В. Методика преподавания экономики: Уч. пособие - К.: КНЕУ, 1998. - 280 с.
. Аксенова Е.В. Структурно-логические схемы курса «Научная организация и нормирование труда в промышленности». - К.: КИНХ, 1984. . Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. . Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1974. . Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Учеб. пособ. / Сост. А.М. Алексюк и др. - К., 1993. . Основы экономики: Пробн. учебн. для 11 класса общеобразовательной школы / Под ред. И.Ф. Радионовой. - К.: Зодиак-ЭКО, 1995. . "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г. . Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. . Ромишовский А.Д. Проектирование систем обучения. - М.: Просвещение, 1989. . Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1965. . Стоун К. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984. . Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Новости, 1991. . http://libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/organizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschichsya-na-uroke . http://psylist.net/hpor/ped069.htm . http://shools-geograf.at.ua
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|