Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На помощь сквозь непогоду




Биографическая справка

Подполковник Богачев Сергей Иванович. Родился в 1958 году. В 1979 окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, после чего направлен в Алма-Атинский авиационный полк пограничных войск. В составе полка с 1979 по 1989 годы принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана. В 1989 году переведен в Северо-Восточный пограничный округ, освоил вертолеты палубной авиации. С 1995 года служит в авиаэскадрильи ЗРУ.

Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «за отличие в охране государственной границы СССР», медалью Нестерова, афганскими наградами.

Восемь лет и девять месяцев. От начала и до конца. Он не любит рассказывать о них, даже вспоминать. Слишком много вместили они в себя, слишком силен так называемый «афганский синдром». Ведь известно, что ко всему, даже к войне, вырабатывается привычка, т от нее не так-то легко отделаться. А столько лет, проведенных среди афганских гор, каждую минуту грозящих порцией свинца, среди рокота вертолетных винтов и вспышек пулеметных очередей, делают боевую обстановку настолько близкой, что другую уже трудно представить. Свыше 200 суток в командировках на «той» стороне ежегодно…

…Осенью 85-го года под руководством полковника Виктора Захарова проводилась довольно крупная операция в Зардевском ущелье. Несколько десантных групп, высаженных на господствующих над ущельем высотах, должны были взять его под свой контроль. Группы вышли на заданные точки, а пустые «Борты» вернулись на базу. Вдруг радио принесло сообщение: у группы, высаженной последней, неприятности.

Как оказалось, при ее десантировании решено было сменить тактику, и, вместо того, чтобы оставить ее на высоте, как обычно, группу высадили в низине, поближе к кишлакам, надеясь этим запутать душманов. Но в данном случае перехитрили самих себя. Вертолеты, покружив над местом высадки, ушли, ничего не обнаружив, но едва смолк гул винтов, как вылезшие из своих нор боевики обрушили на пограничников шквал огня, заставив их вжаться в землю, и не давая им возможности занять более благоприятную позицию. Группу необходимо было выручать. Как на грех погода, еще вполне летная с утра, по суровым законам гор начала быстро портится. Подгоняемая пронизывающим осенним ветром, тяжелая облачность накрыла перевал, отрезав путь в ущелье. Две пары Ми-8, потыкавшись, как слепые щенки о кромку облаков, вынуждены были отступить – лететь дальше при нулевой видимости было равносильно самоубийству. Третью попытку совершали экипажи Сергея Богачева и Николая Гаврилова. Летевший ведущим Гаврилов, на подходе к перевалу, вдруг издал радостное восклицание: над самой кромкой скал виднелся небольшой просвет, сквозь который можно было попытаться протиснуться в ущелье. Чуть не задевая камни, два «борта» прошли опасный район и устремились к месту, где шел бой.

В самом ущелье видимость была хорошей, поэтому бандитов удалось обнаружить быстро. Обстреляв их ракетами и из пулеметов, вертолетчики высадили подкрепление, что окончательно решило исход боя. Запаниковавшие уже при виде Ми-8 басмачи, заслышав выстрелы из крупнокалиберных пулеметов, стали разбегаться и прятаться. Это позволило десантировавшейся ранее группе занять выгодные позиции и продолжить выполнение поставленных перед ней задач. Потерь в ней, к счастью, не было…

 

Из книги: Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. — М.: Граница, 2008.— 455с.

В Зардевской операции 11 октября 1985 г. под руководством командира Уч-Аральской авиаэскадрильи подполковника В. Захарова ударами с воздуха было уничтожено 110 душманов, в том числе главарь банды и все его окружение. Особенно отличился экипаж вертолета Ми-24 в составе командира капитана Н. Шкрябко, старшего летчика-штурмана капитана С. Логунова, которые точным попаданием управляемой ракеты «Штурм-В» уничтожили главный, хорошо укрепленный дот противника, чем намного облегчили высаженным десантникам выполнение боевых задач. В этой операции огнем стрелкового оружия бандитов был сбит один вертолет (командир экипажа - начальник штаба полка подполковник П. Корнев). Экипажу удалось произвести вынужденную посадку в районе к. Зардев в зоне досягаемости огня противника. Все члены экипажа получили сильные удары. Вертолет завалился набок и начал гореть. Старший летчик-штурман лейтенант Д. Сидиков в сплошном дыму сумел открыть свою правую сдвижную дверь и вытащить экипаж из вертолета, объятого дымом и пламенем. Он еле-еле успел оттащить командира экипажа и бортового техника от вертолета, как тот взорвался. Спас экипаж подполковника П. Корнева командир звена вертолетов Ми-8 капитан Н. Гаврилов, сумевший произвести посадку рядом с упавшим вертолетом, ориентируясь по дыму от горящего вертолета. Экипаж Н. Гаврилова на висении, буквально приткнувшись одним колесом к крутому склону горы, по одному затащил в свой вертолет членов пострадавшего экипажа и эвакуировал их в Гульхану. За этот боевой вылет по спасению сбитого экипажа капитан Н. Гаврилов был награжден орденом Красной Звезды, а его экипаж - боевыми медалями.

