Заполнение бухгалтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2)
Особенности финансовой отчетности муниципальных предприятий (организаций) обусловлены особенностями их правового положения. Специфика таких предприятий состоит в том, что их имущество находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Учреждается муниципальное предприятие органом местного самоуправления. Оно не может осуществлять любые виды деятельности, а должно заниматься лишь той деятельностью, которая определена в уставе. Однако такое предприятие вправе совершать сделки, необходимые ему для достижения целей, предусмотренных в уставе. Законом о МСУ определяется состав имущества, которое может находиться у муниципальных образований. Оно должно использоваться только для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Если у муниципального образования возникают права собственности на иное имущество, это имущество должно быть перепрофилировано либо отчуждено. Данное правило является правовой гарантией реализации социального предназначения местного самоуправления, которое, согласно Закону о МСУ, состоит прежде всего в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения. Эти структуры образуются только для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, практика создания предприятий, не связанных с задачами местного самоуправления (например, винно-водочных заводов), является незаконной.
Муниципальное предприятие «Фокстрот» (далее - МП) изготавливает электроустановочные изделия. В 2011 г. помимо производства продукции МП занималось реализацией покупных товаров - электропроводов. Часть производственных помещений сдавалась в аренду другой организации. За 2011 г. в бухгалтерском учете МП были отражены следующие операции (таблица 1). В этой таблице показаны, конечно, не все операции, а только основные, т.е. те, которые необходимы для понимания алгоритма заполнения форм отчетности. Как видим, информации достаточно много. Поэтому при описании порядка заполнения каждой формы по мере необходимости мы будем обращаться к этой таблице, а в необходимых случаях и привлекать дополнительные данные. Начнем с Бухгалтерского баланса. Для заполнения Баланса нам потребуются сальдо по счетам бухгалтерского учета МП «Фокстрот» на 1 января 2011 г. и на 1 января 2012 г. Эти данные приведены в таблице 2. На основании этих данных и вышеизложенных правил, составим Баланс по форме №1. Сразу после заполнения Баланса можно сделать расчет стоимости чистых активов на начало и конец 2011 г. Порядок расчета утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 №10н/03-6/пз для акционерных обществ, но его могут применять и муниципальные предприятия. В настоящей работе данный расчет не приводится - его итоговые результаты указываются в форме №3 «Отчет об изменениях капитала» в разделе «Справки» по строке 200. В нашем примере величина чистых активов МП существенно превышает величину уставного капитала. Если при заполнении Бухгалтерского баланса мы использовали сальдо по счетам бухгалтерского учета, то при заполнении Отчета о прибылях и убытках нам потребуются итоговые обороты за 2011 г. (с 1 января по 31 декабря включительно) по соответствующим счетам. В Отчете необходимо привести данные за два года. В нашем случае в графе 3 приводятся данные за 2011 г., а в графе 4 - за 2010 г.
Те показатели, которые имеют отрицательное значение или должны вычитаться, записывают в круглых скобках. Типовая форма Отчета о прибылях и убытках не содержит расшифровок выручки по различным видам деятельности организации и себестоимости проданных товаров, работ, услуг. Но если организация ведет несколько видов деятельности, то пользователи отчетности, возможно, захотят иметь точное представление о доходах и расходах от каждого из них. В этом случае организация вправе дополнить Отчет нужными строками. Совместным Приказом Госкомстата и Минфина России от 14.11.2003 №475/102н для ряда показателей Отчета о прибылях и убытках, так же как и для Баланса, присвоены обязательные коды. Организации могут применить эту кодировку и во всех остальных случаях представления отчетности. При заполнении Отчета мы будем опираться на утвержденную кодировку показателей. МП «Фокстрот» получило выручку от реализации в общей сумме 16 727 000 руб. без НДС. Поскольку МП занимается и производством, и торговой деятельностью, принято решение раскрыть в отчетности суммы выручки по видам деятельности, которые составили: от реализации готовой продукции - 14 026 000 руб.; от реализации покупных товаров - 2 701 000 руб. Себестоимость реализованных товаров (продукции) составила 12 490 000 руб., в том числе: готовой продукции - 10 591 000 руб.; покупных товаров - 1 899 000 руб. Учетной политикой предусмотрено, что управленческие расходы по окончании каждого месяца списываются в дебет счетов учета затрат на изготовление готовой продукции и участвуют в расчете ее полной фактической себестоимости. Коммерческие расходы списываются в полном объеме на себестоимость продаж (в дебет счета 90). Их сумма за 2011 г. составила 3 719 000 руб. Помимо доходов по обычным видам деятельности МП получило за 2011 г. доход от сдачи части производственных площадей в аренду другой организации в сумме 336 000 руб. (без НДС). Так как сдача имущества в аренду не является предметом деятельности МП, эти доходы учитываются в составе операционных доходов. В 2011 г. МП приобрело вексель банка номиналом 500 000 руб. за 420 000 руб. и 29 декабря 2011 г. погасило его. Операции с ценными бумагами также не являются для МП предметом деятельности, поэтому доход в размере 500 000 руб. включается в состав операционных.
