Финансовая отчетность как основа информационной системы финансового управления предприятием
Бухгалтерский учет является основным из всех видов учета. Он создает информационную систему, оперирующую данными об активах предприятия, капитале и пассивах, отражает факты хозяйственной жизни по движению материальных ценностей, выпуску продукции и ее реализации. Только с помощью бухгалтерского учета можно определить доходы и расходы, а также конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) выделяют следующие группы пользователей: ) пользователи, имеющие прямой финансовый интерес, которые определяют финансовое положение и платежеспособность организации. К этой группе пользователей относят инвесторов, банки, поставщиков, покупателей, наемных работников; ) пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес, которые используют информацию о размещении ресурсов, деятельности предприятия, изучают данные о налоговых платежах, полноте и своевременности их уплаты; ) пользователи, не имеющие финансового интереса, - органы статистики, аудиторские организации, интересующиеся вопросами достоверности информации, правильности постановки учета, его методологии, а также арбитражные и другие судебные органы. В зависимости от интересов различных групп пользователей информации систему бухгалтерского учета подразделяют на подсистемы. Ряд авторов, занимающихся исследованиями в данной области, например, проф. М.И. Куттер, выделяют только две подсистемы: финансового и управленческого учета. Такое деление характерно для американской и английской практики. Профессоры Л.Т. Гиляровская, Я.В. Соколов и В.Б. Ивашкевич в отдельную подсистему выделяют налоговый учет. Правила налогового учета представляют собой отдельную область деятельности и не совпадают с подходами к формированию информации в рамках подсистем финансового и управленческого учета. Рассмотрим назначение каждой подсистемы учета.
В современном понимании финансовый учет в любой организации представляет систему, ориентированную на составление финансовой отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также контроль показателей, на основании которых она сформирована. Финансовый учет отражает состояние и движение имущества, обязательств, доходов и расходов предприятия на основании свершившихся фактов хозяйственной жизни. Это достигается путем применения различных способов и приемов бухгалтерского учета, в частности документации, инвентаризации, стоимостной оценки, калькуляции, классификации в номенклатуре плана счетов, двойной записи, баланса и отчетности. Ведение финансового учета регламентируется государством, т.е. является обязательным и охватывает все аспекты функционирования предприятия, его активы, пассивы и финансовые результаты деятельности. Финансовый учет ведется в денежном выражении с использованием принципа двойной записи и завершается составлением единой отчетности с месячной, квартальной и годовой периодизацией. Таким образом, это учет свершившихся фактов хозяйственной жизни. Обобщенная система бухгалтерского учета на предприятии представлена на рис. 4. В системе бухгалтерского учета процедуры сбора, регистрации, передачи, накопления, хранения и обработки информации составляют информационный процесс бухгалтерского учета. Данный процесс включает документирование фактов хозяйственной жизни, систему группировки первичных данных в регистрах аналитического и синтетического учета, формирование на этой основе документально обоснованной и системно обобщенной информации, обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. То есть в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности на предприятии формируется и обрабатывается учетная информация.
Учетную информацию по отношению к системе бухгалтерского учета подразделяют на входную и выходную, структура и движение которой представлены на рис. 5. Входная информация по источникам поступления подразделяется на внутреннюю и внешнюю информацию экономического объекта. Внутренняя информация включает первичную информацию, полученную в ходе повседневной регистрации фактов хозяйственной жизни, а также информацию других функциональных систем предприятия, например плановую, нормативную и разного рода справочную информацию. Внешняя информация - информация о внешней среде, например поставщиках и покупателях, ценах и др. Особо следует выделить информацию, содержащуюся в законодательных документах, нормативных актах, инструкциях по бухгалтерскому учету, которая не подлежит обработке, но регулярно используется в профессиональной деятельности бухгалтера и при разработке автоматизированных систем бухгалтерского учета. По отношению к процессам преобразования входная информация подразделяется на обрабатываемую и необрабатываемую. Необрабатываемая информация не используется и не обрабатывается информационной системой учета, но содержится в поступающих документах. Такая информация, как правило, встречается в документах, которые используются не только учетными, но и другими функциональными службами. Входная обрабатываемая информация участвует в дальнейшей обработке и затем рассматривается как окончательный итог в виде результатной информации в выходных документах, т.е. отчетах. Результатная информация вместе с необрабатываемой информацией составляет выходную информацию. По назначению она разделяется на внутреннюю информацию, которую используют учетные и другие функциональные службы предприятия для анализа, контроля, а также при выработке и принятии управленческих решений, и внешнюю информацию, предназначенную для внешних пользователей: банков, инвесторов, контрагентов, государственных органов управления и т.п.
