Экстралингвистические факторы
Явления вне языковой действительности, в которых протекает общение и под влиянием которых происходит отбор и организация речевых средств, то есть речь приобретает свои стилевые черты. 1) Сфера общения 2) Форма мышления · Логико-понятийное · Образное 3) Функция языка · Контакто-устанавливающая · Информационная/когнитивная · Коммуникативная · Фатическая · Эстетическая · Мета-языковая – функция языка, направленная на описание самого себя. · Эмотивная 4) Ситуация общения · Официальная · Не официальная – ТОЛЬКО В РАЗГОВОРНОМ СТИЛЕ!!! 5) Тип содержания (тема) 6) Цель общения · Общая · Индивидуальная (для 1 субъекта) Тема №8: Научный стиль Свойства: 1) Точность 2) Сжатость 3) Однозначность 4) Объективность 5) Абстрактность 6) Логичность 7) Богатство содержания Главная задача – передача и получение информации. Личное начало сведено к минимуму, характерные черты – бéзобразность и объективность. Эволюция: 18 век – имя автора, как гарантия достоверности. 19 век – элементы художественного стиля. 20 век – в научном стиле исчезает авторское «я» и научные произведения обрастают ссылками. Образ автора в научном стиле: Уверительный – научный стиль полон абстракций, которые развиваются из исходных положений данной науки, следовательно автор старается побудить читателя с доверием отнестись к сказанному им. Приемы: 1) Фиксация примеров 2) Обилие модальных слов 3) Появление логики рассуждения Лексика научного стиля 1) Нейтральная и обще-научная, на фоне которой выделяются термины. 2) Преобладание отвлеченной лексики над предметной. 3) Лексика научного стиля замкнута, поэтому для нее не характерно использование разговорной, оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики.
4) Использование лексических единиц с обобщающим значением. Морфология научного стиля 1) Именной строй речи 2) Большая часть существительных – отглагольные. 3) По степени абстрактности форма среднего рода кажется наиболее обобщенной. 4) Падежные формы – родительный падеж. При употреблении трех и более слов в Р.п. возникает генетивная цепочка. 5) Единственное число в значении множественного. 6) Глаголы теряют свое лексическое значение и чаще всего выступают как связки. 7) Преобладает настоящее вневременное. 8) Форма краткого прилагательного для обозначения постоянного признака. 9) Безсубъективность повествования – 3 лицо. Важно: в научном стиле нет местоимений первого лица единственного числа! Синтаксис научного стиля 1) Преобладают сложные предложения или простые осложненные конструкции. 2) Сложноподчиненные предложения с придаточными: · Причинно-следственные · Изъяснительные · Определительные · Условные 3) Характерны двусоставные конструкции с прямым порядком слов. 4) Составные сказуемые. 5) Левое распространение (правое распространение воспринимается легче) Важно: левое распространение характерно ТОЛЬКО (!!!) для научного стиля! 6) Односоставные конструкции характерные для научного стиля: · Неопределенно-личные · Безличные 7) Метатекстовые конструкции характерные для научного стиля: · Предложения в тексте, которые предваряют структуру текста либо напоминают об уже пройденном материале. · Вводные слова, указывающие на связь между предложениями и частями текста. Подстили научного стиля 1) Научно-деловой и научно-технический подстиль – стандартизованные описания научных и технических достижений. Основа текстов – языковые средства научного стиля, но унификация формы сближает их с произведениями делового стиля.
2) Учебно-научные работы – научная информация учебного или методического характера. Промежуточное звено между научным и научно-популярными текстами. 3) Научно-публицистические тексты совмещают в себе черты научного и публицистического стилей. Особенности сходны со спецификой научно-популярных работ. 4) Научно-популярный подстиль публицистические статьи на научные темы, Экстралингвистической основой научно-популярного изложения является научность в сочетании с доступностью. Способы популяризации 1) Тематическая редукция – свертывание информации, не являющейся актуальной для конкретной читательской аудитории. 2) Уменьшение плотности информативности – обращение к имеющемуся опыту читателя, переход от абстрактного к более конкретному путем объяснения. 3) Создание наглядности – использование средств как внешней визуальной, так и внутренней наглядности. 4) Создание оценочности. 5) Создание динамичности. 6) Субъективация повествования – выражение личностного начала (авторское «я») – использование открытых авторских включений (местоимение «я»; личные глагольные формы) и средств образности. Тема №9: Официально-деловой стиль Периоды развития 1) Доприказный (документы монгольского и домонгольского времени): · Межфеодальные договоры · Клятвы 2) Приказная канцелярия 15 века. Приобретает классический вид в 17 веку. Формируется система жанров научно-делового стиля. 3) Канцелярия 12 коллегий. Большое количество заимствований, исчезновение личности. Основная государственная бумага – табель о рангах. Реализация стиля за счет языковых средств, композиции текста, делений на разделы, шрифтовых выделений. Лексика официально-делового стиля 1) Основная часть – нейтральные и обще-книжные единицы, на фоне которых выделяется терминология официально-делового стиля. 2) Нейтральные по стилистической окраске, но ставшие приметой стиля слова. Важно: официально-деловой стиль обладает самой закрытой лексикой! 3) Характерно употребление архаичной лексики. Морфология официально-делового стиля 1) Именной строй речи 2) Отглагольные существительные 3) Нанизывание родительного падежа (генетивная цепочка)
4) Глаголы пассивны, носят связочный характер, употребляются в настоящем времени. 5) При назывании лица употребляются существительные, обозначающие предмет по признаку через действие. Важно: отсутствуют местоимения первого и второго лица! Синтаксис официально-делового стиля 1) Максимально стандартизированные синтаксические конструкции с отыменными предлогами. 2) Инфинитивные и безличные предложения с долженствованием. 3) Прямой порядок слов. 4) Пассивные конструкции и обороты для компрессии текста. Тема №10: Публицистический стиль Автор прямо отождествляет себя с получателем массовой коммуникации. Автор формирует свой образ так, будто он служит всему обществу и человеку в частности. Он не навязывает и не принуждает. У публицистического текста несколько авторов, автор – коллективен. Яркое выражение авторской индивидуальности. Ипостаси автора: 1) Социальная личность – имеет право на оценку. Журналист, как часть общества. 2) Конкретный человек – субъективная модальность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|