Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка карты межпредметных связей (основные взаимосвязи (любого) предмета со смежными предметами)




 

Проблема интеграции в новом образовательном стандарте приобретает особое значение. Интеграция содержания различных областей знаний - ключ к формированию целостной картины мира. Проблему межпредметной интеграции преподаватели Педагогической Академии раскрывают на примере комплексной специализации "Математика и информатика в 1-6 классах".

Аннотация

Предложенная авторами типология и характеристика межпредметных связей математики и информатики поможет учителям разрабатывать тематический и рабочий планы (и конспекты уроков) с учетом межпредметных связей, а заместителю директора по учебной работе - в свою очередь, учитывать их при планировании и организации методической работы и повышении квалификации учителей. Представленный в статье перечень тем исследований, проведенных студентами, может быть взят на вооружение школой при выборе темы научно-практической конференции, для комплексной исследовательской работы педагогов.

Формирование профессиональной компетентности - как ключевой, базовой, так и специальной - будущего учителя может осуществляться разными путями. Один из них - создание комплексных (интегрированных) специальностей и специализаций. Примером такой специализации является «Математика и информатика» на факультете начального образования Карельского государственного педагогического университета. Создание этой специализации является в достаточной степени уникальным явлением, как в аспектесочетания школьных предметов - математики и информатики, так и в аспекте ориентации на конкретную ступень обучения - 1 - 6 классы.

С позиций компетентностного подхода профессиональная компетентность учителя трактуется как «интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (1). При этом профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей.

В рамках рассматриваемой проблемы мы акцентируем внимание на роли межпредметных связей математики и информатики в процессе формирования специальных компетентностей. Она проявляется, в частности, в развитии у студентов мотивации учета межпредметных связей в преподавании математики и информатики, выработке навыков анализа учебного материала и реализации различных форм и видов межпредметных связей.

Как можно судить по названию специализации, подготовка учителей осуществляется по двум направлениям:

· математическому, с целью подготовки учителей математики для 1 - 6 классов;

· информационному, с целью подготовки учителей пропедевтического курса информатики (1 - 6 классы).

Студенты в течение пяти лет изучают курсы специализации, направленные, с одной стороны, на углубленное изучение математики и методики преподавания математики в 1 - 6 классах, а с другой - на широкую подготовку по информатике и методике преподавания информатики в 1 - 6 классах.

.Взаимодействие названных направлений двумя кафедрами - кафедрой естественно-математических дисциплин и методик их преподавания на факультете начального образования и кафедрой информатики на физико-математическом факультете - реализуется в нескольких формах:

) В учебном процессе:) Взаимосвязь базовых учебных курсов, относящихся к обоим направлениям специализации.Например, в информационных курсах широко используется дидактический материал на материале математики (так, при изучении языка Лого в курсе «информационные и коммуникационные технологии в обучении» совершенствуются знания студентов по геометрии).) Разработка факультативных курсов. В частности, авторами разработаны курсы «Проектирование электронного дидактического материала по математике», «информационные и коммуникационные технологии в обучении математике».) Использование ИКТ в курсах математики, методики преподавания математики, спецкурсах.

) В ходе педагогической практики. При проведении уроков математики студентами используются как готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), так и самостоятельно разработанный электронный дидактический материал (ЭДМ) - компьютерные задания, тесты, презентации.

) В процессе исследовательской деятельности преподавателей и студентов, обучающихся по специализации.

Совместная исследовательская деятельность преподавателей информатики и математики (авторов этой статьи) со студентами позволила провести исследование, направленное на изучение межпредметных связей математики и информатики в 1 - 6 классах. Данное исследование включает в себя следующие этапы:

. Сравнительный анализ содержательных линий математики и информатики с целью выявления общих понятий (изучаемых как в курсе математики, так и в курсе информатики).

. Анализ учебных программ и учебников математики и информатики.

. Оценка роли математических знаний в изучении информатики, а также роли знаний в области информатики в изучении математики.

. Выявление и анализ ЦОР по математике для 1 - 6 классов.

. Разработка технологии проектирования обучения с использованием компьютера.

. Разработка методики проектирования электронного дидактического материала.

. Проектирование ЭДМ по математике.

. Проектирование интегрированных курсов.

Проведенное исследование позволило нам выделить следующие виды межпредметных связей математики и информатики:

) Использование в курсе информатики при изучении его содержательных линий предметного содержания математики. Проиллюстрируем это примерами:) Изучение понятия алгоритм (в частности, алгоритмических структур) на примере математических задач;) Изучение информационных технологий (например, текстовых или графических редакторов) с использованием дидактического материала из области математики;) Изучение языков программирования с использованием математического материала (например, язык Лого «хорош» для построения и исследования геометрических объектов).

) Включение в курс информатики «нетрадиционных» содержательных линий (например, элементов логики и теории множеств).

) Введение в курс математики фактов, необходимых при изучении информатики (системы счисления; законы алгебры логики; свойства функций/отображений, алгоритмы, модели) и отсутствующих в традиционном курсе математики или представленных недостаточно полно.