Представим положение автоматизированной системы бухгалтерского учета в системе управления предприятием в виде схемы на рис. 6. Согласно рис. 6 автоматизированная система бухгалтерского учета, являясь неотъемлемой частью автоматизированной информационной системы, ограничена предметной областью и занимает одно из важнейших мест в информационных системах хозяйствующего субъекта, оперативно обеспечивая руководство предприятия учетной информацией для принятия управленческих решений. Итак, в информационной системе предприятия одно из важнейших мест занимает система бухгалтерского учета, предназначенная для осуществления сбора, регистрации, передачи, накопления, хранения и обработки учетных данных, а также для составления отчетности различным пользователям. Бухгалтерская финансовая отчетность в РФ - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия. С окончанием календарного года завершается финансовый год. Наступает время подведения итогов работы организации. Для этого и составляется финансовая (бухгалтерская) отчетность, основной формой которой является годовой баланс. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, необходима как внутренним пользователям (руководству организации, учредителям, собственникам ее имущества), так и внешним (кредиторам предприятия, потенциальным инвесторам, налоговым органам, органам статистики). На основании бухгалтерской отчетности собственники будут распределять прибыль организации, кредиторы - принимать решения о выдаче займов, инвесторы - о целесообразности капиталовложений. Налоговым органам бухгалтерская отчетность необходима для контроля за правильностью исчисления налогов. Росстат на основе бухгалтерской отчетности формирует сводные данные об экономическом положении в стране.
Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета) и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности установлены единые правила. Это необходимо для того, чтобы все организации единообразно отражали в учете хозяйственные операции и необходимые показатели отчетности, а все пользователи этой информации могли ее одинаково прочитать. Финансовую отчетность представляют не только в налоговые органы, но также инвесторам и кредитным организациям. Кроме того, отчетность необходима для планирования и оптимизации налоговых платежей компании. Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года. Следовательно, последним днем представления отчетности будет 31 марта 2007 г. Но годовая бухгалтерская отчетность не может быть представлена ранее 60 дней по окончании отчетного года. Таким образом, отчетность должна быть представлена в период со 2 по 31 марта 2007 г. включительно. Статьей 15 Закона «О бухгалтерском учете» определен перечень пользователей бухгалтерской отчетности, которым отчетность представляется в обязательном порядке. Это учредители, участники организации или собственники ее имущества, территориальные органы государственной статистики. Кроме того, организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность (в том числе и годовую) в налоговые органы. Это требование зафиксировано в пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ. Организации, создавшие обособленные подразделения, должны представлять бухгалтерскую отчетность дополнительно и в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений. Это положение следует из п. 1 ст. 83 НК РФ, которым предусмотрена постановка на налоговый учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений. Таким образом, в налоговом органе по месту нахождения каждого из обособленных подразделений на учете состоит сама организация, а не ее обособленное подразделение.
Поэтому организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны представлять в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений бухгалтерскую отчетность головной организации. За нарушение сроков представления отчетности или ее непредставление на организацию налагается ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Помимо этого за непредставление бухгалтерской отчетности или отказ от ее представления в государственные контролирующие органы предусмотрена и административная ответственность. Статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за такие нарушения на должностных лиц организации налагается штраф в сумме от трех до пяти МРОТ (от 300 до 500 руб.). Финансовая отчетность подразделяется на виды в зависимости: ) от периода составления (месячная, квартальная, годовая отчетность); ) от органа представления (финансовую отчетность представляют не только в налоговые органы, но также инвесторам и кредитным организациям); ) от отрасли организации, отчетность которой составляется; ) от того, получает ли организация, составляющая отчетность, бюджетные средства. Так, организациям, получающим бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности необходимо представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации; ) от того, подлежит ли организация обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности; ) от масштабов предприятия. Так, малые предприятия имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку; ) является ли организация коммерческой или некоммерческой. Так, некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6). В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы: Бухгалтерский баланс (форма №1); Отчет о прибылях и убытках (форма №2); Отчет об изменениях капитала (форма №3); Отчет о движении денежных средств (форма №4); Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма №5). Бухгалтерский баланс в отличие от других отчетных форм, содержащих определенную информацию об изменениях отдельных объектов учета или хозяйственных процессах, содержит информацию о состоянии хозяйственных средств и источниках их образования на определенную дату как результате хозяйственной деятельности. Поэтому отдельные статьи баланса, характеризующие состояние средств на начало года и конец отчетного периода, служат для контроля и взаимоувязки показателей других форм отчетности, отражающих движение отдельных видов средств или их назначение. Помимо вышеуказанных форм в состав отчетности включаются Пояснительная записка и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Аудиторское заключение в обязательном порядке включается в состав отчетности, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация не подлежит обязательному аудиту, но решила самостоятельно его провести, такое аудиторское заключение может быть включено в состав бухгалтерской отчетности. