Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития норм отечественного уголовного права устанавливающих особенности уголовной отвесвенности несовершеннолетних




Психолога-возрастные и социальные особенности несовершеннолетнего возраста.

 

К уголовной ответственности с 16 лет по общему правилу, с 14 лет в исключительных.

С 14 до 18 летний возраст в науке часто называют переходным, так как это стадия развития и человеческого тела, когда оно трансформируется из детского во взрослого, и стадия человека как существа, в рамках которой он так же переходит от опекаемого детства к самостоятельной взрослой жизни. Важно понимать, что физическая зрелось и в частности способность к деторождению, еще не делают человека взрослым. А важным отличительным признаком взросления является во многом приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний норм и навыков, благодаря которой индивид может трудиться возглавлять общественные функции и нести вытекающею из этого социальную ответственность. Поэтому гораздо важнее с т.з. права рассматривать данный возраст как серьезный этап развития личности человека. Возраст, может рассматривать и должен рассматриваться в нескольких значениях, во-1, количество календарно прожитых лет человеком, во-2, как определенная ступень его развития как личности. В-3, как определенный социальный статус.

 

В психологической науки выделяют несколько этапов формирования личности. Процесс формирования личности – социализация. Для целей криминологической профилактики преступности не совершеннолетних важно рассмотреть три этапа формирования личности человека.

 

1 этап – младший подростковый возраст. Это 11-12 лет. в этот период начинаются процессы физиологической перестройки организма, которая в значительной степени влияет на поведение несовершеннолетнего. 1 аспект этого влияние состоит в том, что начинается интенсивный рост костной системы опорно-двигательного аппарата ребенка, за которым не успевает развиваться сердечнососудистая система. Это приводит к малокровию, в т.ч. к малокровию мозга подростка. Что очень часто проявляется в его повышенной утомляемости. По мнению многих исследователей имена эта особенность и объясняет поведение младших подростков которые начинают активно противопоставлять себя учителям, упрямиться, и поступать вопреки чужой воли. Начинающиеся половое созревание увеличивает дисгармонию, в самочувствие подростка и в его поведении. С одной стороны, половых гормонов у детей в этом периоде вырабатывается гораздо больше по сравнению со взрослыми и подросток имеет огромные энергетические возможности. С другой стороны, относительная не самостоятельность, скованность различными правилами, которые установлены взрослыми могут приводить к невозможности реализовать имеющиеся энергетический потенциал. Не затраченная энергия часто трансформируется в упрямство, непослушание, грубость, раздражение, а так же в неадекватные, в том числе, противоправные поступки. Большинство подростков данной группы являются учениками разл-ых образовательных учреждений, то не только родители но и педагоги могут отчетливо наблюдать внешние признаки дисгармонии. Однако, несмотря на наличие определенных знаний детской психологии. Учителя часто возмущаются, упрекают подростков в недисциплинированности, грубости, и часто наказывают их. Подростки чаще всего не принимают такого поведения взрослых, в этой связи возникает взаимное недопонимание, конфликтные ситуации, в следствии которых, подросток замыкается в себе, и стремится избегать общения со взрослыми. Кроме того для этого возраста характерна неуправляемость процессов возбуждения и торможения. Что находит отражение в эмоциональной жизни несовершеннолетнего. Для него в этот период свойственна легкая возбужденность, афективность, неадекватные реакции на возникающие жизненные ситуации. В это время подросток не принимает несправедливых замечаний, и вообще к-л, и нередко отвечает на них дополнительной грубостью и негативизмом. В этот период подростки начинают сомневаться в существующих авторитетах, у них появляются желания высказывать противоположные взрослым взгляды и мнения. Но в то же время наблюдается несоответствие между стремлением к самостоятельности и уровнем критического мышления, а так же имеющимися возможностями, что на практике приводит к упрямству в отстаивании собственного мнения если даже оно и ошибочно. В это время начинается появляться стремление подростка к самостоятельности, свободе, появляется потребность в престиже, признании со стороны окружающих. Подросток имеет положительные эмоциональные переживания, когда к нему относятся с вниманием, уважают его суждения и поступки. Чаще всего это происходит, в кругу сверстников, и на этом основано стремление подростка найти друга, которому можно подражать, которому можно верить, который поймет, и поможет. Нередко при избегании общение со взрослыми, которые окружают подростка в основных сферах, его жизнедеятельности он начинает искать друзей исходя из имеющегося у него жизненного опыта, часто эти поиски приводят некоторых подростков под влияние старших по возрасту лиц, которые ведут аморальный или противоправный образ жизни и чаще всего уйти от этих новых отношений многим подросткам не под силу.

 

 

2 этап – старший подростковый возраст. Это 13-15 лет.

 

3 этап – младший юношеский возраст. Это 16-18 лет.

 

12.10.2012г.

 

История развития норм отечественного уголовного права устанавливающих особенности уголовной отвесвенности несовершеннолетних

 

 

В целом в механизме уг7оловно правового регулирования учет особенностей несовершеннолетнего возраста возможен в 2 аспектах:

 

· При определении возрастных границ субъекта ответственности

· При определении особенностей реализации уголовной ответственности в уже установленных возрастных границах

 

Оба эти аспекта в разной мере получали свое закрепление в нормативных актах относящихся к различным этапам формирования отечественного уголовного права.

 

В первых дошедших до нас памятниках русского права, в русской правде, в псковской и новгородской судных грамотах, судебник 1950г., в них не были определены возрастные границы, с достижением которых лицо могло быть привлечено к уголовной ответственности. Правила об особенностях, ответственности, лиц младшей возрастной группы так же не были закреплены.

Это произошло только в 1669г. когда были приняты дополнения к соборному уложению 1649 г. в частности появилась норма «если отрок с 7 лет убьет – то неповинен будет». По мнению большинства ученых именно с этого правового акта берет свое начало процесс формирования механизма уголовно-правового регулирования с учетом возраста субъекта преступления. В данном документе не предусматривались к-л иные нормы общего характера, устанавливающие особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

 

В воинских артикулах Петра I 1715г. – так же встречается только одно отдельное упоминание по данному вопросу в статье о воровстве. В артикуле 195 было сказано «наказание за воровство умоляется или оставляется ежели вор будет младенец». При этом термин младенец не раскрывался, и только анализ исторических источников того времени позволяет предположить что к младенцам относились лица в возрасте младше 10 лет.

 

В 1765 г. были введены в действие правила о наказаниях малолетних. В соответствии с ними всех лиц младше 17 лет, обвиняемых в совершении преступлений, влекущих смертную казнь, или наказание кнутом, велено было направлять в сенат, где с ними поступали с учетом их развития, и вины в совершенном деяние. Тем кому было менее 17 лет и они совершили преступления за которое было предусмотрено иное наказание (не казнь и не кнут) – наказание чинилось на местах. Лиц 15-16 лет наказывали плетьми, а с 10-до 14 лет – розгами. Не достигших 10 лет отдавались родителям или помещику, то есть не привлекались к уголовной ответственности вообще.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...