Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над уточнением и объяснением словарных слов




 

Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, из картин, радиопередач.

Методика развития речи учащихся требует тщательной подготовки материала для рассказов, сочинений: сбора материала, его обсуждения, дополнения, отбора, выделения главного. Расположения в нужной последовательности.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи предполагает умение говорящего или пишущего не просто передавать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Отсюда вытекает четвертое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.

Пятое требование - ясность, т.е. ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна, т.е. ярка, красива, убедительна. Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная и письменная - общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов, «слов - паразитов», просторечных слов и пр.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи - ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую, орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной - произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

В борьбе за правильность у школьников развивается умение совершенствовать культуру речи - обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

Все перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. [35,337]

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, оттачивает меткость и выразительность своей речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - а процессе своей речевой практики.

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. [35,330]

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации.

Над уточнением словаря нужно вести работу постоянно, на всех занятиях.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом.

Уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:

А) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися на вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов и т.п.

Б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

В) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

Г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально - стилистических окрасок слова. Которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно - стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. [35,346]

Как уже было сказано, работа над словарем делится на этапы:

Активизация словаря

Обогащение словаря

Уточнение словаря

Для проведения эксперимента нами был выбран этап уточнения словаря учащихся.

Уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

Этот этап был выбран не случайно, т.к. многие дети не понимают смысл известных слов и не умеют их использовать в своей речи.

Наилучший толкователь значения слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты - иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, и их сочетаемость. Однако встречаются и такие слова, которые не станут понятными только в результате прочтения текста.

Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение, - значит обеспечить их умственное развитие, воспитать самостоятельность.

Редко бывает так, чтобы новое слово не поняли все учащиеся. Проверками установлено, что в классе почти всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи, встретившиеся в рассказе, и в то же время бывает до 10 человек, которые в том же рассказе не понимают вовсе или понимают неточно до 10-12 слов. В коллективной или групповой работе над словарем учитель опирается на тех учащихся, словарь которых более развит. [35,348]

Разнообразие приемов и повышение активности самих учащихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

Основные источники обогащения и совершенствования словаря - это произведения художественной литературы; тексты учебных книг, тексты кинофильмов и телепередач, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Все это - педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

Но на речь учащихся влияют и другие, педагогически контролируемые источники, которые могут оказаться правильными с точки зрения литературного языка, но могут быть и неправильными. Так, в речи родителей, родственников, друзей и товарищей учащихся могут встречаться диалектизмы, просторечные слова и формы, жаргонные слова и выражения. Известно, например, что в бытовой и игровой речи школьников много слов нарочито искаженных или переосмысленных. Нередко даже в интеллигентных семьях используются жаргонизмы и профессионализмы. Слушая речь взрослых, дети нередко усваивают слова, совсем неуместные в быту и даже в школьном обиходе. [35,347]

В наше время это большая проблема. Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. В школах очень большой процент не русскоязычных детей.

Эксперимент длился одну неделю в третьем «А» классе общеобразовательной школы №12 ст. Анапской. Класс состоит из 25 человек. Из всего класса, только 6 учеников русских. Этот факт становится большой проблемой для нас, т.к. развитие речи школьников стоит на первом месте. Дети очень неусидчивые, невнимательные.

Цель эксперимента заключалась в том, чтобы узнать, на сколько дети понимают смысл словарных слов, которые они слышали и употребляли в своей речи. И умеют ли использовать их в своей речи. Мы провели:

Констатирующий эксперимент, где выявили уровень развития детей.

Формирующий эксперимент, где провели ряд работ со словарными словами.

И на заключительном, контрольном эксперименте провели письменную работу, и выявили, на сколько дети усвоили и запомнили смысл слов.

На первом уроке детям были розданы листочки, и им было предложено списать с доски 6 слов (эти слова предусмотрены по программе 3 четверти в 3 классе): автомобиль, вокзал, портрет, календарь, пальто, директор. Затем, ученики должны были написать возле каждого слова смысл каждого из них, так, как они его понимают. Все эти слова дети слышали и употребляли в своей речи.

После проведения работы были подведены результаты. Из 25 работ только 4 ученика написали правильное значение всех 6-ти слов.

Наибольшее затруднение вызвали такие слова: портрет, директор, календарь, вокзал.

Вот, несколько работ детей, которые допустили больше всех ошибок в задании. (Авторская орфография сохранена)

(Юркевич Л.)

