Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коспекты-схемы как форма активизации преподавания экономических дисциплин




 

Прежде дадим ответ на вопрос: «необходимо конспектировать лекции?"

Как свидетельствуют психологи, в памяти человека остается:

% - того, что она слушает;

% - того, что она видит;

% - того, что она делает.

Даже при очень внимательном слушании усваивается до 20% информации, а в процессе деятельности - 90%.

Конспект-схема - это своеобразная координатная сетка, или «канва» знаний, которые студент (учащийся) уже имеет в данной области. Конспект-схема позволяет, используя одну методическую основу, варьировать (в зависимости от состава аудитории) объем и характер учебного материала.

Конспекты-схемы отображают логику учебного предмета, то есть последовательность содержания, порядок изучения, связи элементов и частей курса. Правильно разработанные конспекты-схемы устанавливают также связь курса с другими предметами и, что немаловажно, позволяют уменьшить объем формальных знаний, подчеркивая ведущих идеях и понятиях.

Разрабатывая конспект-схему, надо всегда помнить об установлении оптимальных соотношений между описательным материалом, теоретичными обобщениями и конкретными примерами из практики.

Конспекты-схемы как форму наглядный обучения можно использовать в виде раздаточного материала как на лекции, так и к ней и после нее (а иногда и вместо нее). Их можно рисовать на доске или проектировать через эпидиаскоп, снять на слайды и т.п..Кроме схемы-конспекта, преподаватель должен разработать соответствующую методику опроса и проведения практических занятий в зависимости от цели использования конспекта: чтобы избежать формализма, конспекты нужно пересматривать и дополнять. Очень важно избегать однообразия в методике пользования схемами и дифференцировать учебные задания студентам по сложности, что растет.

Это требует применения специальной системы опроса и контроля знаний с использованием конспектов-схем. Формы использования конспектов-схем преподавателя разнообразны:

) для первоначального освоения основ темы;

) для работы с учебником и специальной литературой;

) для контроля знаний;

) для повторения и дополнения тем;

) для установки внутрипредметных и межпредметных связей.

Не стремясь к прямому запоминанию конспекта, студент должен работать с ним в различных формах самостоятельной и аудиторной работы.

Очень важно, чтобы методика использования конспекта-схемы была каждый раз новой, не давала студенту возможности привыкнуть к формам контроля и опроса. Так, если на начальной стадии применения конспектов-схем преподаватель сам объясняет схему, ее основные блоки, то в последующих лекциях он может дать задание составить план лекции по конспекту, дополнить конспект, найти в нем запланированной преподавателем «неточность» и другие.

Проверяя знания студентов, можно дать задание раскрыть содержание отдельного блока конспекта, привести содержательный пример тому подобное. Как показал опыт, студенты широко пользуются конспектами-схемами при повторении материала перед коллоквиумом, зачетом, деловой игрой, экзаменом. Во время коллоквиумов, зачетов и экзамена пользоваться конспектами-схемами запрещается.

Составление студентом логического конспекта-схемы одной из тем (обычно важнейшей, но не самой сложной) является разновидностью умственной деятельности студента для усвоения знаний, их применения, структурно-графического конструирования.

Конспект-схему студента можно считать обобщенным средством «переваривания» в мышлении студента информации по теме. Это средство позволяет выявить причинно-следственные связи, самостоятельно учиться и тому подобное.

Для составления конспекта-схемы студенту рекомендуется [2]:

) определить объем материала, который должен быть включен в конспект-схему;

) четко представить связь данного материала с предыдущим и последующим разделам курса;

) определить, где найти дополнительную информацию и как ее использовать;

) весь материал, подлежащий схематическому анализу, распределить на отдельные части (блоки), выделив моменты, которые необходимо понять, знать, запомнить;

) установить логические связи между этими блоками;

) продумать варианты графического изображения блоков;

) детально продумать каждый фрагмент конспекта-схемы;

) выделить в нем основные опорные слова, проблемы, формулы, факты;

) показать их взаимосвязь;

) продумать символику и графическую форму изображения;

) разработать первый вариант конспекта-схемы;

) обсудить его с преподавателем и коллегами;

) окончательно доработать конспект-схему;

) апробировать свой конспект в студенческой аудитории.

Составление конспекта-схемы - трудоемкий процесс. Очень сложными являются отбор информации и форма ее изображение, которая должна нести не только информативную, но, по возможности, и психологическую нагрузку.


Глава 3. Пример подготовки и проведения урока

 

Рассмотрим пример проведения урока по экономике в 10 классе по теме «Реклама».

План урока

Тема: «Реклама»

Цели:

·         Образовательная: ознакомить учащихся с основами рекламы, с видами рекламы, с понятиями рекламодатель, рекламоноситель, рекламная кампания, отличием профессиональной и непрофессиональной рекламы.

·         Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, восприятие позитивного отношения к рекламе.

·         Развивающая: сформировать умение планировать и контролировать выполнение работ, умение работать в группе.

Задачи урока:

·         Учащиеся должны знать основные понятия урока.

