Недели
| Развитие
фонетико-фонематической стороны речи
| Лексические темы
| Лексико-грамматические категории
| Связная речь
|
Сентябрь
|
1.
| Мониторинг индивидуального развития
|
2.
|
3.
| Повторение. Гласные и согласные звуки.
| Урожай.
| · Расширять глагольный словарь, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени.
· Формировать грамматическую категорию имён существительных в форме родительного падежа множественного числа.
· Формирование навыков словообразования.
| · Учить детей составлять пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь», проявляя творческое воображение и артистизм.
· Развивать у детей умение распространять предложения определениями.
|
4.
| Звуки [т] и [т']. Буква Тт.
| Осень.
Осенние
месяцы.
| · Формирование номинативного словаря по теме.
· Учить преобразовывать существительные единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа.
| · Обучать детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
· Активизировать словарь по данной теме.
|
Октябрь
|
1.
| Звуки [к] и [к']. Буква Кк.
| Домашние животные и их детёныши.
| · Учить образовывать сложные прилагательные.
· Учить образовывать притяжательные прилагательные.
· Формировать умение образовывать существительные с помощью суффикса -ищ-.
| · Обучать составлению плана рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин, посредством выделения главной мысли в каждой картинке.
· Обучать составлению рассказа в соответствии с планом.
|
2.
| Звуки [х] и [х'].
Буква Хх.
| Части тела
человека.
| · Закреплять знания о частях тела человека.
· Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
· Формировать навык употребления в речи возвратных глаголов.
| · Учить детей составлять рассказ «Человек» по серии предметных картин.
· Развивать умение видеть главное в картине.
|
3.
| Звуки [ф] и [ф'].
Буква Фф.
| Сезонная одежда. Обувь.
Головные уборы.
| · Учить дифференцировать типы одежды по сезонам.
· Упражнять в образовании относительных прилагательных.
· Закреплять умение согласовывать имена существительные с числительными.
· Продолжать закреплять навык понимания значений притяжательных местоимений.
| · Учить составлять описательный рассказ по теме «Одежда» с опорой на схему.
· Упражнять в употреблении распространённых предложений.
|
4.
| Звук [j].
Буква Йй.
| Наш дом.
| · Упражнять в образовании слов сложного состава.
· Упражнять в падежном и предложном согласовании слов.
· Закреплять практическое употребление в речи предлогов: в, на, под, у, за, из, к, между.
| · Обучать детей составлять рассказ «Дом, в котором я живу», опираясь на личный опыт.
· Развивать умение строить распространённые предложения.
· Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план.
|
Ноябрь
|
1.
| Звуки [jо]. Буква Ёё. Дружные звуки.
| Наша страна. Мой родной край.
| · Уточнить и расширить словарь по теме.
· Упражнять в образовании синонимических рядов.
· Развивать умение согласовывать слова в предложениях.
| · Обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий (С.А. Баруздин «Страна, где мы живём»).
· Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
|
2.
| Звуки [jу]. Буква Юю.
| Транспорт. Виды
транспорта.
| · Образовывать и закреплять в речи глаголы движения с приставками.
· Дифференцировать транспорт по видам.
· Закреплять употребление формы творительного падежа существительных.
| · Учить детей составлять рассказ «Случай на улице» по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий.
· Развивать у детей умение подробно объяснять свои действия.
|
3.
| Звуки [jа]. Буква Яя.
| Продукты
питания.
| · Учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
· Формировать навык образования относительных прилагательных в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже.
· Закреплять правильное употребление в речи имён существительных в творительном падеже.
| · Учить детей пересказывать рассказ Л. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картинок.
· Развивать умение грамматически и логически последовательно строить своё высказывание.
|
4.
| Звуки [jэ]. Буква Ее.
| Дикие животные и их детёныши.
| · Продолжать учить детей образованию существительных множественного числа и их практическому употреблению в речи.
· Закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные.
· Учить образовывать сложные прилагательные.
| · Учить детей пересказывать рассказ В. Бианки «Купание медвежат» близко к тексту.
· Закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных.
|
|
| 2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
|
|
Декабрь
|
1.
| Звуки [л] и [л']. Буква Лл.
| Зима. Зимние месяцы.
| · Учить подбирать родственные слова.
· Закреплять навык образования глаголов прошедшего времени.
· Развивать навыки словоизменения.
| · Учить составлять описательный рассказ по картине с изображением зимнего пейзажа.
· Развивать у детей навык планирования связного высказывания.
|
2.
| Звуки [в] и [в']. Буква Вв.
| Профессии.
| · Формировать навыки словообразования.
· Закреплять навык образования творительного падежа имён существительных.
· Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса -щик-.
· Формировать навык употребления глаголов будущего времени.
| · Учить составлять рассказы из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада.
· Развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперёд.
|
3.
| Звук [ч'].
Буква Чч.
| Зимующие птицы.
| · Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц.
· Учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
· Закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.
| · Учить детей составлять рассказ «Кормушка» по серии сюжетных картин.
· Учить самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым событиям.
· Уточнять знания детей о зимующих птицах.
|
4.
| Звук [щ'].
Буква Щщ.
| Новый год.
| · Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным.
· Упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах.
· Закреплять употребление имён существительных в творительном падеже.
| · Учить детей составлять рассказ «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.
· Формировать навык соблюдения последовательности изложения.
· Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.
|
Январь
|
2.
| Звуки [Ч'] - [Щ'].
| Зимние забавы и развлечения.
| · Упражнять в образовании существительных единственного числа в предложном падеже с предлогом -О-.
· Учить подбирать определения к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?).
| · Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».