Автомобиль - машина

Вокзал - там покупают билеты

Директор - он деректор кафе

Календарь - смотреть чесло

Пальто - адежда

Портрет - это картина.

(Рудаков И.)

Автомобиль - перевозит людей

Вокзал - с вокзала уйжает автобусы

Директор - правитель в школе

Календарь - числа годы

Пальто - теплая одежда

Портрет - это картина

(Амалян Э.)

Автомобиль - это машина

Вокзал - от туда от куда выезжают автобусы

Директор - главный по школе

Календарь - это там, где месетца и числа месетцов

Пальто - это одежда

Портрет - где нарисована картина

(Экшиян А.)

Автомобиль - машина

Вокзал - поезд

Директор - человек

Календарь - дата месецов

Пальто - одежда

Портрет - человека

(Егунян Г.)

Автомобиль - транпарт

Вогзал - отпраляются автобусы

Деректор - управляет школой

Календарь - указывает день

Пальто - одевает человек

Портрет - наресован человек

На втором уроке русского языка началась работа по уточнению словарных слов.

Мы использовали эти 6 слов в этапе урока - словарная работа. И первым этапом стало уточнение слов. Мы записывали слово на доске и уточняли его смысл:

Автомобиль - транспортное средство.

Вокзал - станция.

Директор - руководитель предприятия.

Календарь - способ счисления дней в году.

Пальто - верхняя одежда.

Портрет - изображение человека на картине.

Ученики должны были повторить хором все эти значения. Мы поясняли слова, которые вызывают трудность у учащихся.

Словарная работа заключалась в том, что дети должны были придумать словосочетание с каждым из слов, и предложение с одним из слов.

Вот некоторые из работ учеников.

Мамино пальто; - (Любименко Н.)

директор школы; - (Нестеренко А.)

вокзал для автобусов; - (Мовсесян М.)

папин портрет.- (Рудаков И.)

Папа купил нам автомобиль - (Нестеренко А.)

Еще одной целью работы, было научить детей правильно писать данные слова, т.к. на первичном этапе детьми было допущено много орфографических ошибок.

Разобрав эти слова, выделив орфограммы, составив словосочетания и предложения, закончился второй этап работы.

Еще мы использовали такой вид упражнений.

Предлагаются два столбика не сочетающихся друг с другом слов, а дети должны их упорядочить, т.е. составить словосочетания.

Безвкусный солдат

Бездонная шутка

Беззвездная суп

Безобидная бочка

Безоружный поле

Бескрайнее ночь

Бесплатный человек

Бесхитростный проезд

Бесснежная речь

Бессвязная зима

Бесценный доверие

Беспредельное подарок

Упражнения данного типа рекомендуется проводить для выработки навыков правильного употребления групп прилагательных в речи учащихся.

На третьем уроке продолжилась работа с нашими словами. В этап урока - словарная работа были добавлены новые слова, и записаны уже знакомые детям слова.

Со словами автомобиль, вокзал, директор, календарь, пальто, портрет была проделана следующая работа. Мы включили их в уроки математики, чтения, природоведения.

Так же, на уроках математики мы обращали внимание детей на следующие слова - математика, сантиметр, прямоугольник, квадрат, которые являются словарными.

Для нашего эксперимента мы провели следующие задания:

) Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофер, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.

Выполните по образцу.

Явления природы: мороз…

Профессии: агроном…

Машины: комбайн…

Человеческие отношения: доброта…

К слову доброта подберите однокоренные слова. Кого называют равнодушным человеком?

) подберите к каждому прилагательному подходящее имя существительное.

Верный - …, внимательная - …, добрая - …, жестокое - …, равнодушный - …, гостеприимная - …, заботливое - …, нежная - …, ласковое - …

Вот фрагмент урока по теме «Проверяемые и проверочные слова».

I. На этапе закрепления пройденного материала мы провели следующие упражнения:

II. На доске записали следующие слова:

С…сновые (шишки) - …

К…тенок (маленький) - …

Уд…вительная (бабочка) - …

М…рская (волна) - …

С…ленный (огурец) - …

Т…нистые (аллеи) - …

Т…желая (ноша) - …

Задание заключалось в том, что дети должны были назвать, от какого слова образовались данные слова. Списать, вставить пропущенные безударные гласные. Поставить ударение, выделить безударную гласную. Назовите проверяемое и проверочное слово.

