Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология проектов, получившая наибольшее распространение в практике преподавания .





Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:

·         тематика проектов может быть связана со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблеет и т.д.;

·         проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возмофжности аутентичных, источников информации;

·         необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

Выполнение проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами ИЯ ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам. Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организация деятельности учащихся, оценивания результатов работы. Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся. Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей ИЯ, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов.

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа:

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

Для более подробного рассмотрения этапов работы, представляю алгоритм:

шаг - Определение темы.

шаг - Определение финального продукта.

шаг - Определение структуры и времени.

шаг - Сбор информации.

шаг - Переработка информации и обсуждение.

шаг - Систематизация и подготовка презентации.

шаг - Презентация.

шаг - Вывод и рецензирование.

В зависимости от уровня и возраста подготовки учащихся проект может представлять собой коллаж, объявление, афишу, оформление ранее проведенных исследований, интервью, отчеты о посещении различных мест с иллюстрациями и фотографиями, картами, а также электронные ваприанты: сайты и презентации.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Особенностью системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося.

В целом в работе над проектом учитель:

·         помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

·         сам является источником;

·         координирует весь процесс;

·         поощряет учеников;

· поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Если проанализировать деятельность учителя во время проекта, то на начальном этапе учитель превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

В результате работы по проектной методике в течение трех лет, мною отмечены следующие положительные результаты обучения:

Учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по учебной теме, расширив тем самым словарный запас и кругозор, закрепили имеющиеся грамматические. навыки.

Повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах, группах сменного состава.

Повысили уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.

Практической частью методического объединения является проект на уроке иностранного языка при изучении страноведческой темы. Метод проектов реализуется в данном случае через групповую работу с опережающей подготовкой. Целью данного проекта является создание учебно-информационного пособия “Австралия. Взгляд изнутри”.

При проведении урока по методу проекта прослеживаются следующие этапы:

· Подготовительный этап - разбиение на группы, выделение подтем.

·         Основной этап - распределение обязанностей, работа по поиску, отбору и компоновке информации и иллюстраций:

o первый шаг - поиск информации (география, история, политика и т.д.)

o второй шаг - анализ и сопоставление найденной информации со школьной программы;

o третий шаг - отображение информации в форме страноведческой статьи, подготовка иллюстративных таблиц для каждой группы, подготовка вопросов и тестов.

·         Заключительный этап - представление презентации и ее оценивание.

Одним из инициаторов внедрения метода проектов в практику преподавания иностранных языков стала профессор Е.С.Полат.

Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению пректной деятельностью:

. Интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте) анализировать информацию, делать обобщения, выводы и умение работать с разнообразными справочными материалами);

. Творческие (умение генерировать идеи, для чего требуется знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последсивия того или иного решения);

. Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собиседником; умение лаконично изглагать свою мысль).

По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяют следующие виды проектов:

) конструктивно-практические проекты. Например, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание, разроботка ситуации общения;

) игровые-ролевые проекты. Например, разыгрывание ситуации, драматизация события, сочинение собственной пьесы;

) информационные и исследовательские проекты. Напримет, «Английский язык и его использование в качестве средства международног общения», «Особенности поведения англичан в различных ситкациях общения»;

) проекты конкретного социального обследования (survey project). Например, «Использование английского языка в России»;

) издательские проекты. Например, заметка в газету;

) сценарные проекты. Например, «Программа вечера английского языка»;

) творческие проекты (creative works). Например, сочинение на свободную тему, перевод произведения на родной/ иностранный язык. Приведенные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены в области изучаемого языка и культуры или носить междисциплинарный характер.

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении иностранному языку являются:

) наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующие интегрированногозначения, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother's Day и т.д., организация путешествий в разные страны; проблемы семьи: проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;

) практическая, теоретичкская значимость предпологаемых результатов (например, совместные выпуск газеты, альмахана с репортажем с места событий; пограмма туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство кваритиры и т.д.).

) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочного время;

) структурирование содержательного части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

) использование исследовательских методов, придусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности);

Выдвижение гипотезы их решения;

Обсуждение методов исследования (статических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

Обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);

Сбор систематизация и анализ полученных данных;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 

Таблица 1. Этапы проектирования

  Этапы Содержание работы Деятельность учащихся

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания а) определение темы; б) выявление одной или нескольких проблем; в) уточнение целей коночного результата; г) выбор рабочих групп; Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.
Этап планирования а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез; б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа; в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов; г) распределение ролей в команде; Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
Этапы принятия решений а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»); б) выбор оптимального варианта; в) определение способа представления результата; г) сбор информации - интервью, опросы, наблюдения, эксперименты; Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта а)подготовка и оформление доклада б)обоснование процесса проектирования в)объяснение полученных результатов г)коллективная защита проекта Защищают проект Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника
 Этап проверки и оценки результатов а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) б)анализ достижения поставленной цели в) оценка результатов, выявление новых проблем Коллективный самоанализ проекта и самооценка. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Из таблицы 1 видно, что технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, устанавливается характер деятельности учащихся и учителя. Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микро группами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов. Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить несколько способов оценки проектной деятельности учителя. Наиболее интересными, по мнению автора данного дипломного исследования, являются:

способ оценки, разработанный доктором педагогических наук, проректором

Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования И. Чечель;

способ оценки, разработанной доцентом МПГУ П.С. Лернером. И. Чечель предлагает для старшеклассников наиболее сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4-х уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Оценка складывается из суммы среднеарифметической величины

коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя. И. Чечель выделяет 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, каждый из которых оценивается отдельно. П.С. Лернер оценивает общее влияние исследовательской поисковой деятельности на образовательный процесс.

П.С. Лернер предлагает комплексный вариант, интегрирующий объективную часть (коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса) и субъективную часть, формируемую самим учащимся по 12 позициям.

). Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения результатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, а также приходят к формулированию новых проблем.

Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь

«переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом-координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности. Далее рассмотрим типологию проектов, их структурирование, сущностную

характеристику. Рассматривая в данном дипломном исследовании технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на старшей ступени средней школы, необходимо прежде всего отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить как и в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций. Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их типологией.

Современный подход к вопросу классификации проектов, ссылаясь на исследование Е.С. Полат [41], прежде всего определяется рядом обще дидактических принципов.

Рассмотрим таблицу классификации современных проектов (таблица 2):

Таблица 2. Таблица классификации современных проектов

Обще дидактический принцип  Типы проектов  Краткая характеристика
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности. Исследовательский Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования
  Творческий Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату
  Ролево-игровой Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы
  Информационный (ознакомительно-ориентировочный) Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация
  Предметно-ориентировочный Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них
Предметно-содержательная область Моно проект Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы,
    связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести
  Меж предметный Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций
Характер координации проекта С открытой координацией (непосредственный) Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта
  Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект) Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся -партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Меж предметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур
Характер контактов Внутренний (региональный) Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны
  Международный Предполагает участие школьников из разных стран
Количество участников проекта Личностный Проводится индивидуально, между двумя партнерами
  Парный Проводится между парами участников
  Групповой Проводится между группами.
Продолжительность проведения Краткосрочный Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы
  Средней продолжительности (1-2 мес). Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему
  Долгосрочный (до года) Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

 

Как показывает данная таблица, каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых. Характер организации проекта в большой степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При поэтапном оценивании необходимо использовать разнообразные формы поощрения: «Все правильно, продолжайте», или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.

Проект - это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.

Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ, следствием чего является повышения интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта, а значит осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности учащихся в процессе обучения ИЯ.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...