Разработка карты межпредметных связей (основные взаимосвязи (любого) предмета со смежными предметами)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Проблема интеграции в новом образовательном стандарте приобретает особое значение. Интеграция содержания различных областей знаний - ключ к формированию целостной картины мира. Проблему межпредметной интеграции преподаватели Педагогической Академии раскрывают на примере комплексной специализации "Математика и информатика в 1-6 классах". Аннотация Предложенная авторами типология и характеристика межпредметных связей математики и информатики поможет учителям разрабатывать тематический и рабочий планы (и конспекты уроков) с учетом межпредметных связей, а заместителю директора по учебной работе - в свою очередь, учитывать их при планировании и организации методической работы и повышении квалификации учителей. Представленный в статье перечень тем исследований, проведенных студентами, может быть взят на вооружение школой при выборе темы научно-практической конференции, для комплексной исследовательской работы педагогов. Формирование профессиональной компетентности - как ключевой, базовой, так и специальной - будущего учителя может осуществляться разными путями. Один из них - создание комплексных (интегрированных) специальностей и специализаций. Примером такой специализации является «Математика и информатика» на факультете начального образования Карельского государственного педагогического университета. Создание этой специализации является в достаточной степени уникальным явлением, как в аспектесочетания школьных предметов - математики и информатики, так и в аспекте ориентации на конкретную ступень обучения - 1 - 6 классы. С позиций компетентностного подхода профессиональная компетентность учителя трактуется как «интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (1). При этом профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей.
В рамках рассматриваемой проблемы мы акцентируем внимание на роли межпредметных связей математики и информатики в процессе формирования специальных компетентностей. Она проявляется, в частности, в развитии у студентов мотивации учета межпредметных связей в преподавании математики и информатики, выработке навыков анализа учебного материала и реализации различных форм и видов межпредметных связей. Как можно судить по названию специализации, подготовка учителей осуществляется по двум направлениям: · математическому, с целью подготовки учителей математики для 1 - 6 классов; · информационному, с целью подготовки учителей пропедевтического курса информатики (1 - 6 классы). Студенты в течение пяти лет изучают курсы специализации, направленные, с одной стороны, на углубленное изучение математики и методики преподавания математики в 1 - 6 классах, а с другой - на широкую подготовку по информатике и методике преподавания информатики в 1 - 6 классах. .Взаимодействие названных направлений двумя кафедрами - кафедрой естественно-математических дисциплин и методик их преподавания на факультете начального образования и кафедрой информатики на физико-математическом факультете - реализуется в нескольких формах: ) В учебном процессе:) Взаимосвязь базовых учебных курсов, относящихся к обоим направлениям специализации.Например, в информационных курсах широко используется дидактический материал на материале математики (так, при изучении языка Лого в курсе «информационные и коммуникационные технологии в обучении» совершенствуются знания студентов по геометрии).) Разработка факультативных курсов. В частности, авторами разработаны курсы «Проектирование электронного дидактического материала по математике», «информационные и коммуникационные технологии в обучении математике».) Использование ИКТ в курсах математики, методики преподавания математики, спецкурсах.
) В ходе педагогической практики. При проведении уроков математики студентами используются как готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), так и самостоятельно разработанный электронный дидактический материал (ЭДМ) - компьютерные задания, тесты, презентации. ) В процессе исследовательской деятельности преподавателей и студентов, обучающихся по специализации. Совместная исследовательская деятельность преподавателей информатики и математики (авторов этой статьи) со студентами позволила провести исследование, направленное на изучение межпредметных связей математики и информатики в 1 - 6 классах. Данное исследование включает в себя следующие этапы: . Сравнительный анализ содержательных линий математики и информатики с целью выявления общих понятий (изучаемых как в курсе математики, так и в курсе информатики). . Анализ учебных программ и учебников математики и информатики. . Оценка роли математических знаний в изучении информатики, а также роли знаний в области информатики в изучении математики. . Выявление и анализ ЦОР по математике для 1 - 6 классов. . Разработка технологии проектирования обучения с использованием компьютера. . Разработка методики проектирования электронного дидактического материала. . Проектирование ЭДМ по математике. . Проектирование интегрированных курсов. Проведенное исследование позволило нам выделить следующие виды межпредметных связей математики и информатики: ) Использование в курсе информатики при изучении его содержательных линий предметного содержания математики. Проиллюстрируем это примерами:) Изучение понятия алгоритм (в частности, алгоритмических структур) на примере математических задач;) Изучение информационных технологий (например, текстовых или графических редакторов) с использованием дидактического материала из области математики;) Изучение языков программирования с использованием математического материала (например, язык Лого «хорош» для построения и исследования геометрических объектов).