.К проверочным словам подберите проверяемые однокоренные слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

Зверь -… (звериная, зверьки)

Сад - … (садовые, садить, садовник)

Гриб -… (грибной, грибок)

Тащит - … (тащить)

Такие упражнения заставляют детей вникать в смысл слова, они помогают отрабатывать навык проверки слов с безударной гласной в корне. Проводить их необходимо систематически, чтобы достигнуть хороших результатов.

В методике апробированы и широко используются следующие приемы разъяснения значений слов (приемы располагаются по степени их развивающего потенциала):

) Учащиеся под нашим руководством осуществляют словообразовательный анализ слова и на этой основе выясняют его значение (или оттенок значения). Для начальных классов простейшим подходом к словообразовательному анализу служит вопрос: «От какого слова образовано новое слово?» или: «Почему так назвали?» таким способом могут быть объяснены слова шапка-ушанка (закрывает уши), подосиновик (растет под осиной), леденец (тает во рту, как лед), рыжик (рыжего цвета), костяника (ягода с косточкой), односельчане (люди из одного села), лучезарный (от слов лучи и заря).

Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

) Словообразовательный анализ нередко сопровождается сопоставлением слова с другими словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например: землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожий цветом на серебро).

) Как уже говорилось, опора на контекст в любом случае способствует пониманию слова. Но бывают случаи, когда роль контекста особенно велика, и основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом. Например, слова нелюдим, на отшибе, угрюмый и чурается в рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» вне текста объяснить трудно, и состав слов не вполне поясняет их значение. Однако чтение той части рассказа, где характеризуется старый Матвей, ведущий замкнутый образ жизни, значение слов «высвечивается», третьеклассники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.

) Вариантом предыдущего приема служит самостоятельное включение нового слова в иной контекст, составленный самими детьми. Это прием активизации, о чем будет сказано ниже, но в то же время это прекрасный прием глубокого раскрытия значения слова.

) Отвечает требованиям самостоятельности выяснения значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и по сноскам в книге для чтения. Как уже отмечалось, специального толкового словаря для начального класса пока не создано; однако есть все же справочная литература энциклопедического типа, например книга «Кто такой? Что такое?». В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями. Сноски - справки имеются во всех учебных книгах, - например, в «Родной речи» для III класса их около 50 и они разнообразны, а во II классе - 25. Очень важно, чтобы сносками пользовались учащиеся самостоятельно.

) Объяснение значения слова путем показа картинки, макета, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока.

В рассказе Г. Скребицкого «Дятел» мы таким способом объяснили два слова: дятел - показом чучела и трухлявый - показом кусочка трухлявой древесины, а если возможно, растущего трухлявого дерева. (I класс)

Глаголы пересвистываются иволги, кукуют кукушки из рассказа И. Соколова-Микитова «Лето лесу» могут быть прослушаны во время экскурсии в парк, в лес или же с помощью звукозаписи (II класс); действия строгать, сверлить могут быть продемонстрированы в школьной мастерской.

Иногда возможен показ рисунка или иллюстрации. Так, для объяснения существительных и прилагательных следует показать предметные картинки, а для объяснения глаголов - сюжетные.

) Объяснение значения слова путем замены его синонимом - один из наиболее часто применяемых приемов. Он не вызывал бы возражений - тем более что его применение требует значительной активности школьников, - если бы при этом не возникла одна чрезвычайно частая ошибка. Так, анализируя язык сказки В.М. Гаршина «Лягушка - путешественница», дети заменяли яркие, выразительные слова шлепнулась, с сучка в воду, бултыхнулась в грязный пруд и полетела вверх тормашками невыразительными, стилистически нейтральными словами упала, стала падать. Такое «объяснение» слов шлепнулась, бултыхнулась и фразеологизма полетела вверх тормашками не обогащает, а обедняет речь детей, так как уводит их от эмоционально окрашенных слов, имеющих оттенки значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.

Чтобы избежать указанной ошибки при объяснении слова через синоним, нужно, во-первых, подбирать несколько синонимов; во-вторых, сравнивать значения синонимов, подчеркивая их различия и выразительность (третьеклассники, сравнивая, говорят: «Шлепнулась - это не просто упала, а сильно упала, шлепнулась пузом»; «бултыхнулась - это значит сильно упала, с сильным звуком, это смешно»).

