Недели
| Развитие
фонетико-фонематической стороны речи
| Лексические
темы
| Лексико-грамматические категории
| Связная речь
|
Сентябрь
|
1.
| Мониторинг индивидуального развития
|
2.
|
3.
| Звуки и буквы.
| Овощи. Фрукты.
| · Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
· Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.
· Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк, -оньк-.
| · Учить пересказывать рассказ «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.
· Учить согласовывать слова в предложениях.
|
4.
| Слова. Звуки.
| Осень.
| · Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных.
· Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде,числе, падеже.
| · Учить пересказывать рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге» с опорой на картинки.
· Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.
|
Октябрь
|
1.
| Звук [а]. Буква Аа.
| Домашние животные и их детёныши.
| · Учить образовывать сложные слова.
· Учить образовывать притяжательные прилагательные.
· Расширять словарь антонимов.
· Развивать навыки словообразования и словоизменения.
| · Учить пересказывать рассказ Л. Толстого «Котёнок».
· Формировать у детей навык построения связного монологического высказывания.
|
2.
| Звук [о]. Буква Оо.
| Человек.
Части тела.
| · Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
· Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
· Развивать словарь антонимов.
| · Учить детей последовательно пересказывать литературный образец – басню
Л. Толстого «Старый дед и внучек».
· Развивать способность к целостному восприятию произведения.
|
3.
| Звук [э]. Буква Ээ.
| Одежда.
| · Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-,-чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.
· Формировать умение согласовывать числительные два, две с существительными.
| · Учить составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.
· Развивать умение узнавать предмет по описанию.
|
4.
| Звук [и]. Буква Ии.
| Мебель.
Части мебели.
| · Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
· Учить подбирать глаголы к существительным по теме.
· Закреплять навык употребления существительных в родительном падеже.
| · Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации.
· Учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.
|
Ноябрь
|
1.
| Звук [ы]. Буква ы.
| Наша страна.
| · Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России.
· Учить образовывать прилагательные от существительных.
· Развивать умение согласовывать слова в предложениях.
| · Учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам.
· Развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам.
|
2.
| Дифференциация звуков [и] - [ы].
| Транспорт.
| · Обучать образованию приставочных глаголов движения.
· Закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа.
| · Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок, соблюдая целостность, связность, плавность и объём текста.
|
3.
| Звук [у]. Буква Уу.
| Продукты
питания.
| · Учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
· Формировать навык образования относительных прилагательных в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже.
| · Учить детей пересказывать сказку «Колосок» по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации.
· Учить согласовывать слова в предложениях.
|
4.
| Гласные звуки и их дифференциация.
| Дикие
животные и их детёныши.
| · Обучать детей образованию притяжательных прилагательных.
· Закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в.
· Упражнять в подборе имён прилагательных к именам существительным по теме.
| · Учить детей составлению близких к тексту пересказов, без помощи вопросов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живёт. Заяц. Белка. Волк»).
· Учить составлять загадки о животных.
|
|
| 2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
|
|
Декабрь
|
1.
| Звук [м]. Согласные звуки. Слоги.
| Зима.
| · Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к.
· Учить подбирать родственные слова.
· Учить образовывать глаголы прошедшего времени.
| · Учить составлять описательный рассказ по картине с изображением зимнего пейзажа.
· Развивать у детей навык планирования связного высказывания.
|
2.
| Звук [м']. Буква Мм. Твёрдые и мягкие согласные.
| Профессии.
| · Учить называть профессии по месту работы или роду занятия.
· Закреплять употребление существительных в творительном падеже.
· Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.
| · Учить составлять подробные описательные рассказы о профессиях с использованием схемы.
· Формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий.
|
3.
| Звук [н].
| Зимующие птицы.
| · Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц.
· Учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
· Закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.
| · Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности.
· Учить составлять описательный рассказ о зимующих птицах с использованием схемы.
· Упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию.
|
4.
| Звук [н']. Буква Нн.
| Новый год.
| · Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным.
· Упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах.
| · Учить детей составлять рассказ «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.
· Формировать навык соблюдения последовательности изложения.
· Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.
|
Январь
|
2.
| Звук [п].
| Зимние забавы и развлечения.
| · Закреплять навык образования притяжательных местоимений.
· Упражнять в образовании существительных единственного числа в предложном падеже с предлогом -О-.
· Учить подбирать определения к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?).
| · Учить пересказывать рассказ «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.
· Развивать у детей навык планирования связного высказывания.
· Упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию.
|
3.
| Звук [п']. Буква Пп.
|
4.
| Звук [т].
| Посуда.
| · Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
· Упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды.
| · Учить детей подробно пересказывать художественный текст Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
· Развивать умение отвечать на вопросы распространённой согласованной фразой.
|
Февраль
|
1.
| Звук [т']. Буква Тт.
| Семья.
| · Учить подбирать противоположные по значению слова.