Были у капитана Н. Гаврилова и другие нестандартные боевые ситуации, требующие неординарных решений и действий. Однажды, в октябре 1985 г., в районе базового лагеря бандформирования «Зардев» пара вертолетов - ведущий капитан В. Давыдов и ведомый капитан А. Прибытков при выполнении боевой задачи по нанесению авиационного удара по опорному пункту противника была обстреляна бандитами. Вертолет Прибыткова получил боевое повреждение двигателя, экипаж почувствовал сильный хлопок, вертолет резко бросило в сторону, обороты правого двигателя упали. Во избежание пожара экипаж выключил двигатель, а поскольку для возврата на базу преодолеть перевал высотой в 5000 м на одном двигателе без набора высоты было невозможно, то принял решение и произвел удачную вынужденную посадку на плато ледника высотой 3600 м над уровнем моря. Понимая, что бандиты могут быстро захватить вертолет вместе с экипажем, подсевший рядом вертолет ведущего капитана В. Давыдова подобрал сбитый экипаж и доставил его в Гульхану. Что делать с вертолетом? Взлететь с ледника на одном двигателе практически невозможно. Душманы вероятно засекли посадку подбитой машины и максимум через час-два будут на плато. Все вертолеты авиагруппы на боевых заданиях по прикрытию боевых действий наземных подразделений. Каждая потерянная минута времени стоила жизни машины. Вызвался добровольцем спасать поврежденный вертолет капитан Н. Гаврилов, произведший в это время посадку на базе для дозаправки топливом и боеприпасами. В его вертолет сели руководитель полетов, он же командир авиагруппы и командир Уч-Аральской авиаэскадрильи подполковник В. Захаров и инженер авиагруппы майор Коваленко. Гаврилов, прекрасно зная район полетов, быстро отыскал на ледниковом плато вертолет, сел рядом и высадил «смотровую» группу, взлетел и встал в круг над совершившим вынужденную посадку вертолетом для его охраны. Прибывшие подполковник Захаров и майор Коваленко сразу же приступили к осмотру машины. Как и предполагали, остановка двигателя произошла из-за попадания во входное устройство двигателя пули крупного калибра, но она лишь погнула лопатки турбины компрессора и вдребезги деформировала и разнесла кожух турбовентилятора. Других повреждений обнаружено не было. Решение приняли совместно и быстро — убрать остатки кожуха вентилятора, запустить сначала рабочий двигатель, затем поврежденный. Конечно, мощность поврежденного двигателя на взлете будет несколько меньше обычной, но для взлета в ущелье с «переднего колеса» ее должно хватить. Так и поступили, сообщив по радио капитану Гаврилову свое решение, экипаж которого заметил поднимающуюся вверх банду «непримиримых». Огнем бортового оружия за три энергичных захода он заставил мятежников отступить и залечь. Этими авиаударами было выиграно время, необходимое для запуска поврежденного вертолета. Однако Гаврилов сразу понял, что единственно возможный курс взлета вертолета комэска обязательно должен пересечь позиции бандитов в ущелье. Оставалось единственное решение — «прорубать» огненную «просеку» перед вертолетом командира эскадрильи, а значит, надо было сохранить боезапас НУРСов. В это же время экипаж подполковника Захарова уже запустил левый неповрежденный двигатель. Несмотря на разряженный воздух, он довольно-таки легко достиг установленного режима. После прогрева, комэска увеличил обороты до максимальных значений и нажал кнопку запуска поврежденного двигателя... Экипаж Гаврилова видел, как взлетал их комэска, одновременно выбирая место для предстоящей атаки. Уже ручка «шаг-газ» почти полностью выбрана вверх, а машина чуть-чуть оторвала колеса от ледяной корки и очень вяло реагировала на управление. Едва заметной отдачей ручки управления Захаров повел вертолет к обрыву камнем ринулся в ущелье. И точно рассчитав момент прохождения взлетающего вертолета командира эскадрильи над позициями бандитов в ущелье, капитан Гаврилов с опережением взлетающего вертолета в несколько сот метров, сверху двумя точными сериями залпов неуправляемых ракет прижимает противника к земле и уходит резко вверх, при необходимости для повторного захода. Этих нескольких десятков секунд грохота взрывов и дыма хватило для пролета взлетающего вертолета Захарова над замолчавшими позициями растерявшихся душманов. На их глазах «падающий» в ущелье вертолет вдруг устойчиво развернулся и полетел в сторону своего аэродрома, а через несколько минут его догнал и вертолет Гаврилова. Таким необычным образом был спасен вертолет, совершивший вынужденную посадку на ледник. Этот случай из-за своей неординарности и множественных «нарушений» различных мирных инструкций долго замалчивался, и летчики не были даже поощрены, не говоря уже о наградах. Однако, спустя несколько месяцев после выше описанных событий, капитан Н. Гаврилов был назначен заместителем командира авиационной эскадрильи, а через год подполковник В. Захаров был назначен командиром Алма-Атинского авиационного полка.

 

Из книги: «По обе стороны границы (Афганистан: 1979-1989)». - М.: Граница, 1999. с. 373-377. Анатолий Еременко

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...