Дополнительные пояснения при замене слова синонимами помогают детям понять выразительность авторских слов, их точность, образность.

) Некоторые слова могут быть объяснены путем подбора антонимической пары. Так, слово тусклый становится понятным детям, если ему противопоставить уже известное ранее слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначение начала и конца пути соревнующихся спортсменов. Для примера использования смысловой противоположности слов мы использовали стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»: чтобы лучше понять слово неряха, использовали слова чистый, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый.

) Наконец, многие могут быть разъяснены на основе развернутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда - из нескольких предложений. Этот способ разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы. Например, в стихотворении Джанни Родари «Всемирный хоровод» мы приводили названия национальностей. Детям задается вопрос: «Кто где живет?». В развернутых ответах раскрываются значения слов абиссинцы, англичане, эскимосы. Таким же образом разъясняли слова оружейники, красногвардейцы в рассказе А. Кононова «Рождение армии». [38, 45]

Заключительным этапом стала проверочная работа.

Детям раздали листочки и предложили под диктовку учителя самостоятельно записать 6 уже им знакомых словарных слов и рядом написать значение каждого из них.

Судя по результатам, работа прошла успешно.

Цель, которую мы поставили перед началом эксперимента была достигнута.

Из 25 работ 18 были выполнены абсолютно правильно.

Вот работы детей, которые на начальном этапе допустили много ошибок (Орфография сохранена):

(Егунян Г.)

Автомобиль - транспорт

Вокзал - станция

Партрет - изображение человека

Календарь - способ счислений дней в году

Пальто - верхняя одежда

Директор - руководитель предпрятей

(Экшиян А)

Автомобиль - транспорт

Вокзал - станция

Партрет - это описание человека

Календарь - это числа месицов

Пальто - это верхния одежда

Директор - рукаводитель

(Юркевич Е.)

Автомобиль - транспорт

Вокзал - это станция

Портрет - картина человека

Календарь - способ счеслений в году

Пальто - верхния одежда

Директор - это упровляемый предприятием

(Амалян Э)

Автомобиль - транспорт

Вокзал - станция

Партрет - аписание человека

Календарь - способ счисления в году

Пальто - верхняя одежда

Директор - руковадитель предприятеля

(Рудаков И.)

Автомабиль - транспорт

Вокзал - зал ожидания

Партрет - картина

Календарь - способ просмотра чисел

Пальто - верхняя одежда

Директор - рукаводитель предприятелями

Через неделю, после нашего эксперимента мы попросили учителя снова провести эту работу, и по ней можно точно увидеть, усвоили ученики материал или нет.

Результат работы показал, что можно и нужно работать с детьми над всеми этапами работы со словарем, особенно над этапом уточнения словарных слов.

 


Заключение

 

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие основные выводы.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.

Богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.

Особенность словарной работы в школе (как, впрочем, и многих других видов работы по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.

Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов.

Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются четыре направления:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов.

Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор анонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

В-четвертых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Естественно, что все четыре направления работы тесно связаны между собой.

Словарная работа - прекрасное воспитательное средство, она неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Это обеспечивает глубокое понимание значения слов и уместности из употребления в данном тексте.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно сознание.

В методических исследованиях одной из главных задач словарной работы справедливо признается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся.

В процессе проведения словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как правильность, точность, уместность, выразительность. Отсюда задачи формирования у учащихся осмысленного целесообразного словоупотребления, формирования у детей умения выбирать такие лексические средства, которые соответствовали бы теме высказываниям, его назначению, стилю.

В практической части мы провели эксперимент. Мы добились поставленной цели. Результат работы показал, что можно и нужно работать с детьми над всеми этапами работы со словарем, особенно над этапом уточнения словарных слов.

Проделанная работа, показала, что включение словарной работы в урок, как вспомогательной формы обучения в начальной школе, увеличивает словарный запас учеников. Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать (т.е. перенести из пассивного в активный словарь) как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов. Пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребенка.

 


Список литературы

 

1. Аксарина Н.М. - Воспитание детей раннего возраста. Изд. 2-е, м., Медицина, 1972 - 262 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. - Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. И сред. Пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 400 с.

.   Амонашвили М.А. - В школу - с 6-ти лет. - М.: 1986. - 256 с.

.   Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе // Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. - М.: Просвещение - 1991. - 268 с.

.   Ахманова О.С. - Словарь лингвистических терминов. - М.: 1966. - 386 с.