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности только некоммерческих организаций. Субъекты малого предпринимательства имеют право представлять бухгалтерскую отчетность в меньшем объеме и в упрощенном виде. Если субъект малого предпринимательства подлежит обязательному аудиту и у него отсутствуют данные для заполнения форм N №3, 4 и 5, то эти формы в состав отчетности могут не включаться. Если обязанности по проведению обязательного аудита у субъекта малого предпринимательства нет, то он имеет право кроме вышеперечисленных форм (независимо от факта наличия или отсутствия данных) не представлять и пояснительную записку, а также не делать расшифровок к основным показателям Баланса и Отчета о прибылях и убытках. Общественные организации (объединения), которые не ведут предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по продаже товаров (работ, услуг) кроме выбывшего имущества, в составе бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительную записку. Помимо положений по бухгалтерскому учету Минфин России разрабатывает и формы отчетности с инструкциями по их заполнению. Приказом определен перечень показателей бухгалтерской отчетности, которые обобщают органы статистики по всем организациям (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений). Именно таким показателям и присвоены обязательные коды. Остальные показатели, которые не включены в перечень, кодировать не нужно. Этот совместный Приказ распространяется только на формы бухгалтерской отчетности, представляемые в органы статистики. Кодировка показателей отчетности, предназначенной для других пользователей, им не регламентируется. Но организации могут применять эту кодировку и во всех остальных случаях представления отчетности. В бухгалтерскую отчетность организации должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности, изменениях в финансовом положении и т.д. Учитывая эти требования к отчетности, Минфин России считает, что каждая организация в обязательном порядке должна разработать свои собственные формы отчетности, в которых и будет представлена полная и достоверная информация, отражающая специфику работы данной организации. Объем информации, содержащейся в представляемой отчетности, должен обеспечить ее достоверность, полноту, существенность, нейтральность, последовательность, сопоставимость и т.д. Исходя из этого принципа каждая организация должна определить состав форм и перечень показателей бухгалтерской отчетности в зависимости от специфики своей деятельности. Например, коммерческие организации, не относящиеся к крупным, могут раскрыть объем отчетной информации, ориентируясь на образцы форм бухгалтерской отчетности, которые рекомендованы Минфином. Крупные коммерческие организации с несколькими видами деятельности этим объемом информации ограничиваться не должны. Таким организациям целесообразно, например, раскрывать финансовую информацию по видам деятельности. Поэтому при разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности они могут включить в состав отчетности дополнительные формы и показатели. При этом существенная роль отводится пояснительной записке, в которой раскрывается значительная часть информации. Данные об отдельных видах активов, обязательствах, доходах, расходах и т.д. должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них заинтересованные пользователи не смогут правильно оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности. Это называется принципом существенности. Если какой-либо показатель отчетности несуществен, то он может быть объединен с аналогичным по характеру и назначению показателем в бухгалтерской отчетности. По общему правилу существенным считается показатель, нераскрытие которого может повлиять на экономические решения пользователей бухгалтерской отчетности, принятые на основе этой отчетности. Существенность показателя организация определяет самостоятельно. Критерием существенности признается сумма, отношение которой к итогу соответствующих данных за год составляет не менее 5%. В типовой форме Бухгалтерского баланса, после названия групп соответствующих статей отсутствуют номера счетов бухгалтерского учета. Это не удобно. Заполнение форм бухгалтерской отчетности происходит уже после того, как все хозяйственные операции за год отражены в соответствии с правилами учета, инвентаризацией подтверждено наличие активов и обязательств организации, по синтетическим и аналитическим счетам сформированы обороты, а вычисленные сальдо по счетам отражают реальное финансовое состояние организации. На этом этапе необходимо перенести в формы сальдо по соответствующим счетам (суммы оборотов) или необходимые данные из аналитических регистров бухгалтерского учета. При заполнении Бухгалтерского баланса необходимо помнить, что согласно п. 40 Положения по ведению бухгалтерского учета не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами. Это означает, что не следует вычислять сальдо между суммами дебиторской и кредиторской задолженности, учтенной, например, на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», и заносить его в актив Баланса либо в пассив. Суммы любой дебиторской задолженности должны отражаться в активе Баланса, а суммы кредиторской - в пассиве. Итак, бухгалтерская финансовая отчетность отражает изменение финансового состояния организации за отчетный год. Важнейшей составной частью отчетности предприятия является баланс. В балансе получают отражение хозяйственно-расчетные отношения предприятия с другими предприятиями, с бюджетом и кредитными учреждениями, а также финансовые результаты деятельности предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|