· Закреплять знания о родственных связях.
· Развивать понимание логико-грамматических конструкций.
| · Обучать детей составлению связного последовательного рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картинок.
· Формировать умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.
|
2.
| Звук [к].
| Азбука
Безопасности.
| · Формировать умение употреблять сложные предлоги.
· Учить образованию однокоренных слов.
· Закреплять навык образования глагола с помощью приставок.
· Активизировать словарь наречий.
| · Обучать детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок «Новая машина».
· Развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.
|
3.
| Звук [к']. Буква Кк.
| Наши
Защитники.
| · Обучать образованию прилагательных от существительных.
· Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.
· Упражнять детей в назывании военных профессий.
| · Формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать рассказ Л. Кассиля «Сестра».
· Развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.
|
4.
| Звук [х].
| Инструменты.
| · Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, в творительном падеже единственного и множественного числа.
| · Учить составлять описательный рассказ с опорой на схему.
· Формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.
|
| | 3 период обучения (март, апрель, май)
| |
Март
|
1.
| Звук [х']. Буква Хх.
| 8 Марта.
| · Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.
· Упражнять в подборе родственных слов.
· Упражнять в подборе признаков к предметам.
| · Учить детей составлять описательный рассказ о маме по собственному рисунку.
· Развивать монологическую речь и связные высказывания детей.
|
2.
| Дифференциация звуков
[к]-[х], [к']-[х'].
| Домашние птицы и их птенцы.
| · Закреплять умение употреблять существительные в дательном падеже единственного числа и согласовывать их с глаголами (дать кому? чему?).
· Формировать умение образовывать названия птенцов домашних птиц с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-.
· Закреплять умение употреблять предлог у в речи, дифференцировать предлоги -к-, -от-.
| · Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности.
· Учить составлять описательный рассказ о домашних птицах с использованием схемы.
· Упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию.
|
3.
| Звук [ф].
| Виды спорта.
| · Учить образованию относительных прилагательных и образованию сложных слов.
· Закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа в разных падежах.
· Закреплять умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже.
| · Учить составлять рассказ «Как занимаются спортсмены» (на примере одного вида спорта).
· Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.
|
4.
| Звук [ф']. Буква Фф.
| Весна.
| · Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных.
· Учить классифицировать времена года.
· Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа.
| · Обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин «Заяц и морковка».
· Закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений.
|
Апрель
|
1.
| Звук [j]. Буква Йй.
| Игрушки.
| · Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного числа.
· Закреплять умение преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа во множественное число.
| · Учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ на тему «Как мы играли».
· Воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.
|
2.
| Звуки [jо]. Буква Ёё. Дружные звуки.
| Перелётные птицы.
| · Учить образовывать и употреблять приставочные глаголы.
· Закреплять умение употреблять в речи простых предлогов: на – с, в – из.
· Упражнять детей в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных.
| · Продолжать учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки.
· Учить логическому построению высказывания.
· Развивать умение согласовывать слова в предложении.
|
3.
| Звуки [jу]. Буква Юю.
| Космос.
| · Учить использовать существительные единственного числа в различных падежах.
· Закрепить умение согласовывать числительные 1 - 5 с существительными.
· Учить префиксальному способу образования глаголов.
| · Совершенствовать навыки рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.
· Учить составлять рассказ по картине В. М. Каратая «Космонавты».
|
4.
| Звуки [jа]. Буква Яя.
| Комнатные растения.
| · Учить употреблять глаголы в прошедшем времени.
· Учить выделять из текста однокоренные слова.
· Закреплять навык употребления притяжательных местоимений.
| · Учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия.
· Учить составлять рассказ по сюжетной картине «В живом уголке».
|
Май
|
1.
| Звуки [jэ]. Буква Ее.
| Откуда хлеб пришёл?
| · Учить подбирать синонимы и однокоренные слова.
· Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.
| · Обучать детей пересказу рассказа «Откуда хлеб пришёл», составленного по серии сюжетных картин.
· Закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ.
|
2.
| Дифференциация звуков [jэ], [jо], [jу], [jя].
| День Победы.
| · Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. и празднике Победы.
· Закреплять умение образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа.
| · Обучать детей составлению рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин по заданному плану.
· Развивать умение адекватно передавать в речи изображённые на картинках действия.
|
3.
| Закрепление пройденного материала
| Насекомые.
| · Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.
· Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
| · Учить составлять описательный рассказ о насекомых с использованием схемы.
· Формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.
|
4.
| Мониторинг индивидуального развития
|
| | | | | | |