.   Баранов М.Т, - Изучение лексики - М.: 1981. - 274 с.

.   Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченко П.Ф. - Методика преподавания русского языка. - М.: 1990. - 360 с.

.   Безруких М.М. - Знаете ли вы своего ученика. - М.: - 1991. - 177 с.

.   Богоявленский Л. - Место орфоэпии в школьной работе // Родной язык в школе. - М.: 1926 - №9.

.   Богуславская Н.Е., Капинос В.И. - Методика развития речи на уроках русского языка - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

.   Власенков А.И. - Развивающее обучение русского языка. - М.: 1983. - 196 с.

.   Гербова В.В., Максаков А.И. - Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

.   Горецкий В.Г. Карюшкин В.А. Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. М.: 1982. - 185 с.

.   Давыдов В.В. - Проблемы развития обучения. - М.: 1986. - 256 с.

.   Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. - Русский язык 3 класс: Поурочные разработки к учебнику. - М.: Вако, 2004. - 416 с.

.   Иваненко А.П., Белоус Т.Н. - Словарная работа в детском саду. - Запорожье, 1975. - 342 с.

.   Иваненко А.П. - Словарная работа с детьми четвертого года жизни. - М.: 1971. - 184 с.

.   Карлсен Е.Г., Каменова А.В. - Уроки по обучению грамоте - М.: 1972. - 112 с.

.   Каменова А.В., Архангельская Н.В. - Обучение грамоте - М.: 1969. - 160 с.

.   Кольцова М.М. - Ребенок учится говорить. - М.: 1973. - 192 с.

.   Купалова А.Ю. - Совершенствование методического обучения русскому языку. - М.: 1981. - 368 с.

.   Леонарди Е.И. - Дикция и орфоэпия. - М.: Просвещение, 1976. - 187 с.

.   Леонтьев А.А. - Психологические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: 1969. - 245 с.

.   Львов М.Р. - Основы развития речи младших школьников // Начальная школа. - 1981. - №7. - 198 с.

.   Львов М.Р. - Методика развития речи младших школьников. - М.: 1985. - 354 с.

.   Львов М.Р. - Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: 1989. - 182 с.

.   Львов М.Р., Горецкий В.Г. - методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: 1989. - 182 с.

28. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: 1975. - 176 с.

. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка - М.: ИЦ «Академия» - 2000. - 246 с.

30. Лысенкова С.Н. - Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки. - М.: 1985. - 1761 с.

.   Пеньевская Л.А. - Обучение родному языку. - М.: 1955. - 243 с.

.   Политова Н.И. - Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: 1984. - 322 с.

.   Политова Н.И. - Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: 1984. - 254 с.

.   Прудникова А.В. - Лексика в школьном курсе русского языка. - М.: 1979. - 185 с.

.   Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. - Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение. 1979. - 430 с.

.   Рождественский Н.С., Фомичева Г.А. - Актуальные проблемы методики обучения русского языка в начальных классов. - М.: 1977. - 382 с.

.   Рождественский Н.С. - Основы методики начального обучения Русскому языку. - М.: 1965. - 284 с.

.   Сальникова Т.П. - Методика обучения грамоте. - М.: 1996. - 96 с.

.   Сахарный Л.В. - Как устроен наш язык. - М.: 1978. - 245 с.

.   Селезнева Е.П. - Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1984. - 254 с.

.   Соколов Н.М., Тумим Г.Г. - На уроках родного языка: Обучение чтению и письму. - Пг., 1917. - 184 с.

.   Соловейчик М.С., Светловская Н.Н. - Русский язык в начальных классах.: Теория и практика обучения: учебное пособие для студентов педагогических заведений по специальности «Педагогика и методика начального обучения» - М.: 1998. - 384 с.

.   Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. - Русский язык в начальных классах. - М.: 1998. - 384 с.

.   Соловьева О.И. - методика развития речи и обучения родному языку в детском саду - М.: 1966. - 271 с.

.   Сохин Ф.А. - Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. - 354 с.

.   Сохин Ф.А. - Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.

.   Тихеева Е.И. - Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1985. - 162 с.

.   Успенский Л.В. - Культура речи. - М.: 1976. - 258 с.

.   Чернышев В.И. - В защиту живого слова // Избр. Труды. - М.: 1970. - 529 с.

.   Шульгина В.П. - Методическая копилка. - М.: 1938. - 134 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...