·         Усвоить отличие между понятиями рекламодатель и рекламоноситель, уметь приводить примеры.

·         Уметь определять цели создания различных видов рекламы.

Материалы и приспособления: карточка №1 с изображением рекламы (разных видов), информационная карточка, карточка №2 с заданиями на определение вида рекламы, карточка №3 с заданиями на определение рекламодателя, карточка №4 с заданиями на определение рекламоносителя, карточка №5 с изображением рекламы, тетради, ручки, карандаши, мультимедийная презентация с новыми сведениями о рекламе.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором для показа презентации.

Ход урока. Организационный момент (5 мин.): приветствие, проверка списочного состава учащихся, деление на группы по 4-6 человек (по желанию).. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний (7 мин.): сообщить учащимся тему урока, цели урока, объяснить сложность такого понятия как реклама, рассказать, что реклама воспринимается зрителями лишь как нечто прерывающее фильм и мешающее непрерывному просмотру любимой передачи. Раздать учащимся карточки №1 и сообщить задание: рассмотреть рекламу с точки зрения обычного человека, которым является каждый, выделить достоинства рекламы (2 мин.). Обсудит с учащимися полученные результаты, сделать вывод о неправильном восприятии рекламы.. Этап усвоения новых знаний (15 мин.): на основе вывода раздать учащимся информационные карточки для внимательного прочтения и обсуждения в группе. Сообщить учащимся о задании при работе с данной карточкой: составить классификацию видов рекламы по способу преподнесения ее покупателю и по информации, содержащейся в рекламе (учащиеся должны разделить перечисленные в карточке виды рекламы на 2 группы). Обсудить результаты работы. Отметить активно работающие группы. Задать учащимся вопросы:

1. Кто может являться рекламодателем?

. Что может являться рекламоносителем?

. Что такое рекламная кампания? Оценить правильность ответов.

IV. Этап закрепления новых знаний (15 мин.): закрепление знаний проводится во время работы учащихся в группах; учащиеся получают карточку №2 с заданием на определение вида рекламы по способу преподнесения рекламы потребителю. Время на работу с карточкой - 3 минуты. Обсуждение результатов после выполнения задания (отчет каждой группы, по очереди, об одном вопросе). Далее один из учеников, по усмотрению учителя, зачитывает понятие рекламодатель, ученикам задается вопрос: приведите примеры, кто может быть рекламодателем, исходя из определения.

1. Ученики получают карточку №3 с заданиями на определение рекламодателя, работают над ней 3 минуты, далее следует обсуждение результатов работы. Ученик читает определение - рекламоноситель. Учитель задает вопрос классу: приведите примеры рекламоносителей. Ученики приводят примеры.

2. Ученики получают карточку №4 с заданиями на определение рекламоносителя, и работают над ней 3 минуты. Далее обсуждение результатов: учитель спрашивает по очереди каждую группу о выполнении задания (5 групп и 5 заданий).

.   Учитель подводит итоги работы над отработкой теоретических понятий на практике, определяет, что вызвало затруднения, что получилось быстрее всего.

4. Подводя итоги темы, учащиеся получают более сложный вариант рекламы, и обсуждая его в группе, применяют знания, полученные на уроке. Далее учащиеся делают выводы о работе над рекламой, о том, как воспринимается реклама, когда есть основные знания, и когда их нет.. Этап подведения итогов урока и информирование учащихся о домашнем задании (3 мин.): учитель делает вывод о значении рекламы, о важности знания того, как делается и подразделяется реклама. Дает ученикам домашнее задание: выучить понятия, разобранные на уроке, привести по 3 примера (каждый ученик). Сообщает оценки группам.


Заключение

 

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Хороший урок - дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Выделяют такие типы уроков:

.Урок усвоения новых знаний.

.Урок закрепления полученных знаний.

. Урок отработки полученных знаний.

. Урок контроля знаний учащихся.

. Урок ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

. Обобщающий урок.

Готовясь к уроку учитель экономики анализирует содержание материала, выделяет главное и второстепенное, формулирует основной тезис. Тезис должен быть четко, однозначно сформулирован, не содержать в себе двусмысленности и оставаться неизменной все время ее доказательства.


Список использованных источников

 

1. Аксeнова О. В. Методика преподавания экономики: Уч. пособие - К.: КНЕУ, 1998. - 280 с.

.   Аксенова Е.В. Структурно-логические схемы курса «Научная организация и нормирование труда в промышленности». - К.: КИНХ, 1984.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

.   Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1974.

.   Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Учеб. пособ. / Сост. А.М. Алексюк и др. - К., 1993.

.   Основы экономики: Пробн. учебн. для 11 класса общеобразовательной школы / Под ред. И.Ф. Радионовой. - К.: Зодиак-ЭКО, 1995.

.   "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.

.   Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

.   Ромишовский А.Д. Проектирование систем обучения. - М.: Просвещение, 1989.

.   Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1965.

.   Стоун К. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984.

.   Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Новости, 1991.

.   http://libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/organizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschichsya-na-uroke

.   http://psylist.net/hpor/ped069.htm

.   http://shools-geograf.at.ua

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...