) Включение в курс информатики «нетрадиционных» содержательных линий (например, элементов логики и теории множеств). ) Введение в курс математики фактов, необходимых при изучении информатики (системы счисления; законы алгебры логики; свойства функций/отображений, алгоритмы, модели) и отсутствующих в традиционном курсе математики или представленных недостаточно полно. ) Преподавание курса математики с использованием информационных и коммуникационных технологий. ) Изучение в курсе математики видов понятий, которые вводятся в курсе информатики (например, математические модели как виды информационных моделей). ) Разработка интегрированных курсов (например, «Геометрия и Лого»). Перечисленные межпредметные связи в контексте рассматриваемой проблемы могут быть реализованы на двух уровнях: . в начальных курсах математики и информатики в школе; . в профессиональной (вузовской) подготовке студентов, обучающихся по специализации «Математика и информатика». В данной статье мы подробнее остановимся и обобщим результаты восьмилетнего исследования межпредметных связей четвертого вида (преподавание курса математики в начальной школе с использованием ИКТ). На начальном этапе были выявлены педагогические программные средства (ППС) по математике для 1 - 6 классов. Среди них преобладают развивающие, контролирующие и тренирующие программы. Отметим, что на рынке программных средств преобладают программы для домашней самостоятельной работы учащихся, а не для использования их учителем в учебном процессе. Многие из них создаются разработчиками с учетом преимущественно своих собственных позиций, а затем предпринимаются попытки интегрировать их в учебный процесс. В целом созданный фонд ППС по математике не способен в полной мере удовлетворить потребности современного обучения математике в 1 - 6 классах.
В связи с этим мы посчитали целесообразным учить студентов самостоятельно проектировать и разрабатывать электронный дидактический материал. С этой целью нами были введены понятия «электронный дидактический материал» и «компьютерное задание», разработана методика проектирования ЭДМ, создан курс «Проектирование ЭДМ по математике» и др. (2, 3, 4). Несмотря на то, что сегодня направление, связанное с использованием ИКТ в обучении, получило достаточно широкое распространение, особенностью нашего подхода мы считаем сочетание тщательно разработанной методики изучения конкретного математического вопроса с обоснованным и адекватным (оптимальным) выбором его технологического и технического решения. Это, в свою очередь, становится возможным только при участии специалистов двух направлений - математического и информационного. В табл. 1 перечислены группы проблем и темы конкретных исследований, выполненных при совместном участии преподавателей и студентов специализации «Математика и информатика».
Таблица 1. Результаты исследования межпредметных связей математики и информатики
Взаимодействие двух предметных направлений в рамках одной специализации сделало возможным формирование специалистов качественно нового уровня - людей, способных интегрировать знания математики и информатики. Уникальность этой специализации заключается в том, что в процессе обучения создаются благоприятные условия для реализации интеграции математических и информационных курсов.Наши студенты концентрируют в себе не только теоретические знания и технологические умения, но и выражают психологическую готовность к решению нестандартных задач, связанных, с одной стороны, с проектированием и реализацией обучения математике с использованием информационных и коммуникационных технологий, а с другой - с использованием математических знаний при проектировании уроков информатики. Список литературы
.. Бердашкевич А.О федеральных государственных стандартах третьего поколения / А. Бердашкевич / / Российское образование. - 2008. - N 3. - С. 43-49 2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -- 2010 годы, Москва Распоряжение № 1340-р от 03.09.05 г. . . Олейникова О.Н. Профессиональные стандарты - основной критерий повышения качества профессионального образования / О.Н. Олейникова, . . Разработка системы текущего и итогового контроля за формированием профессиональных знаний студентов / В.И. Карпов [и др.] / / Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего . Сенашенко В.С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. - С. 11-19 . Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. В.А.Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. . Витухновская А.А., Марченко Т.С. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера //Информатика и образование. 2004. № 8. С. 83 - 89. . Проектирование электронного дидактического материала (на примере курса математики начальной школы)//Педагогический дизайн: Материалы науч.-практ. конф. г. СПб, 26-27 октября 2004 г.- СПб, 2004. С. 88 - 95.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|