В 2011 г. МП пользовалось банковскими кредитами и уплатило проценты в сумме 185 000 руб. Кроме этого были произведены следующие расходы: в состав операционных расходов включена оплата банку за расчетно-кассовое обслуживание в сумме 25 000 руб.; начислены и отнесены на операционные расходы налоги на имущество и рекламу в сумме 41 000 руб.; списаны на прочие операционные расходы затраты по аннулированным производственным заказам в сумме 172 000 руб.; начислена амортизация по сданному в аренду помещению в сумме 8000 руб.; списана на внереализационные расходы недостача на складе при отсутствии виновных лиц в сумме 22 000 руб. Для заполнения строки 141 «Отложенные налоговые активы» необходимо взять итоговый оборот по дебету счета 09 в корреспонденции со счетом 68 и вычесть из него итоговый оборот по кредиту счета 09 в корреспонденции со счетом 68. Эта сумма составляет 5000 руб. Данные для заполнения строки 142 «Отложенные налоговые обязательства» вычисляются аналогично. Для этого возьмем итоговый оборот по кредиту счета 77 в корреспонденции со счетом 68 и вычтем из него итоговый оборот по дебету счета 77 в корреспонденции со счетом 68. По условиям нашего примера эта сумма составит 15 080 руб. Заполним исходя из этих данных графу 3 Отчета о прибылях и убытках (в тыс. руб. без десятичных знаков). Сначала заполним раздел «Доходы и расходы по обычным видам деятельности». По строке 010 отразим общую сумму выручки - 16 727 000 руб., а в дополнительных строках - выручку от реализации готовой продукции и выручку от реализации покупных товаров. По строке 020 покажем общую сумму себестоимости проданных товаров - 12 490 000 руб., а в дополнительных строках - себестоимость реализованной готовой продукции и себестоимость покупных товаров. Валовая прибыль по строке 029 определяется как разница суммы в строке 010 и суммы в строке 020 и составит 4 237 000 руб. В дополнительных строках валовую прибыль расшифруем: сумма валовой прибыли от реализации готовой продукции - 3 435 000 руб. и сумма валовой прибыли от реализации покупных товаров - 802 000 руб.
Коммерческие расходы в сумме 3 719 000 руб. записываются в строку 030. Прибыль от продаж, отражаемая в строке 050, вычисляется как разница строк 029 и 030 и составит 518 000 руб. Теперь перейдем к разделу «Прочие доходы и расходы». Проценты в сумме 185 000 руб. за пользование банковскими кредитами отражаются в строке 070. Доход от сдачи производственных площадей в аренду в сумме 336 000 руб. и сумму 500 000 руб., полученную от погашения векселя, запишем в строку 090. Общая величина операционных доходов составит 836 000 руб. По строке 100 отразим плату за расчетно-кассовое обслуживание в сумме 25 000 руб., налоги на имущество и рекламу в сумме 41 000 руб., затраты по аннулированным производственным заказам в сумме 172 000 руб., сумму, за которую был приобретен вексель, - 420 000 руб. и сумму начисленной амортизации по сданному в аренду помещению - 8000 руб. Общая величина этих расходов составит 666 000 руб. По строке 130 запишем сумму недостачи на складе - 22 000 руб. В строке 140 вычислим сумму прибыли до налогообложения. Она составит 481 000 руб. (518 000 - 185 000 + 836 000 - 666 000 - 22 000). Сумма текущего налога на прибыль по нашим данным составит 105 360 руб. (481 000 руб. х 24% + 5000 руб. (сумма отложенных налоговых активов) - 15 080 руб. (сумма отложенных налоговых обязательств)). Сумма чистой прибыли, которую необходимо показать по строке 190, составит 366 000 руб. (481 000 + 5000 - 15 000 - 105 000 руб.). Такая же сумма должна быть получена по счету 99 (в нашей сводной таблице на счет нераспределенной прибыли отнесена сумма 365 560 руб.). В Бухгалтерском балансе отдельно эта сумма не показывается. В нем отражается сальдо нераспределенной прибыли на конец отчетного периода по счету 84. Данные в графу 4 («За аналогичный период предыдущего года») переносятся из графы 3 Отчета о прибылях и убытках за 2010 г. Подраздел «Справочно». Если организация выявила постоянные налоговые активы или обязательства, то эти данные отражаются по строке 200. В нашем примере в этой строке нужно показать сумму 30 000 руб. (125 600 руб. х 24% = 30 144 руб.). Она образовалась из-за того, что общая сумма уплаченных процентов за пользование кредитами (185 000 руб.) при налогообложении учитывается только в сумме 59 400 руб., остальная часть (125 600 руб.) при налогообложении не будет учтена ни в текущем налоговом периоде, ни в будущем. В разделе формы №2 «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» раскрываются наиболее значительные внереализационные доходы и расходы: Ø начисленные штрафы, пени и неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров; Ø прибыль или убыток прошлых лет, выявленные в отчетном году, суммы полученных или уплаченных в возмещение убытков, суммы курсовых разниц;
Ø суммы, перечисленные в резервы под снижение стоимости материальных ценностей и в резерв под обесценение финансовых вложений; Ø суммы списанной дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности. Заполненный Отчет о прибылях и убытках по форме №2 будет выглядеть следующим образом. Отчет об изменениях капитала (форма №3) заполняют организации, в которых в соответствии с законодательством формируются уставный, добавочный, резервный капиталы. К таким организациям относятся акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Но мы рассматриваем муниципальное унитарное предприятие, поэтому данный отчет не составляем. отчетность финансовый предприятие информационный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|