· Развивать умение составлять распространённые предложения.
|
3.
| Звуки [б] и [б']. Буква Бб.
|
4.
| Звуки [д] и [д']. Буква Дд.
| Посуда.
Столовые приборы.
| · Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
· Упражнять в образовании относительных прилагательных.
· Развивать навыки словообразования.
| · Учить детей составлять пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» близко к тексту и по ролям.
· Развивать у детей умение строить сложноподчинённые предложения.
|
Февраль
|
1.
| Звуки [с] и [с']. Буква Сс.
| Семья.
| · Учить образовывать сравнительную степень прилагательных.
· Учить составлению сложносочинённых предложений.
· Расширять словарь антонимов.
· Закреплять навык образования притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.
| · Обучать детей составлению связного последовательного рассказа «Семья» по сюжетной картине.
· Развивать у детей умение составлять рассказ коллективно.
|
2.
| Звук [ц].
Буква Цц.
| Азбука
безопасности.
| · Формировать умение употреблять сложные предлоги.
· Учить образованию однокоренных слов.
· Закреплять навык образования глагола с помощью приставок.
· Активизировать словарь наречий.
| · Обучать детей составлению связного последовательного рассказа по сюжетной картине.
· Развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.
|
3.
| Звуки [г] и [г']. Буква Гг.
| Наши защитники. Военные профессии.
| · Учить употреблять имена существительные в творительном падеже.
· Формировать навыки словоизменения.
· Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.
· Упражнять детей в образовании названий военных профессий с помощью суффиксов -чик-,
-ист-.
| · Учить детей составлять рассказ «Собака-санитар» по серии сюжетных картин по цепочке и в целом.
· Развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.
· Воспитывать патриотические чувства.
|
4.
| Звуки [з] и [з']. Буква Зз.
| Орудия труда и инструменты.
| · Закреплять навык употребления имён существительных в дательном и творительном падеже.
· Формировать умение образовывать родственные слова.
· Формировать словарь глаголов.
| · Учить детей составлять пересказ сказки «Две косы» логично, последовательно и близко к тексту.
· Воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд.
|
|
| 3 период обучения (март, апрель, май)
|
|
Март
|
1.
| Звуки [з] - [с], [з'] - [с'].
| 8 Марта.
Цветы.
| · Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.
· Развивать навыки словообразования.
· Упражнять в подборе родственных слов.
| · Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Поздравляем маму».
· Формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображённым на картине.
|
2.
| Звук [ш].
Буква Шш.
| Животные жарких стран.
| · Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.
· Формировать навык словообразования по теме.
· Формировать умение образовывать названия птенцов домашних птиц с суффиксами -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-.
· Закреплять умение употреблять предлог у в речи, дифференцировать предлоги -к-, -от-.
| · Обучать детей пересказывать рассказ Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» близко к тексту и по плану.
· Развивать умение строить высказывание без опорных сигналов.
|
3.
| Звуки [ш] - [с], [ш] - [щ'].
| Виды спорта.
| · Учить образованию относительных прилагательных и образованию сложных слов.
· Закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа в разных падежах.
· Закреплять умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже.
| · Учить составлять рассказ «Как занимаются спортсмены» (на примере одного вида спорта).
· Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.
|
4.
| Звук [ж].
Буква Жж.
| Весна. Весенние месяцы.
| · Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
· Формировать навыки словоизменения.
· Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа.
· Учить подбирать антонимы к прилагательным и наречиям.
| · Обучать детей пересказывать рассказ
Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий, логически завершающие рассказ.
· Развивать умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные.
|
Апрель
|
1.
| Звуки [ж] - [з], [ж] - [ш].
| Театр.
| · Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного числа.
· Закреплять умение преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа во множественное число.
| · Учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ на тему «Как мы играли».
· Воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.
|
2.
| Звуки [р] и [р']. Буква Рр.
| Перелётные птицы.
| · Учить образовывать и употреблять приставочные глаголы.
· Закреплять умение употреблять в речи простых предлогов: на – с, в – из.
· Упражнять детей в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных.
| · Обучать детей составлению повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин.
· Развивать словарь по теме.
|
3.
| Звуки [р] - [л], [р'] - [л'].
| Космос.
| · Учить использовать существительные единственного числа в различных падежах.
· Закрепить умение согласовывать числительные 1 - 5 с существительными.
· Учить префиксальному способу образования глаголов.
| · Совершенствовать навыки рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней.
· Учить составлять рассказ по картине В. М. Каратая «Космонавты».
|
4.
| Буква ь.
| Обитатели рек, озёр,
морей.
| · Закреплять умение детей согласовывать имена существительные с числительными.
· Учить подбирать однокоренные слова.
· Закреплять навык употребления притяжательных прилагательных.
| · Обучать детей пересказывать рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка» близко к тексту и по плану.
· Развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание.
|
Май
|
1.
| Буква ъ.
| Весенние сельскохозяйственные
работы.
| · Учить подбирать синонимы и однокоренные слова.
· Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.
| · Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.
· Развивать умение адекватно передавать в речи изображённые на картинках действия.
|
2.
| Закрепление пройденного материала.
| День Победы.
| · Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. и празднике Победы.
· Закреплять умение образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа.
| · Обучать детей составлению рассказа по собственным наблюдениям или рисункам по теме «День Победы».
· Развивать умение адекватно передавать в речи изображённые на картинках действия.
|
3.
| Страна Азбука. Итоговое занятие.
| Насекомые.
| · Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.
· Закреплять употребление имён существительных в родительном падеже.
· Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными.
· Согласовывать имена существительные с числительными.
| · Обучать детей составлению описательного рассказа о пчеле с опорой на схему.
· Формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.
|
4.
| Мониторинг индивидуального развития
|
| | | | | |