Приемы и средства обучения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ По дисциплине Методика профессионального обучения Обоснование форм, методов и средств обучения в педагогической технологии для реализации педагогической системы
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах: · научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; · процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; · деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Методы обучения и их классификация Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся". В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются: · по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: o лекция; o беседа; o рассказ; o инструктаж; o демонстрация; o упражнения; o решение задач;
o работа с книгой; · по источнику получения знаний: o словесные; o наглядные: § демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; § использование технических средств; § просмотр кино- и телепрограмм; o практические: § практические задания; § тренинги; § деловые игры; § анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; · по степени активности познавательной деятельности учащихся: o объяснительный; o иллюстративный; o проблемный; o частичнопоисковый; · исследовательский; · по логичности подхода: o индуктивный; o дедуктивный; o аналитический; Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: · объяснительно-иллюстративный метод; · репродуктивный метод; · метод проблемного изложения; · частичнопоисковый, или эвристический, метод; · исследовательский метод. В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Приемы и средства обучения В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:
· учебно-лабораторное оборудование; · учебно-производственное оборудование; · дидактическая техника; · учебно-наглядные пособия; · технические средства обучения и автоматизированные системы обучения; обучение педагогический образовательный стандарт · компьютерные классы; · организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.). Формы обучения Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: · простые; · составные; · комплексные Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: · беседа; · экскурсия; · викторина; · зачет; · экзамен; · лекция; · консультация; · диспут; · культпоход; · "бой эрудитов"; · шахматный турнир; · концерт и т.п. Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: · урок; · конкурс профмастерства; · праздничный вечер; · трудовой десант; · конференция; · КВН. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы обучения создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся:
· дни открытых дверей; · дни, посвященные выбранной профессии; · дни защиты детей; · недели театра, книги, музыки, спорта и т.д. Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы: · формы организации всей системы обучения (их еще называют системами обучения); · формами организации обучения являются: o урок, o лекция, o семинар, o зачет, o консультация, · практика и пр.; · формы учебной деятельности учащегося (виды); · формы организации текущей учебной работы класса, группы Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|