Основные типы словарных упражнений
Лексические и словарные упражнения теснейшим образом связаны между собой, и в ряде случаев их трудно разграничить, так как в основе и тех и других лежит работа над словом. Учитель должен дифференцировать эти упражнения, потому что с помощью такой дифференциации можно строже определить содержание словарной работы в аспекте развития речи. Лексические упражнения проводятся прежде всего в целях закрепления знаний по лексике и формирования на этой основе определенных лексических умений. Так, к лексическим относятся упражнения, служащие развитию умения находить лексическое явление, отграничивать его от других лексических явлений [6,25] (выявление неологизмов, омонимов, многозначности и т.п. логический анализ структуры определений лексических понятий; целенаправленный подбор иллюстративного языкового материала к изученным лексическим понятиям и т.д. Словарные упражнения проводятся в связи с восприятием речи (чтением, слушанием) или в связи с порождением речи (говорением, письмом). Поэтому материалом для них служат слова и устойчивые единицы, функционирующие в речи; системные объединения слов, соотносительные лексические и фразеологические средства языка. Как правило, словарные упражнения включают задания на составление словосочетаний, предложений или связного текста. Но и в случаях, когда такие задания отсутствуют, словарные упражнения практически выходят за рамки работы над отдельным лексическим явлением. Например, выполнение задания «Заменив слово, добейтесь точности высказывания» требует оперирования такими различными явлениями лексической системы, как паронимы (однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению), стилистические синонимы, тематически объединенная группа слов, лексико-семантическая группа.
Словарные упражнения содействуют обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений осмысленного владения лексическими средствами, укрепляют взаимосвязь между лексическими знаниями учащихся и их умением пользоваться лексическим запасом языка. Мы выделяем четыре типа словарных упражнений, которые детализируются в соответствии с классификацией А.Ю. Купаловой. . Объяснение значений слов (словотолкование) Чтобы раскрыть (истолковать) лексическое значение слова, необходимо, прежде всего, назвать тот предмет (явление) действительности, который это слово обозначает. Поэтому, например, детские толкования типа тряпка - это которой моют; бездельник - ничего не делает - нельзя считать правильными, так как, во-первых, в них отсутствует точная логическая связь с обозначенным предметом действительности, во-вторых, отсутствует формально-грамматическое соответствие толкуемого слова и центрального слова толкования, в-третьих, совокупность смысловых признаков, составляющих лексическое значение, заменяется одним признаком. При организации работы над толкованием значений незнакомых слов (в том числе и слов-терминов) необходимо различать две стороны словарного толкования: лингвистическую и логико-семантическую. Работая над лингвистической стороной детского словарного толкования, важно учесть следующее: Необходимость категориально-грамматического соответствия толкуемого слова и стержневого слова толкования (отнесенность к одной части речи, т.е. формально-грамматическое соответствие), например: ударник - передовой работник в нашей стране, перевыполняющий нормы; затмить - заслонить собой, сделать невидимым, темным; истертый - изношенный, ветхий от долгой носки.
Работая над логической стороной толкования лексического значения, необходимо учитывать следующее: . Толкование должно быть логико-семантическим аналогом лексического значения толкуемого слова. . Логическую адекватность обеспечивают синонимические толкования (через лексический синоним, через ряд лексических синонимов, через синонимическое словосочетания), родовые толкования, видовые толкования. Все указанные виды толкований должны содержать конкретизирующую часть. [19, 36] Слова для толкований избираются в связи с задачами их дальнейшего использования: перед чтением статей учебника, художественного произведения, для использования в предстоящей творческой работе и др. . Группировка слов по семантическим признакам (составление тематически объединенных групп слов) Данная группа упражнений предшествует заданиям, направленным на создание высказывания. Словарные упражнения этого типа предполагают подбор слов на определенную тему - составление тематических и лексико - семантических групп слов (в данном случае слов, принадлежащих одной части речи, например: глаголы перемещения, говорения, прилагательные цветообозначения и т.д.). Как правило, составление этих групп слов связано с чтением художественного текста или с подготовкой устного (письменного) высказывания. В связи с сочинением «Мой город (поселок, село и т.д.)» предлагается записать слова и выражения, которые могут потребоваться в данном высказывании. Анализ записей учащихся поможет обнаружить закрепленный в индивидуальном языковом сознании ученика лексический запас тематически объединенной группы слов и определить таким образом языковой материал для словарной работы. Объем словарного материала и его содержание обнаруживают не только разную степень владения учениками словарным запасом языка, но и разный уровень знаний детей о временах года и о деревне, а следовательно, и различные потенциальные возможности раскрыть тему предстоящей творческой работы. [10, 129.] . Анализ лексических средств текста Упражнения этого типа делятся на две группы в зависимости от того, какой текст - образцовый или негативный - предлагается для анализа по специально подготовленным вопросам и заданиям.
