Раздел 1.Я школьник (9 часов)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай-ка» для 1-4 классов на 2016-2020 учебные годы
Разработчик: Романова Н.В., высшая квалификационная категория
Новосибирск, 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью психологического сопровождения по ФГОС является создание социально-психологических условий для полноценного развития личности учащихся и их успешного обучения. Внеурочная деятельность является одним из таких условий. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Курс «Развивай-ка» - это комплекс психологических занятий в начальной школе, направленных на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы, благоприятной для развития школьника. Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отличительными особенностями программы является то, что она способствует достижению личностных и метапредметных результатов учеником начальной школы. Цель курса «Развивай-ка»: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни. Задачи: 1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека. 2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека. 3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления. 4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем. 5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. 6. Формировать терпимость к мнению собеседника. 7.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. 8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Принципы реализации программы курса: 1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка. 2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка. 3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять. 4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы. 5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма. Формы организации учебного процесса: Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. Программа курса рассчитана на 1-4 классы, по 1 часу в неделю в каждой параллели начальных классов (в течение одного полугодия учебного года) – всего 68 часов. Методы, используемые на занятиях: элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • строить сообщения в устной и письменной форме; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Учащиеся научатся: Класс Регулятивные УУД: - овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; - извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста; - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: - распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя, - исследовать свои качества и свои особенности, - рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя, - наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - доверительно и открыто говорить о своих чувствах, - работать в паре и в группе, - выполнять различные роли, слушать и понимать речь других ребят, - осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. Класс Регулятивные УУД: - отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников, - прогнозировать последствия своих поступков, - определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя, - высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации, - строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото), - делать выводы в результате совместной работы в группе, - учиться графически оформлять изучаемый материал, - моделировать различные жизненные и учебные ситуации, - усваивать разные способы запоминания информации. Коммуникативные УУД: - позитивно проявлять себя в общении, - договариваться и приходить к общему решению, - понимать эмоции и поступки других людей, - овладевать способами позитивного разрешения конфликтов. Класс Регулятивные УУД: - осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением, - извлекать необходимую информацию из текста, - определять и формулировать цель в совместной работе, - делать осознанный выбор в сложных ситуациях, - осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит, - реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми, - планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого, - соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, - наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять, - наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения, - оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости, - моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта, - находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию, - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные УУД: - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, - контролировать свою речь и поступки, - толерантному отношению к другому мнению, - самостоятельно решать проблемы в общении, - осознавать необходимость признания и уважения прав других людей, - формулировать своё собственное мнение и позицию. - грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание курса «Развивай-ка» 1 класс
Раздел 1.Я школьник (9 часов) Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|