) Преподавание курса математики с использованием информационных и коммуникационных технологий.

) Изучение в курсе математики видов понятий, которые вводятся в курсе информатики (например, математические модели как виды информационных моделей).

) Разработка интегрированных курсов (например, «Геометрия и Лого»).

Перечисленные межпредметные связи в контексте рассматриваемой проблемы могут быть реализованы на двух уровнях:

. в начальных курсах математики и информатики в школе;

. в профессиональной (вузовской) подготовке студентов, обучающихся по специализации «Математика и информатика».

В данной статье мы подробнее остановимся и обобщим результаты восьмилетнего исследования межпредметных связей четвертого вида (преподавание курса математики в начальной школе с использованием ИКТ). На начальном этапе были выявлены педагогические программные средства (ППС) по математике для 1 - 6 классов. Среди них преобладают развивающие, контролирующие и тренирующие программы. Отметим, что на рынке программных средств преобладают программы для домашней самостоятельной работы учащихся, а не для использования их учителем в учебном процессе. Многие из них создаются разработчиками с учетом преимущественно своих собственных позиций, а затем предпринимаются попытки интегрировать их в учебный процесс. В целом созданный фонд ППС по математике не способен в полной мере удовлетворить потребности современного обучения математике в 1 - 6 классах.

В связи с этим мы посчитали целесообразным учить студентов самостоятельно проектировать и разрабатывать электронный дидактический материал. С этой целью нами были введены понятия «электронный дидактический материал» и «компьютерное задание», разработана методика проектирования ЭДМ, создан курс «Проектирование ЭДМ по математике» и др. (2, 3, 4).

Несмотря на то, что сегодня направление, связанное с использованием ИКТ в обучении, получило достаточно широкое распространение, особенностью нашего подхода мы считаем сочетание тщательно разработанной методики изучения конкретного математического вопроса с обоснованным и адекватным (оптимальным) выбором его технологического и технического решения. Это, в свою очередь, становится возможным только при участии специалистов двух направлений - математического и информационного.

В табл. 1 перечислены группы проблем и темы конкретных исследований, выполненных при совместном участии преподавателей и студентов специализации «Математика и информатика».

 

Таблица 1. Результаты исследования межпредметных связей математики и информатики

  Проблема Тема
1 Анализ технологических, дидактических и методических возможностей ЦОР по математике Анализ дидактических и методических возможностей ППС по математике
    Анализ технологических и дидактических возможностей учебно-развивающей среды «Живая геометрия»
2 Проектирование и разработка ППС по математике Проектирование и разработка компьютерной дидактической игровой программы "Дроби"с использованием языка Лого
    Проектирование и разработка компьютерного тестапо теме «Нумерация» с использованием тестовой оболочки
3 Проектирование и разработка электронного дидактического материала по различным темам математики Проектирование и разработка компьютерной поддержки темы «Доли»
    Проектирование и разработка компьютерной поддержки темы «Письменные приемы сложения и вычитания»
    Проектирование и разработка электронного дидактического материала по теме «Площадь»
4 Разработка интегрированного курса «Разработка интегрированного курса «Геометрия и ЛОГО» для начальной школы
5 Использование понятий информатики при изучении математики Использование алгоритмических предписаний при изучении простейших уравнений в начальной школе
6 Проектирование и разработка конструктора электронных объектов Использование конструктора при изучении темы «Нумерация»

 

Взаимодействие двух предметных направлений в рамках одной специализации сделало возможным формирование специалистов качественно нового уровня - людей, способных интегрировать знания математики и информатики. Уникальность этой специализации заключается в том, что в процессе обучения создаются благоприятные условия для реализации интеграции математических и информационных курсов.Наши студенты концентрируют в себе не только теоретические знания и технологические умения, но и выражают психологическую готовность к решению нестандартных задач, связанных, с одной стороны, с проектированием и реализацией обучения математике с использованием информационных и коммуникационных технологий, а с другой - с использованием математических знаний при проектировании уроков информатики.


Список литературы

 

.. Бердашкевич А.О федеральных государственных стандартах третьего поколения / А. Бердашкевич / / Российское образование. - 2008. - N 3. - С. 43-49

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -- 2010 годы, Москва Распоряжение № 1340-р от 03.09.05 г.

.  . Олейникова О.Н. Профессиональные стандарты - основной критерий повышения качества профессионального образования / О.Н. Олейникова,

.  . Разработка системы текущего и итогового контроля за формированием профессиональных знаний студентов / В.И. Карпов [и др.] / / Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего

.   Сенашенко В.С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. - С. 11-19

.   Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. В.А.Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

.   Витухновская А.А., Марченко Т.С. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера //Информатика и образование. 2004. № 8. С. 83 - 89.

.   Проектирование электронного дидактического материала (на примере курса математики начальной школы)//Педагогический дизайн: Материалы науч.-практ. конф. г. СПб, 26-27 октября 2004 г.- СПб, 2004. С. 88 - 95.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...