. Анализ словесного богатства (разнообразия), выразительности текста . Прочитайте отрывок из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Проследите, как автор разнообразит языковые средства, рассказывая о людях, изгнанных из старого замка. . Как вы представляете себе картину, изображенную А.С. Пушкиным: вся комната янтарным блеском озарена… При выполнении задания необходимо выделять (собирать) смысловые оттенки, которые возникают в контексте. В данном случае центр словесного художественного образа - словно янтарный в значении «цвета янтаря». Но значение это приобретает контекстуальные оттенки: светящийся, прозрачный, струящийся (словно имеющий плотность), торжественный (ср. озарена). . Вспомните высказывание (отрывок из художественного произведения, статьи), которое произвело на вас впечатление силой своей образности, выразительности описываемости. Какие из слов вам особенно понравились и почему? . Оцените текст с точки зрения описания в нем противоположностей. С помощью каких слов удалось по-разному охарактеризовать малышей и малышек? Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие - малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в хорошеньких штанишках, на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. [10, 135.] . Оценка правильности, точности словоупотребления в готовом тексте, преобразование данного языкового материала. . Прочитайте текст. Какие слова нельзя назвать литературными? Почему они употребляются в тексте? Как изменится текст, если произвести литературную правку? - Слышь, Петька, - сказал вдруг Гаврик. - понимаешь, они тама сидят и даром дожидаются…без товара…Их тама всех перестреляют, очень просто…А я не могут иттить, потому что этот черт непременно за мной прилипнет!…Чуешь, что я тебе говорю? Чую, - одними губами проговорил Петя… . Вспомните два ответа своих товарищей на один и тот же вопрос по природоведению (по русскому языку и др.) - отличный и неудовлетворительный. Оцените их с точки зрения точности описания соответствующего явления. Какие неточности вы заметили в плохом ответе? Почему ученик, получивший оценку «пять», смог точно ответить на вопрос? Как вы думаете, от чего зависит точность нашей речи?
Анализ и лексико-стилистическая правка негативного текста Этот вид работы предполагает оценку употребленных в тексте лексических средств, развивает умение пользоваться соотносительными языковыми средствами с целью устранения обнаруженного недочета. Операция замены одной лексической единицы другой приводит к целесообразному конструированию фрагмента речи. [33, 65] Материалом для этих упражнений служат главным образом изложения и сочинения учащихся (как устные, так и письменные). Вот основные из этих упражнений: найти слово, употребленное в несвойственном ему значении; заменить, добиваясь точности словоупотребления, выделенные слова синонимами или заменить выделенные слова синонимами с образными значениями; синонимами, в значении которых концентрация признака выше, чем в выделенных словах; заменить фразеологизм синонимичным фразеологизмом; заменить слово иноязычного происхождения русским синонимом; заменить просторечные, жаргонные, диалектные слова в тексте литературными синонимами и т.д.; устранить неоправданные повторы в тексте (ошибки, связанные с неточным употреблением слов), используя близкие по значению слова и фразеологизмы; вычеркнуть слова, которые можно исключить без ущерба для выражения темы, основной мысли текста; оценить сочинение (отрывок из сочинения). Высказать (написать) свое мнение о нем. В результате такой работы создается фрагмент отзыва о высказывании ученика. . Составление словосочетаний, предложений, связного текста Данный вид продуктивных словарных упражнений содействует формированию умений свободного владения системными объединениями слов, соотносительными языковыми средствами, формированию навыков нормативного, точного, целесообразного словоупотребления и сочетания слов по смыслу. . Составление связного высказывания, в основе которого лежит тематически объединенная группа слов Задания в данных упражнениях направлены не только на выявление группы слов, объединенных общим смысловым признаком, но и на составление текста. При этом составление тематической группы слов и текста стимулируется введением учащихся в речевую ситуацию. Сюда же относится и составление текста по данным словам. Например: Вам нужно рассказать о видах оружия древних людей. Составьте группу слов, обозначающих оружия древних. Вспомните, какие книги вы читали о сражениях древних. Составьте устный рассказ на эту тему для младшего брата (товарищей)
. Подберите названия цветов (грибов, трав, минералов). Составьте описание одного из цветков (грибов, трав, минералов), которое можно было бы поместить в учебнике природоведения. . Вы посетили краеведческий музей. Какие тематические группы слов понадобятся вам, чтобы подробно описать экспонаты, которые выставлены в музее? Опишите одну из комнат музея. . Запишите названия всех известных вам жанров прозаических художественных произведений. Составьте связное описание этих жанров. . Вы любите, уважаете свою подругу (друга). Какие моральные качества, присущие ей, вы цените? Перечислите их. Каких свойств характера недостает вашей подруге (другу)? Напишите сочинение «О моей подруге (друге)». Используйте группу слов, составленную вами, а также слова, которые передали бы ваше отношение к подруге (другу). . Вы задумали сконструировать сложную модель планера (корабля, машины…). Расскажите, как вам удалось достигнуть цели. Придумайте название рассказа. Включите в повествование некоторые из синонимов, обозначающих процесс мышления: думать - мыслить - размышлять - задумать - замыслить; в рассказ можно включить диалог. . В русском языке есть немало обозначений действий, связанных с перемещением человека в пространстве. Например: приехать - прибыть - прикатить - прийти - заявиться - пожаловать - пойти - направится. . Вспомните любимых вами героев мультфильмов. Составьте сценарий мультфильма с использованием данных выше глаголов. Тему и название сценария придумайте сами. [10, 138.] . Составление связных высказываний, в основе которых лежит использование слов. Обозначающих определенные лексические явления. Эти упражнения включают предварительное задание, связанное с подбором определенных слов в соответствии с речевой ситуацией. В данном случае могут быть использованы не только языковые, но и ситуативно-речевые, контекстуальные лексические средства. Например: . Вам понравилась прочитанная книга (фильм, картина), а вашему товарищу не понравилась. Составьте ряды слов-антонимов, значения которых отражали бы ваши разногласия. Используя антонимы, постройте диалог-спор о прочитанной книге (фильме, картине). . Выберите героев известных вам художественных произведений для сравнительной характеристики. Сформулируйте тему сочинения. Составьте ряды антонимов, которые могут быть использованы в плане к сочинению и в тексте. Подберите эпиграф с использованием антонимов. . Составьте комический диалог с использованием слов-омонимов, из которого следует, что говорящий и слушающий не понимают друг друга из-за неточного употребления этих слов. Исправьте неточности в употреблении омонимов. Сохраняется ли комизм диалога? . Слова ворона, голова в зависимости от своего значения могут употребляться в разных стилях речи. Придумайте ситуации, в которых можно употребить эти слова в разных значениях. Соответственно ситуациям составьте диалоги с употреблением этих слов в переносных значениях. [40, 52] . Высказывания на лингвистические темы, связанные с изучением лексики Выполнение данных упражнений требует использования этимологических, толковых словарей и специальной лингвистической научно-популярной литературы. Например: . расскажите о слове, истории развития его значений. Используйте этимологический словарь и научно-популярную литературу. . составьте рассказ о «жизни» какого-нибудь фразеологизма, используйте фразеологические словари и т.д. . поиграем в школу. сегодня урок русского языка. Таня Неволина - учитель. Она рассказывает детям о синонимах (антонимах, фразеологизмах…). Рассказывает живо, увлеченно. Рассказ завершается точным определением слов - синонимов… Систематическая словарная работа позволяет сформировать у учащихся языковое чутье, чувство стиля, воспитать языковой вкус, который, по словам А.С. Пушкина, «состоит не в безотчетном отвержении такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности» [11, 140.]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|